Юная красотка Джесси (Эль Фэннинг) переезжает в Лос-Анджелес, чтобы сделать карьеру модели, и попадает в компанию одержимых идеальной красотой бесчувственных людей. Она красиво спит, работает и наряжается, отдыхает на различных красивых виллах и постепенно обнаруживает, что окружающая ее жизнь — натуральный ад с каннибалами и убийцами в красивых декорациях. Новый фильм Виндинга Рефна журналисты в Каннах ругали так сильно, что его после этого не терпится увидеть своими глазами.
Триллер, Ужасы |
18+ |
Николас Виндинг Рефн |
20 мая 2016 |
28 июля 2016 |
1 час 57 минут |
theneondemon.com |
Джесси (Эль Фэннинг), едва ей исполнилось 16, рванула откуда-то из Джорджии в Лос-Анджелес делать модельную карьеру. Она представляется сиротой (скорее всего, врет) и снимает комнату в затрапезном мотеле у какого-то дальнего родственника Нормана Бейтса (Кеану Ривз). Ослепительная невинность, которую излучает Джесси, немедленно открывает перед ней многие двери и притягивает как паразитов, так и хищников. Вот вроде бы положительный поклонник (Карл Глусман), с которым она познакомилась в интернете. Вот стерва — агент (Кристина Хендрикс), которая первым делом учит ее убедительно накидывать себе три года. Вот звездный фотограф (Десмонд Харрингтон), плотоядно ее щелкающий. Вот болтун-дизайнер (Алессандро Нивола), сразу же отбирающий ее на показ. Вот стареющие, за двадцать, конкурентки (Белла Хиткот и Эбби Ли), которые, кажется, еще не решили, надо ее игнорировать или опасаться. И вот, наконец, Руби (Джина Мэлоун), гример на фэшн-съемках — это, как выяснится, не единственная ее работа, — которая принимает в судьбе Джесси особенно живое участие.
В немаленькой уже фильмографии Николаса Виндинга Рефна главными героями до сих пор были исключительно мужчины, пытающиеся выжить в мужском — криминальном, как правило, — мире: охранник, заключенный, драгдилер, гонщик, воин. Не очень трудно было угадать, чем станет зарабатывать на жизнь его первая героиня. Причем модельная индустрия per se, очевидно, возбуждает режиссера постольку-поскольку — ему нужен был аналог тюрьмы строгого режима, или ночного Бангкока, или страны викингов: высококонкурентная женская среда, зоопарк, где в вольерах скалятся изящные блондинки (а балетную тему в этом смысле уже закрыл Аронофски). Мужчины здесь тоже обладают властью и представляют угрозу (чего стоит одна сцена с Кеану Ривзом), но они в «Неоновом демоне» — для отвлекающего маневра, им отведены роли преимущественно пассивные, а подлинное напряжение проходит по другой оси. За это Рефну уже прилетело от феминисток, и, возможно, это не самый объемный взгляд на мир — мог ведь снять биографию женщины-ученого, — но в последовательности датчанину не откажешь.
Вообще, нормальных людей в этом фильме будет бесить, разумеется, все, начиная с парфюмерного названия. Его ледяная глянцевая красота: эксперименты со светом, цветом и пространством под пульсирующий электронный саундтрек. Его неторопливость, неповоротливость и непроницаемость, за которой куда чаще мерещится пустота, чем какие-то глубины. В одной сцене кажется, что Рефн патологически лишен чувства юмора, а в следующей — что он откровенно издевается (спойлер: да, он издевается), причем теоретически одно другому не мешает; уже на восьмой минуте упоминается помада Redrum. Если это фильм ужасов, то почему у него полуторачасовое вступление. Если это сатира, то почему Рефн не выбрал мишень еще попроще, чем фэшн-закулисье (потому что такой не существует?). По жилам «Демона» бежит кровь из всех, кажется, великих женских хорроров на свете — от «Суспирии» до «Малхолланд-драйв», от «Отвращения» до «Побудь в моей шкуре», от «Кэрри» и «Сестер» до «Необратимости», — но, конечно, ощутимо пожиже.
Все это понятно (и фильм сперва был освистан в Каннах, а потом с оглушительным треском провалился в Штатах, где его попытались выпустить в широкий прокат). И вместе с тем «Неоновый демон» — пока что самый, вероятно, занимательный киноопыт года. Да, это фильм, работающий с поверхностями, — но не диктует ли сам материал такой подход? В желании Рефна шокировать, соответствовать глубоко, в сущности, архаичному в XXI веке статусу провокатора есть что-то ребяческое, но он и вправду не безобиден. В случае Рефна, как и его знаменитого компатриота, эксплуатация — больше, чем жанровое определение, это важный инструмент его режиссерского метода. В фигуре автора (которая, оговоримся, вовсе не обязательно равна Рефну-человеку) есть какая-то подлинная, ненаигранная безнравственность, которая беспокоит, будоражит и, безусловно, притягивает.
Рефн не обличает зло подиумов, это смешно, а честно пытается разделить ответственность между наблюдателем и наблюдаемым, как завещали Хичкок с Майклом Паэуллом. В тяжелом, зачастую неподвижном взгляде камеры на фантастическую Эль Фэннинг (которой на съемках было 16 или 17, что еще явно уберегло ее от каких-то ракурсов) больше аморального, чем в собственно происходящем на экране. Что такое кино, если не попытка украсть чужую красоту, выпить чужую кровь, воспользоваться чужой невинностью. Героев и героинь оправдает финальный Гран-Гиньоль — там происходит уже такое, что все взятки гладки, — а режиссеру скрыться негде, он остается перед нами — голый, в безжалостном свете софитов, обмазанный золотой краской. «Демон» в конечном счете непристойно красивая, восхитительно дурновкусная кровавая шутка, но кажется очевидным, что его темы — в первую очередь нарциссизм и судьба красоты в самом широком смысле — волнуют Рефна всерьез, так что сказка про девочку-подростка в Лос-Анджелесе — возможно, первый по-настоящему личный фильм 45-летнего датчанина.
Отличный фильм, от котрого ценители кино пол учат как минимум визуальный оргазм. Операторская работа и режиссура выверены и стильны как никогда. Это стоит увидеть.
The Neon Demon (Неоновый демон, 2016) — Неон иди со мной
Стоит смотреть, если:
- картинка для вас важнее сюжета; вы часами зависаете, смотря клипы, видео-арт и фэшн фотографии
- красиво-сюрно-мрачно-отвратно-пафосно — это про вас и для вас
- некомфортное чувство омерзения — то, чего вам так не хватает
«Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна — мистический трейлер о юной и наивной Джесси, переехавшей в Лос Анджелес, чтобы стать моделью. Агенты и фотографы, которым наскучили перекроенные калифорнийские пустышки, глаз от нее отвести не могут. Девушка сразу пленит всех вокруг своей невинностью, свежестью и ангельской красотой. Конкурентки поначалу закатывают глаза и грызут ногти, завидуя стремительному успеху Джесси, а потом и вовсе решают избавиться от нее весьма своеобразным способом.
Страшная сказка о фэшн-мире Лос-Анджелеса на деле превращается в сюрреалистический эффектный перформанс, ошибочно растянутый на полный метр. Датский режиссер несомненно создает превосходную, одновременно завораживающую и устрашающую картинку. Блестки, стробоскопы, неоновые огни и музыка Клифа Мартенеза — все это заставляет забыть о ярком калифорнийском солнце и полностью погрузиться в холодный и одинокий Лос-Анджелес, где на красные светофоры проносятся машины под звуки Kavinsky (см. «Drive»), а на опустошенном Малхолланд Драйв реальность переплетается со снами (см. «Mullholand Drive»).
После успешного «Drive» (Драйв, 2011) и не очень-то успешного «Only God Forgives» (Только Бог простит, 2013) Рефн решает перетянуть на себя и сценарское одеяло, и сам пишет скрипт для фильма. И в этом, по мне, и есть его ошибка. «Неоновый демон» — это гениальное построение кадра, отменная работа костюмеров и постановщиков, это умопомрачительный коктейль красоты и гипнотической мерзости, от которой не отвести глаз. Но в то же время это совершеннейший тупик для развития сюжета и персонажей. Красота требует жертв, но не таких значимых для кинокартины.
«Помни, — говорит одна модель в фильме — После 21 года в этой профессии делать нечего». Так и есть, красота действительно мимолетна, и, увы, здесь ее не хватает на двухчасовой хронометраж. В итоге из «Неонового демона» получается не драматичная фэшн-версия «Черного Лебедя» Даррена Аронофски, а эффектная блестяшка на подобие «Побудь в моей шкуре» (Under the skin, 2013) Джонотана Глейзера, раздевшего Скарлетт Йохансон и заставившего ее пожирать похотливых мужиков Северной Шотландии. Оба визионера ставят вабанк на визуальность и обеспечивают своему зрителю яркие ощущения катарсического отвращения. Но для Кино этого недостаточно, Кино в первую очередь нужна история.
Ходил уже два раза и ещё схожу третий. Давно не получал такого эстетического удовольствия от просмотра фильма. Безупречно стильно, атмосферно, картинка шикарная, а от саундтрека даже подёргиваешься в кресле в такт. Плюс много жести и извращений, всё как я люблю)