Фильм

Фильм Заводной апельсин

A Clockwork Orange, Великобритания, США, 1971

Заводной апельсин – афиша
1/17

Экранизация романа Энтони Берджесса и один из главных фильмов Стэнли Кубрика: шокирующая антиутопия про маньяка-эстета

Футуристический триллер про молодого английского преступника Алекса (Малкольм МакДауэлл), которого пытками отучали от насилия. Четыре номинации на «Оскар» и восемь на приз Британской киноакадемии — так, наверное, коротко можно охарактеризовать великий фильм Стэнли Кубрика по мотивам романа Энтони Берджесса, но проблема в том, что коротко не получится. И дело не только в том, что за картиной тянется скандальная нить (после того как режиссеру стали приходить анонимные письма с угрозами расправы, он запретил показ фильма в Великобритании), а в том, что «Заводной апельсин» вместил в себя так много всего, что описанием на полторы тысячи знаков не отделаешься. Напомним, что это вызывающий, шокирующий, радикальный фильм был снят в пиковый период влияния Англии на мировую моду и поп-культуру (свингующий Лондон) и стал единственной картиной Кубрика о современном британском обществе. Как замечает киновед и исследователь творчества Кубрика Джеймс Нэрмор в своей монографии: «В отличие от «Стрейнджлава», «Заводной апельсин никак не может устроить левых, хотя и некоторые консерваторы отзывались о нем с негодованием. Он не только испытывает на прочность цензуру, но и выражает крайне пессимистичный взгляд на общество, построенное на инстинктивном, хищническом насилии и рационализированных, утилитарных формах принуждения».

СтранаВеликобритания, США
Продолжительность2 часа 17 минут
Дата выхода19 декабря 1971
Возрастное ограничение18+

Самые ожидаемые события

Нью-йоркский еврей, затем перебравшийся в Великобританию — и оставивший глубокий след в мировом кинематографе. Еще в школе увлекся фотографией и, в конце концов, стал штатным фотографом журнала Look. Но настоящей страстью Кубрика было кино. Он начал снимать в 23 года, а на его визуальный стиль особенно повлиял Макс Офюльс. Самобытность Кубрика, пожалуй, заключается в том, что он, как и Бергман, всегда был режиссером-одиночкой: его нельзя отнести ни к классикам авторского кино, ни к нью-йоркским телевизионным режиссерам, пришедшим в кинематограф в 50-е и 60-е годы, ни к режиссерам Нового Голливуда. А гений Кубрика состоит в том, что он отчетливо понимал, что хоть кино делают свет и звук, не стоит забывать и про драматургию — в основе большинства его фильмов лежит какое-то литературное произведение. При этом Кубрик увлекался не только литературой, но и живописью, классической музыкой. Саундтрек «2001 год: Космическая одиссея», например, целиком состоит из классических произведений (несмотря на то, что изначально была заказана оригинальная музыка к фильму). Именно «Одиссея», к слову, стала опус магнумом Кубрика. В этой грандиозной научно-фантастической картине, похожей на духовный опыт, режиссер достиг невиданных высот профессионального мастерства, хоть и был за это прозван холодным формалистом. Действительно, Кубрику претили идеалистичность и сентиментальность (поэтому он отрекся от «Спартака») — и больше были присущи мрачная сатира и социальный пессимизм, смешанные с гротеском и абсурдом. Таковы, например, «Доктор Стрейнджлав», «Заводной апельсин», «Цельнометаллическая оболочка». Тем не менее непонятно, как после «Лолиты» и «Барри Линдона» кто-то способен обвинить его в бесчувственности. До сих пор перфекционист Кубрик, попробовавший себя в самых разных жанрах (от нуара «Убийство» до хоррора «Сияние») и привнесший что-то новое в каждый из них, остается одним из влиятельнейших кинематографистов на свете. Многие мечтают, а кому-то даже удается (Кристофер Нолан, Дэвид Финчер) быть похожими на него. В целом это очень понятное и распространенное, но крайне трудновыполнимое желание — быть Стэнли Кубриком.
1

Посмотрел этот фильм, думал раз известный значит хороший... Ха-ха, фильм собственно не только "детям до 16ти" (вообще удивительно, что судя по отзывам люди смотрели его в 13-14 лет, мне их искренне жаль), но сюжет этого фильма содержит приличное число сцен насилия, причем Кубрик все подает в довольно таки лакомом театрально-футуристическом и поэтому оригинальном виде. У меня создалось впечатление, что фильм оценивали только исходя из того якобы нового, что принес в кинематограф Кубрик. Однако все остальное imho неперевариваемо. Мое мнение, что смотреть, как насилуют и убивают могут себе позволить только ненормальные люди. Даже если это оформлено в футуристические цвета и проходит под хорошую музыку, как у Кубрика.
Похоже, что в мире кинематографа, как и в мире "звезд" шоу-бизнеса - чем больше ты играешь на низменных инстинктах, тем больше у тебя шансов стать популярным...

28 июля 2008
9Бёрджес глазами Кубрика


Экранизация книги часто отталкивает зрителей, рассуждающих о "второсортности" фильма после прочтнения книги. Однако книга Берджесса, воплощенная Кубриком дает возможность простому зрителю увидеть все происходящее своими глазами. Но почему название именно "Заводной апельсин"? Сам Берджесс говорил, что "this title would be appropriate for a story about the application of Pavlovian or mechanical laws to an organism which, like a fruit, was capable of colour and sweetness". Почему исследования знаменитого академика Павлова об условном рефлексе подтолкнули Берджеса к написанию книги, а Кубрика - к визуальному волощению?


В первую очередь, действительно шокирует театральная обстановка - бар Korova и "Молоко плюс", после которого молодые парни устраивают настоящее "horroshow". Насилие, обстановленное под классическую музыку, шокирует до самой глубины души - и все это оборачивается против маленького монстра, терроризирующего даже своих друзей-подельников. Его зовут Алекс, он любит 9-ю симфонию Бетховена и насилие. За свои жуткие деяния он попадает в тюрьму, где получает 14 лет. Единственное избавление от тюрьмы - так называемое "лечение" от насилия. Он действительно больше не сможет убить кого-нибудь или даже ответить на оскорбления. После лечения пациента проверяют - его оскорбляют, избивают и заставляют облизать подошву грязного ботинка. Как вы думаете, что делает Алекс? Он действительно облизывает ботинок! Нет, он не может больше даже сказать грубого слова - в противном случае ему становится плохо и начинается приступ рвоты. А еще точно такая же реакция на любимую и вдохновляющую на насилию музыку Бетховена.
Итак, пациент спокойно выходит из больницы и радуется полному излечению. Что ждет его в будущем? Примет ли его общество? Родители несколько шокированы его неожиданным приходом, и Алекса ждет много неприятных сюрпризов: в его комнате живет квартирант, прошлые жертвы избивают его и, наконец, включают ему 9-ю симфонию. И Алекс выбрасывается из окна. Но он спасен - и чрезвычайно ласковый министр предлагает Алексу работу дабы вернуть правительству утраченное доверие после неудачного "лечения", которое освещалось всеми газетами.
Алекс, окруженный толпой людей и приятно обволакиваемый звуками классической музыки уходит в свои мысли и говорит "I was cured all right."

21 ноября 2010
9

Это как раз один из тех фильмов, которых называют классикой мирового кинематографа. О природе зла, о поколении Икс, об идейных метаморфозах, об абсурде и становлении моральных принципов. В общем, обо всех нас в той или иной мере. Кубрик легко, стильно и с диким, почти животным привкусом, отображает тяжеловесную эпопею Берджесса. Кубический футуризм, мрачный авангард, Иоганн Себастьян Бах, безумство юной мысли - безжалостные «мы» в утрированном и более риторическом образе.
Впервые я увидела этот фильм в подвальном помещении так называемого Дома культуры во дворах Новослободской. Кромешная тьма, пыльные банкетки и «Заводной апельсин» с субтитрами перенесли меня в другой мир. Я не могла поверить, что на улице было солнце. «Заводной апельсин» хотя бы один раз, но стоит посмотреть, а еще лучше иметь в домашней коллекции.

16 марта 2009
9

Бывают в жизни такие моменты, о которых ты можешь сказать: "Вот тогда закончилось мое детство".
Я посмотрела "ЗА", когда мне было лет 13. Когда пошли финальные титры, я сидела еще несколько минут не дыша. Этот фильм перевернул мой мир, мое представление о том, что такое киноискусство, разделив его на "до" и "после".
До я считала, что хорошо - это "Кавказская пленница", "Мимино", "С легким паром", "Моя прекрасная леди"... Любила фильм "Люди в черном". Дома у нас было много маминых VHS Феллини, Пазолини и т.п., но интереса у меня они не вызывали. И в программу семейного просмотра они не попадали. Дело, видимо, в том, что удовольствие стало трудно делить с кем бы то ни было, особенно с родителями ( в 13-то лет!).
Книгу я прочла еще до просмотра (на мой взгляд, ничего особенного, неплохо, да, но как-то недожато, по силе она с фильмом и рядом не стояла). И тут я вижу ЭТО! Кардинальное переосмысление образов, фантасмагорический видеоряд, эстетская жестокость, безумные образы... Я даже не догадывалась, что ТАКОЕ может быть, что ТАК можно снять.
И кажется, я не изменилась, и все те фильмы я люблю все равно, но мир для меня уже никогда не будет таким, как раньше.

14 мая 2008
1

Талантливый "фильм", который не нужно было снимать.
Жаль, но талантливые люди часто больны на голову и им хочется делать вот такое кино.

10 ноября 2011
Все отзывы
Читайте также
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
60 лучших фильмов-антиутопий
60
лучших фильмов-антиутопий
60 лучших фильмов-антиутопий
16 фильмов, выход которых сопровождали скандалы
16
фильмов, выход которых сопровождали скандалы
16 фильмов, выход которых сопровождали скандалы
Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика
Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика
Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость