Фильм

Фильм Лакричная пицца

Licorice Pizza (2021, США), IMDb: 8

7.1
8
1/16

Беззаботная юность в Америке 1970-х в новой картине Пола Томаса Андерсона

Новый фильм величайшего режиссера Пола Томаса Андерсона («Нефть», «Врожденный порок»), где Купер Хоффман (сын Филипа Сеймура Хоффмана) в образе мечтающего об актерской карьере 15-летнего подростка Гэри Валентайна влюбляется в очаровательную помощницу фотографа, 25-летнюю Алан Кейн (Алана Хаим, вокалистка поп-рок-группы Haim). Девушка поначалу не реагирует на ухаживания школьника, и Гэри уже начинает топтаться на пороге френдзоны, но постепенно необходимый романтический контакт между ним и Алан все же налаживается. В качестве декораций мастеровитый Андерсон выбрал долину Сан-Фернандо образца 1973 года, а идея для фильма возникла еще в далеком 2001 году. Традиционно за музыку здесь отвечает солист Radiohead Джонни Гринвуд. Харизматичного продюсера сыграл Брэдли Купер, вместе с ним — Том Уэйтс, Шона Пенн и Джон Си Райли.

СтранаСША
Продолжительность2 часа 13 минут
Дата выхода26 ноября 2021
Дата выхода в России13 января 2022
Возрастное ограничение18+
Январь
Февраль
Исполинская (в медийных масштабах) фигура Пола Томаса Андерсона, сына актрисы и умеренно популярного диктора, добрые 20 лет напоминает о славных призраках былых времен, когда масштаб замысла, дотошность реализации и дорогая выделка считались признаком большого голливудского стиля. Дебютировав авантюрной драмой «Роковая восьмерка», ПТА следом только повышал ставки для себя и своих героев: многофигурная порнополифония «Ночей в стиле буги» и характерная для конца XX века примирительная многоголосица «Магнолии», напоминавшей о связи всего сущего; следом — романтическая, язвительная и неистово смонтированная передышка «Любовь, сбивающая с ног»; затем — монументальная американская трилогия: от густой, как кровь и банковские потоки, истории становления земли свободы на костях («Нефти» с выдающимся перфомансом Дэниела Дей-Льюиса) через болезненный сеанс послевоенного гипноза («Мастер» с потрясающими ролями уже Филипа Сеймура Хоффмана и Хоакина Феникса) — к экранизации неэкранизируемого романа Пинчона, одноименного, завиральному памятнику 1960-х с их травокурной эйфорией и консервативной паранойей («Врожденный порок»); последняя большая работа мастера — «Призрачная нить», проводившая на пенсию Дей-Льюиса и миф о художнике с большой буквы, а также вдоволь поиздевавшаяся над концептом взаимопоглощающей любви. Словно в напоминание, что гигантомания не ключевая черта ПТА, его фильмам не чужда ирония, а фильмографии — короткий метр и клипы (новейший — музыкальное видео «Anima» про Тома Йорка, катающегося в метро, а на самом деле — в собственной голове). В эпоху, когда все табели о рангах неактуальны, иметь такую фигуру, как режиссер Андерсон, крайне удобно: из всех прилежных учеников, метящих в большие голливудские режиссеры, он, вероятно, больше всех похож на отличника; а именно через этих целеустремленных ребят проще выстраивать и рушить иерархии, если они все-таки понадобятся.

Рецензия «Афиши» на фильм «Лакричная пицца»

9Мокрые места

1973 год (это важно), в долине Сан-Фернандо (часть Лос-Анджелеса) знакомятся двое, но им вроде бы никак не пристало быть вместе — да они и сами это понимают. Пятнадцатилетний школьник Гэри (Купер Хоффман), нестандартный, оборотистый — сперва пробует себя в качестве юного актера, и небезуспешно, потом его больше заинтересует бизнес-перспектива: сначала на арендованной площади он устраивает шоу-рум водяных матрасов, затем — зал игровых автоматов.

В любом случае он явно не пара 25-летней Алане (Алана Хаим), работающей ассистенткой фотографа, толком не понимающей, чего она хочет от жизни, запоздалой невесте? — во всяком случае, так считает ее большая еврейская семья. Девушка быстро его отошьет, но впоследствии так же скоропалительно подружится, поучаствует во всех его начинаниях, попытается сама состояться как актриса в фильме со стареющей звездой Джеком Холденом (Шон Пенн), зальет водой дом сумасбродного продюсера (Брэдли Купер, лучшая мужская роль второго плана, если не получит номинацию на «Оскар», значит, у академиков нет глаз и ушей), повлияет на политическую жизнь города, вписавшись в компанию подозрительного кандидата в мэры (Бенни Сафди). Наконец, окончательно поймет, что все мужики — сволочи. В общем, лето — это маленькая жизнь.

Безусловно, «Лакричную пиццу» трудно сравнить с монструозной «Нефтью» и философским «Мастером» — режиссер Пол Томас Андерсон скорее славен как гуру сложного и увлекательного исторического нарратива (хотя нужно сразу оговориться, что его больше всего интересует XX век). Да, в его новой работе тоже есть пышная стилизация под эпоху, причем под ту, что он сам повидал в раннем детстве — на момент начала действия фильма ему было три года. Но это вовсе не исчерпывающее высказывание о временах и нравах, о темных и тайных гранях человеческого нутра — по сути, перед нами светлая, наивная романтическая трагикомедия, даже без красивого расставания, как в каком‑нибудь глазированном «Ла-Ла Ленде».

Вообще, любопытно, в какой период на экраны выходит именно этот фильм Андерсона, который рискует прослыть легковесным в сравнении с предыдущими работами. Вовсю бушует ренессанс мюзиклов: «Вестсайдская история» Спилберга забирает вязанку «Золотых глобусов», а еще ведь была «Аннетт», случится «Сирано». Налицо тренд на уход зрительской аудитории в пространство экранной иллюзии, фантазии, где все и всегда хорошо, где поют и танцуют, даже если сюжет предполагает сложную моральную подоплеку. В «Руке Бога» Паоло Соррентино вспоминает о собственном уже не таком босоногом неапольском детстве. Кино стало легче, нам стало вполне достаточно суровой правды перед глазами, в заголовках новостей и так далее, нам хочется отдохнуть. Мы живем в мире иллюзий, и я, и ты.

И в «Лакричной пицце» тоже с лихвой достаточно душеспасительности. Пусть разница в возрасте между героями кому‑то покажется провокационной, но на самом деле перед нами милейшая лавстори безо всякого абьюза — что‑то подобное в 2022 году стало сложно встретить. Здесь в целом все хорошо: никаких краеугольных проблем, сплошное счастье без границ. Даже эпохальные сдвиги, в которых Гэри с Аланой примут непосредственное участие, — первый бензиновый кризис 1973 года, выборы мэра — не слишком-то их изменят. Но, как нетрудно догадаться, за внешней милотой coming-of-age скрывается подлинная глубина.

За фактурой Пол Томас Андерсон полез не только в собственные воспоминания, но и в жанр молодежной перегретой комедии. Ровно такой же, как «Евротур» или «Американский пирог», которые и сегодня столь же легко смотрятся, и эта легкость чем‑то подозрительно напоминает ту, что присуща и «Лакричной пицце». Молодость всегда истошно витальна, а витальность — то, чего современному кинематографу часто очень не хватает.

Главной движущей силой в таких картинах обычно является сексуальный драйв героев, и в целом то же самое наверняка присуще и слегка растерянному, но держащемуся уверенно Гэри, его близко к гениальности играет дебютант Купер Хоффман (кажется, он достойно продолжит династию своего отца Филипа Сеймура Хоффмана, которому тоже были подвластны образы любой сложности и двусмысленности). Но режиссер ханжески умалчивает о половом созревании тинейджера — столь же лицемерно обходила тему подростковой мастурбации Джоан Роулинг в поттериане. Тем не менее понятно, что в этом фильме секс если и не показывается, то подразумевается — неспроста первым названием картины было «Мокрое место». Хотя так называется как раз компания Гэри по продаже водяных матрасов.

На пубертатное знакомство с девушкой постарше потенциального бойфренда можно взглянуть и с иной стороны. Алана Хаим — участница музыкальной группы Haim, в которой она поет вместе с двумя сестрами (и они, и их родители снялись в фильме), и это второе мощнейшее актерское открытие сезона. Для Haim Пол Томас Андерсон снял уже много клипов, видимо, из опыта общения с реальной Аланой и появилась героиня, которая даже в 25 лет, кажется, так и не придумала, кем она хочет стать, когда вырастет. С одной стороны, она своего рода полпредка всего зумерско-миллениальского поколения, которое уверенно решило ничего не решать. C другой — она по чистой случайности в итоге находит ту дружбу, которая и выдернет ее из небытия: героиня познакомится с излишне деятельным подростком. Но при этом совместная жизнь с ним, разумеется, не кажется ей перспективной — и поэтому экранная Алана испробует все возможные пути, пока не поймет, что ее настоящее счастье, кто бы мог подумать, все лето проходило рядом с ней по лос-анджелесским улицам.

Именно эту легкую картину на широком экране увидеть будет важнее, чем ту же эпохальную, гремящую смыслами «Нефть». Пол Томас Андерсон миновал все на свете фестивали и выпустил этот фильм именно сейчас, чтобы позволить нам вслед за ним перелететь из зимы в лето, из взрослой жизни — в вечную молодость, из апокалипсиса — в уютное прошлое, где даже исчезновение бензина по всей стране не воспринимается как катастрофа. Зато изобрели водяные матрасы и разрешили открывать залы игровых автоматов — и то радость. Сегодня по такому поводу было бы трудно улыбнуться, наши серотониновые рецепторы выжжены дочиста — круглосуточно на замену счастью поставляется контент по интересам. Покрутите в своем проигрывателе «Лакричную пиццу», и эта история станет вашим личным фантомным воспоминанием.

18 января 2022
6

Какие-то эмоциональные отголоски, напоминающие "Врожденный порок", вроде бы присутствуют... Да, США 70 годов... Все еще большие автомобили, напористость и непосредственность, попытки добавить старой брутальности за счет Шона Пена и Купера... Вроде бы и жизненный фильм про крепкозадого подростка и сутулую еврейскую девушку, которые пытаются построить отношения и бизнес. Но весь этот винегрет из намеков на бодипозитив, межрасовую толерантность, равенство полов и признание факта наличия гомосексуалов в политике и жизни оставляет впечатление какого-то конъюнктурного, конформистского спектакля.

18 января 2022
Мимими
Стоит увидеть
10

Фильм вкусняшка😊 вроде ничего особенного в сюжете но смотреть вкусно, герои даже некрасивые скорее но все равно смотреть в кайф - удовольствие настроение смак 😁 картинка юмор игра саунд атмосфеоа 70х все вместе.
Качественное хорошее кино 👍 оценка imbd соответствует

15 января 2022
Мимими
8

Фильм очень душевный, трогательный. милый, атмосферный. Фильм про юность и любовь. Актеры играют потрясающе.

15 января 2022
10

Каждый новый фильм Пола Томаса Андерсона событие для киноманов. Одни, как «Магнолия», становились бесспорными хитами. Другие, как «Мастер», могли быть более сложны и неоднозначны для восприятия.

Вышедшая в прокат «Лакричная пицца» - просто загляденье! История немного странной, но настоящей, «сбивающей с ног», любви на фоне Калифорнии 70-х и с безупречным саундтреком. Романтичная, смешная, тонкая, с яркими персонажами (Брэдли Купер, Шон Пенн и Том Уэйтс - диво как хороши!) и нестандартными главными героями (Купер Хоффман - сын Филипа Сеймура Хоффмана, сыгравшего в пяти фильмах Андерсона, такой вот поклон ушедшему другу, и очень классная и живая Алана Хаим).

Такое ощущение, что Андерсона просто распирает от вдохновения, от радости снимать кино, как, может быть, не распирало со времён «Ночей в стиле буги». Он будто готов обнять всех и каждого от любви. Пол даже не удержится и поиграет с нами немного в «Таксиста», что казалось бы здесь не обязательно, но так хорошо.

Фильм - свежий воздух, «кровать из воды», чистое кино. Похожее наслаждение получал от «Однажды в Голливуде» и «Каждому свое» Ричарда Линклейтера. Ради таких фильмов я, собственно, и смотрю кино. Жду именно подобного чуда. И иногда удаётся его увидеть.

14 января 2022
10

отличный фильм, так устал от супер-героев (не путать с хорошей фантастикой) и фарса (визуального и в сценариях).....очень реалистичный, персонажи живые...смотришь и нет ощущения что тебя просто обманывают и держат за дурака пичкая видео и ацдиоэффектами и дебильным пафосом ...10 баллов, отдохнул и получил удовольствие.. если вы подходите к кино как "лишь бы мелькало и гремело" - не ваш фильм, ну а если вам просто нравиться наблюдать за людьми и жизнью - welcome

16 января 2022
Все отзывы
Материалы о «Лакричная пицца»
Кинопремьеры недели: «Лакричная пицца», «King’s Man: Начало», «Крик» и «Фальшивомонетчик»
Кинопремьеры недели: «Лакричная пицца», «King’s Man: Начало», «Крик» и «Фальшивомонетчик»
Кинопремьеры недели: «Лакричная пицца», «King’s Man: Начало», «Крик» и «Фальшивомонетчик»
Самые ожидаемые зарубежные фильмы 2022 года
Самые ожидаемые зарубежные фильмы 2022 года
Самые ожидаемые зарубежные фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Карамора», «Этерна: Часть первая», новые сезоны «Озарка» и «Дома с прислугой»
Онлайн-премьеры недели: «Карамора», «Этерна: Часть первая», новые сезоны «Озарка» и «Дома с прислугой»
Онлайн-премьеры недели: «Карамора», «Этерна: Часть первая», новые сезоны «Озарка» и «Дома с прислугой»
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?