Режиссер Сергей Арцыбашев еще в 2006 году вернул пьесе в стихах Грибоедова камерное звучание. Здесь нет большого шумного бала, зато есть уютный маскарад, в котором Чацкий берет на себя роль Пьеро, и он — единственное печальное действующее лицо этой комедии. Создатели спектакля настаивают на этом жанровом определении, иногда даже уходя в водевиль.
Мир ночлежки в этом спектакле сер и мешковат, яркий красный цвет — только в костюмах хозяев. И никто не вызывает сочувствия, потому что «дно» разрушительно для всех, и оттуда нет выхода. Все роли играют преимущественно опытные актеры, ведь в этом мире стареют быстро.
Спектакль самарского театра «Камерная сцена» представляет старинную пьесу Фонвизина не как сатиру на современное драматургу общество, а как комедию характеров и положений. И тогда широкоплечий Митрофан выглядит не смешнее, а убедительнее субтильных Милона или Правдина, чей идеализм не находит доказательств в будущем, то есть в наши дни.
Режиссер Василий Пектеев в своем спектакле в Саранске, кажется, сочувствует всем пушкинским персонажам. Чем труднее времена, тем сильнее переживания. Особенно сильны и эмоциональны здесь мужчины: Гринев, Швабрин и Пугачев готовы идти до конца, отстаивая свои принципы.
Новосибирский театр «Глобус» — один из ведущих в стране. Режиссер Ирина Керученко ставит до обидного редко. Эти два факта сразу же выделяют этот спектакль в афише фестиваля. Действие происходит в канун Нового года, и приезд Чацкого для отца и дочери Фамусовых не лучший подарок. Между тем, Александр Липовской наделяет своего вернувшегося персонажа непривычной для классических трактовок мужской харизмой.
Заглавный герой в калужской версии режиссера Константина Демидова — внутренний ребенок пилота, потерпевшего катастрофу где-то в пустыне. Даже молодому актеру сыграть Маленького принца задача непростая, поэтому какие-то сцены играет кукла, которая уж точно понимает про детство все.
Режиссер Ксения Кузнецова укладывает сюжет пушкинского романа в стихах в полтора часа — сдвоенный урок литературы. Евгения Онегина играют три актера, Татьяну Ларину — три актрисы, так разительно персонажи меняются по ходу действия.
Предпраздничные хлопоты и прочие шалости увлекают персонажей спектакля, которым все нипочем. Народная музыка сопровождает их по пути из Диканьки в Петербург и обратно, а колядки заставляют пускаться в пляс, ведь любовь в эти холодные дни захватывает не только Вакулу и Оксану, но и притягивает к Солохе многочисленных воздыхателей.