11 исторических фильмов и сериалов, которые перенесут вас в лютые времена древнего мира

13 мая 2022
Арсений Омельченко
13 мая 2022
В пятницу, 13-го, состоится цифровой релиз «Варяга» — исторического боевика хоррормейкера Роберта Эггерса («Ведьма», «Маяк»), в котором полуголые скандинавы бьются друг с другом насмерть (всему виной — кровная месть). По такому случаю «Афиша» вспомнила еще десять пеплумов и один сериал, из которых можно извлечь не только ценные исторические, но и жизненные уроки (а заодно проверила их на достоверность).
  • Как Аттила с римским генералом поссорился

    Фильм: Маленького Аттилу (Джерард Батлер), чудом спасшегося от убийц, принимает в свою семью его дядя Руа (Стивен Беркофф) — правитель гуннов. Живя в тени завистливого двоюродного брата Бледы (Томми Флэнаган), он вырастает в сильного воина. Когда римский полководец Флавий Аэций (Пауэрс Бут) предлагает гуннам вместе биться против вестготов, то он берет Аттилу с собой, чтобы развить таланты юноши и переманить его на сторону Римской империи. Однако после внезапной смерти Руа Атилле предстоит вернуться домой, завоевать трон гуннов и создать собственное государство, чтобы когда-нибудь схлестнуться в бою с самим Аэцием и стать для римлян «бичом божьим».

    Этот двухсерийный фильм для американского ТВ поставил режиссер Дик Лаури («Проект „Альф“»), а написал сценарист Роберт Кокран («Ее звали Никита», «24 часа»). Они изо всех сил постарались превратить историю малоприятного головореза-завоевателя в романтический приключенческий роман. На роль Аттилы явно подыскивали бюджетную версию Расселла Кроу — мужественного, красивого, но не слащавого актера. И нашли его в лице Джерарда Батлера, будущего царя Леонида из «300 спартанцев», которого только начали брать на главные роли (в том же 2000 году с ним вышел «Дракула-2000»). Конечно, трехчасовому фильму сильно не хватало «гладиаторского» бюджета, но постановщики постарались выжать максимум из того, что у них было на руках: здесь есть и масштабные сражения с довольно внушительной массовкой, и запутанные интриги, и пышногрудые красотки (на роль сразу двух возлюбленных Аттилы взяли Симмону МакКиннон из «Спасателей Малибу»). Но лучше всего тут поработали над центральным конфликтом между двумя великими полководцами. Пауэрс Бут, сменивший ковбойскую шляпу на тогу и кирасу, показан хитроумным и сильным соперником со своей правдой и запутанным прошлым, за которого временами даже хочется поболеть.

    Историчность: По меркам околоисторического жанра кино вышло довольно достоверным. Путь Аттилы к власти и бессмертию в памяти потомков, несмотря на разные романтические и мистические виньетки, показан довольно точно. И хотя он, скорее всего, никогда не посещал Рим (где и императора в те времена можно было застать нечасто), их общение с Аэцием в теории было возможным — ведь тот действительно провел несколько лет в заложниках у гуннов. Из ляпов: гунны на самом деле так и не взяли Орлеан, а вот Италию основательно разграбили, чуть не взяв и Рим. Совместное же правление с Бледой Аттиле пришлось терпеть одиннадцать лет, пока тот не умер при загадочных обстоятельствах. Зато два великих полководца, судя по всему, скончались именно так, как показано в фильме.

  • Американо-российский исторический боевик Тимура Бекмамбетова

    Фильм: Жестокий легат Тимарх (Виктор Вержбицкий) умирает от скуки в римской глухомани Дороструме. Здесь у него одно развлечение — сталкивать местных преступников между собой на наскоро сколоченной гладиаторской арене. Как-то к нему прибывает долгожданный груз из Рима — несколько настоящих гладиаторов и новые рабыни. Быстро израсходовав первых, он вскоре берется за вторых и, заметив как-то драку пылких девиц, решает натренировать рабынь для боев. Вот только вооруженные амазонки окажутся куда коварнее и смертоноснее мужчин.

    Удивительный киноартефакт: в 2001 году на волне популярности гладиаторской темы великий американский трешмейкер Роджер Корман решил переснять сделанный на его же студии фильм «Арена» (1973) Стива Карвера про полуголых красавиц в Колизее. И пригласил для этого… Тимура Бекмамбетова, тогда в основном известного по видеоклипам и рекламе банка «Империал». При этом на главные роли взяли не просто актрис, а двух женщин года по версии журнала Playboy — Лизу Дерган и Карен МакДугал. А чтобы уложиться в скромный бюджет в 200 000 долларов, задворки Римской империи с деревянным Колизеем снимали в лесах Ленинградской области. Большинство актеров тоже набрали в России — Виктор Вержбицкий потом сыграл Завулона в «Ночном дозоре», а среди мускулистых гладиаторов и вздорных рабынь засветились звезды сериала «Агентство НЛС» и даже певица Юлия Чичерина, которой Бекмамбетов только что снял пару клипов — в том числе на песню «Дорога», ставшую промо фильма.

    Историчность: О ней здесь, как, собственно, и в оригинальном фильме Карвера, говорить не приходится. Город Дорострум (современная болгарская Силистра) действительно существовал. С начала II века новой эры в нем размещались легионы, охранявшие восточные рубежи Римской империи по Дунаю. В этом плане Ленинградская область выглядит весьма подходящей натурой, да и грубо сколоченные из дерева декорации, скорее всего, куда лучше отражают реалии здешней архитектуры тех лет, чем обычные картонно-каменные декорации киношных римских провинций. В остальном это местами изобретательно, но очень бедно снятое кино с костюмами и реквизитом, собранными по реконструкторским и театральным запасникам.

  • Треш-пеплум с воительницами на арене

    Фильм: Марк Красс (Патрик Берджин), великий римский полководец, победивший Спартака, впадает в немилость у Цезаря, и его ссылают править глухой провинцией на задворках империи. Вымещая злость на одной из деревень, он убивает женщину, а ее дочерей разделяет: одну делает своей наложницей, другую, Серину, продает в рабство. Подросшая Серина (Николь Хилц) становится танцовщицей, а однажды вместе с подругой Брианой (Мелани Гаттеридж) случайно помогает плененной воительнице Ионе (Дженнифер Рубин из «Воинов сна» и «Крикунов»). Втроем они бегут в сокрытую в лесах деревню амазонок. Там Серине предстоит обучиться воинским премудростям и найти новых друзей, а затем встретиться с Крассом и сразиться за сестру и всех порабощенных империей женщин.

    Своим появлением на свет американско-германская копродукция под названием «Амазонки и гладиаторы» обязана успеху «Гладиатора», а снял эту откровенную «бэшку» Закари Уайнтрауб, до этого поставивший несколько эпизодов сериала «Новые приключения Робин Гуда» (его даже крутили по российскому ТВ). Актеров явно набирали в основном по внешним данным, если не сказать параметрам, поэтому Патрик Берджин из «В постели с врагом» смотрится тут настоящей звездой. Однако любопытно, что это насквозь эксплуатационное и дико архаичное кино в лучших традициях Роджера Кормана пытается проговорить на удивление прогрессивные вещи. Своенравных римских рабынь здесь играют те, кого обычно принято считать рабынями голливудской фабрики звезд. Это дарит фильму занимательное метаизмерение. Очень хочется, чтобы после финальной фразы «В Риме восстали женщины, просят нас помочь, надо поторопиться!» героини вырвались со съемочной площадки, круша декорации.

    Историчность: Об исторических познаниях авторов фильма говорят хотя бы открывающие титры, на которых оказались перепутаны новая и старая эра. Создатели картины отправили Красса орудовать в 60 год новой эры, в то время как он уже почти век отдыхал в царстве Аида. Закадровый голос в финале пафосно заявляет, что «...вскоре Римской империи суждено было пасть под натиском гуннов, вандалов, готов… и амазонок!». Так, что фильм можно скорее отнести к жанру альтернативной истории, где тысячелетний Рим падает под натиском нулевой волны феминизма.  

  • История любви на фоне падения Римской империи

    Фильм: Во времена заката Рима трон западной империи захватывает варварский военачальник Одоакр (Питер Маллан), а последнего императора, 12-летнего Ромула Августа (Томас Броди-Сангстер), заточают в фамильном дворце на острове. Но волею случая именно там мальчик находит легендарный меч Цезаря и свою судьбу. Группа верных ему легионеров во главе с генералом Аврелием Гаем Антонием (Колин Ферт) организует побег, и вместе с таинственным наставником мальчика Амвросием (Бен Кингсли) направляются в Британию на поиски IX легиона, последнего оплота Рима.

    На этот раз погреться на затухающих углях славы «Гладиатора» решила продюсерская династия Де Лаурентис, задумав снять своего «Короля Артура» по свежему историческому роману Валерио Массимо Манфреди. В режиссерское кресло они усадили Дага Лефлера, снимавшего сиквел «Сердца дракона», а до этого работавшего в команде Сэма Рейми над «Гераклом» и «Зеной». На съемки «Последнего легиона» он получил солидный бюджет в 65 миллионов долларов, опытную команду постановщиков, трудившихся до этого над «Троей» (Паоло Скалабрино, Ричард Райан), а также очень необычный для исторических боевиков каст из звезды чопорных мелодрам Колина Ферта (с которым из «Реальной любви» пришел и главный «британский пацан» последних десятилетий Томас Броди-Сангстер), болливудской танцовщицы Айшварьи Рай (которая вместе с Нонсо Анози отвечали в картине за дайверсити) и непривычно длинноволосого Бена Кингсли. Вышло довольно нелепое, но страшно милое детское приключенческое фэнтези. По сути, та же «Зена», но без фирменного юмора и метаиронии, зато в дорогой и богатой постановочной обертке, что местами даже мешает: уж слишком это кино серьезно к себе относится.

    Историчность: Если в романе Манфреди еще оставались какие-то крупицы истории, то при перегонке сюжета в кино они испарились вовсе. Конечно, никакого родства с Цезарем Ромул иметь не мог: потомки основателя Рима умерли за четыреста лет до рождения императора, а IX легион бесследно пропал за триста. Зато для кино сделали массу красивых костюмов, декораций и реквизита, а финальная битва при Бадонском холме поставлена масштабно и с выдумкой — чего стоит только Мерлин с летящими из-за его спины на варваров огненными снарядами катапульт, которые те принимают за магию.

  • Кровавый пеплум от режиссера фильма «Спуск»

    Фильм: 117 год новой эры. Римский гарнизон в Северной Британии полностью разбит налетчиками-пиктами. Единственному выжившему — центуриону Квинтусу Диасу (Майкл Фассбендер) — чудом удается бежать. Пробираясь к своим, он встречает знаменитый IX легион, который под командованием Тита Флавия Вирила (Доминик Уэст) должен разбить войско дикарей. Однако, обманутые коварной проводницей Этайн (Ольга Куриленко), римляне попадают в засаду, а легион почти полностью вырезают. Диасу предстоит объединить выживших, спасти тех, кому еще можно помочь, и добраться до своих, отбиваясь по дороге от пиктов.

    До того, как найти свое призвание в брутальных и кровавых сериалах («Игра престолов», «Черные паруса») британец Нил Маршалл снимал на родине не менее бескомпромиссное и зверское кино: «Псы-воины», «Спуск», «Судный день». В «Центурионе» он хотел смыть с пеплума его романтический пост-«гладиаторский» налет, сделав суровый пацанский боевик. Этот фокус удалось провернуть не только с фильмом, но и с актером Майклом Фассбендером, считавшимся до Маршалла артхаусным артистом, а после уже примерявшим то шлем Магнето, то капюшон ассасина. Однако из-за переизбытка мальчишеского задора фильм оказался перегружен довольно однообразным экшеном. Чтобы стать зрительским хитом, ему не хватило воздуха, сюжетной амплитуды и стройности на монтаже, где картину явно не без труда утрамбовали в полтора часа. Но если вам понравилась битва при Черноводной и оборона стены Ночного дозора от одичалых в «Игре престолов», это точно стоит посмотреть.

    Историчность: В собственном сценарии Нил Маршалл, как и положено англичанину, сфокусировался на истории мифического IX легиона, по легенде сгинувшего в британской глуши. Концентрируя внимание на частных историях римлян, он снял с себя большую часть ответственности, но все же умудрился сделать наместником острова Агриколу, который за сорок лет до этого отбыл домой, где благополучно скончался. Да и здешние пикты, пожалуй, вышли уж слишком кельтскими на вкус британских историков. Зато в плане постановки реконструкторы и актеры трудились на износ — заработав немало боевых шрамов и обморожений. А при скромном бюджете в 12 миллионов долларов, кино смотрится куда жестче и круче многих более дорогих собратьев по жанру.

  • Разнузданная версия восстания Спартака с оргиями и литрами крови

    Фильм: Воевавшее бок о бок с Римом племя фракийцев в результате политических интриг впадает в немилость. В ходе жестокой карательной операции многих воинов убивают, а выживших продают в рабство, в том числе и одного из вождей по имени Спартак (Энди Уитфилд, затем его сменил Лиам МакИнтайр), которого разделяют с женой. Способный воин, он выживает в кровавом бою на арене, и его покупает для своей школы гладиаторов Квинт Батиат (Джон Ханна). Так начинается путь легендарного героя, поднявшего самое знаменитое в истории восстание рабов.

    Начавшись в 2010 году, за год до «Игры престолов», сериал предвосхитил моду на формулу «секс, кровь, интриги». Отвечали за проект Стивен С.ДеНайт («Сорвиголова») и творческий тандем Сэма Рейми и Роба Таперта, подаривший миру не только «Зловещих мертвецов», но и сериалы про Геракла и Зену. Отсюда в «Спартак» перекочевала и Люси Лоулесс (кстати, супруга Таперта), и режиссер Майкл Херст, когда-то игравший друга Геракла Иолая. По сути, сериал и должен был стать этаким «Гераклом» для взрослых — благо фанаты шоу как раз подросли для нового контента. Ни одна серия не обходилась без пацанских guilty pleasure, вроде сцен секса и кровавых побоищ с расчлененкой, нередко смонтированных параллельно для полного экстаза публики. Однако сериал ждала непростая судьба: из-за тяжелого заболевания и смерти актера Энди Уитфилда после первого сезона создателям пришлось взять паузу и выпустить приквел «Богов арены», а затем поменять исполнителя роли Спартака во втором и третьем сезоне, в которых и начинается то самое восстание рабов. Главную роль в продолжении сыграл Лиам МакИнтайр, внешне сильно напоминающий Уитфилда.

    Историчность: С реальной историей события сериала имеют мало общего — примерно как кинокомикс «300 спартанцев» с греко-персидскими войнами. Создатели концентрируются на мрачной и порочной атмосфере римской жизни с ее подковерной борьбой и эротическим перверсиями, следы которых не так-то просто отыскать в источниках. Хотя то, что гладиаторы были по совместительству стриптизерами своего века и даже больше, — факт давно известный (само слово «гладиатор» имеет неприкрытый эротический подтекст). При этом вся гладиаторская амуниция в сериале выполнена с любовью и знанием дела, а бои, хоть и грешат нарочитой кровавостью, поставлены профессионально и с фантазией.

  • Античный боевик от режиссера «Последнего короля Шотландии»

    Фильм: Молодой римский центурион Марк Аквила (Ченнинг Татум) идет служить на окраину империи — в холодную и негостеприимную Британию, где когда-то бесследно пропал возглавляемый его отцом IX легион. Комиссованный со службы из-за ранения он решает отправиться в опасный путь на земли пиктов, чтобы узнать о судьбе отца и восстановить поруганную честь семьи, вернув римлянам золотого орла — символ легиона. Для этого он берет с собой раба Эску (Джейми Белл), сына вождя бригантов, говорящего на языке тамошних варваров и знакомого с их обычаями. Но вдали от дома хозяин и раб могут быстро поменяться местами.

    Фильм основан на популярном в свое время одноименном историко-приключенческом романе Розмари Сатклифф. Однако шотландец Кевин МакДональд («Последний король Шотландии», «Мавританец») пытается подружить книжку для подростков с историческим экскурсом и поиском идентичности собственного народа. Те самые «варвары» волнуют его здесь не меньше, а в чем-то и куда больше римских героев. Начинаясь как вестерн про захолустье, в котором «новый шериф» пытается навести порядок, фильм быстро оборачивается этаким «Сердцем тьмы» — затяжным прыжком в омут доцивилизованного человечества, на дне которого героя ждут темные тайны его семейного прошлого. А на этом фоне развивается довольно симпатичное бадди-муви про дружбу и взаимоуважение двух парней из разных миров. 

    Историчность: Кевин МакДональд хотел прежде всего покопаться в малоизученном прошлом его родины и воссоздать на экране «народ тюленей» — докельтские племена, жившие на севере Британии, охотящиеся на водных обитателей побережья и поклонявшиеся им. Так как историкам об их жизни известно крайне мало, многое пришлось додумывать и сочинять — к примеру, местные пикты говорят на гэльском, который распространился на этих территориях позже. При этом благодаря неплохой команде постановщиков и отличному оператору Энтони Дод Мэнтлу, снимавшему до этого для Дэнни Бойла и Ларса фон Триера, фильм смотрится здорово и в римских, и «варварских» декорациях.

  • Исторический фильм-катастрофа

    Фильм: В 62 году новой эры римляне под предводительством сенатора Корва (Кифер Сазерленд) уничтожают кельтскую деревню в Британии. Чудом спасшегося маленького Майло (Кит Харингтон) продают в рабство, а когда он подрастает, бросают на гладиаторскую арену. После многих побед он попадает в Помпеи, где римские политики решают отвлечь народ от жизненных неурядиц грандиозными играми. По дороге туда он знакомится с девушкой из благородного семейства Кассией (Эмили Браунинг), и между молодыми людьми вспыхивают чувства. Позже, когда на игры приезжает тот самый сенатор Корв да еще начинает свататься к Кассии, закипают нешуточные страсти, пробудившие даже спавший много веков вулкан.

    Пол У.С.Андерсон — удивительный художник, способный, выжав максимум из самых простых средств и скромных бюджетов, создавать народные хиты вроде «Смертельной битвы» или «Обители зла», а после, имея, казалось бы, все карты на руках, выдать редкий шлак. И после первого, не самого удачного визита на ниву исторического кино в треш-фантасмагории «Мушкетеры» он решился на еще более рискованный эксперимент — лихо замешать «Гладиатора» с «Титаником», да еще и не снять во всем этом свою супругу Миллу Йовович, уступив главные роли молоденьким Эмили Браунинг и Киту Харингтону, уже основательно сросшемуся с образом Джона Сноу. Фильм можно до посинения обвинять во вторичности по отношению к чему угодно, но нельзя отказать Андерсону в фирменном кураже, с которым он ловко мешает боевик, мелодраму и фильм-катастрофу, так что зритель не успевает заскучать, особенно учитывая, что мастер вновь уложился в полтора часа (предыстория героя занимает всего пять минут — это ли не праздник?!). Да и что может быть веселее погони на колесницах по городу, на который с разных сторон наступают лава и цунами?

    Историчность: И даже здесь Пола Андерсона есть за что похвалить. Он постарался довольно точно воспроизвести хронологию катастрофы Помпей, основываясь на письмах Плиния-младшего римскому историку Тациту (фильм открывается цитатой из него). А вулканическое извержение создавал, используя пример итальянской Этны и ее японских собратьев. А еще, вопреки обычному для себя засилию хромакея, построил в Канаде впечатляющие декорации, на которые в отсутствие дорогущих звезд и ушел рекордный для него бюджет в 100 млн долларов.

  • Очередная попытка возродить известный древнегреческий миф

    Фильм: Банда харизматичных наемников под руководством здоровяка Геракла (Дуэйн Джонсон) слоняется по Греции в поисках работы, используя слухи о подвигах своего главаря-полубога, чтобы запугивать врагов и набивать цену. И находит дело как раз по способностям: царь Фракии Котис (Джон Херт) ищет тех, кто обучит его фермеров воинскому искусству и разобьет коварного военачальника и колдуна Реса (Тобиас Зантельман), на службе у которого, говорят, есть даже кентавры. Но битва с ними окажется далеко не самым сложным испытанием на пути Геракла и его спутников.

    Голливудский многостаночник Бретт Ратнер («Красный дракон», «Люди Икс: Последняя битва») никогда не отличался ни вкусом, ни талантом, зато умел иногда оказаться в нужное время в нужном месте, как это случилось когда-то с его трилогией «Час пик». И на закате карьеры (а после 2017 года он оказался закэнселен за свое поведение с актрисами) ему повезло найти нового Джеки Чана в лице Дуэйна Скалы Джонсона — тоже удивительным образом соединяющего в себе таланты комика и каскадера со звериной актерской харизмой. Впрочем, дурной характер режиссера дал о себе знать: скандал с автором исходного комикса Стивом Муром, которому не заплатили ни цента, подпортил картине промокампанию. Кино на удивление напоминает свою главную звезду, соединяя брутальность с самоиронией. По форме это суровое пацанское приключение в духе девяностнических сериалов с морем грубого и изобретательного экшена и парой нехитрых интриг за пазухой. Но дух озорной деконструкции позволяет ему еще и повеселить зрителей, а заодно в ненавязчивой форме намекнуть на пару важных вещей, вроде непродуктивности навязанной вины или важности коллективного действия и социальных связей.

    Историчность: Большую часть ответственности с авторов фильма снимает позаимствованная у Мура идея деконструкции подвигов Геракла и попытка трезво взглянуть на мифологический материал. Фэнтезийность придуманного ими мира позволяют сталкивать на поле боя условных греков в коринфских шлемах и линотораксах (пусть и нереалистичных) с построенными в фалангу полчищами размалеванных варваров с ромфеями (боевой серп, который действительно использовали в Фракии) и всадников-кентавров. Все это соседствует с солидным арсеналом совсем уж выдуманного оружия и боевой колесницей с функционалом бэтмобиля. Но и то и другое сделано с душой и любовью к разудалым батальным сценам.

  • Джеки Чан, Эдриен Броди и Джон Кьюсак в историческом китайском боевике

    Фильм: Китай времен империи Хань. Миролюбивый Хо Ань (Джеки Чан) возглавляет отряд воинов, охраняющих Великий шелковый путь. Из-за коварных интриг его вместе с воинами отправляют на общественные работы в отдаленный гарнизон. Сюда же после изнурительного пути по пустыне добирается измотанный римский легион во главе с генералом Луцием (Джон Кьюсак). Тот рассказывает, что они спасают маленького Публия (Джозеф Уэйт), сына консула Красса, от его вероломного старшего брата Тиберия (Эдриен Броди), убившего отца ради власти. Вскоре и сам злодей объявляется с огромным войском — и двум военачальникам приходится вместе принять неравный бой за то, что дорого каждому из них.

    Любопытная попытка подружить западный пеплум с китайским уся от гонконгского режиссера Дэниела Ли, давно промышляющего разными околоисторическим сказками («14 клинков», «Три королевства: Возвращение дракона»). Солидного бюджета в 65 млн долларов хватило даже на настоящих голливудских звезд — Кьюсака и Броди (правда, уже переживших зенит славы). А постановщики разыскали актерам габаритных дублеров, благодаря которым их персонажи могут не только поблистать харизмой, но и, как тут принято, от души подраться — в том числе и со стариной Джеки (а ему уже тогда было за шестьдесят). Вышла красивая многофигурная сказка, в которой нашлось место и пасторальной истории про дружбу народов, и мрачной политической драме. Это совсем не пеплум и уж точно не поэтическое уся, а по-хорошему дурацкое и прямолинейное приключенческое кино со здорово поставленным экшеном и бесхитростным пацифистским месседжем, который не потерял актуальности за несколько лет.

    Историчность: Задумка фильма, судя по всему, родилась из гипотез историка и востоковеда Гомера Дабса, что осколки разбитой в Парфии армии Марка Красса в 50–40-х годах до новой эры могли добраться до Ханьского Китая, на двести лет опередив установление официальных отношений между империями. Несмотря на многочисленные опровержения теории, она вполне могла разжечь буйную голову Дэниела Ли, которого потом понесло на откровенную фантастику, вплоть до основания на Шелковом пути Римского города Регнума — эдакого прообраза брюссельской штаб-квартиры НАТО. Впрочем, справедливости ради, к китайской истории Ли в своих фильмах относится так же вызывающе безалаберно. Пожалуй, любопытнее всего тут наблюдать, как традиция уся поглощает и пережевывает разнообразную римскую клюкву, создавая какую-то новую синтетическую эстетику, безумный мэшап, на зависть даже снайдеровским «300 спартанцам».

  • Голливудский пеплум от Тимура Бекмамбетова

    Фильм: В страдающей от римского гнета Иудее знатная семья усыновляет римского мальчика Мессалу (Тоби Кеббелл), который растет вместе со своим названным братом, принцем Иудой Бен-Гуром (Джек Хьюстон). Повзрослев, Мессала, уставший чувствовать себя нахлебником, идет служить в армию и через несколько лет возвращается командиром оккупационных легионов под руководством нового прокуратора Понтия Пилата (Пилоу Асбек). Не сочувствуя иудейским радикалам зилотам, Иуда, тем не менее, отказывается выдать Мессале имена заговорщиков, а после из-за цепи трагических случайностей его самого обвиняют в мятеже и отправляют рабом на галеры. Однако ему суждено будет однажды вернуться на родину, чтобы на римской арене отомстить брату в беспощадной гонке на колесницах.

    В середине десятых студия MGM решила в пятый раз экранизировать знаменитый роман Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа». Прошлыми постановками были немой фильм 1925 года, знаменитая картина Уилльяма Уайлера 1959 года с Чарлтоном Хестоном, принесшая 11 «Оскаров», мультфильм 2003 года и телефильм 2010 года. Переписывать оригинальный сценарий Кита Кларка назначили Джона Ридли, недавно тоже осененного заветной статуэткой за «12 лет рабства», а снимать неожиданно для многих позвали Тимура Бекмамбетова, заходившего на песок пеплумов лишь единожды, в «Гладиатриксе» (см. выше). К сожалению, кино ждал провал: фильм не окупил даже своего бюджета в 100 млн долларов, а критики по обе стороны океана уничтожили картину, обвинив Бекмамбетова том, что он не Уилльям Уайлер, а на дворе не 1959 год. А между тем кино представляет собой любопытную деконструкцию известного сюжета. Вместо пространных рассуждений о Боге и вере на первый план здесь выходит психологическая драма двух друзей, которых тоталитарное фашизирущееся общество разбрасывает по разные стороны баррикад. И победителем в их распре оказывается империя, превратившая зрителей кровавого противостояния в настоящих римлян, что, однако, не мешает самим героям найти другой путь — к примирению и прощению. 

    Историчность: И здесь раскритикованный фильм оказывается во многом интереснее расхваленного оригинала. Уайлер и компания (как, собственно, и писатель Лью Уоллес) имели весьма смутные представления о римской истории. Команду Бекмамбетова же консультировал Джонатан Стэмп — историк, работавший, к примеру, над сериалом «Рим» от HBO. Величественным, но насквозь картонным декорация Уайлера режиссер предпочел везде, где это было возможно, натуру — в частности Иерусалим снимали в итальянской Матере (там же, где и «Страсти Христовы» Мела Гибсона). А сцена битвы на галерах, снятая изнутри трюма, стала очередной ступенью к постепенно формирующейся оптике маленького человека на войне. Другая важная вещь, которой удалось добиться Бекмамбетову, — это возвращение римской экипировке ее изначального устрашающего значения: от бряцания доспехов здесь порой действительно берет жуть и трудно отогнать от себя параллели с нацистской символикой.

11 исторических фильмов и сериалов, которые перенесут вас в лютые времена древнего мира
11
исторических фильмов и сериалов, которые перенесут вас в лютые времена древнего мира
11 исторических фильмов и сериалов, которые перенесут вас в лютые времена древнего мира
10 лучших фильмов про гладиаторов
10
лучших фильмов про гладиаторов
10 лучших фильмов про гладиаторов
14 фильмов, которые понравятся любителям игры World of Warcraft
14
фильмов, которые понравятся любителям игры World of Warcraft
14 фильмов, которые понравятся любителям игры World of Warcraft
13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
13
не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость