Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
22 июня 2022

От «Варяга» до второго «Соника»: 5 новых голливудских фильмов, которые придется смотреть дома

Евгений Ткачёв
С уходом голливудских студий из России приходится смотреть блокбастеры дома. Рассказываем про свежие громкие кинопремьеры, которые уже появились в сети.
6.8
Варяг
2022, Боевик

895 год новой эры. Исландский король Аурвандил (Итан Хоук) возвращается домой, где его ждет жена, королева Гудрун (Николь Кидман) и юный сын, принц Амлет (Оскар Новак), который души не чает в родителях. Вскоре принцу, однако, придется резко повзрослеть: его дядя Фьелнир (Клас Банг) вероломно убьет его отца, а мать пленит. Амлет сбежит, поклянется отомстить и вырастет в отмороженного берсерка (Александер Скарсгорд), которого судьба сначала сведет со славянской чародейкой Ольгой (Аня Тейлор-Джой), а затем и с дядей, лишившимся престола и живущим с семьей и рабами недалеко от жерла проснувшегося вулкана.

Это всего лишь третий фильм Роберта Эггерса («Ведьма», «Маяк») — на сегодня самый дорогостоящий (бюджет — 90 млн долларов!) и амбициозный его проект. В этот раз не фильм ужасов, а исторический экшен, в котором кровь льется рекой, а люди особо ничем не отличаются от животных. Учитывая то, что картина уже провалилась в прокате, есть высокая вероятность, что «Варяг» вместе с «Последней дуэлью» Ридли Скотта надолго похоронят жанр исторического кино (по крайней мере, на большом экране). С одной стороны, это понятно — кто сейчас пойдет на такое, когда в соседнем зале идет новый «Доктор Стрэндж» (оба фильма, впрочем, не вышли в России), с другой — дико обидно. Потому что «Варяг» — это полный отвал башки! Абсолютно бескомпромиссное зрелище, в котором звериная жестокость соседствует с темной магией, а предательство — с любовью. Будет преувеличением сказать, что мы такого еще никогда не видели. Конечно, видели. Скажем, в «Конане-варваре» Джона Милиуса с Арнольдом Шварценеггером или в «Тринадцатом воине» Джона МакТирнана. Да что там, ключевой актерский дуэт Скарсгарда и Кидман, как будто был выписан из сериала «Большая маленькая ложь». Но есть, что называется, ряд нюансов. Если в «Конане» варвар только забирал меч мертвого короля, то в «Варяге» мы увидим схватку главного героя с таким же мертвым королем (совсем как в рассказе Леона Спрэга де Кампа и Лина Картера «Тварь в склепе»). Если в «Тринадцатом воине» храбрые воины только произносили предсмертную вису, то в «Варяге» помимо молитвы викингов нам еще покажут тщательную реконструкцию погребального скандинавского обряда. Если в «Большой маленькой лжи» Скарсгард и Кидман играли мужа и жену, то в «Варяге» — сына и мать, что выглядит гораздо патологичнее, потому что Эггерс вводит в их отношения инцестуальный подтекст, который в этой истории, надо сказать, лежит на поверхности. Главное, впрочем, даже не это, а то, что фильм Эггерса — мощнейшие антимилитаристское высказывание про то, как крутые скандинавские мужики из-за кровной мести молотят друг друга до изнеможения, пока земля у них (в прямом смысле) не начинает гореть под ногами. Именно так выглядел «Гамлет» до шекспировской деконструкции. Поэтому сразу вспоминается другой великий фильм со Шварценеггером, в котором он примерил на себе роль брутального принца датского: «Клавдий, ты убил моего отца. Большая ошибка!»

Смотреть на Amazon

Доктору Стивену Стрэнджу (Бенедикт Камбербатч) снится сон, в котором он пытается спасти девушку по имени Америка Чавес (Сочитль Гомес) от лавкрафтианского монстра. Вскоре выяснится, что это был не совсем сон. Согласно завиральным гипотезам квантового сознания, взятым на вооружение в фильме, когда мозг отдыхает, мы можем видеть действия своих двойников в параллельных мирах, а Чавес умеет свободно скользить между ними, как герои сериала «Скользящие», но только если хорошенько при этом напугается. Этот дар вызывает интерес у Ванды Максимофф, Алой Ведьмы (Элизабет Олсен). Она хочет забрать его себе, чтобы переместиться в лучший из возможных миров, в котором она сможет быть со своими сыновьями. Стрэндж встает на защиту Америки и вступает в схватку с Ведьмой.

Возвращение Сэма Рейми (постановщика двух культовых трилогий — «Зловещие мертвецы» и «Человек-паук») в «Марвел» трудно назвать триумфальным. Несмотря на обилие фирменных режиссерских приемов (субъективная камера, хлопающие двери, живые мертвецы, висельнический юмор, Алая Ведьма из параллельного измерения, похожая на героиню Кейт Бланшетт из фильма «Дар»), есть стойкое ощущение, что смотришь не фильм Рейми, а новый эпизод затянувшегося киносериала, в котором важен контекст. Чтобы оценить все сюжетные перипетии «В мультивселенной безумия» надо посмотреть не только первого «Стрэнджа», но еще всех «Мстителей» (особенно «Финал»), «ВандуВижен» и (желательно) «Локи», в котором была заявлена тема мультивселенной. Это, кстати, не случайно: у «Локи» и сиквела «Стрэнджа» один и тот же сценарист — Майкл Уолдрон, который до этого оттачивал свое писательское мастерство на мультсериале «Рик и Морти», раньше «Марвела» погрузившем своих зрителей в мультивселенную безумия. Но если «Локи» у Уолдрона действительно получился незабываемым (каждая серия была снята будто на разрыв), то новый «Стрэндж» — это все тот же конвенциональный «Марвел», только чуть более радикальный, чем обычно. Да, для возрастного рейтинга 12+ тут слишком много убитых супергероев, а одному знакомому персонажу Алая Ведьма и вовсе оторвет голову. Однако сей факт, во-первых, будет стыдливо скрыт на быстром монтаже, а, во-вторых, ну камон — от 28-го фильма киновселенной «Марвел» (КВМ), да еще снятого Сэмом Рейми, стоило ждать чего-то более смелого. В общем, несмотря на вынесенное в название слово «безумие», новый «Стрэндж» не «Все везде и сразу» и даже не «Локи». В нем нет совершенно ничего революционного. Это симпатичный квази-хоррор с олдскульной режиссурой, название которого («Doctor Strange in the Multiverse of Madness») обыгрывает название великого фильма ужасов Джона Карпентера «В пасти безумия» («In the Mouth of Madness»), — вот его и стоит посмотреть, если вы хотите увидеть что-то действительно безумное.  

Смотреть на Disney+

Кстати, про Джона Карпентера. Несмотря на то что режиссер только единожды экранизировал Стивена Кинга, все его творчество пропитано вайбом книг «короля ужасов», а в уже упомянутой «В пасти безумия» главный герой искал пропавшего писателя Саттера Кейна, откровенно списанного с Кинга. Поэтому неудивительно, что Карпентер, продолжающий на пенсии писать музыку к фильмам, согласился записать саундтрек (свой фирменный карпентеркор) к новой экранизации кинговского романа «Воспламеняющая взглядом», которая на днях вышла на стриминге Peacock.

Согласно сюжету родители девочки Чарли Макги (Райан Кира Армстронг) — Энди (Зак Эфрон) и Вики (Сидни Леммон), — еще будучи студентами, приняли участие в эксперименте, проводимом секретной организацией «Контора». В его ходе у них обнаружились телекинетические способности, которые особенно ярко выражены у Энди. Однако Чарли от отца и матери унаследовала другой дар — пирокинез: иначе говоря, она может поджечь что угодно одним только взглядом. Семейство Макги скрывается уже несколько лет, однако девочке с возрастом становится все труднее контролировать свои скрытые умения, а тут еще в школе ее, как и Кэрри, буллят одноклассники, поэтому неудивительно, что в определенный момент она срывается, а «Контора» отправляет за ней наемника-индейца (Майкл Грейейес), тоже обладающего парапсихологическими способностями.

Новая «Воспламеняющая взглядом» — это даже не «Стивен Кинг категории B», а «Стивен Кинг категории Z» (при этом оригинальная постановка Марка Л.Лестера с Дрю Бэрримор тоже была не огонь). Дешевые спецэффекты, деревянные актеры, скучный сценарий и не самая топовая режиссура (хотя Кит Томас до этого снял обласканный критикой ужастик «Диббук»). Так что эту унылую историю про то, как все герои мучаются чувством вины, но находят силы простить себя и друг друга, можно было бы с легким сердцем пропустить, если бы не уже упомянутый карпентеркор. Благодаря чумовому саундтреку фильм не только становится лучше, но даже начинает казаться, что снят он не в 2020-е, а в 1980-е — времена расцвета жанра хоррор. Вообще, смотря свежего «Стрэнджа» и слушая свежую «Воспламеняющую взглядом», прям кончиками волос чувствуешь, как великие режиссеры прошлого, Сэм Рейми и Джон Карпентер, возвращают нас во времена, когда жанровое кино было по-настоящему великим. И круто, конечно, что и в 2022 году эти постановщики все еще остаются с нами, хоть и не в том качестве, в каком нам всем хотелось бы. 

Смотреть на Peacock

6.7

Лоретта Сейдж (Сандра Баллок) слишком умна, чтобы писать «женские романы», издающиеся в мягкой обложке, но что поделать, если эротико-приключенческие книжки с пассажами типа «она молилась его набухшему идолу» продаются лучше, чем научпоп и нон-фикшен. К тому же у Лоретты недавно умер муж-ученый, и литература для нее — попытка спрятаться от суровой реальности, чистый эскапизм. Тем не менее, исписавшаяся женщина решает, что новая книжка про приключения ее постоянных героев Энджелы и Дэша станет последней. Что не очень радует прототипа Дэша — снимающегося для обложек книг Алана (Ченнинг Татум), красивого, но не слишком умного мужчину, тайно влюбленного в Лоретту. Поэтому, когда писательницу похитит моложавый миллиардер (Дэниел Рэдклифф), чтобы она перевела ему несколько иероглифов, которые должны указать на местонахождение сокровищ, Алан бросится на спасение Лоретты.

Казалось бы, только недавно вышел «Круиз по джунглям», но вот в Голливуде сняли еще один фильм, уже более откровенно вдохновленный классическим «Романом с камнем» (1984) и его сиквелом «Жемчужина Нила» (1985). Что, конечно, не может не радовать: приключенческое кино несколько десятков лет пребывает в анабиозе. Его оказались не в силах разбудить ни «Приключения Тинтина», ни четвертый «Индиана Джонс» (а ведь скоро выйдет пятый!). Одна из причин: непонятно, как в постколониальную эпоху снимать приключенческие фильмы, которые появились на свет в колониальном мире с его тропом white savior («белый спаситель»). Но вот кинематографисты вроде бы нашли подход: в «Круизе» вместо «белого спасителя» были самоанец Скала и решительная барышня в исполнении Эмили Блант, а в «Городе» за Индиану Джонса целиком отдувается Баллок (роль «подружки Индианы» досталась Татуму). В этих перевернутых гендерных ролях уже нет ничего удивительного. Удивительно то, что авторам фильма (братьям-режиссерам Ни) удалось создать что-то действительно захватывающее, смешное и живое. Татум упоительно играет глупого мачо (и, конечно, танцует). Баллок не вылезает из дурацкого комбинезона и называет себя сапиосексуалкой. Даже у Брэда Питта есть небольшая, но запоминающаяся роль. Также в программе: несколько адреналиновых погонь и любовь до гроба (в самом прямом смысле). В общем, есть ощущение, что на комедийном и приключенческом безрыбье этот «Затерянный город» не должен затеряться.

Смотреть на Amazon и  iTunes

6.7
Соник-2 в кино
2022, Боевик

Суперскоростной ежик Соник теперь живет с шерифом Томом Ваковски (Джеймс Марсден) и его женой-ветеринаром Сарой (Тика Самптер) в Грин-Хиллз и понемногу супергеройствует. Правда, последнее у него получается не очень. Когда Том и Сара уезжают на свадьбу, Соник решает устроить в их доме вечеринку, однако сначала на Земле объявляется добросердечный двухвостый желтый лис Майлз Тейлз Прауэр, а затем злодей доктор Роботник (Джим Кэрри) со своим новым союзником ехидной Наклзом. Наклз хочет найти камень Мастер Изумруд и одолеть Соника, Тейлз, наоборот, помочь ежу. Начинается мегазамес, в который оказываются вовлечены все.

Сиквел «Соника» грешит тем же, чем грешила и первая часть: примитивным содержанием и кринжовыми шутками. Герой Джима Кэрри с его огромными усищами все так же похож на Мужика из «Деревни дураков» тележурнала «Каламбур», но, право слово, если бы сценарий «Соника» дали написать авторам «Каламбура», получилось бы несравненно смешнее. Вместо этого мы вынуждены два часа смотреть на не самые увлекательные приключения персонажей видеоигр, сдобренные огромным количеством CGI, отвратительной репрезентацией Восточной Сибири и танцевальным баттлом под названием Пивонка, во время которого «сибиряки» танцуют гопак. При этом милота «Соника» нарочитая, как и его инклюзивный месседж: в продолжении стало больше гомоэротических объятий и квира, но не прибавилось здравого смысла. Герои большую часть картины ведут себя откровенно по-идиотски (за Кэрри просто стыдно), а Соник продолжает действовать под девизом «слабоумие и отвага». Как снимать кино для детей? Так же, как для взрослых, только лучше. Уже во второй раз режиссер Джефф Фаулер с этой задачей не смог справиться.

Смотреть на Amazon

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все