Фильм

Фильм Три истории

Россия, Украина, 1997
Три истории – афиша
1/12

Кира Муратова режет по живому

Интеллигент (Маковецкий) убил свою соседку по коммуналке и пришел в котельную к бывшему однокласснику Гене, чтобы ее сжечь. Тут-то на него и насели гомосексуалисты. А в это время медсестра Офелия (Литвинова) мстит всем матерям на свете за то, что ее собственная мать бросила маленькую Офелию в роддоме. Чужую молодую мать она душит чулком, а свою топит в Черном море. А в это время старый дедушка (Табаков) не разрешает пятилетней соседской девочке гулять на улице, и за это она дает ему водички с крысиным ядом.

СтранаРоссия, Украина
Продолжительность1 час 49 минут
Дата выхода13 марта 1997
Дата выхода в России13 марта 1997
Возрастное ограничение16+
Самые ожидаемые события
Рецензия «Афиши» на фильм «Три истории»
9

Интеллигент (Маковецкий) убил свою соседку по коммуналке и пришел в котельную к бывшему однокласснику Гене, чтобы ее сжечь. Тут-то на него и насели гомосексуалисты. А в это время медсестра Офелия (Литвинова) мстит всем матерям на свете за то, что ее собственная мать бросила маленькую Офелию в роддоме. Чужую молодую мать она душит чулком, а свою топит в Черном море. А в это время старый дедушка (Табаков) не разрешает пятилетней соседской девочке гулять на улице, и за это она дает ему водички с крысиным ядом.

Все эти три истории — не о смерти, а о Кире Муратовой. Муратова — единственный живущий русский режиссер, к которому понятие «гений» применимо в абсолютном смысле, как если бы она была художником XVI века. Гений — это когда смотришь и не понимаешь, как такое возможно. Фильмы Муратовой не подчиняются никаким требованиям — ни реализма, ни психологии. Их герои говорят с неправильной интонацией, по много раз одно и то же. Все куда-то сдвинуто — в сторону от нормы, в какую-то засасывающую пустоту. Фильмы Муратовой — это комедии о мире, давно созревшем для апокалипсиса, но не заслуживающем даже его. Поэтому там все по-прежнему прекрасно.

Пройдя за 30 лет и 8 фильмов через все круги жизни и ближнего поднебесья, Муратова в «Трех историях» дошла до ада. Заглянула — а там яркий день, синейшее небо, детишки резвятся, птенцы поют. Тот свет залит ослепительным этим светом. В нем все видно, даже чересчур отчетливо. Видно, например, что русской духовности никакой нет, а настоящая витальность по определению бездуховна. Досматривая агонию Табакова, с трепетом понимаешь, что Муратова — большой художник не-гуманист. Как говорила неземная Рената Литвинова в «Трех историях»: «Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, я не люблю детей. Мне не нравятся люди. Этой планете я поставила бы ноль».

10 июля 2001
9

офа, милая офа, я так люблю вас. эти красные платья и белые шапочки. молодость и такую особую остроугольность. ваш особый, большой план жизни, слова и даже кинематографичные паузы. одесские подъезды и полуразрушенные улицы, ваши бесконечные миры внутри.
все закрючковано, вы правы. и плата за поступки всегда приходит позднее или даже потом. красивая, как белые волосы, или тонкая, как прозрачные чулки. а, может, это будет подарок нелюбви? и только образ офелии, невинно утонувшей (нет чище и прекраснее неё), легкой мечтой будет летать по этому миру, которому кира муратова и рената литвинова поставили бы ноль. в "офелии" из "трех историй" в 1997 году.

30 июня 2005
9

Ну, разве ж не надоели все эти до боли понятные фильмы...экшены...детективчики...комедии... Хочется чего-то понятного не сразу...как песни Земфиры, например... Красоты хочется... В этом фильме я её беспорно увидела...

29 августа 2007
7

Три истории, вроде бы такие разные, но в то же время связанные одной цепочкой жизнь-смерть. Герои по-своему сталкиваются с этими понятиями: кто-то от бессилия и отчаяния, кто-то из мести (которая затмевает все вокруг, не оставляет ни малейшей возможности взглянуть на реальный мир, полюбить, ощутить что-то иное, кроме грызущей жажды отомстить), кто-то просто с жестокой расчетливостью (что усиливается тем, что это все совершает ребенок). А связывает героев каждой из трех историй то, что смерть они считают такой естественной, их личные взгляды полностью покрывают и оправдывают их поступки.
Фильм не динамичный, напоминает чем-то театральную постановку с привкусом неестественной наигранности, но он таким и должен быть. Повторенные фразы, громкие крики, истины, которые герои открывают самим себе - их собственный мир, в котором они живут, и который не обязаны понять другие.
Самой сильной для меня оказалась "Девочка и смерть". В ребенка вложили расчетливость (приватизируем твою квартиру), злость и циничность взрослого. Это отталкивает, поражает и притягивает вместе с тем.

24 августа 2012
7

АНТРАЦИТОВЫЕ ЗВЕЗДЫ

Любите ли вы маленькие трагедии, как их любил Пушкин и как их теперь обожаю я с легкой подачи Киры Муратовой? Киноновеллы не слишком жалует зритель, потому как картина дробится на мелкие кусочки, которые потом довольно-таки трудно собрать в единое целое. Однако Муратова, новая урбанизированная Алиса, легко и просто гуляет по зазеркалью, протирая от серой пыли притворной благодетеле, черные стеклянные души своих героев.

В котельной №6 работает странноватый кочегар по имени Гена, который сочиняет стихи про антрацитовые свечи и держит у себя в душевой гея-проститутку, дабы поскорее получить с него долг. И кто после этого скажет, что могильщики в «Гамлете» лишь ремесленники? Мастера способны мыслить, пусть и несколько убого, пусть и по-мещански… Квартирный вопрос портит людей, о чем говорил еще в прошлом веке «папа» Маргариты. «Никогда ничего не просите…», а то в вашем доме появится самый настоящий дьявол со своей свитой. Боже упаси, Муратова перефразировала известный афоризм: никогда даже не вздумайте упрекать робкого соседа-Маковецкого в том, что он брал ваше мыло, иначе он вас просто… убьет и сожжет в той самой котельной №6, под стихотворные эксперименты кочегара Гены-гениального.

Лето, самое время разгуливать по убогим городским улочкам в красном шифоновом платье, как медсестра Офа самой, пожалуй, стильной новеллы «Трех историй». Кто как не брошенный в младенчестве герой, способен повторить судьбу шекспировской Офелии? Мама – самое святое, сакральное, что есть у человека? Даже если она оставила вас сразу после рождения? Даже тогда, когда она продолжает беззаботно порхать, читая по вечерам классику на отвесном берегу реки? Не спешите с ответом, ибо такие матери рождают не детей, а жестоких мизантропов, способных на любую низость, во имя своей религии духовного отчуждения. Красный лак, античные капители волют в богемной квартире-студии и особые манерные нотки надрыва в голосе героини Литвиновой в черных чулках. «Офелия – мой любимый персонаж, я действовала вашим методом совпадения». Эклектика, дорогие мои друзья-киноманы, так много вокруг сочетаний не сочетаемых вещей…

Молодость не любит старость, особенно если возрастной барьер более шестидесяти лет, а маленькая девочка четко уяснила, что после смерти никчемного деда его комната достанется им с мамой. «Девочка и смерть» - наиболее жестокая и пронзительная новелла всей картины. Если бы молодость знала, а старость могла. В жизни все, увы, не так. Молодость уже все прекрасно понимает, а вот старость по-прежнему не может, потому что деревенеют в инвалидном кресле ноги и затуманенный сосудистыми бляшками рассудок не способен больше чувствовать вкус стрихнина, растворенного в воде. Муратова пугает откровенной наивностью и вместе с тем поразительной трезвостью принятого девочкой решения. Благо, Достоевский не дожил до тех времен, когда дети больше не плачут, а просто убирают препятствия на своем пути, доводящие их раньше до слез.

«Придет серенький волчок…» - детские кошмары как ничто тесно связаны с ужасами взрослой жизни. Ребенок боится темноты, потому что не знает, что за ней скрывается, подрастая, он уже начинает видеть, что в пустоте ночной комнаты нет ничего страшного, а ужас теперь заключается в том, что комната эта находится в коммуналке с общим туалетом и грязной маленькой кухней. Страхи никуда не уходят они только ищут себе новое воплощение, сохраняя былую мощь в сознании человека. Круговые поступательные движения неминуемо приводят к логическому концу. Вот только вопрос остается один: к естественному или насильственному? И ненужно притворятся добродетелью, источая елей на окружающих, ибо волков в овечьих шкурах за версту видно.

20 мая 2010
7

Если честно, то это самый правильный и показательный фильм Муратовой. Сейчас объясню почему. Фильм полностью лишен «воды», может за счет того, что состоит из трех практически независимых (по фабуле и сюжету) кинематографических новелл и во время просмотра не вызывает желание «ужать» ленту, как это было, скажем, с «Увлечениями» (да или с тем же «Чувствительным милиционером»). Кроме того, фильм работает внешне на все тех же приемах, что и ее главные картины прежде, но в этот раз за механикой повторений чувствуется, что автору есть что сказать, без истерики, с расстановкой и даже обвинением (как всегда, впрочем, пассивным, никаких выводов и, упаси Боже, выходов Муратова давать не собирается). Ну и Муратова вновь пытается, как сведущий коронер по социуму, ставить диагноз обществу. Но если в конце 80-х это был «астенический синдром», то теперь еще более печальный – врач засвидетельствовал смерть пациента.
Смерть и отчуждение, ненависть и антигуманность – вот что связывает все три новеллы. Герой Маковецкого из «Котельной №6» (в названии новеллы, кстати, очередной привет Чехову) отрезан от всего, по крайней мере разумного, мира. Он как Хирон на реке Стикс, переправляет умерших в мир мертвых (или в ад, если кому угодно). Он по своему самодостаточен и отстранен. Линейка его моральных принципов сбита напрочь – он скорее расстраивается тому факту, что труп привезли не вовремя, под конец смены, чем саму факту появления трупа в его угодьях. У героини второй истории - Офелии (Рената Литвинова) – другая проблема. Она ненавидит. Ненавидит всех. Разве что, кроме детей. И единственное, что движет ей в этой жизни – это наблюдение за детьми, которых оставили в роддоме матери. Благо у ней есть для этого неплохая возможность, работая в архиве. Параллельно с этим, она подталкивает за порог смерти собственную мать. Примерно подобным же занимается и девочка из третьей истории, только она гораздо моложе Офелии и причина у ней скорее родственная «героям» из истории первой. Но ненависть и смерть в тех же пропорциях и на тех же местах, что и полагается для общего настроения картины.
Впрочем, фильм не только о квартирном вопросе и смерти. Фильм еще и о том, что люди не могут, а точнее – не хотят слышать друг друга. Практически все диалоги в фильме больше похожи на монологи. Единственные два персонажа в фильме, которые готовы слушать и общаться – это глухие старухи, которые делать этого уже не могут. А те, кто могут – не хотят. Тенденция, впрочем, узнаваемая у Муратовой. Еще в «Астеническом синдроме» она пыталась докричаться (до зрителя), в том числе и при помощи крепкого словечка. Не получилось. Поэтому она вооружилась другим оружием, в том числе и иронией (фильм местами действительно очень смешной, хотя и черным юмором) и ставит другие диагнозы. Так что те, кто успел настроиться на Муратову конца 80-х и начала 90-х, к этому времени вновь рискуют оказаться в глупом положении – режиссер вновь изменилась. Пусть и внутренне, пусть и не так кардинально, но достаточно того, чтобы потерять связь с ее миром и на этом диссонансе не чувствовать ее новое кино. Только это проблемы уже не Муратовой, конечно же.

23 января 2010
Все отзывы
Читайте также
120 главных российских фильмов
120
главных российских фильмов
120 главных российских фильмов
85 лучших исторических фильмов
85
лучших исторических фильмов
85 лучших исторических фильмов
Все мультфильмы студии Disney: сколько из них смотрели вы?!
Все мультфильмы студии Disney: сколько из них смотрели вы?!
Все мультфильмы студии Disney: сколько из них смотрели вы?!
Что пишут пользователи «Афиши» про «14+: Продолжение» — сиквел культовой молодежной драмы
Что пишут пользователи «Афиши» про «14+: Продолжение» — сиквел культовой молодежной драмы
Что пишут пользователи «Афиши» про «14+: Продолжение» — сиквел культовой молодежной драмы
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость