Москва
Будущее Голливуда за Южной Кореей: на «Оскаре» победили «Паразиты» Пона Чжун Хо. Кому и за что еще дали награды?
Вслед за победой на Каннском кинофестивале «Паразиты» Пона Чжун Хо стали триумфатором «Оскара». В России прямую трансляцию церемонии награждения вел онлайн-кинотеатр Okko (запись церемонии можно бесплатно посмотреть до 3 марта 2020 года). Рассказываем, как так вышло, что южнокорейский социальный триллер взял главную награду киноакадемии, и что еще сенсационного произошло на премии.
Евгений Ткачёв
10 февраля 2020

триллер, трагикомедия

Лучший фильм, лучший международный фильм, лучшая режиссура и лучший сценарий

«Паразитам» Пона Чжун Хо удалось то, что в прошлом году не удалось «Роме» Альфонсо Куарона: стать первым неанглоязычным фильмом, победившим на «Оскаре (да, до них главную статуэтку брал французский «Артист», но он был снят на английском языке, если так можно выразиться про немое и черно-белое кино). Также сенсационный успех «Паразитов» подогревает то, что они, как принято говорить в спорте, оформили «покер». В копилке картины не только награда за «Лучший фильм», но и за «Лучший международный фильм» (обновленная номинация, ранее называвшаяся «Лучший фильм на иностранном языке»), «Лучшую режиссерскую работу» и «Лучший сценарий». То есть все ключевые статуэтки.

Резонный вопрос: как экзотичное кино из Южной Кореи сумело стать триумфатором «Оскара»? На самом деле, месседж картины вполне универсальный и не несет какого-то сложного локального оттенка. Это социальная сатира про классовую борьбу, у которой (структурно и идейно) много общего и с «Джокером» Тодда Филлипса, и с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино. Например, как и в «Джокере», в «Паразитах» преобладает «вертикальная драматургия» (герои то поднимаются, то спускаются по лестницам — метафоре классного неравенства). Как и «Однажды... в Голливуде», «Паразиты» откладывают кровавую развязку вплоть до финала, что дает повод записать их в слоубернеры (впрочем, при всей пресловутой корейской жестокости в финале, это, конечно, не самая радикальная работа Пона Чжун Хо — и, наверное, даже не лучший его фильм — мне, например, милее «Воспоминания об убийстве» и «Сквозь снег»). Тем не менее эта важная веха не только в истории корейского, но и всего мирового кино. Победа «Паразитов» на «Оскаре» сигнализирует только об одном: теперь фильм из любой точки земного шара может претендовать на главную награду (нужно лишь побывать в американском прокате в определенный период).

Что же, это очень своевременный шаг: киноакадемия сделала ставку на мультикультуризм — и это разумно (крутое кино давно снимают за пределами Голливуда: на это уже больше нельзя закрывать глаза и ограничиваться лишь номинацией «Лучший международный фильм»). Так что, возможно, будущее Голливуда за Южной Кореей и другими быстро развивающимися национальным кинематографиями. Хорошо бы только, чтобы грядущий мини-сериал по мотивам «Паразитов» на HBO ничего не испортил, а то Пон ко всем этим наградам явно оказался не готов и пообещал напиться.

драма, военный

Лучшая работа оператора, лучшее сведение звука и лучшие визуальные эффекты

Главному фавориту «Оскара» пришлось довольствоваться только победой в технических номинациях (лучшие сведение звука и спецэффекты), а также статуэткой Роджеру Дикинсу за «Лучшую операторскую работу» (для Дикинса, безусловного гения, эта номинация стала 15-й за долгую карьеру — и всего лишь второй победой, предыдущая была за «Бегущего по лезвию 2049»). Такой расклад кажется справедливым. Мы одними из первых писали, что при всем уважении к режиссеру Сэму Мендесу его «1917» — это не какое-то серьезное высказывание, а в большей степени визуальный аттракцион, к тому же обращенный в прошлое, в отличие от «Паразитов», которые смотрят в будущее. Вообще, «Оскар» в этом году отчаянно хотел выглядеть современным: было много хип-хопа (зал взорвал Эминем с оскароносным «Lose Yourself», который в свое время не пришел за наградой, так что это выглядело запоздалым реваншем), girl power, черного соула от Синтии Эриво, а Билли Айлиш (неожиданно) исполнила битловскую «Yesterday».

триллер, драма, криминальный

Лучшая мужская роль, лучший композитор

Мимо всех основных наград пролетел и триумфатор Венецианского фестиваля «Джокер» Тодда Филлипса, что, впрочем, предсказуемо: это кино не из тех, что объединяет, а наоборот, разъединяет людей. Уверены, кинокомиксы еще дождутся своего часа, плюс нельзя сказать, что фильм ушел совсем уж без статуэток. Киноакадемия прозорливо дала картине награды за то, что лежит в ее фундаменте (помимо режиссуры). Заслуженный «Оскар» за «Лучшую мужскую роль» получил Хоакин Феникс, разразившийся экоактивистской и благодарственной речью, и исландская композиторка Хильдур Гуднадоуттир, чей саунд (в «Джокере» и «Чернобыле») оказался таким же проникновенным, как и ее спич на церемонии.

трагикомедия

Лучшая мужская роль второго плана, лучшая работа художника-постановщика

Квентину опять не дали «Оскара» за режиссуру (такими темпами скоро уже вручат почетный). Зато благодаря «Однажды... в Голливуде» свой первый актерский (у него уже есть продюсерский) «Оскар» получил Брэд Питт, плюс также была отмечена работа художников-постановщиков. Ладно, скорсезовский «Ирландец» вон вообще не получил ни одной награды, что не отменяет его величия. Очевидно, что обе эти картины останутся в истории кино: тот же Пон Чжун Хо устроил стоячую овацию Скорсезе, благодарил Тарантино за то, что тот популяризировал его картины до того, как они стали известны на Западе, и сетовал на то, что нельзя устроить «техасскую резню бензопилой»: разрезать статуэтку на пять частей, чтобы кусочек от нее достался каждому режиссеру.

биография, драма, спортивный

Лучший монтаж, лучший монтаж звука

Гоночная драма Джеймса Мэнголда мало на что могла рассчитывать в основной категории, зато ее триумф в технических номинациях ни у кого не вызывает вопросов. Картина удостоилась статуэток за «Лучший монтаж» и «Лучший монтаж звука», парней так и не смог никто догнать (вр-р-рум, вр-р-рум!!!). Есть и печальный повод, почему это кино вошло в историю: это последний фильм студии «20-й век Фокс» (напомним, что после покупки «Диснеем» она будет называться просто «20-й век»). Так уходит целая эпоха.

драма

Лучшие костюмы

Не номинированная в этом году за режиссуру (жуткое безобразие!) Грета Гервиг тоже, увы, стала одной из неудачниц «Оскара». Награду за «Лучший адаптированный сценарий» у нее увел «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити, сыгравшие у нее актрисы не удостоились статуэток (зато статуэтки удостоилась сыгравшая у нее и набравшая в последние годы невероятные обороты Лора Дерн, правда за «Брачную историю» Ноя Баумбаха), так что создателям «Маленьких женщин» пришлось довольствоваться лишь наградой за «Лучшие костюмы». Что, конечно, очень обидно — но у режиссерки, уверены, еще все впереди.

биография, мюзикл, драма

Лучшая женская роль

Второй свой «Оскар» за «Лучшую женскую роль» предсказуемо взяла Рене Зеллвегер, сыгравшая в баойпике про Джуди Гарленд и тем самым доказавшая, что не обязательно быть похожей на звезду-прототипа, чтобы прожить ее драму.

мультфильм, приключение, фэнтези, комедия, детский, семейный

Лучший мультфильм

Все, кто ставили на «Клауса» — сенсационную испанскую анимацию от Netflix — оказались посрамлены. Pixar снова оказался лучшим. И пусть четвертая «История игрушек» уступает шедевральной третьей, студия демонстрирует уровень, с которым по-прежнему тяжело тягаться.

документальный

Лучший документальный фильм

В этой злободневной номинации киноакадемия международной повестки (женщинам в Сирии («Пещера» и «Ради Самы»), приходу к власти правых в Бразилии («На краю демокартии») и македонской докудраме про пасечников («Страна меда»)) предпочла местную — победил нашумевший нетфликсовский док про то, как китайцы вкладываются в завод в Огайо, спродюсированный семьей Обамы: Бараком и Мишель.