Московский театр кукол вырос из созданного Виктором Швембергером, учеником Евгения Вахтангова, Театра детской книги. Поработав в Третьей студии МХАТ и у Рубена Симонова, режиссер задумался об открытии театра, который помогал бы детям развивать фантазию и визуализировать те образы, которые они находят в литературных текстах. Первым спектаклем МТК стал «Еж, Петрушка и две обезьяны». Труппа Московского театра кукол быстро набирала популярность, и буквально через год ей присвоили статус профессиональной, а также выделили помещение в здании бывшего доходного дома на Петровских линия, построенном в XIX веке архитектором Б.Фрейденбергом. За несколько лет театр выпустил множество успешных спектаклей: «Петрушка путешественник», «Неувязка», «Приказ по Армии» и другие. Нередко в основу постановок ложились произведения Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Михаила Светлова и других поэтов и писателей, симпатизировавших театру. В 1933 году художественный руководитель покинул свой пост из-за требований ограничить репертуар и ставить исключительно детскую литературу. Во время Великой Отечественной войны театр выступал с концертами и агитпрограммами. В это же время труппа Московского театра кукол работала вместе с эвакуированным из Ленинграда Театром марионеток и получила временное помещение на Никольской улице, а после войны переехала в здание на Спартаковской улице, где до этого располагались Театральная студия им. Ермоловой и Московский драматический театр. В последующие годы приходили и уходили несколько директоров и художественных руководителей, при театре открылась детская студия. Последняя масштабная смена руководства произошла в 2012 году, и к работе над новыми спектаклями стали приглашать известных режиссеров: Владимира Бирюкова, Бориса Константинова, Наталью Пахомову. Сегодня художественным руководителем Московского театра кукол является Борис Голдовский, а директором — Людмила Редько.
В Московском театре кукол спектакли идут на трех сценах: большой, маленькой и камерной. Ежегодно театр выпускает несколько премьер, нередко обращаясь к современным произведениям для детей и подростков. В нынешней афише Театра кукол — «Гиньоль им. Станиславского» по мотивам рассказа Карела Чапека, «Госпожа Метелица» по сказкам братьев Гримм, «Как Ежик Медвежонка спасал», «Кентервильское привидение», «Крабат — ученик колдуна» по повести Отфрида Пройслера и другие.
Узнать расписание спектаклей и купить билеты в Московский театр кукол вы можете на сайте «Афиши». Здесь же можно почитать отзывы театральных критиков и реальных зрителей, посмотреть фотографии спектаклей и узнать больше об авторах постановок, а также найти адрес и время работы театра.
+7 (499) 261 21 97 |
Москва, Спартаковская, 26/30 |
mospuppets.ru |
Вконтакте |
Посетили впервые Московский театр кукол с заслуженной историей и в старинном особняке. Смотрели дивно позитивный и яркий спектакль «Школа снеговиков» по историями Андрея Усачёва. Высокий уровень всего: сценическое пространство, музыкальное и визуальное оформление, динамичный сюжет, дружелюбные персонажи, уникальные куклы в холлах театра.
Спектакль начался с эффекта теневого театра. Это сразу настроило на магический и очень уютный лад. К этому эффекту постановщики возвращались несколько раз за время спектакля, каждый раз вызывая приятные ощущения.
Дед Мороз и Снегурочка были позитивными и очень добрыми, располагали к себе.
Актёры так убедительно оживляли снеговиков, что мы быстро поверили в их разные характеры и перестали замечать фигуры на заднем плане.
Сценическое пространство изображало уютный зимний лес с избушкой Деда Мороза. В темноте все белые элементы светились волшебным флюоресцентным светом.
Записанная оркестровая музыка отлично оформляла происходящее: задорные песенки для весёлых сцен, сосредоточенные ритмы для ответственных моментов.
Сюжет спектакля включал в себя задорные хулиганства, образовательные моменты, песни-танцы, интерактив со зрителем и даже ситуацию, которая вышла из-под контроля.
Ещё среди визуальных эффектов была подвижная визуализация, которая окрашивала разные поверхности и производила сильное впечатление. Смена планов и техник поддерживала внимание детей. Вообще, было много неожиданных моментов, что делало повествование насыщенным и динамичным.
Прекрасная работа! Мой Сын хочет вернуться к вашим снеговичкам, значит, яркая сказка удалась!
Международный день кукольника был 21 марта и нам посчастливилось встретить этот праздник в Московском театре кукол на спектакле «Золушка». Постановка Юрия Уткина хотя и напомнила фильм 1947 г. по сценарию Евгения Шварца, но удивила новизной.
Я думала, что места по центру в шестом ряду не самые удобные для просмотра, но это оказались лучшие места, потому что перед нами проходили несколько раз герои, а на потолке появлялись видео-проекции. В такие моменты казалось, что не зрительный зал здесь и сейчас, а настоящая сказка и её можно почувствовать, стоит лишь протянуть руку. Интерес поддерживался спецэффектами, яркими костюмами, «живым оркестром». Но более всего меня восхитили декорации, из темноты коих возникал циферблат, кованные ворота превращались в крылья, а нарисованные на стенах птицы и пегас оживали. Особенно понравилась сцена, когда часы пробили полночь — завертелись шестерёнки, замелькали герои, голоса сменяли друг друга, одним словом — магия. Во втором отделении волшебно смотрелся мир мечтаний Золушки и Принца, благодаря машинерии и световым эффектам. И ещё много было моментов, видя которые я думала: «Однако, как это необычно».
Дочке моей понравились куклы, особенно Фея крёстная с длинным шлейфом. Почти всех героев играли две куклы — объёмная и плоская, Золушку исполняли две объёмные куклы — одна побольше, вторая поменьше, за счёт этого героиня зрительно приближалась или удалялась. Наряды и причёски кукол идентичны нарядам и причёскам актёров. Все куклы кроме Принца и Золушки передают характер героев, так например платье Мачехи с острыми углами подчёркивает её скверный нрав, Лесничий изображён в виде ружья, любительница десертов Марианна просто необъятная, а Король почему-то с грушеобразной головой. Более других вызывали улыбку Фея и её Паж, который отнюдь не мальчик, а скорее рокер и между ними романтические чувства (не поняла смысла таких отношений в детском спектакле).
В Московском театре кукол мы были второй раз, пришли за час до начала спектакля, ведь здесь много всего занимательного. Познакомились в гардеробменом Бузей, ранее видели только Мотю, а есть ещё Эльза и Киса. Рассмотрели кукол в холле и музее, заглянули в буфет и мини-магазинчик. А после спектакля поделились впечатлениями в гостевой книге.
Недавно побывали в Московском театре кукол на Спартаковской улице.
Спектакль "Все мыши любят сыр" поставлен по сказке венгерского писателя Дюлы Урбана. Оказалось, что это довольно популярная история, которая часто попадает в репертуары разных театров.
Сюжет первого действия - это мышиная вариация на тему «Ромео и Джульетта». Два враждующих клана - серых и белых мышей, которые волею судеб оказались под одной крышей. Два эти семейства весьма колоритны. Серые мыши живут в уютном доме, любят вкусно поесть. Хозяйственная мама мышь, нерешительный папа, и любопытный ребенок-мышонок Шома.
К ним в сыроварню решают переселиться интеллигентнейшее семейство белых мышей, которые раньше обитали в театре. Утонченные, образованные, они обучают ребенка музыке, читают газеты и книги, мама называет папу «на Вы» и часто добавляет «простите мой французский». В этой семье и живет белая мышка Фружина
Куклы очень точно передают характеры мышей-героев.
Разные взгляды на жизнь, неприязнь к мышам другого вида, общая территория - ссоры не избежать.
А маленькие мышата - серый Шома и белая Фружи, не обращая внимание на мнение взрослых, сразу же подружились. Родители, конечно же против их отношений.
Первое действие заканчивается грандиозным скандалом и дракой. Очень зрелищная сцена получилась - пух и перья, угрозы, ругательства!
Второе действие напомнило мне «Дары волхвов» О.Генри. Мышата решили пожертвовать самым дорогим, что у них есть, ради своей дружбы. Помог мышатам кот-Маг, живший на чердаке сыроварни. Огромная голова Кота-мага производит сильное впечатление, светящиеся глаза, мигающий свет - всё это добавляет волшебности происходящему, и превращает эту историю в сказку!
Шома стал белым, а Фружи - серенькой, но родители не только не оценили их жертвы, но и выгнали детей из дома. Мышата поняли, что натворили, и снова обратились к силе волшебства.
Кот Маг оказался не так-то прост, на самом деле - он тоже был мышонком. Волшебство и мудрость Кота-мага (вернее, мышонка Паскаля) помогла понять всем мышам, и большим и маленьким, что цвет шерстки дружбе не помеха.
Куклы очень симпатичные, правда, с задних рядов их, возможно, будет сложно разглядеть в деталях. Декорации очень атмосферные- полутьма и полки, на которых хранятся головки сыра, много-много сыра, которые так любят мыши. Обстановка в домиках мышей продумана до мельчайших подробностей, баночки с заготовками, мебель, кружевные салфеточки, портреты родственников на стенах. Мне сразу вспомнилась книжка «Мышкин дом» (Карины Схапман).
Спасибо всем, кто участвовал в создании спектакля! У вас получилась добрая, семейная сказка, хороший атмосферный спектакль! Актеры с любовью и трепетом относятся к своим героям, так здорово, что взрослые тоже играют в кукол, и кажется будто куклы живые.
Детям полезно напоминать, что все люди разные, но это им не мешает дружить. Да и родителям полезно напомнить, что все семьи разные, у каждой семьи свой уклад и свои традиции, и не надо вот так в штыки принимать «избранников» своих детей.
«Давайте жить дружно!»,- как говорил мышам один известный всем кот, из другой сказки.
Мне понравился спектакль "Морожены сказки", на который я ходила с детьми 8 и 6 лет, хотя написано, что спектакль 12+. дети всё прекрасно поняли, а что не поняли, то почувствовали. В театр они у нас ходят часто. Сопереживание, удивление, восторг и итоговые размышления - вот неполный перечень ощущений и впечатлений после этого спектакля. Попробуйте пожить в далёких северных краях - когда почти весь год - морозы! Тогда и льдины станут казаться ездовыми, и песни кружевами морозиться, и медведи квасом начнут торговать... Что только ни придумывали люди, чтобы только отвлечь себя от тяжёлой, даже невыносимой жизни. поэтому и сказки в тех краях такие. Примерно так мы с детьми озвучили то, что поняли в этом спектакле. Чудесные куклы - огромное, щедрейшее количество, удивительные люди-птицы, люди-люди, которые то мёрзнут, то пляшут. Отличный спектакль - большое спасибо его создателям! Спасибо театру за кресла, которые превращаются в более высокие для тех, кто мал ростом. И за выставку в фойе - сказка начиналась уже там. а потом кукол, игравших в спектакле, снова вынесли в фойе мы сфотографировались. Обязательно пойдём на следующие постановки режиссёра Н. Пахомовой!
Спектакль "Морожены сказки"
"Про наш Архангельской край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать все как есть у нас. Всю сушшую правду. Что ни скажу, все – правда.Кругом все свои – земляки, соврать не дадут.К примеру, Двина – в узком месте тридцать пять верст, а в широком – шире моря. А ездим по ней на льдинах вечных. У нас и леденики есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут. Льдины с моря гонят да давают в прокат, кому желательно..."-так начинается спектакль «Морожены сказки», на который мы приехали с дочкой в Московский театр кукол. Собираясь на спектакль, я ждала кукольный спектакль по северным сказкам, ждала тот удивительный язык, которым они рассказываются, ждала удивительной атмосферы, которая присуща сказкам Степана Писахова. Вот только увиденное мною, оказалось совсем не таким, как ожидалось. Все было: и язык, и сказка, и куклы, и атмосфера..., но это была обратная сторона того, чего я ожидала. Начну сразу с того, что это совсем не кукольный спектакль. Или не кукольный в привычном понимании. Он был бы не возможен без кукол, они здесь равноправные участники, они задают колорит, они очень необычны, но такими же равноправными участниками здесь выступают и люди. Они не кукловоды с куклой, они партнеры. Пластика и речь артистов завораживают. В помощь им идут ролики, ходули, костюмы, гримм, но это не цирковое представление из серии "а вот как я ещё могу". Все средства идут на создание неповторимой, самобытной картины север. Где человек отнюдь не творец природы. "На каждого знаменитого исследователя, вроде Колумба, приходится тот, кто исчез в бескрайнем океане, затерялся в пустыне, замёрз во льдах. Пропавшие экспедиции рождают слухи, а слухи складываются в легенды. И вот, движимые высокой целью покорить природу, укротить стихию, познать неизвестное, подтвердить титул «Человек – царь природы», - новые экспедиции отправляются в путь. Вернутся ли они в родные края или встретят прекрасную Морену и останутся с ней, чтобы рассказывать ей сказки?"
Богат северный край, много там чудес диковенных: " Морошка растет большушшими кустами, крупна, ягоды по фунту и боле, и всяка друга ягода. Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днишша заколачивают. А котора рыба побойчей – выторопится да в пирог завернется. Семга да палтусина ловчей всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают. Белы медведи молоком торгуют (приучены). Белы медвежата семечками да папиросами промышляют." - вот только плата за эти чудеса холод лютый. Описывая свою жизнь как калейдоскоп чудес: то в плавание на бане, то ненароком оброненный в море апельсин деревом вырастет, северные жители не то чтобы фантазируют, они просто рассказывают нам, далеким от этого волшебного края, то, что мы хотим услышать. Вот как пишет об этом сам автор: " Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик. Я сказал: – С 1879 года.
– Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?
Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ:
– Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: «Архангельск». Народ ютился кругом столба.
Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз – дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал…
Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал в "дикий север". Ему хотелось полярных впечатлений."
Ну а как нам, не знающим настоящих трудностей северной жизни ещё об этом рассказать? Да и не только нам, сказка и местным помогала: "В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит: – Други-товарищи, спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовется:
– Нет, еще не спим, сказывай.
Сказочник дальше плетет сказку. Коли никто голоса неподаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки."
Вот и плетутся сказки про чудеса северные, помогают выстоять, отвлекают могучее и грозное божество, Богиню Зимы Морену.
"А на морозе, како слово скажешь, так и замерзнет до оттепели. В оттепель растает, и слышно, кто что сказал. Что тут смеху быват и греха всякого! Которо сказано в сердцах (понасердки), ну, а которо издевки ради – новы и хороши слова есть. Ну, которы крепки слова, те в прорубь бросам. У нас крепким словом заборы подпирают, а добрым словом старухи да старики опираются. На крепких словах, что на столбах, горки ледяны строят.
Новой улицей идешь – вся мороженой руганью усыпана, – идешь и спотыкаешься. А нова улица вся в ласковых словах – вся ровненька да ладненька, ногам легко, глазам весело.
Зимой мы разговору не слышим, а только смотрим, как сказано."
У спектакля очень сильный финал, вот вроде бы все шутки-прибаутки, а на деле замерзающие во льдах люди, последние слова которых - сказка о чудо-дереве апельсине посередине огромной реки под большим замерзающим солнцем.
Мне кажется, что такие спектакли очень нужны, не просто для того, чтобы окунуться в атмосферу наших корней, ведь не всегда же мы были городскими жителями, но и для того, чтобы показать детям, что же в этом мире действительно настоящее, а что мимолетно. Вот только с совсем маленькими детьми на него лучше не ходить. Лет 11-12 в самый раз, о чем как раз и указано на сайте театра. И не потому что, "для
взрослых",в спектакле ни намека на пошлость или какие-то сцены не для детей, а скорее потому, что это спектакль-состояние, тут нет действия как такового, тут важно не про что, а важно как. И слишком юному зрителю может быть скучно. Моя же тринадцатилетняя барышня, наоборот больше обрадовалась такому не привычному спектаклю в кукольном театре, говорит, что боялась, что будет ширма и куклы.
А ещё меня очень приятно удивил сам театр. Последний раз я была там с той же самой, но только более юной барышней лет десять тому назад, и честно говоря, думала, что он и останется таким же как я его тогда запомнила, и это будет такое своеобразное возвращение в прошлое, но этого не произошло, театр меняется, у него очень светлая атмосфера и там очень приятно находиться. А это повод вернуться туда уже и с другими детьми и погрузиться в новые сказки.