Фильм

Фильм Лето 85-го

Été 85 (2020, Франция), IMDb: 6.9

7
11 отзывов
6.9
1/14

Гомосексуальный роман на морском курорте Нормандии от Франсуа Озона

Новый фильм Франсуа Озона, снимающего с регулярностью Вуди Аллена и почти столь же верного своему набору излюбленных тем при разнообразии жанровых оберток. «Лето» фактурой напоминает его первые опыты из конца 90-х, а разворачивается, соответственно, во времена его юности. Это вольная экранизация — о чем в жизни не догадаться — важной британской гей-книжки для подростков 1982 года выпуска. В нормандском городке смазливый тинейджер из рабочей семьи влюбляется в смазливого тинейджера чуть постарше и побогаче, про которого нам с самого начала сообщают, что он погибнет; также в их романе участвует англичанка. Несмотря на тень, которую сразу отбрасывает проанонсированный финал, это кино солнечное, игривое и довольно легковесное — впрочем, неглупое: речь идет, в общем, не про отношения как таковые, а про их субъективное восприятие и про то, как жизнь преломляется в художественном пересказе.

Страна
Франция
Жанры
Режиссер
Продолжительность
1 час 40 минут
Дата выхода
14 июля 2020
Дата выхода в России
15 октября 2020
Возрастное ограничение
18+
Яркий представитель так называемого «кинематографа тела»: его фильмы отличает высокая степень сексуальной раскрепощенности (равно как и картины испанца Педро Альмодовара). В своих работах Озон заходит на территорию романтических комедий, детективных историй, мелодрам, но ему всегда удается сказать что-то большее за узкими рамками жанра. Уже первый полнометражный фильм режиссер «Крысятник» получил хорошие отзывы критиков. Далее последовала адаптация сценария немецкого режиссера и драматурга Райнера Вернера Фассбиндера «Капли дождя на раскаленных скалах», однако мировую известность ему принес мюзикл «8 женщин», во многом благодаря звездному актерскому составу, состоящему из Катрин Денев, Изабель Юппер, Даниель Даррье, Фанни Ардан, Эмманюэль Беар и Людивин Санье. Первым англоязычным фильмом Озона стал «Бассейн», в котором, по его собственному признанию, режиссер показал, из каких творческих мук складывается написание сценария. Эта картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» МКФ в Каннах. Эту же номинацию получили «Молода и прекрасна» и «Двуличный любовник».

Рецензия «Афиши» на фильм «Лето 85-го»

5

Мелодрама Франсуа Озона о мальчиках-подростках на нормандском побережье

Смазливый и меланхоличный юноша Алексис (метис Ксавье Долана и Ривера Феникса) в наручниках садится в холле суда и начинает исповедь: смерть интересовала его всегда, а после рокового лета 1985 года вообще не выходит из головы. Под песню The Cure «In Between Days» он начинает несложный рассказ о курортном романе, который закончился трагически: иначе к чему наручники и заупокойный тон.

Дано: двое юных мужчин, блондин Алексис и брюнет Давид, будто со страниц каталога нижнего белья Calvin Klein, знакомятся в море во время кораблекрушения. Маленький шторм, их лодки разваливаются, слава богу, их в воде двое. У одного — мотороллер, у другого — каникулы и много свободного времени. Один местный, другой переехал, оба учатся у внимательного профессора литературы, который хоть и не видит в них Верлена и Рембо (сами они, кажется, видят — или как минимум цитируют), но советует больше размышлять на бумаге и хотя бы задуматься о получении высшего образования.

Происхождение обоих, правда, никакой писательской карьеры им не сулит: один после смерти отца трудится в семейной лавке, второй устраивается к нему подработать, чтобы видеться почаще. Придя в гости к Давиду по первому приглашению, Алексис сталкивается с его мамой, которая явно не в курсе новой этики, раздевает его, набирает ванну и нахваливает его член: все немножко смахивает на неуместное «Половое воспитание». Алексис смущается, но, как всегда, больше занят собственными мыслями: в голове он сравнивает ванну с саркофагом и вспоминает суматоху несчастного случая.

Дальше все сладко и предсказуемо, как аккорды песен The Cure: катание с ветерком по прибрежным дорогам, карамельные поцелуи, примерки одежды, первые сцены ревности («Тебе не нужно то, что мы делаем вместе, тебе нужен я!»). В и без того хлипкие отношения вклинивается британка Кейт (Филиппина Вельж), которая приехала на лето попрактиковать французский, но, по сути, практикует его только с симпатичными парнями. Главная договоренность между Алексисом и Давидом: когда один из них умрет, другой обязательно «спляшет на его могиле». Именно так называется первоисточник фильма в жанре young adult, опубликованный в начале 80-х британским писателем Эйданом Чемберсом: автор, к слову, прошел интересный путь от монаха до лауреата премий в детской литературе и классика подростковых квир-текстов.

Мелодрама об отношениях людей одного пола, которая еще десять лет назад ощущалась уникальным переживанием, в 2020 году растворяется в потоке копий и подражаний утраченному первоисточнику. Кто сейчас не исследует сексуальную идентичность? Кому не приходит в голову, что он флюиден? Кто не открывает через первые романы то, о чем не рассказывали родители?

Хотите симпатичных парней и мотоцикл — вот вам «Мой личный штат Айдахо» с французским Киану Ривзом, который точно так же щурится на ветру. Любите подростковые ромкомы 80-х? Буквальная цитата подростковой дискотеки, где посреди шумных танцев двое влюбленных двигаются под медляк в наушниках— пересмотрите «Бум» с Софи Марсо. Лето, когда ковыряют пальцем в персиках? «Зови меня своим именем» и чуть менее знойное, но такое же ласковое летнее побережье. Подростки, не отличающие сексуальность от дружеской привязанности, а похоть от любви? Новый сериал Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть» и «Пляжные крысы» Элизы Хиттман. Много голых тел и никаких планов на будущее? «Мектуб, моя любовь» или «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, тем более камера Ишама Алауи скользит по гладкой груди и губам главных героев, объективируя их не меньше скандального француза (только почему‑то здесь это окей и проходит без скандалов). Ксавье Долан, нагло стыривший у Озона приемы первых фильмов, тоже сразу на уме: подростковый пафос «Я убил мою маму» и «Воображаемой любви» торчит в «Лете 85-го» как банана-сплит. Когда квир-кино нормализовано, а негетеросексуальность на экране — давно не событие, есть логичный зрительский запрос на что‑то еще.

С «чем‑то еще» у нового Озона проблемы, что не удивляет — почти у каждого режиссера, снимающего по фильму в год, один удается через один, — но разочаровывает. Литературная ценность опытов Алексиса далека от «запаха женщины среднего класса» прозы героя «В доме», сцены ссоры уступают в нежных деталях «5 на 2», а история краткой любви с трагичным финалом не валялась и рядом с лаконичным «Францем». Просеянный через сито роман очень заурядных героев превращается в кучу мелкого морского песка. Этого песка много в лучших летних фильмах Эрика Ромера («Полина на пляже», «Зеленый луч», «Летняя сказка», «Колено Клер», «Коллекционерка»), но Озон все же не Ромер, как и его рифмующие «кровь/любовь» персонажи — не Верлен и Рембо. Что бы там ни рассказывал ребятам преподаватель литературы, чтобы они бросили работать в палатке и пошли учиться в колледж, мир может пережить без многих подобных любовных историй.

15 октября 2020
9

Один в паре хочет эмоциональной близости, а другой не может ее дать. Эта тема не устареет никогда, ибо почти каждый из нас хоть раз бывал в такой ситуации. Тот факт, что здесь это показано на примере однополой пары, вселяет надежду: чем чаще людям дают возможность увидеть, что в отношениях одни и те же переживания, независимо от пола, - тем ближе время, когда это перестанет восприниматься как нечто экзотическое. Ведь в конечном счете все влюбленные чувствуют одно и то же.

15 октября 2020
До слёз
10Картину Франсуа Озона «Лето 85» необходимо посмотреть обязательно всем!

Фильм, который заставил задуматься об субъективном понимании близости двух людей, четко определив, чего преследуют главные герои. Алексис - желает Давида, идеализируя свою любовь к нему и его самого. Давид же в свою очередь любит то, чем они занимаются и как проводят время. К сожалению, это стало серьезным «камнем преткновения» и тут лишь оставалось ждать малейшей искры, чтобы разрушить их хоть и недолгое, но счастье.

16 октября 2020
1

Абсолютная монотонность в эмоциональном плане при просмотре от начала фильма и до его завершения. Никак. Не советую. Кино должно вызывать какую-то реакцию у зрителя, положительную или отрицательную- не важно. Про этот фильм даже сказать нечего.

18 октября 2020
1

Это уже второе разочарование года на тематику ЛГБТ(первым номером был наш «Аутло»). Чарующее описание фильма, обещающее эмоции при просмотре сравнимые чуть ли не со спазмом в животе от настойчивого солнца, или с запахом солёной кожи после морских ванн и ощущением вечной свободы и не угасающей юношеской страсти к жизни, оборачивается обманом. Мы видим меланхоличного, недолюбленного подростка, неестественным образом вовлечённого в семью, чьи моральные ценности и адекватность в целом вызывают вопросы. Почти насильное погружение в эту историю с тинейджерской гомосексуальной связью, в эту якобы причастность к смерти любовника - прямо скажем, притянуто за уши. Неживые эмоции, наигранность персонажей не оставляют этому фильму шансов вообще. По окончанию просмотра вспомнилась «Горбатая гора», и от зияющей пропасти между этими фильмами стало совсем грустно.

23 ноября 2020
9

Прекрасный фильм о избитой теме неибитым языком. Если у вас была травма, касающаяся любви (а она есть почти у каждого), эта картина, возомжно, немного поможет вам.

26 октября 2020
Все отзывы
Материалы о «Лето 85-го»
Лучшие романтические фильмы 2020 года
Лучшие романтические фильмы 2020 года
25 декабря 2020
Кинопремьеры недели: «Лето 85-го», «Гипноз» и «Удалить историю»
Кинопремьеры недели: «Лето 85-го», «Гипноз» и «Удалить историю»
14 октября 2020
Одобрено Каннами-2020: лайнап главного кинофестиваля на свете
Одобрено Каннами-2020: лайнап главного кинофестиваля на свете
4 июня 2020
«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника
«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника
24 сентября 2021