Киноафиша Москвы

Фильм «Только Бог простит»

Only God Forgives (2013, Франция, Таиланд, США, Швеция)

4.9
0:00 / 0:00
0:00

Только Бог простит (без перевода)

Смотреть трейлер

Райан Гослинг против тайской полиции

Американский экспат в Бангкоке (Райан Гослинг) — владелец боксерского клуба и по совместительству торговец наркотиками — впутывается в войну между полицией и собственной семьей, когда его брат убивает малолетнюю проститутку. В центре драмы также оказываются циничная мама главного героя (Кристин Скотт Томас) и местный полицейский, считающий себя ангелом мщения. Визуально «Только Бог простит» получился прямым продолжением «Драйва», только еще более вульгарным (как вариант — красочным) и кислотным: большую часть времени Рефн концентрируется на перетекающих друг в друга неоновых пятнах и их отблесках на многозначительных лицах героев. Содержательно же Рефн окончательно попрощался с реализмом и снял странную притчу про семью и преступление и наказание.

Режиссер фильма «Только Бог простит»

47 лет Фильмов: 11

Родился в Копенгагене, в семье режиссера и монтажера Андерса Рефна и оператора Вибеке Виндинг. Часть его детства прошла в Нью-Йорке, где болезненный мальчик, страдающий дислексией, рос на фильмах Джона Кассаветеса и Пола Моррисси («Плоть для Франкенштейна» всегда была для него картиной, которую он мечтал снять сам). Не окончив киношколу, Рефн, как и Квентин Тарантино, воспитанник видеопроката, бросился снимать свой дебют, криминальную драму «Торговец наркотиками», из которой выросла целая трилогия — и в которой лучшая третья, самая лютая часть.

Как завзятого антрополога, Рефна больше всего занимает люди в пограничной (читай: экстремальной) ситуации — впрочем, не столько даже люди, сколько герои-архетипы, которых отторгает окружающая среда, как в киноманском «Истекающем кровью», полумистическом «Страхе X», биографическом «Бронсоне» и квазиисторическом «Вальгалла: Сага о викинге». Туда же и «Драйв» (приз за лучшую режиссуру Каннского фестиваля 2011 года) — манифестация авторского стиля, подчеркнуто скупая и лаконичная картина, в которой Райан Гослинг неспроста носит куртку с вышитым на ней скорпионом: это не только демонстрация его характера, но и приговор — драйвер не способен сопротивляться собственной природе. Равно как и сам режиссер, из фильма в фильм снимающий одно и то же концептуально выверенное кино, иногда непонятое зрителями (как, например, «Только Бог простит»), а иногда очень личное — как хоррорный «Неоновый демон», разыгрывающий характерные рефновские фобии и обсессии на территории модельной индустрии и нечеловеческой красоты, которую, как показывает фильм, не в силах переварить каждый организм.

Отзывы пользователей о фильме «Только Бог простит»

Фото Вера Глущенко
отзывы:
5
оценок:
192
рейтинг:
66
9

Два брата (Джулиан - Райан "Светочейрефновских" Гослинг и Билли - Том Бёрк) толкают наркоту под прикрытием муай-тай клуба в Бангкоке. Одной темной тайской ночью Билли жестоко убивает несовершеннолетнюю проститутку с ангельским взором, за что, в свою очередь, не менее жестоко убиваем безутешным отцом юной жрицы. В Бангкок из Америки выписывается экзальтированная мать обоих братьев с четкой программой "не забуду, не прощу" (пергидрольная блондинка Кристал в исполнении Кристин Скотт Томас), параллельно на авансцену выходит Немезида в образе внешне ничем не примечательного тайского копа на пенсии по имени Чанг (местная звезда Витхая Пансрингарм). Начинается кровавая баня.

Прочитали? А теперь забудьте. Сюжет здесь, как и в "Драйве", как и "Пушерах", в пересказе больше подходит для какого-нибудь боевика категории С, снятым начинающим борзым студентом, насмотревшимся Скорсезе и разного рода азиатского треша. Рефну он нужен лишь как неизбежный каркас, на который он с удовольствием нанизывает все свои любимые элементы - свет, цвет, музыку, отчаяние, богоборчество, замирающие жесты, физическую боль, весь свой эстетический морок, невыносимую до рези в глазах красоту.

Дальтоник Рефн, конечно, визионер до фанатизма. Тем, кому в кино дороже всего сермяжная правда жизни и чистота смысла, "Только Бог простит" покажется туманным психоделическим фокусом и, вполне вероятно, ничего кроме раздражения не вызовет. Зато тем, кто любит кино именно за кинематографичность, за то самое чувство, от которого попкорн так и остается остается несъеденным, Рефн приготовил целый пир. Выстраивая каждый кадр как полотно в Эрмитаже, режиссер делает так, что картинка перед глазами буквально сразу гипнотизирует зрителя. Практически неважно, кто там кого зачем куда и за что, когда перед тобой царственная Скотт Томас в окружении витражного калейдоскопа или неспешно снимающий перед боем пиджак Гослинг с каким-то кроваво-красным тайским божеством на заднем плане. Изредка выходя на дневной свет, фильм тут же стремится вернуться в более органичный мрак, подсвеченный неоном, разбитый узорчатый сеткой окон и штор, нарядный, как новогодняя елка, и жуткий, как кошмар при высокой температуре. Атмосфера морока и сна, начиная с визуальных переходов, заканчивая играми с логикой, связывает весь фильм в единое целое, делая его гораздо ближе, например, к "Твин Пиксу", чем к "Драйву".

Игры с разумом убирают сюжетную линию совсем уже до вспомогательного уровня. Настолько, что уже начинаешь сомневаться, а живы ли изначально были герои. По сценарию, конечно, да, все-таки, проходя по грани абсудра, Рефн еще ни разу ее не переступил. Но вот в самом начале Билли стоит у тела растерзанной им девушки и даже не то, что не пытается сбежать - просто криво ухмыляется, зная, что его ждет дальше. Вот его брат Джулиан вызывает на бой главного антагониста. Wanna fight? Что? Да он закурить мог бы с тем же выражением попросить. Как и сам бой - честное слово, влюбленным в Гослинга фанаткам лучше эту сцену пропустить. Вот любовная линия - любовная ли она вообще? В единственной относительно романтической сцене у Джулиана буквально связаны руки. Практически каждый из героев с самого начала несет в себе обреченность и печать смерти, действуя скорее как в агонии, чем как в попытке спастись или победить. 17 реплик Джулиана, да и без них мог бы обойтись. Рефн, как и "Вальгалле", где главный герой вообще отказался разговаривать, снова над нами издевается. Хотели бодрый боевик про кровавую месть с азиатским колоритом? Да вот вам, получайте, и не жалуйтесь.

Ну и отдельный номер - это роль Чанга, отставного копа, единственного персонажа, которому в фильме отведены какие-то смыслообразующие реплики. Загадочный то ли крестный отец местной мафии, то ли сенсей на заслуженном отдыхе, он снова берет на себя функции карающего божества с четким моральным кодексом, развлекающий подчиненных задушевными песнями в караоке в свободное от пронизывания людей (фирменно по-рефновски, изобретательно и подробно) время.

Рефн - киноманьяк-задрот и не пытается скрыть это. Тут вам и Вонг Кар Вай, и Пак Чан Вук, и Дэвид Линч, и Джонни То, и Абель Феррара, и даже простигосподи Ларс Фон Триер, и все они в щедрых пропорциях смешаны в совершенно адский коктейль. Тот же финт ушами Рефн проделывает с классической символикой - миф об Эдипе, миф об Иакове - любители поумничать могут до хрипоты уличать режиссера в буквальной экранизации старых историй. Однако сила Рефна как раз в том, что, используя все возможные штампы и цитаты, он - в отличие от многих своих коллег по цеху - ставит их на службу собственным целям без всякого кокетства и настолько органично, что даже сам ухитряется иронизировать над этим (как, например, в сцене, где мать объясняет нежелание Джулиана принести ей голову убийцы своего брата банальной завистью к размеру его члена).

Это, пожалуй, первый фильм Рефна, получивший самые противоположные оценки и мнения, и это совершенно объяснимо. Говорят, в Каннах зрители смотрели фильм в гробовой тишине, а после финальных титров в сопровождении криков "Бу!" и восторженных оваций чуть ли не лезли в драку. И, вероятно, это как раз та реакция, которая может быть даже лучшей наградой режиссеру, чем любые статуэтки. А критики - ну да что ж с ними поделать. Бог простит.

5
Фото Владимир  Набоков
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
1

В Бангкоке у владельца боксерского клуба Джулиана гибнет брат. Джулиан сходу решает отомстить, но гнев его быстро тихнет: за убийцей стоит опасный офицер полиции Чэн, разборки с которым могут плохо кончиться, да и брат, оказывается, перед смертью убил малолетнюю проститутку, за что и поплатился жизнью. Прибывшая в Бангкок мать Джулиана требует от сына мщения, несмотря ни на что.
Если добавить к этому описанию еще ровно два предложения, синопсис фильма «Только Бог простит» будет изложен полностью. Николас Виндинг Рефн уже упаковывал масштабный роман Джеймса Саллиса в 90 минут боевика («Драйв») — и уж тем более не спасовал перед стостраничным сценарием, ободрав его, как липку, до размеров сериального эпизода. В фильме почти нет событий, как нет движения в кадре — вместо этого набор статичных планов, сменяющих друг друга с явной неохотой. Рефн не в одном интервью говорил о том, что он «режиссер-фетишист» и снимает исключительно то, что интересно ему самому. В «Драйве» под нож пошли автомобильные погони (хотя исходный материал и название фильма, вроде как, обязывали). В «Только Бог простит» к ним присоединились драки, диалоги и практически все, что сегодня принято называть кино. Получился герметичный, ожесточенный артхаус, яростно отталкивающий любого зрителя. Если следовать логике фильма, интересны Рефну только ультранасилие и подсвеченный неоном Райан Гослинг. Ближе к финалу два этих объекта режиссерского интереса сливаются в один — видимо, идеальный с точки зрения автора — образ. Гослинг со зверски разбитым лицом, стоящий под неоновой лампой — вот законченный продукт творчества датского вундеркинда. Если вдруг лично у вас он не вызовет интереса, не расстраивайтесь — так и было задумано.

2
Фото ФРАЙ
отзывы:
72
оценок:
73
рейтинг:
50
7

С нами бог

Отбрасывая высосанные из тростника икзистынцыализм и феласафию, - лицензии к новому Рефну, которого только бог простит, гласят что это кино о том, как человек бросил вызов богу и проиграл.

Так и подмывает спросить: во что играл?

По сюжету в три буквы, аутичный наркоторговец с щенячьими глазами всё того же Раяна Гослинга (бьюсь об заклад, что после каждого тягучего дубля Раян заходился здоровым смехом) вынужден мстить инфернальному, словно сошедшему со страниц древних писаний, тайскому копу за убиенного брата-отморозка. То, что господину раскрошили череп за дело и дело по всем понятиям закрыто, - никого не волнует, особенно властную мамику братьев-поехалов. Так и началась череда кровавых, извращенных и очень томных разборок, в которых справедливо победил Товарищ 87 со своим карающим завулонским мечом.

С тобой никто не играл!

Кубрик умер; Линч не снимает; Ноэ снимает, но раз в декаду - и Нико, из них не являясь никем, пытается усидеть сразу на всех седалищах. Снято с диким, неудержимым понтом, и это даже эффектно, и антагонист получился как всегда шикарнее протагониста, - но, тем не менее, это шаг вперед и два назад. Вывернуть "Драйв" наизнанку и, поколупавшись в его кишках, отправить в "Вальгаллу" - это и есть "Только бог простит".

Ну, зато можно снова поупражняться в дезигне: порисовать красивые постеры да нарезать хипсто-гифок.
Даже фильтры не нужны - встроены по умолчанию.

2
Фото Milan Lock
отзывы:
19
оценок:
19
рейтинг:
80
5


У Рефна ад - это Бангкок наших дней. Он кроваво-красный, в виде нескончаемых коридоров, исписанных драконами, витринами с проституками и торговцами тяжелых наркотиков.
Дьявол у Рефна имеет женское обличие Кристин Скотт Томас, которая ведет себя самым арогантным образом, унижает всех с кем общается, публично сравнивает половые органы своих сыновей, причем в их присутствии.

Если в Драйве Рефн замахнулся на Манна, то в Only God forgives на весь азиатский кинематограф вцелом. И абсолютно заслуженно эта попытка увенчалась провалом. Удушающего холода, кроме адской брезгливости, на протяжении всей ленты не возникало. То есть, медитативные паузы, похожие то ли на галлюцинации, только на паралельную реальность, возможно, совсем не оправданы. При довольно рваном монтаже, да и мертвой по сути камере, главное внимание вообще мечется, между достаточно проработанной историей, которая кому-то напоминает Древнюю Грецию, кому то Талион в религиях, но которая еще до примитива банальна, и сочным видеорядом, который портят то примитивная музыка, то сам скрипт. То есть, когда тот же Тарантино козырнул бы либо диалогом, либо недевральной съемкой снизу, то Рефну просто нечем.

Герои поют смешное караоке, отрезают друг друга уши и руки, и все это под метания Джулиана, который то дерется (хотя дракой это избиение нашего любимого мачо в одну калитку назвать сложно) с местным полицеским, то ковыряется в чреве собственной матери. Короче, находится в состоянии полной невменяйки с задумчивым лицом кота.

И если есть ад, то должен быть Бог. Хотя все критики в Боге видят этого самого полицейского, более всего на эту роль подходит сам Рефн. Возможно это и фильм-самолюбование. Именно он решает, кто выживет в этой мясорубке, он выносит приговоры, он милует. Он прощает.

2
Фото Artur Sumarokov
отзывы:
716
оценок:
2571
рейтинг:
913
7

Гангстер Джулиан, удачно сбежавший от американской карающей руки правосудия в мекку всех оторв и криминальных элементов Бангкок, руководит там официальным бойцовским клубом, в котором, однако, регулярно устраиваются крышесносные хэнговеры с блэкджеком, шлюхами и последующим промискуитетом с высоким содержанием кокса, героина и веществ поопаснее. Когда его старшего брата Билли крайне жестоко убивают, мать Джулиана и Билли, властная супермегера Кристал с манерами повзрослевшей О-Рен Ишии и отапгрейдженной Кэтрин Трэммел, призывает сына отомстить за смерть брата. Маховик обоюдоострой вендетты запущен, и кровь будет литься реками, и гирлянды внутреннностей усеют грязные улицы Бангкока. И не будет никому прощения, и распятый Бог отринут своими грешными детьми…

В то время как один чрезвычайно знаменитый датчанин по имени Ларс все свои последние картины посвящает русскому гению Андрею Тарковскому, попутно нещадно тролля истеблишмент комизмом, физиологизмом и религиеведением, другой, чуть менее знаменитый, но уже успевший стать культовым, датчанин Николас Виндинг Рефн, ныне довольно прочно и успешно обосновавшийся на гламурных голливудских холмах, устраивает для себя весьма увлекательные синефильские игрища, посвящая свои картины сумрачному гению сюрреализма Алехандро Ходоровскому и не только ему одному. В карьере Рефна на всем ее протяжении нет ни одного похожего между собой по стилистике фильма: откровенно настроенная на тарантиновщину трилогия «Дилер», открывшая миру Рефна как такового; беспощадные по реализму и психологизму «Истекающий кровью» и «Страх Икс», шокирующе-натуралистичная и основанная на древних сказаниях «Вальгалла», переосмысленная режиссером в духе экзистенциализма; статичный парафраз скорсезевского «Таксиста» «Драйв». Последняя на данный момент времени режиссерская работа Рефна, отмеченная и вторым после «Драйва» сотрудничеством режиссера с Райаном Гослингом, фильм «Только Бог простит» 2013 года, формально принадлежащий к неонуару и гангстерскому кино, нещадно освистанный во время премьерного показа в Каннах, стала фактически квинтэссенцией художественных изысканий Николаса Виндинга Рефна, его, если угодно, программным киноманифестом, представляющим из себя по сути авторский эксперимент и арт-перформанс без примесей сюжетной линейности и ординарности, синефильским путешествием Рефна в мир немыслимой силлогичной жестокости, богоборчества и агностицизма, кровавой мести и экзистенциального или трансцендентального кошмара.

В фильме Рефна безошибочно можно найти прямые художественные переклички как со «Святой кровью» Алехандро Ходоровского, дешифровавшей в свое время каноны хичкоковского «Психо»(Джулиан отчасти является переосмыслением образа Феникса из того давнего хоррора, да и эпизод с отрубанием рук есть более чем прямой связью фильма Рефна с картиной Мастера Ходо), так и с богатым наследием Такеши Китано(в картине находят свое отображение классические «Сонатина», «Точка кипения» и «Жестокий полицейский»; впрочем, «Только Бог простит» подыгрывает всем без исключения шокерам из Азии, возводя до эстетического абсолюта жестокость в фильме), Дэвида Линча(мотивами из «Шоссе в никуда», «Синего бархата» и, конечно же, «Твин Пикса» фильм пронизан чуть ли не с первых кадров), Квентина Тарантино(дамоклов меч «Убить Билла1-2" висит над фильмом ощутимо) и Гаспара Ноэ. Но в сумме такой адский кинематографический «коктейль Молотова» получился как нарочито претенциозным, виртуозно-глянцевым и выхолощенным, так и переполненным смысловыми пластами творением, сложносконструированной философской притчей о борьбе внутри индивидуума Бога и Дьявола, а также историей патологической и сотканной из фрейдистских кошмаров материнской любви, подпорченной Эдиповым комплексом.

Фактически центральным персонажем в структуре фильма становится не Джулиан и Чанг, две стороны единого целого, а Кристал в блестящем исполнении Кристин Скотт Томас, эдакой безумной «леди Макбет бангкокского уезда», которая в своем стремлении отомстить не остановиться ни перед чем. Роковая женщина, обреченная на погибель. Ядовитый плющ, душащий в своих ласковых материнских обьятиях. Мразь и ангел в одном лице. Герой же Райана Гослинга, непрощенный, но ищущий прощения и у себя, и у Бога, в которого, он, впрочем, верит явно не столь истово, являет собой классический образ неприкаянного героя-одиночки, обреченного не на погибель, а на вечные поиски себя в мире, в котором ему и нет места как такового, ибо он подобен кастанедовскому Воину. И вновь отголосками звучат в фильме как откровенно попсовые вестерны, олдскульные боевики и образцы нуара, так и творение Алехандро Ходоровского «Крот».

Структурно и композиционно фильм Рефна также отчетливо перекликается и с традиционным тайским театром теней Хон, сюжеты в котором основываются на Рамакаене, а именно фильму присущи чрезмерная театрализованность, декоративность вкупе со стильной игрой светофильтров, подчеркнутая условность и недосказанность основного действа, гипнотизирующее музыкальное сопровождение, погружающее в атмосферу ужаса, сюжет лишь формальность, немногословные герои с четкой расстановкой их в плане характеризации, но без ухода в конкретику. По сути все без исключения герои ленты носят маски, и это исключительно маски демонов, снять которые им режиссер не позволяет, превращая фильм в сплошной метафорический ребус. Но кто там, под масками? Человек или Бог? Воин или маньяк? Перерожденный или не успевший еще родиться? Прощенный или не способный на прощение? За изысканной вязью многоцветного визуального ряда таится мрачная история о трех неприкаянных душах в современном мире, все больше погружающихся во тьму, в свой личный Ад. Еще никогда Рефн не заглядывал столь глубоко в человеческую натуру и увидел он там лишь сердце тьмы и густой морок. Если человек себя простить не в состоянии, то и Бог ему уже не поможет. А человеку самому трудно быть Богом и вершителем чужих судеб, даже если он считает обратное. Иногда и человеком непросто остаться, если все вокруг напоминает силлогичный карнавал из крови, убийств и девиаций. Трудно остаться человеком, если брат твой бесславный ублюдок, а мать — извращенная сучка, ведь и ты тогда не лучше них.

1

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией Top Film Distribution

Англичанин Джулиан Хопкинс владеет клубом по тай-боксу в Бангкоке. Он работает под прикрытием в международной операции, связанной с героином. Джулиан родом из семьи криминальных авторитетов, живущей в Англии, и он контролирует эту операцию уже 10 лет. Он зарабатывает большие деньги, получает вдоволь наркотиков, имеет авторитет в преступном мире, но его пожирает пустота...