Фантастика |
Люк Бессон |
6 а преля 1983 |
1 час 30 минут |
Пост-апокалипсический нуар от начинающего снимать Бессона. В фильме не сказано ни слова, а саундрек составляет лишь несколько минут. Однако, вряд ли можно это признать недоработкой или упущением. Напротив, скованный бюджетом Бессон, еще более минимизирует средства воздействия на зрителя. Голоса, цвет, музыка - всего этого нет в фильме. Как нет и того мира, который привычно нам населен речью и цветом.
В гнетущем упадке цивилизации с дождем из рыб и камней, даже протагонист не всегда вызывает сочувствие, а "Здоровяк" в исполнении Жана Рено имеет немало милых черт, несмотря на бессмысленность его жестокости.
Это один из лучших фильмов, которые стоит посмотреть, но настоятельно рекомендую сделать это два раза. В первый раз слишком многое ускользает...
Первый фильм Бессона и самый сильный его фильм. Фильм - метафора, что в мире есть только две вещи, за которые можно умереть - за женщину и за слова для нее. Очень колоритные и точные персонажи, очень интересный хоть и малоподвижный сюжет.
К тому же, я никогда не мог подумать, что в 83 в фильмах уже отрезают пальцы. Для меня знакомство с такой хирургической приправой началось с Олдбоя от Пак Чен-вука.
Да, режиссёр «Леона» и «Пятого элемента» начинал с беззвучной чёрно-белой ленты о постапокалипсисе.
Бессон не ставил перед собой цель сказать новое слово в этом жанре, так случилось. Денег не было, было несколько катушек плёнки и камера. Понятно, что при таком раскладе сценарий должен был оправдать скудность средств. Оправдал с лихвой, став социальным высказыванием. Планета пережила катастрофу, и люди утратили речь. Они изъясняются жестами и используют в быту обломки погибшей цивилизации. Картинка, лишённая не только диалогов, но шумов и музыки, создаёт ощущение полного краха. Этого и хотел добиться режиссёр. Мир стар и ветх, он доживает последние дни. Выживших ждёт последняя битва. Но что ждёт победителей? Более комфортная смерть на пустынной планете?.. О других современных немых фильмах можно прочитать в статье «Немое кино: возвращение», опубликованной на сайте StrangeFilm.org.
В мире что-то произошло: города опустели и потрескались, кругом пустыня, немногочисленные оставшиеся люди (разбойники в основном) влачат существование настолько жалкое, что потеряли дар речи. Остатки цивилизации - человек неопределённых занятий (Жоливе) и доктор (Буиз) - стараются вести себя вполне культурно, но у двери их дома-убежища упорно промышляет Зло (Рено). Тут уж пан или пропал.
В своём полнометражном дебюте Люк Бессон сделал любопытное открытие: последствия планетарной катастрофы не нуждаются в комментариях. С 1983 года фильмов, схожих по фабуле с "Последней битвой", выпущено множество множеств, однако диалоги редко когда выходили их украшением. Тут проблема эта решена радикально: не произносится ни слова; музыка нарочито простенькая, без налёта мрачности, декорации скромные, изображение - чёрно-белое. Молодой Жан Рено в удивительнейшей роли отморозка.
По большому счёту, немое повествование "Последней битвы" заурядно - изобретательна же техника, визуальная сторона. Но такой опыт слишком своеобразен, чтобы от него отмахнуться.