Разговорчивая Варвара Третьякова-Дорсе и ее более скромная коллега-художница рассказывают о том, как нарисовали бы простую ромашку да Винчи, Дюшан, Арчимбольдо, Дали и Уорхол, появляющиеся на сцене в виде остроумно придуманных кукол. Перечисляя различные искусствоведческие «-измы», исполнительницы стараются сделать их понятными как взрослым, так и маленьким зрителям. Чтобы теория запоминалась легче, достаточно внимания уделено и практике — дети сами смогут, повторив мизансцену Моны Лизы, разгадать загадку ее улыбки и создать свой неповторимый шед евр в стиле ready made.
Вечно ищущий артист Алексей Шашилов представляет спектакль, главными действующими лицами которого являются его руки. Вернее, его руки играют роль рук великого композитора. Подробная пластика исполнителя за столом (на наших глазах появляются убедительные чайки, осьминоги и даже корабли) необычным способом передает полет фантазии и пытается ответить без слов на вечный вопрос — как рождается музыка — в данном случае Концерт №2 для фортепьяно с оркестром.
Первая серия проекта «Слово и вещь» посвящена, конечно же, Пушкину. «Наше все» не только писал прозу и стихи, но получал за свою творческую работу гонорары и должен был содержать жену, которая была не только красавицей, но и бесприданницей. Сколько стоила корова? Сколько километров лицеист без лошади проходил за учебный день? Сколько платили за главу «Евгения Онегина»? И важный финальный вопрос, на который не найти ответ никогда: что предпочтительнее, посмертная слава или прижизненное благополучие. Спектакль напоминает ток-шоу, каждый зритель может высказаться, что-то уточнить, а главное, радоваться ироничным актерским комментариям.
Вторая серия проекта «Слово и вещь», в котором театр пытается понять писателя через окружающий его материальный мир. Две актрисы рассуждают о кольцах и платьях Марины Цветаевой, используя для наглядности кукол Барби. Стиль жизни известной поэтессы вычитывается буквально и вырисовывается в воображении из ее стихов и дневниковых записей. И главным действующим лицом спектакля-беседы становятся не произведения и даже не трагическая судьба Цветаевой, а ее женственность.
Гвидо — средневековый монах, который вошел в историю как изобретатель нотного стана, который до сих пор используют музыканты. Действие спектакля на минималистическую музыку Владимира Мартынова происходит как будто в лаборатории, где совершаются эксперименты над музыкой, звуком и даже человеком. В роли неожиданного пространства с почти храмовой акустикой выступает цех театра, в котором в обычное время расписывают задники. Чтобы попасть туда, зрителям придется поблуждать по закулисью и сцене.
Вторая серия проекта, в которой Дмитрий Крымов разбирает хрестоматийные произведения из школьной программы. Получается одновременно смешно и поучительно даже для тех, кто еще в силу возраста классику не читал. Актеры вместе со зрителями постараются понять великих писателей, которые не воруют друг у друга сюжеты, а щедро их дарят, ведь историю Чичикова подарил Николаю Васильевичу не кто иной, как Александр Сергеевич.
Станиславский и Немирович-Данченко летают на облаках, вооруженные молнией и трезубцем. К ним присоединились Щепкин, Ермолова, Вахтангов и другие. Даже на небесах выдающиеся деятели театра продолжают заниматься любимым делом, о котором в Московском театре кукол рассказывают в жанре французского гиньоля, когда лихие перчаточные куклы привычно поколачивают друг друга. Как ставится пьеса — сюжет, в котором зрители получают возможность заглянуть на репетицию, а актеры — с иронией посмотреть на себя со стороны.
Михаил Булгаков написал пьесу про Пушкина без Пушкина, великий поэт не появится на сцене, он только что получил смертельное ранение на дуэли. О нем много говорят, так он предстает живым в диалогах друзей и врагов. Неслучайно на афише спектакля — знакомое по учебникам лицо, выглядывающее из расколовшейся посмертной маски. «Последние дни» стали первым действием спектакля Алексея Бородина, второе — пьеса Бориса Акунина «Убить змееныша» о молодых годах Петра I. Режиссер объединил два текста в один спектакль, перемежая действие поэмой «Медный всадник», которую читают актеры в костюмах современников Петра, Пушкина и Булгакова.