Москва

Фильм
Прачечная

The Laundromat (2019, США), IMDb: 6.3

оценить
1 час 36 минут
Дата выхода в мире
1 сентября 2019

Политпросвет о мировой экономической закулисе

Живой классик американского кино Стивен Содерберг снова (после «Птицы высокого полета») снял для Neflix фильм про деньги, но в этот раз он попытался разжевать остросоциальную тему, посвященную «Панамскому досье». В основу этой насквозь условной, почти театральной постановки легло расследование журналиста Джейка Бернстайна, адаптированное для экрана сценаристом Скоттом З.Бернсом. Так, в течение полутора часов зрителям постараются на пальцах, коровах и бананах объяснить, что же такое офшор, где находится Панама и как власть имущие надувают честной народ — а чтобы при этом никто не заскучал, прозвучат несколько анекдотов из жизни людей, так или иначе связанных с деятельностью печально известной фирмы Mossack Fonseca. Стоит сказать, что в роли конферансье выступает дуэт юристов в исполнении Гэри Олдмана (Юрген Моссака) и Антонио Бандераса (Рамон Фонсека), а среди всего остального звездного состава выделяется Мерил Стрип, кроткой героине которой в нужный момент тоже предстоит проломить «четвертую сцену» жгучим политическим манифестом. По форме (а у Содерберга она часто идет впереди содержания) фильм напоминает недавние картины Адама МакКея — «Игра на понижение» и «Власть», в которых актуальная повестка тоже разбавлялась вставными номерами с пояснениями. Но здесь эти интермедии (изначально заряженные четкой авторской позицией) оказываются едва ли не важнее самой истории, которая по ходу действия начинает напоминать брехтовский «политический театр».

Актеры

Режиссер фильма «Прачечная»
Стивен Содерберг
58 лет
фильмов: 34
В 27 лет получил золото Канн за «Секс, ложь и видео», с тех пор поставил «Траффик» и всех «Друзей Оушена», переснял «Солярис» Тарковского и снял несколько фильмов на айфон.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1334
оценки: 972
рейтинг: 20245
7

Стивен Содерберг разъясняет «Панамское досье»

Пожилая небогатая пара из Америки, Эллен (Мэрил Стрип) и Джо (Джеймс Кромвелл), отправляется на экскурсию по озеру в штате Нью-Йорк. Туристический теплоходик переворачивается, двадцать человек гибнут — включая Джо. Эллен обещают огромную компенсацию, на которую она собирается приобрести лофт в Лас-Вегасе с видом на памятный для себя угол — но лофт перехватывают русские с чемоданом наличных, и к тому же выясняется, что хозяева турфирмы решили сэкономить и купили страховку в компании, которая принадлежит другой компании, и обе они существуют только на бумаге и зарегистрированы на Карибских островах, куда Эллен и летит в поисках ответов.

Персонаж Мэрил Стрип, простая, но сметливая пенсионерка из глубинки, ближе всех к тому, чтобы считаться главной героиней этой картины — что будет подтверждено в эффектном финале, — но и ее экранное время очень ограничено: «Прачечная» — фильм-ансамбль, и основная его идея, собственно, как раз в том, что история Эллен — одна из сотен и тысяч таких же.

Стивен Содерберг, всегда интересовавшийся вопросами капиталистической экономики (деньгам в том или ином виде посвящена добрая половина его фильмов, в том числе прекрасный предыдущий под названием «Птица высокого полета», тоже сделанный для «Нетфликс»), в данном случае отталкивался от документального расследования журналиста Джека Бернстайна «Мир секретности». Это книга, посвященная так называемым «Панамским документам» — слитому несколько лет назад в прессу гигантскому досье на фирму Mossack Fonseca, которое позволило взглянуть на невероятную систему офшорного бизнеса и компаний-пустышек, позволявшую сильным мира сего мухлевать, отмывать деньги и уходить от налогов.

О чем точно не догадывались немецкий юрист Юрген Моссак и панамский Рамон Фонсека, когда придумывали, как реализовать эту хитроумную схему в невиданных, возможно, прежде масштабах, — так это о том, что однажды их сыграют в кино Гэри Олдман и Антонио Бандерас. Этот комический дуэт в поделенном на главки фильме Содерберга работает как бы конферансье, появляясь в специальных скетчах и объясняя зрителю (впрочем, в довольно общих формулировках), что и как устроено в мире финансов.

В параллельных историях, иллюстрирующих работу этой системы и ее эффект в частных случаях, действуют адвокат-многоженец с острова Невис (Джеффри Райт с чудной прической), женщина-клерк с низкооплачиваемой работой, на бумаге — директор десятков тысяч компаний, самоуверенный английский бизнесмен (Маттиас Схунартс), который думает, что может водить за нос жену коррумпированного китайского функционера (ха!), и другие (в эпизодах среди прочих — Шэрон Стоун и Дэвид Швиммер). Самый смешной, пожалуй, сегмент посвящен африканскому миллионеру, который спит с подружкой дочери, а когда последняя об этом узнает, решает заткнуть ей рот акциями на предъявителя.

Короче говоря, это «Панамское досье для чайников», что‑то вроде «Игры на понижение», но одновременно и грубее, и по-своему — как всякое плакатное искусство — доходчивее. Конечно, несмотря на отдельные удачи, это скорее проламывающее «четвертую стену» сатирическое шоу, чем полноценный художественный фильм. Но, возможно, это ровно тот масскультурный формат и ровно та умеренная трата душевных сил, которых обсуждаемый предмет заслуживает.

2
0
...
6 сентября 2019

Лучшие отзывы о фильме «Прачечная»

Фото KHALY
Фото KHALY
отзывы: 195
оценки: 305
рейтинг: 279
Свежо
7
Офшорино горе: художественный разбор "Панамского досье"

Содерберг вновь берется за животрепещущую тему и вновь в оригинальном ключе. Прачечная - эдакое расследование а-ля Discovery channel, в котором при реконструкции событий художественность возобладала над документальностью. Ведущие шоу (Олдман и Бандерос) не только пересказывают историю от лица зачинщиков скандала, но и отвечают за познавательный блок, хотя выходит не особо доходчиво и излишне субъективно. Считаю, фильм бы только выиграл, если бы этот связующий дует вырезали. Пусть даже сюжет стал бы рваным, но и по отдельности сцены и диалоги великолепны. Как водится с новаторским кино, в нем интереснее участвовать (количество занятых звезд говорит само за себя), чем смотреть, но на то он и эксперимент - или разгневал, или изумил, или вдохновил. Поэтому если Вы жаждете историю, основанную на реальных событиях, в классическом исполнении, то будете разочарованы. Но если же открыты для нового киноопыта, то wellcome! Содерберг однозначно режиссер 2010-х (не Вильнев).

0
0
...
20 апреля 2020
В духе «Прачечная»
Читайте также