Киноафиша Москвы

Фильм «Патерсон»

Paterson (2016, США, Франция, Германия)
7.9
оценить
Смотрите фильм "Патерсон" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Патерсон — трейлер

Смотреть трейлер

Джим Джармуш про стихи и городской автобус

Адам Драйвер водит автобус, общается с псом и сочиняет стихи в новом фильме Джима Джармуша. В поэтическую атмосферу этого кино очень сложно не влюбиться, хотя в нем практически ничего не происходит, как в лучших старых фильмах седовласого американского режиссера.

Актеры

Режиссер фильма «Патерсон»

65 лет Фильмов: 20

Сначала пошел по стопам матери и учился на журналиста, но потом передумал и поступил на отделение английской литературы. Продолжил обучение во Франции, где часто посещал Парижскую синематеку — и влюбился во французское кино. Закончил киношколу Нью-Йоркского университета и уже со вторым фильмом «Более странно, чем в раю», выросшим из одноименной короткометражки, завоевал «Золотую камеру» Каннского фестиваля (кстати, оператора и пленку Джармушу подарил Вим Вендерс).

С его награды за «Лучший дебют» началась новая волна «американских независимых режиссеров». Сам Джармуш снял «Ночь на Земле», «Мертвеца» и «Пса-призрака: Путь самурая», предвосхитившего моду на Японию в американском кинематографе. За «Сломанные цветы» режиссер получил Гран-при Каннского фестиваля, а за «Пределы контроля» оплеухи от критиков. Но всех примирил фильм «Выживут только любовники», который режиссер сам окрестил «криптовампирской историей любви». Джармушу свойственен поэтический взгляд на кинематограф: наиболее прямолинейное воплощение этому видению он нашел в фильме «Патерсон».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1176
оценок:
807
рейтинг:
18263
3

Джим Джармуш смотрит в зеркало

В городке Патерсон, Нью-Джерси, живет молодой мужчина по фамилии (или имени?) Патерсон (Адам Драйвер). Каждое утро он отправляется на работу: водить рейсовый автобус. Каждый день он съедает бутерброд с видом на живописный водопад. Каждый вечер он ужинает с красавицей женой (или подругой?) Лорой (Голшифте Фарахани), выгуливает английского бульдога и выпивает одну кружку пива в баре, перекидываясь парой слов с барменом и завсегдатаями. Кроме того, Патерсон носит с собой блокнот и записывает туда стихи, которые сочиняет.

Творчество — это дисциплина, прилежание, скромность и рутина. Это одна из главных идей «Патерсона». Вот уже тридцать семь лет — чуть больше, чем главному герою, — Джим Джармуш по утрам просыпается и идет (не буквально, конечно) снимать кинофильмы. Один из самых признанных режиссеров современности, он с успехом работал в разных странах с талантливыми знаменитыми людьми. Делать про это фильм было бы, конечно, неправильно, нескромно, поэтому его альтер эго — пролетарий из провинции, который водит автобус; Джармуш чувствует с ним духовное родство и одобряет его маленький ежедневный героизм, его отсутствие амбиций, его незаметный миру творческий поиск. Вероятно, он даже немного завидует ему: простая жизнь, простые радости. На книжной полке Патерсона рядом с томиками стихов и «Бесконечной шуткой» (которая так выложена, что ее трудно не заметить) стоит еще, например, «Уолден» Генри Торо, интеллектуальный манифест о прелести физического труда и жизни в хижине вдали от суеты.

Превращение с возрастом из голоса поколения в надутого, витающего в облаках позера — очень распространенная история, но в случае Джармуша это выглядит как-то особенно обидно. Обладатель острого слуха и уникального голоса, однажды он перестал снимать фильмы о людях и стал снимать о творчестве. Центральной темой позднего Джармуша оказалось противостояние воображаемого мира художников, поэтов, музыкантов — и мира реального, с его жестокостью, коррупцией, экономической депрессией: самым буквальным образом они схлестнулись в «Пределах контроля», но и «Выживут только любовники», конечно, про это (да и «Кофе и сигареты», если подумать). Иначе говоря, вместо того чтобы смотреть в окно, Джармуш начал неотрывно смотреть в зеркало — где с каждым годом, как все мы знаем, интересного все меньше.

«Ищите поэзию в повседневном», — говорит Джармуш в «Патерсоне». Когда-то, особенно в своих первых фильмах в 80-е, Джармуш об этом не говорил — он молча ее находил. И ленивым, как будто случайным движением выплескивал на экран. Сегодня стихи появляются на экране, написанные аккуратным почерком, да еще озвученные приятным голосом Драйвера, да еще с мечтательной музыкой, да еще с наплывами: женское лицо, струится вода, перо бежит по бумаге. Что-то такое ожидаешь увидеть на канале «Культура» в передаче про Пушкина.

В остальном это больше похоже на сайт AdMe: коллекция всего милого, креативного и заставляющего необременительно задуматься. Особенно в этом смысле удалась героиня Фарахани, домохозяйка с сильным творческим началом, в которой гармонично соединились идеалы разных эпох. С одной стороны, она готовит интересные ужины, понимает мужа с полуслова, поддерживает его и вдохновляет, а с другой, живет собственной духовной жизнью: оформляет интерьер их скромного жилища черно-белыми орнаментами, печет расписные капкейки и планирует стать кантри-певицей. Нельзя не отметить и собаку. Интересно, стал бы Вим Вендерс (тоже сошедший с ума, но совсем по-другому) дарить молодому Джармушу пленку, если бы знал, что тридцать лет спустя тот четверть фильма будет разглядывать очаровательного бульдожку.

Герои «Патерсона» живут в той же альтернативной вселенной, что и герои «Таинственного поезда», или «Ночи на Земле», или «Пса-призрака»: слегка потерянные люди на пустынных улицах, где каждый встречный, включая девочку в розовой курточке, может поддержать разговор о поэзии, из воздуха может соткаться мистический японец, а близнецы, упомянутые в первой сцене, будут впоследствии появляться за каждым поворотом. Но магия, которая во всем этом была, куда-то испарилась — остался набор приемов из прошлого века, вызывающий в основном неловкость. Поскольку Патерсон — водитель, на переднее сиденье ежедневно садятся два человека и ведут как бы забавный разговор (женщины, итальянские анархисты, Рубин Картер), который он слушает, доброжелательно поводя ушами. В баре по вечерам — маленькая любовная драма в нескольких сериях и мудрый чернокожий старик-бармен с шахматами. «Эх, сегодня мне надерут задницу». — «А с кем ты играешь?» — «С самим собой». Джармуш делает паузу для аплодисментов; бульдог привязан на улице, поэтому выразительно перевести камеру на его печальную морду (как режиссер делает в дюжине других сцен) не получается.

Нынешний Джармуш проповедует культурный эскапизм, пассивный культурный резистанс: смотри на ручеек, читай книжку, пиши стихи — и все будет хорошо. Довольствуйся малым. Увидь в нем красоту. Ешь, молись, люби. Он всегда был кумиром пошляков (не только их, конечно), но сам пошляком не был. Однако в последнее время его буддистский стоицизм превратился в какое-то уютное рок-н-ролльное мещанство, странное сочетание сенильности и инфантильности. Кажется, он и сам это понимает: если стихи Патерсона написаны глубоко пожилым поэтом Роном Паджеттом, то стихотворение девочки в розовом сочинил сам режиссер. Патерсон отказывается носить мобильный телефон, потому что — ну разумеется — «он будет чувствовать себя на поводке». Но, возможно, Джармушу пришло время переместиться туда, куда давным-давно переехали все многочисленные любители находить поэзию в повседневном: в Tumblr или инстаграм.

25

Отзывы пользователей о фильме «Патерсон»

Фото Никита Назаров
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
28
1

Я пришел в зал
Погрузил бренное тело свое в комфорт кресел
Моей ж...пе тепло
Картинки льются
Долго... Долго...
Попкорн хрустит, оставляя шелуху на зубах.
Запивая водой полощу зубы, будто всепоглощающая стихия океана бушует во рту растекаясь волнами
Мне грустно, уныло.
Какой-то эскапизм... Или нет? А поху...м!
Два часа из жизни выброшены в пропасть безвозвратности...
Щетки скребут по стеклу...
Всё пи...дец...

28
Фото Juniper
отзывы:
248
оценок:
248
рейтинг:
586
7

Удивительное дело, чистая элегия без вселенской печали, воплощенная на экране.
Как говорит нам толковый словарь Ушакова, элегия - "лирическое стихотворение, проникнутое грустью и посвященное преимущественно любовным мотивам или каким-нибудь размышлениям общего характера". И все это есть в фильме: и легкая светлая грусть, и любовный мотив (да и не один), и много философских размышлений общего характера, поэтому сюжета, как такового, нет, ничего не происходит, конфликт отсутствует. Весь мир - поэзия, Патерсон бросает взгляд в зеркало, слушает чужой разговор, пьет пиво вечером в баре, а потом из этого получаются стихи. "Рифма не так уж необходима", - говорит Патерсон юной поэтессе, так и в фильме по сути нет сюжета, одно сплошное настроение, разлитое в воздухе творчество: кто-то пишет стихи, кто-то раскрашивает занавески и печет кексы, кто-то устраивает представление из-за проблем в отношениях. И все равно ничего не происходит.
Но такие фильмы на любителя и под настроение. Иначе может показаться скучным и банальным.

12
Фото Назарова Виктория
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
12
1

Не ходите на этот фильм !!! Уныло, скучно............

12
Фото Мария  Зуева
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
37
9

Уже начала думать, что ничего годного в кино не увижу, но вот с огромным удовольствием посмотрела фильм Джармуша «Патерсон». В нем было прекрасно всё, кроме одного момента. Фильм рассказывает о повседневной жизни молодого водителя автобуса в маленьком уютном американском городке в Нью-Джерси. Каждый день похож на другой, но он счастлив, у него большая взаимная любовь с его очень красивой женой. Он пишет интересные стихи и видит жизнь через призму своих сочинений. Все это под прекрасную качественную музыку, очень поэтично, нежно и нескучно, несмотря на неторопливость действия и абсолютно безмятежную атомосферу.
Но вот был там момент, который как-то всю эту благостность подпортил. Так вот: главный герой встает по будням в 6 с чем-то и ест на завтрак КАЖДОЕ РАБОЧЕЕ УТРО искусственные эти сухие хлопья с молоком. На ланч у него опять же КАЖДЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ сэндвич с этим искусственным белым хлебом, который даже не цветет от времени, до того искусственный. На ужин жена его угощает чем-то таким, от чего он чуть ли не давится, и это понятно всем зрителям, кроме его жены. Понимаю, я живу в России, у нас другой уклад жизни и еды, а еще профессия меня «заземлила», и жена у героя скорее муза, чем реальный человек, но все-таки могла бы она его покормить нормально. Я бы, наверное, от такой еды сделала бы ноги день на третий. Может, конечно, еще этот момент так запал в душу, потому что после фильма пошла в гости к друзьям, где жена всегда восхитительно готовит для мужа и гостей, и было забавно вдруг сравнить киношную и реальную пару.
Да, в общем, понятно, что для Джармуша это совсем не главное. Мне кажется, этот фильм об абсолютном спокойствии, - не равнодушном, а хорошем спокойствии, - которое каждый может найти внутри себя, если взглянет на окружающие вещи и ситуации немного под другим углом. Это фильм о по-настоящему добром человеке, которому люди отвечают взаимностью, тянутся к нему, чувствуя в нем эту искру. При этом герой часто совершает поступки героя, но воспринимает происходящее с юмором, не сильно придавая значения тому, с чем носятся остальные.
Сцена в баре: к герою подсаживается сначала африканка, которая бегает от преследующего ее ухажера, потом приходит этот ухажер, и девушка опять сбегает. Тогда он усаживается рядом с героем и начинает страдать. В какой-то момент он уже страдает без слов, и от вида его беспредельного страдания смеется до слез и весь зал и сам герой. Безумно интересно наблюдать, как в жизни героя появляются такие и многие другие люди и ситуации, которые здесь скорее образы и символы, чем живые и настоящие, и подумать о том, что всё то же самое происходит и с тобой в реальной жизни, и так же интересно наблюдать за появлением людей и ситуаций в твоей жизни, за их историями, действиями, эмоциями, за типичностью и в то же время разнообразием жизненных проявлений.
«И что, автобус может взорваться как огненный шар?!», - спрашивали у героя пассажиры, когда автобус сломался.
«И что, автобус мог взорваться как огненный шар?!»- спросил кто-то, кому герой рассказывал о поломке автобуса.
«И что, автобус мог взорваться как огненный шар?!», = спросила жена, когда герой вернулся домой.

6
Фото Алексей Благовещенский
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
6
9

Теперь это самый любимый мой фильм!
Медитация для моей души!
Пойду еще раз и покажу всем своим друзьям!)
Очень хочу снова испытать это состояние комфорта и убежать от тусклой московской реальности в мир Джармуша!

5

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией A-One Films

Жизнь Патерсона (Адам Драйвер) — сплошная романтика: он работает водителем автобуса в городе Патерсон, а в свободное время пишет стихи для любимой жены Лоры (Голшифте Фарахани). Патерсон облачает красоту повседневности в стихи и встречает поэтов повсюду — такова магия города — родины поэтов Аллена Гинзберга и Уилльяма Карлоса Уилльямса. Патерсон пишет в стол и даже не мечтает публиковаться, однако одно маленькое событие меняет его планы.