Фильм

Фильм Мюнхен

Munich (2005, США, Канада, Франция), IMDb: 7.5

1/7

Драма Стивена Спилберга про трагедию на мюнхенской Олимпиаде

Авнер Кауфман — патриот и семьянин, никого прежде не убивавший, — назначен командиром моссадовской спецгруппы, посланной мстить верхушке ООП за мюнхенскую бойню. Совершая все мыслимые ошибки, становясь игрушкой в руках собственных информаторов, он постепенно теряет идеалы, сон и душу. Спилберг не столько осуждает разнообразный терроризм, сколько ностальгирует по 70-м, времени своего расцвета, — и это не может не трогать.

СтранаСША, Канада, Франция
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 44 минуты
Дата выхода23 декабря 2005
Дата выхода в России16 февраля 2006
Спилберг из поколения детей выросших на телике и фантастике, ужасах и «Сумеречной зоне», так что неудивительно, что его режиссерский дебют состоялся на ТВ. Сначала он снимал сериалы и всякие низкобюджетные хорроры (например, «Что-то зловещее») и не боялся прослыть простым ремесленником и «человеком системы», однако знакомство с большими авторами Нового Голливуда — Скорсезе, Копполой, Де Пальмой — способствовало тому, что и он проникся идеями авторского кино и личностного высказывания. Его виртуозный телевизионный триллер «Дуэль» понравился французской критике, а продюсеры так вдохновились высокими рейтингами, что попросили Спилберга доснять 15 минут, чтобы выпустить фильм в кинотеатрах. После этого авторские амбиции режиссера росли как на дрожжах: он хотел снимать не фильмы, а кинокартины, однако продюсер «Челюстей» Дэвид Браун убедил его доделать этот «очень, очень большой фильм, чтобы потом ставить картины сколько твоей душе будет угодно». «Челюсти» стали первым блокбастером в истории мирового кинематографа (справедливости ради надо заметить, что блокбастеры существовали и до этого, однако хоррор про большую белую акулу придал этому термину жанровую характеристику) и способствовали смерти авторского кинематографа в Новом Голливуде, но вместе с тем они превратили коммерческое кино в большое искусство — такой вот парадокс. Самому Спилбергу, кстати, приписывают не только изобретение блокбастера, но и хай-коцепта (высокого концепта), когда смысл фильма можно объяснить на пальцах. Несмотря на то, что в дальнейшем режиссер воплотил свою мечту в явь: одновременно с фильмами он ставил кинокартины, не покидает ощущение, что веселое приключенческое кино («Индиана Джонс», «Парк Юрского периода», «Приключения Тинтина») удается ему сильно лучше академической драмы («Список Шиндлера», «Мюнхен», «Линкольн»). А все потому, что в его развлекательных фильмах есть какая-то годаровская легкость — не зря же французский режиссер Клод Лелуш говорил: «В Спилберге мне больше всего нравится Годар».

Рецензия «Афиши» на фильм «Мюнхен»

После того как палестинские террористы убивают на Олимпиаде в Мюнхене-72 одиннадцать израильских спортсменов, Голда Меир, аккуратная старушка в скромном платьице, собирает чрезвычайное заседание и говорит: «С миром покончено». Авнер (Бана), любимый телохранитель Меир и сын заслуженного еврея, получает задание: найти и уничтожить организаторов теракта. Все как в шпионских романах: у него в подчинении четыре человека (стрелок, взрывник, специалист по подделке документов, специалист по зачистке следов), никакого официального прикрытия, деньги в швейцарском банке, французский связной. Но по мере того как Авнер рыщет по европейским столицам, закладывая бомбы под матрасы респектабельных арабов и расстреливая безоружных, шпионский роман все больше начинает отдавать какой-то вязкой достоевщиной.

Из двух с половиной часов, которые идет «Мюнхен», собственно мюнхенским событиям Спилберг уделяет лишь несколько минут в прологе, но эмоционального заряда этих минут хватает на весь фильм: камера, чудовищно дергаясь, мечется между людьми в масках и людьми в майках, убивающими друг друга (прием из «Спасения рядового Райана»). Дальше, наоборот, начинается размеренная, в нейтральной интонации, почти рутинная история. Долгие чаепития, беседы за жизнь, утомительная подготовка к очередному убийству, разрешающаяся кратковременным саспенсом самого акта. Моссадовцы ошибаются, тормозят, иногда убивают не тех, закладывают слишком много пластита, однажды ночуют в конспиративном месте, куда среди ночи приходят поспать палестинские боевики. Наверное, этому подчеркнуто негромкому, несмотря на географическое разнообразие и количество трупов, фильму не достает ни размаха «Списка Шиндлера», ни блеска ранних спилберговских триллеров, зато «Мюнхен» действительно сохраняет какой-то высший нейтралитет (за который на режиссера, в итоге, обиделись и арабы, и евреи). Терроризм — не только дурак в «арафатке», но и скорбные старушки на веранде с чашкой чая; мысль нехитрая, но достойная и, в общем, требующая некоторого мужества.

30 января 2006
3

Возможно, фильм имеет большую историческую ценность (хотя, конечно, он не документальный) но как художественный фильм это просто очень плохо. Если начало ещё более-менее бодрое, то к середине фильма начинаешь скучать, а последние пол часа уже молишься, когда всё это кончится? Всё ждёшь интересного неожиданного конца, но зря. Его не будет. Совсем. Эти наёмники действительно были как мартышки с гранатой, не понимающие как они тут оказались, или это актёры играли из рук вон плохо? Я так и не разобрался, но постоянно присутствовало ощущение, что люди в кадре не понимают что они делают. Эпогеем было, когда они со снайперской винтовкой подошли прям в плотную к цели, а когда их увидели - перепугались, сами удивились как кого-то убили, и бежали как школьники разбрасывая по дороге свои вещи... Ну ребят, ну Стивен, что это?
Нет, я понимаю, страдание еврейского народа, жуткая трагедия, я уважаю историю и чту память невинно погибших, но на эту тему действительно интересных диалога всего парочку, остальное это размазанные сопли, ничем не заканчивающиеся.
Был бы хронометраж на часик поменьше, можно было бы посмотреть, а так я бы не советовал тратить своё время

28 июля 2017

не зная историю, идти на фильм бесполезно. зная историю, смотреть скучно. парочка моральных завываний в стиле "убивать - это плохо" эту скуку не разгоняют. зачем Он Это снял - не знаю, бывало и получше. лучше прочитайте где-нить про Мюних'72 и кровавую месть МОССАДа на бумаге (страниц 20-40 в зависимости от изложения), чем недоумевайте в зале. даже лучше так: прочитайте обязательно - история-то очень хороша и поучительна! и ни капли фантазии - одна из лучших антитеррористических операций за всю историю в исполнении одной из лучших на то время разведок мира - МОССАДа.

21 марта 2006

Оговорюсь сразу – по-моему, Спилберг снял один из лучших политических фильмов, показав всю неразрешимость религиозно-территориальных войн. Убийство – «наивная форма смерти», к коим так привык зритель, показано ужасающе. Детали эпохи 70-х отработаны безупречно, но если это и ретро, то жестокое, кровавое ретро. Простреленная насквозь щека израильского заложника, останки палестинца на люстре, вынужденное убийство красивой женщины – это лишь малая часть ужаса, пропущенного режиссером к зрителю. Если ты убил – то будь готов быть убитым, этот «пионерский» призыв срабатывает здесь надежно как Калашников.
Просмотрев все фильмы Спилберга - становится ясно - снимать коммерчески успешное кино, а следом кино для себя - это тенденция для Спилберга. Режиссер поразительно продуктивен, язык его "серьезных" фильмов лишен намеков и недосказанностей. Обнаружив неразрешимые проблемы, Спилберг подчиняется принципу «действие – линза – глаз», причем глаз режиссера видит то же, что и глаз зрителя.
Продолжая отстаивать традиционные гуманистические традиции – Спилберг один из немногих, кто говорит «нет» бездушности постмодернизма. После смерти тарантиновского Билла – вам, максимум, хочется чихнуть.

После просмотра «Мюнхена» выходишь подавленным, но понимаешь, что эту же горечь испытывал снимавший все это, а это и есть величайшая солидарность кино.

21 февраля 2006

Это не фильм, но фейк. Совершенно непонятна мотивация выбора такого исполнителя карательной миссии, а подбор команды - вообще хохма. Чего стоит только специалист по взрывчатке (кто помнит неуловимых мстителей, фраза "Много ...!"(с) - это про этого горе-бомбиста). В результате вместо того, чтобы быть людьми_со_стеклянными_глазами, которые просто делают свою работу, делают хорошо и за деньги, как настоящие профессионалы, они весь фильм пытаются до нас довести свои политические взгляды и дать свою морально-этическую оценку происходящему.

При приеме в российкий спецназ пишется тест. Вопрос из него: почему вы решили служить в этом подразделение? Варианты - это престижно, я патриот, меня устраивает уровень зарплаты. Так вот последний ответ - наиболее предпочтителен, потому как это наиболее стабильная во времени мотивация. Человек будет выполнять любые приказы просто потому что это его работа и за нее нормально платят - профи. А то, что показывает спилберг - это какой-то детский сад, где каждый пацанчик имеет свое МНЕНИЕ и очень страдает каждый раз, когда нажимает на курок. По мне так это ТУПОСТЬ.

Весь фильм мучался, зачем они выбрали в руководители операции этого дядю, которому скорее сниматься на обложку "менс-хелс", нежели хладнокровно убивать арабов. На итог эта команда от раза к разу совершает дичайшие ошибки и промахи, не может обеспечить даже прямого (!) наблюдения взрываемой цели, в результате чего чуть не убивают невинного, не могут разобраться с типом взрывчатки, в результате чего выносят целый этаж, да они вообще ни хрена не могут. Неудивительно, что фильм не понравился евреям. Одну из лучших разведок в мире выставили полными идиотами. Ну а диалоги - это нечто...

Всем известно, что немецкий спецназ облажался, но неужели это выглядело так, как показано в фильме: заложников грузят в вертолеты, арабы бегают вокруг них, неприкрытые. Никто не держит заложников на прицеле, тут загораются прожектора на здании аэровокзала, и начинается банальная пальба друг в друга (арабы и спецназ), которая длится несколько минут, и при этом несколько арабов взрывают вертолеты, при этом одному из них удалось безнаказанно пробежать с гранатой около 40 метров до другого вертолета. В общем выглядит как тактическое мракобесие.

К ДЕЛУ: А что же хотел сказать "художник"? Посыл, как всегда, необычайно неглубок и доносится до недалекого американского зрителя в разжеванном виде (т.е. предлагается определиться не самому, а послушать эпилог главгероя): все было бесполезно, кровь все равно будет литься. Было истрачено несколько миллионов долларов и ликвидированы эти люди, но они все равно были заменены "еще худшими", и все будет продолжаться.

Попса и трафаретная истина. Кому с нее легче? Где ответ на вопросы "Кто виноват?", "Что делать?". Ставить троеточия может каждый, у кого есть смелость поставить точку?

Как мог бы выглядеть фильм: группа спецов, не заморачиваясь морально-этическим анализом приказов вышестоящего начальства, жестко и без нервов убирают, как овец, одного араба за другим. Это и есть возмездие. Спокойное и холодное. А потом он едет домой, в дом, за который воевал, обнимает жену и дочь, ради которых и вписался. Но чтобы снять такой фильм, нужно иметь смелость, а то ведь неровен час возьмут да и приговор вынесут те, что попримитивней да поагрессивней, и которые "понимают только силу" и не имеют ничего против "продолжения резни". Это ничего, что я так неполиткорректен сегодня? А, Спилберг?

19 февраля 2006

Фильм с идеологической червоточиной. Конечно, живя в благополучном Голливуде, Спилбергу хорошо снимать левацкие фильмы, изображая террористов с человеческими лицами, а моссадовцев - с муками совести (вот только вопрос - за что им стыдиться).

Однако создается впечатление, что Спилберг (хоть и еврей) ни разу не был в Израиле, и не потрудился изучить его современную историю. И уж совершенно естественно, что у него абсолютно не может быть достоверной информации о деталях операции возмездия, которая будет секретом еще, наверное, лет сто. Очень нехороший осадок остается после просмотра этого антисемитского по сути творения. Хотя, сделано все на высшем уровне.

20 февраля 2006
Все отзывы
Читайте также
15 фильмов и сериалов, которые не заменят вам «Прабабушку легкого поведения», хотя очень постараются
15
фильмов и сериалов, которые не заменят вам «Прабабушку легкого поведения», хотя очень постараются
15 фильмов и сериалов, которые не заменят вам «Прабабушку легкого поведения», хотя очень постараются
7 диснеевских мультсериалов
7
диснеевских мультсериалов
7 диснеевских мультсериалов
Соскучились по «Очень странным делам»? Вот восемь захватывающих фильмов и сериалов про подростков на замену
Соскучились по «Очень странным делам»? Вот восемь захватывающих фильмов и сериалов про подростков на замену
Соскучились по «Очень странным делам»? Вот восемь захватывающих фильмов и сериалов про подростков на замену
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость