Москва

Dunkirk (2017, США, Нидерланды, Великобритания, Франция), IMDb: 7.9

7.5
оценить
16+
1 час 46 минут
Дата выхода в России
20 июля 2017

Кристофер Нолан о спасении солдат из ловушки на берегу Ла-Манша

Военная драма про Дюнкеркскую эвакуацию английских, французских и бельгийских частей во время Второй мировой. В ходе этой операции было спасено более 300 000 солдат — и произошел перелом в войне. В фильме будет несколько пересекающихся таймлайнов, или, как их называет режиссер Кристофер Нолан («Интерстеллар», «Темный рыцарь»), смешанных темпоральных пластов, но не настолько сложно устроенных, как в сериале его брата Джонатана «Мир Дикого Запада». При этом действие разворачивается на берегу (сюжетная линия Гарри Стайлза из бойз-бенда One Direction), в море (линия Марка Райлэнса и Киллиана Мерфи) и в небе (Том Харди). Причем для воздушных съемок студия Warner Bros. за пять миллионов долларов приобрела раритетный самолет, а весь фильм снимался на 70-миллиметровую пленку IMAX.

В ролях
Режиссер фильма «Дюнкерк»
Кристофер Нолан
49 лет
фильмов: 11
Британский режиссер, сделавший блистательную карьеру в Голливуде (другой яркий пример: Альфред Хичкок). Поклонник пленки, ненавистник 3D и один из немногих постановщиков на «фабрике грез», имеющий право на финальный монтаж. Свою дебютную картину «Преследование» из-за отсутствия денег снял в элегантном черно-белом цвете (кстати, Нолан — дальтоник) — но быстро превратил это художественное решение в концепцию. Также в «Преследовании» режиссер очертил круг своих (главным образом экспериментальных) предпочтений в искусстве: это интерес к героям, неспособным адекватно воспринимать реальность («Помни», «Бессонница»), страсть к элементам жанра нуар (трилогия про Бэтмена), иллюзиям-ребусам («Престиж»), матрешечной конструкции сюжета (она же мизанабим) и, разумеется, к пространственно-временным завихрениям («Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк»). Последнюю страсть, кстати, разделяет младший брат Кристофера — Джонатан (сериалы «Подозреваемый» и «Мир Дикого Запада»), который написал сценарии, быть может, к лучшим его фильмам. Помимо этого, Нолан известен кубриковской холодной сдержанностью — как раз в хладнокровном формализме критики чаще всего его и обвиняют, а еще в драматургической неряшливости, логических несостыковках, злоупотреблении пафосом и, главное, ложной многозначительности. Все это, однако, не мешает ему оставаться одним из влиятельнейших режиссеров своего поколения.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1292
оценки: 922
рейтинг: 12102
5

Самый короткий фильм Кристофера Нолана, окончательно возносящий до небес холодный и техничный взгляд режиссера.

Поздней весной 1940 года британские и французские солдаты числом в 400 тысяч оказались заперты на прибрежной полосе возле города Дюнкерк на самом севере Франции вдвое превосходящими их войсками немцев. Немцы не спешили наступать — но и англичане, организовавшие эвакуацию через пролив, боялись бросить туда все оставшиеся силы, чтобы разом не проиграть войну. Спасти союзников могло, как говорится в таких случаях, только чудо — и оно некоторым образом произошло: собственно, «дюнкерское чудо» — расхожий термин в западной историографии Второй мировой.

Но чудес, напоминает нам Кристофер Нолан, не бывает, а бывает стечение обстоятельств и совокупность человеческих поступков. Почему медлил Гитлер — главный, кажется, вопрос, волнующий историков, остается на совести Гитлера: в кадр «Дюнкерка» принципиально не попал ни один немец, они остаются враждебной стихией, невидимой силой, которая иногда начинает поливать героев пулями, бомбами и торпедами. Новоназначенного премьера Черчилля тоже нет, хотя строчки из его знаменитой речи «Мы будем сражаться на пляжах» зачитают в нужный момент в газете.

Видим же мы напуганного британского пехотинца (Фионн Уайтхед), который пытается вернуться на родину живым. Капитана прогулочного судна «Лунный камень» (Марк Райлэнс), который с сыном (Том Глинн-Карни) и еще одним смелым юношей (Барри Кеган) самостоятельно отправляется через пролив спасать солдат. Пару пилотов (Том Харди и Джек Лоуден), которые летят на «Спитфайрах» прикрывать корабли с воздуха. Офицера (Кеннет Брана), который руководит эвакуацией с пляжа. Контуженного и слегка потерявшего связь с реальностью солдата (Киллиан Мерфи). Еще нескольких рядовых; кого-то из них играет участник бойз-бенда One Direction, но это не важно.

Можно подумать, что перед нами обычный полифонический военный эпос с несоветской, скажем так, гуманистической моралью (на войне выживание — уже победа), но это, конечно, не так: Нолан в полифонии не замечен. Голос тут один — его собственный. И говорит он что-то примерно такое: «Бум-м-м. Бу-дум-м-м. Бум-м-м. М-м-м-м-м-м-м». Удачным образом ровно то же самое звучит на саундтреке Ханса Циммера — альянс, воистину заключенный на небесах, — который всегда был одним из центральных элементов нолановского кино, но никогда еще настолько центральным. «Дюнкерк» — фильм почти что немой: слов в нем произносится очень мало, а интересных — и того меньше. Циммер, соответственно, выполняет роль тапера, который не замолкает ни на секунду и следит, чтобы зритель постоянно был в тонусе: если наши сердца колотятся недостаточно быстро, за них пульсирует неутомимая циммеровская музыка.
И Нолан не был бы собой, если бы даже в эту простую, традиционную историю не вставил порцию нолановщины: как нам сразу сообщают — но не сразу объясняют, — разные герои стартуют в разное время, чтобы встретиться в одной точке, одни и те же сцены мы видим с разных точек зрения, и так далее. Была ли в этом нужда? Очевидно, да, раз автору так захотелось. Но какая именно, с ходу сказать сложно. Если в «Начале» или «Интерстелларе» за фокусами с временем и пространством виднелась мысль (насколько ценная, другой вопрос), то здесь они только добавляют сумятицы в и без того суматошные события. Складывается впечатление, что предложения, как мастер Йода, Нолан настолько строить привык, что иначе нужным не считает уже.

При этом «Дюнкерк» —ни в коем случае не плохой фильм. В нем просто нет ничего, что могло бы быть по-настоящему плохим (пожалуй, несколько героических поз ближе к концу могли быть чуть менее героическими, но это мелочи). Не случайно это самое короткое высказывание Нолана за двадцать лет. Можно представить, допустим, «Титаник», но только Кейт Уинслет на него опоздала. И вот Ди Каприо плывет один, грустный, на палубе ходят какие-то пассажиры и разговаривают, потом корабль тонет. Разве плохо? Не очень хорошо, конечно, но и не плохо: Ди Каприо есть, океан есть, айсберг есть. И идет всего полтора часа.
Характеры в «Дюнкерке» едва намечены — и некоторых героев в одинаковых шинелях не мудрено перепутать, — но это правила батального полотна, которое в этот раз пишет англичанин. Нависает небо, стелется море, где-то по картине разбросаны человечки: один закрыл голову руками, другой вытаскивает из воды товарища, третий куда-то палит, но в целом они скорее обозначают действия, чем действуют. И задача автора — не столько сообщить что-то интересное, сколько показать технику, задавить масштабом, произвести впечатление. И с этим у Нолана полный порядок — что есть, то есть: он грандиозно умеет колотить по голове, а там, где начинает утомлять, скажем, однообразный монтаж, на помощь приходит Циммер со своими басами. В «Дюнкерке» есть несколько замечательных сцен — первая, например, или какие-то моменты с Харди, или эффектные панорамы пляжа, — обсуждать которые имеет смысл лишь в узком профессиональном контексте: они очень качественно сделаны. Однако многим, как выясняется раз в пару лет, этого достаточно.

46
1
...
21 июля 2017

Лучшие отзывы о фильме «Дюнкерк»

Фото Yevheniia Hurtova
Фото Yevheniia Hurtova
отзывы: 13
оценки: 13
рейтинг: 106
9

В то время, как Россия в имперском угаре под "крымнаш", "дедывоевали" и " можемповторить" разгоняет очередную милитаристскую волну, ведущие режиссеры, такие, как Нолан снимают очередной исторический фильм о том, что война -это , прежде всего, грязь, кровь и смерть! и уже выжить в ней - подвиг! Прекрасный фильм, благодаря своему многоплановому сюжету держит в напряжении все два часа! Великолепные актерские работы! И да, родина -это люди, готовые прийти тебе на помощь, а не парады, танки и проворовавшаяся власть.

61
0
...
22 июля 2017
Фото reginamarina
Фото reginamarina
отзывы: 69
оценки: 71
рейтинг: 296
7

Первый же кадр - шедевр. Дюнкерк - это не место, и не время. Это состояние. Раненый, запертый на тонущем корабле, пилот, в падающем самолете, обезумевшее животное, загнанное в ловушку, искаженное ужасом сумасшедшее лицо Киллиана Мерфи и мертвые глаза Тома Харди. "Только страх, желание жить и смерть в кишках". В этом смысле у каждого своя война и свой Дюнкерк, каждому предстоит выбираться самостоятельно и режиссер Нолан с композитором Циммером стараются сделать максимум, чтобы зритель не смог заставить себя осудить ни одного из персонажей. "Легко объяснять, как надо, пока не ударило торпедой". Отстранено-прекрасная картинка словно из воспаленного сознания оглушенных от ужаса и усталости солдат. И звук, пульсирующий словно кровь в висках в такт дыханию.
В финале вспомнились строки из прекрасного советского фильма "Завтра была война".
"Как вы думаете, каково высшее завоевание справедливости?
— Полное завоевание справедливости — наш Советский Союз...
Пожалуй, это скорее завоевание социального порядка, — А я говорю о презумпции невиновности..."
"Дюнкерк" - этически сложный фильм, но по ощущению, очень правильный. И - да, это магия кино!

55
0
...
26 июля 2017
Фото Георгий Руденко
Фото Георгий Руденко
отзывы: 3
оценки: 6
рейтинг: 55
9

Очень хороший фильм всем советую!!! Хороший и иногда волнующий сюжет, очень хорошая игра актеров, да и вообще хорошие актеры. Кристофер Нолан как всегда на высоте!!! Такое ощущение будто сам переживаешь эти события...

52
0
...
21 июля 2017
Фото Никита Сёмкин
Фото Никита Сёмкин
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 51
9

Мне понравилось, но фильм на любителя. Если собираетесь посмотреть,то обязательно почитайте описание и отзывы других. Например, во время сеанса 6 человек посередине фильма вышли из зала, видимо рассчитывали на боевик, но это кино немного другого плана.

50
0
...
21 июля 2017
Фото Alexey
Фото Alexey
отзывы: 26
оценки: 28
рейтинг: 107
9

Фильм очень хорош, но понравится он не всем. Я полностью согласен с рецензией С. Зельвенского кроме финального вывода.
На мой взгляд, у Нолан нет в кино никакой собственной идеологии. О чем глобально фильм Начало? В Интерстелларе многие мои друзья увидели глубокий смысл, но он очень простой.
Нолан это документалист но документалист воображаемых миров.
Больше всего глубины как ни странно в его Бэтмане, тк там начинают работать архитепы - Добро vs Зло, Хаос vs Порядок, которые сидят глубоко внутри комиксов, но даже там есть сильная отстраненность расказчика.

И вот с Дюнкерком этот подход Нолана работает на 1000%. Ты просто оказываешься на пляже с толпой солдат или в кабине спитфаера, потом в трюме. Тонешь после попадания торпеды в твой корабль. А вокруг тебя люди, которые делают выбор в очень простой ситуации жизни и смерти. Разные люди, кто-то смелый, кто-то нет. Автору все равно, ему нужно показать, что произошло.

А личный взгляд автора я думаю выражен в последней сцене, где один из героев зачитывает статью из газеты.

50
0
...
21 июля 2017
Оператор фильма «Дюнкерк»
Хойте Ван Хойтема
48 лет
фильмов: 10
Швейцарский оператор с голландским паспортом. Известность и похвалу критиков получил после сотрудничества с режиссером Томасом Альфредсоном («Впусти меня», «Шпион, выйди вон!»), после чего Спайк Джонз позвал его снимать роман между писателем и высокоинтеллектуальной операционной системой в «Она», Кристофер Нолан — освоение космических пространств в «Интерстелларе», а Сэм Мендес бондиану в «007: Спектр». С Ноланом Ван Хойтема также работал над блокбастером о Второй мировой войне — «Дюнкерком».
Информация от прокатчика
«Дюнкерк»
Информация предоставлена компанией «Каро Премьер»
Фильм расскажет историю чудесного спасения более трехсот тысяч солдат в ходе Дюнкеркской операции, имевшей место в начале Второй мировой войны. События начинаются с окружения сотен тысяч британских и союзных войск силами противника. Пойманные в ловушку на пляже, и находясь спиной к морю, они сталкиваются лицом к лицу с неразрешимой ситуацией, тем временем тиски противника сжимаются все сильнее и сильнее.
В духе «Дюнкерк»