Москва
19 января 2025

Это происходит снова: фильмы Дэвида Линча возвращаются на большие экраны!

Евгений Ткачёв
В память о Дэвиде Линче на экраны российских кинотеатров возвращаются его избранные картины. «Афиша» рассказывает, чем прекрасны эти нестареющие и уже ставшие классическими работы.
Голова-ластик
1977, Фэнтези
Сюрреалистический кинодебют Линча про ужасы отцовства

В промышленном городе, наполненном индустриальным шумом, Генри Спенсер (Джек Нэнс) получает приглашение на ужин от родителей своей бывшей девушки Мэри (Шарлотта Стюарт), с которой расстался полгода назад. В гостях Генри узнает, что Мэри родила от него ребенка (не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку), — и, как всякий порядочный человек, он теперь должен на ней жениться. За три года до съемок у Линча родилась дочь, потом его бросила жена — и очевидно, что его потаенные страхи (в том числе страх отцовства) нашли отражение в этой картине, ставшей по-настоящему культовой благодаря карнавалу сюрреализма и необычайному звуковому оформлению. После «Головы-ластика» Джордж Лукас звал Линча снимать «Возвращение джедая» (тот отказался), Мел Брукс — «Человека-слона» (Дэвид согласился), а Кубрик вдохновлялся им перед работой над «Сиянием». Со временем картина, которую сам режиссер характеризовал как «сон о темных и тревожных вещах», обросла миллионами трактовок — но никто, по словам Линча, вплотную так и не приблизился к понимаю ее истинной сути.

Твин Пикс: Сквозь огонь
2017, Детектив
Приквел (и одновременно сиквел) легендарного сериала

«И ангелы тебе не помогут, потому что они улетели» — в этой фразе, брошенной Лорой Палмер (Шерил Ли) закадычной подруге Донне (Мойра Келли) во время разговора по душам, скрыт ключ к пониманию полнометражного приквела сериала «Твин Пикс» — фильма со сложной судьбой, как и его лирическая героиня. Напомним, что картина была разругана критиками и негативно встречена фанатским сообществом, но понять поклонников можно — «Сквозь огонь» концептуально отличается от легендарного шоу. Взять хотя бы открывающую сцену, в которой топор обрушивается на снежно-белый экран телевизора: так Дэвид Линч сразу обозначает — мы будем смотреть не ТВ, а кино. Именно кино с большой буквы режиссер и делает — про свою любимицу: порочную, загадочную, непостижимую блондинку Лору Палмер, которая в фильме обретает плоть, кровь и превращается из трупа, завернутого в целлофан, в живого и мятущегося человека. Сначала обнажается ее драма, затем трагедия — мы проживаем с Лорой ее последние 7 дней, заранее зная, что она обречена, но Линч, разумеется, задумал это кино не как историю одного грехопадения, а чтобы отпустить своей печальной героине грехи. Картина заканчивается практически хеппи-эндом: в финале Лора таки узрела своего ангела. А «Сквозь огонь» стал нулевой серией третьего сезона.

Шоссе в никуда
2017, Детектив
Дик Лоран мертв: мистический триллер Дэвида Линча про расщепление личности

Фред Мэдисон (Билл Пулман), приговоренный к высшей мере за убийство своей жены, исчезает из камеры смертников, а на его месте находят растерянного и ничего не понимающего Пита Дейтона (Бальтазар Гетти). Выпущенный на свободу Пит пытается вернуться к нормальной жизни, но вместо этого его ждет необъяснимый кошмар. Объяснение тому, что происходит с героем, можно найти в психогенной фуге (частичная амнезия, искажение реальности), а можно в замкнутой временной петле (фильм начинается и заканчивается фразой «Дик Лоран мертв»), которая уподобляет картину ленте Мебиуса. Сам Линч, впрочем, называет фильм «достаточно прямолинейным» — как то потерянное шоссе, которое стало его центральной метафорой, а критики разделяют этот хоррор-нуар на две части: первая — реальность, вторая — фантазия. Главное, однако, за всеми этими философскими трактовками не проморгать саму картину, которая до сих пор остается одним из самых удивительных и будоражащих киноопытов.

Линч
2007, Документальный

Документальный фильм памяти великого режиссера-визионера Дэвида Линча.
Картина дает нам редкую возможность заглянуть в увлекательный внутренний мир человека, создавшего такие визионерские шедевры, как «Голова-ластик», «Малхолланд Драйв», «Твин Пикс», «Синий бархат», «Дикие сердцем». Это рассказ о жизни режиссера, его творческом пути и художественном взгляде.

Режиссер: Джон Нгуен

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все