Москва
6.7

Фильм
Прачечная

The Laundromat, США, 2019
Политпросвет о мировой экономической закулисе

Живой классик американского кино Стивен Содерберг снова (после «Птицы высокого полета») снял для Neflix фильм про деньги, но в этот раз он попытался разжевать остросоциальную тему, посвященную «Панамскому досье». В основу этой насквозь условной, почти театральной постановки легло расследование журналиста Джейка Бернстайна, адаптированное для экрана сценаристом Скоттом З.Бернсом. Так, в течение полутора часов зрителям постараются на пальцах, коровах и бананах объяснить, что же такое офшор, где находится Панама и как власть имущие надувают честной народ — а чтобы при этом никто не заскучал, прозвучат несколько анекдотов из жизни людей, так или иначе связанных с деятельностью печально известной фирмы Mossack Fonseca. Стоит сказать, что в роли конферансье выступает дуэт юристов в исполнении Гэри Олдмана (Юрген Моссака) и Антонио Бандераса (Рамон Фонсека), а среди всего остального звездного состава выделяется Мерил Стрип, кроткой героине которой в нужный момент тоже предстоит проломить «четвертую сцену» жгучим политическим манифестом. По форме (а у Содерберга она часто идет впереди содержания) фильм напоминает недавние картины Адама МакКея — «Игра на понижение» и «Власть», в которых актуальная повестка тоже разбавлялась вставными номерами с пояснениями. Но здесь эти интермедии (изначально заряженные четкой авторской позицией) оказываются едва ли не важнее самой истории, которая по ходу действия начинает напоминать брехтовский «политический театр».

Драма
Стивен Содерберг
1 сентября 2019
1 час 36 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Стивена Содерберга

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20387
6 сентября 2019

Стивен Содерберг разъясняет «Панамское досье»

Пожилая небогатая пара из Америки, Эллен (Мэрил Стрип) и Джо (Джеймс Кромвелл), отправляется на экскурсию по озеру в штате Нью-Йорк. Туристический теплоходик переворачивается, двадцать человек гибнут — включая Джо. Эллен обещают огромную компенсацию, на которую она собирается приобрести лофт в Лас-Вегасе с видом на памятный для себя угол — но лофт перехватывают русские с чемоданом наличных, и к тому же выясняется, что хозяева турфирмы решили сэкономить и купили страховку в компании, которая принадлежит другой компании, и обе они существуют только на бумаге и зарегистрированы на Карибских островах, куда Эллен и летит в поисках ответов.

Персонаж Мэрил Стрип, простая, но сметливая пенсионерка из глубинки, ближе всех к тому, чтобы считаться главной героиней этой картины — что будет подтверждено в эффектном финале, — но и ее экранное время очень ограничено: «Прачечная» — фильм-ансамбль, и основная его идея, собственно, как раз в том, что история Эллен — одна из сотен и тысяч таких же.

Стивен Содерберг, всегда интересовавшийся вопросами капиталистической экономики (деньгам в том или ином виде посвящена добрая половина его фильмов, в том числе прекрасный предыдущий под названием «Птица высокого полета», тоже сделанный для «Нетфликс»), в данном случае отталкивался от документального расследования журналиста Джека Бернстайна «Мир секретности». Это книга, посвященная так называемым «Панамским документам» — слитому несколько лет назад в прессу гигантскому досье на фирму Mossack Fonseca, которое позволило взглянуть на невероятную систему офшорного бизнеса и компаний-пустышек, позволявшую сильным мира сего мухлевать, отмывать деньги и уходить от налогов.

О чем точно не догадывались немецкий юрист Юрген Моссак и панамский Рамон Фонсека, когда придумывали, как реализовать эту хитроумную схему в невиданных, возможно, прежде масштабах, — так это о том, что однажды их сыграют в кино Гэри Олдман и Антонио Бандерас. Этот комический дуэт в поделенном на главки фильме Содерберга работает как бы конферансье, появляясь в специальных скетчах и объясняя зрителю (впрочем, в довольно общих формулировках), что и как устроено в мире финансов.

В параллельных историях, иллюстрирующих работу этой системы и ее эффект в частных случаях, действуют адвокат-многоженец с острова Невис (Джеффри Райт с чудной прической), женщина-клерк с низкооплачиваемой работой, на бумаге — директор десятков тысяч компаний, самоуверенный английский бизнесмен (Маттиас Схунартс), который думает, что может водить за нос жену коррумпированного китайского функционера (ха!), и другие (в эпизодах среди прочих — Шэрон Стоун и Дэвид Швиммер). Самый смешной, пожалуй, сегмент посвящен африканскому миллионеру, который спит с подружкой дочери, а когда последняя об этом узнает, решает заткнуть ей рот акциями на предъявителя.

Короче говоря, это «Панамское досье для чайников», что‑то вроде «Игры на понижение», но одновременно и грубее, и по-своему — как всякое плакатное искусство — доходчивее. Конечно, несмотря на отдельные удачи, это скорее проламывающее «четвертую стену» сатирическое шоу, чем полноценный художественный фильм. Но, возможно, это ровно тот масскультурный формат и ровно та умеренная трата душевных сил, которых обсуждаемый предмет заслуживает.

2
0

Отзывы

7
KHALY
198 отзывов, 309 оценок, рейтинг 278
20 апреля 2020
Офшорино горе: художественный разбор "Панамского досье"

Содерберг вновь берется за животрепещущую тему и вновь в оригинальном ключе. Прачечная - эдакое расследование а-ля Discovery channel, в котором при реконструкции событий художественность возобладала над документальностью. Ведущие шоу (Олдман и Бандерос) не только пересказывают историю от лица зачинщиков скандала, но и отвечают за познавательный блок, хотя выходит не особо доходчиво и излишне субъективно. Считаю, фильм бы только выиграл, если бы этот связующий дует вырезали. Пусть даже сюжет стал бы рваным, но и по отдельности сцены и диалоги великолепны. Как водится с новаторским кино, в нем интереснее участвовать (количество занятых звезд говорит само за себя), чем смотреть, но на то он и эксперимент - или разгневал, или изумил, или вдохновил. Поэтому если Вы жаждете историю, основанную на реальных событиях, в классическом исполнении, то будете разочарованы. Но если же открыты для нового киноопыта, то wellcome! Содерберг однозначно режиссер 2010-х (не Вильнев).

0
0

Подборки Афиши
Все