Девностнический триллер, каких сейчас почти не делают — мрачный детектив со звездным составом (Ума Турман! Энди Гарсия! Лэнс Хенриксен! Джон Малкович!) про полицейского в завязке, который расследует серийные убийства восьми слепых женщин. Эта «Дженнифер восемь», конечно, не финчеровские «Семь», но Брюс Робинсон — специалист по алкоголикам («Уитнэйл и я», «Ромовый дневник») — демонстрирует завидное мастерство в нагнетании саспенса. В итоге его кино бьет в голову не хуже шампанского.
Фред Мэдисон (Билл Пулман), приговоренный к высшей мере за убийство своей жены, исчезает из камеры смертников, а на его месте находят растерянного и ничего не понимающего Пита Дейтона (Бальтазар Гетти). Выпущенный на свободу Пит пытается вернуться к нормальной жизни, но вместо этого его ждет необъяснимый кошмар. Объяснение тому, что происходит с героем, можно найти в психогенной фуге (частичная амнезия, искажение реальности), а можно в замкнутой временной петле (фильм начинается и заканчивается фразой «Дик Лоран мертв»), которая уподобляет картину ленте Мебиуса. Сам Линч, впрочем, называет фильм «достаточно прямолинейным» — как то потерянное шоссе, которое стало его центральной метафорой, а критики разделяют этот хоррор-нуар на две части: первая — реальность, вторая — фантазия. Главное, однако, за всеми этими философскими трактовками не проморгать саму картину, которая до сих пор остается одним из самых удивительных и будоражащих киноопытов.
Многие помнят дебютный фильм Дженнифер Линч — членовредительскую эротическую страшилку «Елена в ящике». Не прошло и пятнадцати лет, как Дженнифер осмелилась на следующий режиссерский шаг — еще более кровавое «Наблюдение». Фильм начинается с того, что два агента ФБР в исполнении Пулмана и Ормонд (оба снимались и у Линча-отца) приезжают в полицейский участок в глухую деревенскую глубинку где-то в Небраске расследовать убийство. Им нужно допросить троих свидетелей — офицера полиции, наркоманку и 8-летнюю девочку. Рассказывать сюжет дальше нельзя, можно лишь упомянуть, что, подобно совам из «Твин-Пикса», большинство героев в фильме Дженнифер Линч обернутся совершенно не теми, кем кажутся.
Рядом с Техасом есть так называемые поля смерти — туда никто не ходит, там не растет трава, а за последние сорок лет там нашли около шестидесяти тел. Теперь здесь начали пропадать молодые девушки, и расследовать это приходится набожному нью-йоркскому детективу (Джеффри Дин Морган) и местному полицейскому (Сэм Уортингтон), который только что развелся с женой (Джессика Честейн). Полнометражный дебют Эми Канаан Манн.
В корейской деревне люди начинают сходить с ума, покрываться волдырями и жестоко убивать своих близких — результат то ли эпидемии, то ли, как многие подозревают, злой воли загадочного японца, поселившегося неподалеку в лесу; добродушный недалекий увалень, работающий в местной полиции, должен что‑то предпринять. Большой, сложный, удивительно умный фильм одного из лучших корейских авторов («Преследователь», «Желтое море»). «Вопль» начинается как сельский хоррор с элементами фарса (центральная для местного кино тема неэффективной полиции), но постепенно, не теряя в занимательности и жути, превращается во что-то куда более эпическое — жестокую ветхозаветную притчу о грехе, слабой человеческой природе и, разумеется, битве добра со злом за бессмертные души. С элементами, впрочем, и Нового Завета: ключевое решение, касающееся веры, герой должен принять до третьего крика петуха.
Дебют в большом кино постановщика музыкальных клипов Хаски, «Ленинграда» и Оксимирона Ладо Кватании. В центре мрачного криминального триллера следователь по особо важным делам Исса Давыдов (Нико Тавадзе), который занимался расследованием серии громких убийств. Спустя 10 лет, по информации одной из выживших жертв, выясняется, что за решеткой сидят невиновные люди. Ошарашенный Давыдов решает докопаться до истины и найти реального убийцу. Суровый триллер, явно вдохновленный ранними работами Дэвида Финчера, нашел признание среди критиков — картина получила «Специальное упоминание жюри за первый игровой фильм» на кинофестивале в Сиджесе.
Казалось бы «Рептилии» Гранта Сингера с их вопросом «кто убил риелторшу?» недалеко ушли, скажем, от говорухинского «Weekend» с его загадкой «кто убил аудитора?». Но разница между фильмами, что называется, колоссальная. Как и сериал «Настоящий детектив», «Рептилии» лишь формально детектив — на самом деле эта мрачная притча о грехопадении в жанре «реализма кухонного крана».
Дело о «синих китах» и волне подростковых суицидов вырастает в высказывание о судьбах родины и порочной человеческой природе в антидетективе Алисы Хазановой и Романа Волобуева, который заимствует депрессивный вайб у корейцев и Финчера, а двухактную структуру — у Кубрика.