Москва
6.3

Фильм
Исход: Цари и боги

Exodus: Gods and Kings, Великобритания, США, Испания, 2014
Описание Афиши
Описание прокатчика
Хроники фараоно-израильского конфликта

История ветхозаветных времен об освобождении еврейского народа из египетского рабства. В новом фильме Ридли Скотта все соответствует статусу многомиллионного библейского блокбастера: на привычные сюжеты о граде, саранче и мертвых младенцах накладывается уйма массовки, компьютерной графики и боевых сцен. Народно-освободительную борьбу колен Израилевых поддерживают актеры первого эшелона, сплошь белые мужчины. Кстати, это вторая библейская роль Бейла, поменявшего бедные одежды Иисуса на роскошные доспехи молодого Моисея.

  • Исход: Цари и боги – афиша
  • Исход: Цари и боги – афиша
  • Исход: Цари и боги – афиша
  • Исход: Цари и боги – афиша
  • Исход: Цари и боги – афиша
Боевик, Приключение, Драма
12+
Ридли Скотт
3 декабря 2014
1 января 2015
2 часа 30 минут
exodusgodsandkings.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Ридли Скотта

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Михаил Дегтярев
17 отзывов, 19 оценок, рейтинг 284
31 декабря 2014
Саранча вместо бога

Актер Эджертон в костюме фараона похож на глэм-рокера в бане, Моисей Бейла — шизофреник, Сигурни Уивер играет колонну, а Божественное провидение напоминает детские разборки «чей папа круче» — нетрудно найти поводы, чтобы признать пеплум Ридли Скотта слабой попыткой библейской экранизации с огромным бюджетом. Но стоит умерить скепсис (и забыть про лишний час душещипательных диалогов) — и «Исход» неожиданно оборачивается грозным фильмом-катастрофой с элементами фэнтези и удачной шуткой про виселицу.

История освобождения еврейского народа из рабства входит в число любимых ветхозаветных притч Голливуда. Все необходимые ингредиенты для большого кино тут в избытке: семейная сказка о подкидыше, дворцовые интриги, мистика религиозных откровений, любовная история в изгнании и кульминация из десяти египетских казней и погони на колесницах по морю. Но так уж вышло, что Ридли Скотту по-настоящему интересна только последняя часть, а снимать приходится все.

Откровенно скучающее настроение режиссера передается актерам в первых же сценах. Еще до выхода на экраны американские правозащитники критиковали картину за расистский подход к кастингу главных ролей: вместо смуглых семитов здесь сплошь белокожие лица. Но после премьеры «Исхода» надуманная проблема уступила место вполне реальной. Кристиан Бейл, Джоэл Эджертон, Джон Туртурро, Сигурни Уивер, Бен Кингсли играют так вяло и хмуро, что кажется, будто именно они, а не евреи-рабы строили царские гробницы. Прежде всего такую динамику задают диалоги. Сценарий фильма переписывался три раза, и хирургические швы скрипт-докторов видны на экране невооруженным глазом: «Я пришел, чтобы убить тебя!» — «А я тебя!»; в «Исходе» нет ни одной по-настоящему запоминающейся фразы, а монологи имеют только два режима — шепот или крик.

Кое-что интересное начинается после часа удручающей исторической мелодрамы. Выясняется, что говорящий куст является Моисею после сильного удара головой. Его Бог — жестокий капризный школьник, который знает толк в пытках. Библейские сопли на полном ходу подрезает библейское же фэнтези. Превращение Нила в кровавое месиво, гигантские аллигаторы, убийственный град, гнилые язвы, мрак над Мемфисом и прочие катаклизмы сняты с поистине фараонским размахом и заставляют поежиться в кресле. Скотт пугает зрителя прямыми аналогиями с изменением климата и иронизирует над теми, кто пытается объяснить все с помощью науки. После упоительных кошмаров два народа приступают к игре в догонялки, чтобы окончательно утопить взаимную ненависть в Чермном море и щедрой на эффектные решения компьютерной графике.

Получившийся в итоге спектакль с лихвой окупает скучную половину не только размахом катастрофы, но и предчувствием реальной трагедии, когда понимаешь, что библейская притча для Ридли Скотта всего лишь повод вспомнить младшего брата Тони, с которым не успел попрощаться. А остальное — покрытая паутиной истории дребедень.

41
0

Отзывы

3
Виктор Солкин
7 отзывов, 14 оценок, рейтинг 143
2 января 2015

Отмечу сразу, как профессиональный египтолог: это один из худших фильмов с некой претензией на историзм из тех о Египте, что мне приходилось видеть. Конечно, сложно ожидать какого-либо следования историческим реалиям в сюжете о совершенно мифологическом персонаже, каким является Моисей. Нет ни одного подлинного археологического или текстуального источника, который бы хоть как-то подтверждал даже сам факт его существования. Фильм бы так и воспринимался знающими людьми, как дорогое и рассчитанное на невежд фэнтези, если бы не активно продвигаемый в западной прессе тезис о том, что в фильме «максимально точно воссозданы реалии Египта эпохи Рамессидов». Для этой весьма сомнительной задачи из университета Суонси даже был приглашен египтолог Алан Ллойд, безусловно, погубивший свою профессиональную карьеру и просто имя участием в этом проекте.

Фильм не зря был запрещен к показу в Египте и ряде других стран: это очень ущербная национально-религиозная агитка, в которой все подчинено простому тезису: «Мойша – гениальный человек, а его «современник» фараон Рамсес II – отъевшийся примитивный глупец и тиран». Эта нехитрая конструкция смонтирована из ужасающих своей примитивностью диалогов и высосанных из пальца деталей сюжета, которыми дополнен известный по библейскому тексту «исход». Для тех, кто интересуется древнеегипетской цивилизацией, фильм настолько же никчемен и вреден, насколько он оскорбителен для Египта, как для страны и многотысячелетнего очага цивилизации и культуры. Хотя, о чем вообще можно говорить, если египетский фараон в диалогах рассуждает о том, что то или иное явление «не целесообразно с экономической точки зрения», а строящийся красивейший город Пер-Тему (Питом, совр. Телль эль-Маскхута) больше напоминает скалистый зловонный (об этом говорится особо) Мордор, нежели плоскую как стол восточную Дельту Нила в Египте – плодороднейшие и красивейшие земли страны. Впрочем, для того, чтобы показать, что Мойша – великий герой, для создателей фильма все средства хороши. По-моему, они перегнули в своей откровенной ненависти к неевреям даже сам библейский текст.

Агитка при этом изобилует откровенными подлогами: в мифологический сюжет обильно подмешаны упоминания о реальных исторических событиях, например, о битве при Кадеше, для того, чтобы как-то показать доверчивым людям все тот же пресловутый «историзм» происходящего. Чего стоит только одна из первых фраз, с которых начинается фильм, гласящая, что «за время 400-летнего рабства евреи трудились, создавая величие Древнего Египта». Думаю, многие знают, что единственное (!) упоминание Израиля, как племенного образования, сохранилось в тексте знаменитой церемониальной стелы Мернептаха – сына Рамсеса II, ныне хранящейся в Египетском музее в Каире. На этом фоне происходящее на экране – в частности, евреи, строящие пирамиды для Рамсеса II, ко времени которого и пирамид-то не строили уже около трех веков, смотрится если не печально, то отвратительно.

Теперь о ляпах, считать которые устаешь уже на первой трети фильма. Становится смешно уже на первых кадрах, когда знаменитый царь Сети I пользуется для предсказания исходы битвы гаданием на внутренностях птицы, которого никогда, в отличие от Вавилонии или Рима, не было в Египте. Для того, чтобы показать «темность» суеверного и недалекого царя, который вообще-то был знаменитым мыслителем, мистиком и строителем храмов, показывают, как он пробует на вкус жертвенную кровь подле статуи богини Сехмет под осуждающим взглядом «продвинутого» Моисея. Дальше начинается парад страшных анахронизмов. Так, битва египтян с хеттами при сирийском городе Кадеше произошла на 5 году самостоятельного правления Рамсеса II, а вовсе не при жизни его отца Сети. Рамсес, который демонстративно показан туповатым алчным увальнем (Джоэл Эдгертон, несколько других актеров от этой роли отказались), выезжает биться с хеттами… в головном уборе великой царской жены, более уместном на голове его матери Туйи, которую играет Сигурни Уивер - женщина с настолько негодными для этой роли европейскими чертами лица, что даже взрыв вороньего гнезда поверх ее парика – т.е. там, где должен был быть головной убор, в котором вышел на поле брани ее сын – не так уж ужасно бросается в глаза. Далее переврана вся Кадешская битва, с отчаянной смелостью Рамсеса и верностью его возничего Менны. И это только для того, чтобы показать, как суровый и сильный Мойша спас никудышного царского сынка. Пару кадров спустя сам Сети I, до этого рассуждавший, что Рамсес и главный герой фильма «выросли как братья», что есть банальнейшая и невозможная для реалий египетского двора ложь, беседуя с Моисеем доходит до апофеоза, указывая, что мол, сынок-то никудышен, а вот его, Мойшу, назначить бы преемником на египетском престоле… Напомню: речь идет о последних годах правления Сети I, который при жизни назначил Рамсеса – соправителем, которому сам избирал жен, которого прославлял в надписях. Надо ли говорить, что зная изображения Рамсеса в трауре после смерти отца и то, с каким усердием он завершал начатые при нем постройки, прославляя имя Сети, хочется встать и выйти из зала кинотеатра глядя, как уныло Рамсес жует какую-то пищу, глядя на умирающего отца? Кроме того, если Сети еще хоть как-то похож на самого себя, то Рамсес, которого идеология национальной агитки требовала показать омерзительным, вообще не имеет никакого сходства с историческим прототипом, от которого остались тысячи изображений и мумия.

Далее ляпы продолжаются. Средневековые азиатские флаги вместо штандартов у египетских воинов, элементы позднеантичных доспехов, современная упряжь на лошадях, кошмарные парики и короны. Чего стоит только золоченая ступка для гороха на немесе Рамсеса II во время его коронации или жуткий убор великой жрицы, отдаленно напоминающий парик Нефертити, но дико искаженный.
Главное, в показе Египта и его архитектуры в фильме – это монументальность. При этом зачастую это нагромождение совершенно не сочетаемых элементов египетской храмовой архитектуры совершенно разных эпох, жуткие колоссальные статуи богов на площади Мемфиса, которые просто придуманы, все те же строящиеся (!) пирамиды, хаотично стоящие в пределах города, а не в некрополе, и, конечно же, обелиски неправильных форм. Чуть лучше обстоит дело с внутренними интерьерами дворцов и мебелью, за которыми часто угадываются конкретные египетские оригиналы. И черт бы с ними, с букетами из южноафриканских стрелиций, которых египтяне не знали и вновь и вновь появляющимися женскими париками на головах мужчин. Мы уже поняли с Вами: фильм не об этом.

О том, что красивый Питом превратился в ужасающий скалистый кошмар, я уже говорил. Тут видно, кстати, что режиссер и сценарист не читали и библейский текст, который пишет о плодородной земле Гошен, где еврейские «рабы», якобы строили города Питом и Раамсес. Это, кстати, единственная деталь, из-за которой отдельные особо талантливые «историки» привязывают мифологические события «исхода» к эпохе Рамсеса II, ведь его столица Пер-Рамсес строилась именно в восточной части Дельты. Впрочем, чего мы хотим, если в самом библейском тексте Иосиф, живший за века до Моисея, якобы обитавшего в XIII в. до н.э. носит искаженное египетское имя «Цафнафпанеах» (т.е. Джедптахиуфанх), которое появилось в Египте только к VIIв. до н.э.?

Думаю, что рассказывать о том, что египтяне в фильме все сплошь коррумпированы, изнеженны, глупы, лицемерны – не надо. Зато все поголовно евреи – мудры, сильны, ярки и горды собой. Примитивная, глупая черно-белая парадигма тут выпирает из всех мест так, что во время моего просмотра фильма некоторые зрители стали уходить из зала с комментариями: «какая дурь!».

Конечно, полностью продемонстрировал свои способности режиссер, когда пришел черед «казней египетских», которые также являются сугубо мифологическими событиями, не подтверждающимися никакими историческими источниками. Тут вам и море кровищи и гигантские крокодилы и черви и лягушки и град и страшный-страшный, черный-черный, как в детской байке мрак, из-за которого перестают дышать египетские первенцы, в том числе и младенец - старший сын Рамсеса. Вообще-то, старший сын Рамсеса II и царицы Нефертари Аменхерхепешеф даже успел юношей повоевать с отцом и изображен на массе памятников, а царица Нефертари сгорела бы от стыда, увидев играющую ее роль актрису Гольшифте Фарахани, вьющиеся волосы которой выдают в ней вовсе не египтянку, иссиня-черные прямые волосы которых прославлялись в Древнем мире. Сложно было нацепить парик? Во дворце фараона в Мемфисе вообще с правильным порядком туго: все ходят куда им надо, царь живет без стражи, сам зажигает масляные лампы, демократично не пользуется прислугой и настолько смел, что у выхода в царские конюшни нет ни одного стражника, который задержал бы Мойшу, который до того демонстративно махал мечом перед царским носом.

Образ тирана и деспота требует жертв. Поэтому, в неустанных попытках обнаружить и ликвидировать Моисея, Рамсес, негодуя, что долго строится его дворец (проект при этом содержит в себе пирамиду – т.е. типовую усыпальницу более древних царей), требует публично вешать евреев из числа «400 тысяч рабов-строителей». Такого вида казни в Древнем Египте никогда не было, а уж тем более, сам фараон не вопил ничего в толпу, бегая в истерических припадках по строительным лесам.

В итоге, как и рассказывает библейский текст, фараон отправляет куда подальше главного героя и его народ. И тут вам ни знаменитого «чуда Моисея и Аарона со змеями», ни чуда с разверзшимися водами морскими нет. Не верит средний поедатель гамбургеров со счастливого континента в инфернальное и в чудеса, поэтому они убраны и даже бог Иегова говорит со своим пророком из горящего куста и вообще в горной местности через некоего не особенно мытого злобного мальчика, который еще временами и чай разносит, как и полагается бедному бедуинскому дитяте его возраста. Примитивизм, который, как мне известно, возмутил уже ортодоксальную иудейскую публику, узревшую в этой понятной каждому честному американцу профанации святотатство.

Дальше апофеоз: все египетские войска погибли, все евреи счастливо пошли обедать, а несчастный выплывший Рамсес II с искаженным лицом презрительно называет себя «Великим» в кавычках. Вообще-то по библейской сказке он погиб, утоп то есть, но было неловко: даже средний американский турист в шортах знает, что Рамсес II – т.е. его мумия лежит в Египетском музее в Каире целехонькая, да и сам царь правил аж 67 лет (!) не признавая никакой демократии, хлопка, кукурузы, экономики и иных прав человека, которые часто появляются в фильме.

Было бы смешно, конечно, если бы не было так грустно. Создатели фильма постарались на славу, чтобы убедить среднего человека, не просто ничего не читавшего о блистательной, просвещенной эпохе Рамсеса Великого, но и с трудом помнящего библейский текст, что все было именно так. Битвы, кровь и колоссальность, осуществленная за вложенные в это вторсырье $140 млн., могут «вдохновить» тех, кто, увы, не захочет поинтересоваться: а где именно и почему авторы фильма солгали.

81
0
3
Ki Pi
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 18
3 января 2015

Что могу сказать - тому, кто мало-мальски знаком с первоисточником (соответствующей книгой из Библии), лучше даже не пытаться смотреть...
Переврали почти все, что можно. Снимали (как выяснилось) в Испании, так что и пейзажи не напоминают Египет даже отдаленно (все какие-то горы и горы сплошные, кто хоть раз был в Египте, тот оценит "жизненность"). Персонажи почти постоянно на протяжении фильма кутаются от холода и дождя в теплые одежды (это как показывать москвичей в новогоднюю ночь поголовно идущих по улице в трусах и маечках, обмахивающихся веерами от духоты).
Ну, и Голливуд разгулялся по-своему, по-американски...
Заседание военного совета у фараона. Забудьте о том, что фараон считается полубогом, и сидеть в его присутствии нельзя. Полководцы сидят вразвалочку на каких-то чуть не офисных креслах, потягивая периодически по глоточку из икеевских бокалов (я не шучу - вид один в один как ПРОЗРАЧНЫЕ икеевские бокалы за 64 рубля штука) неназываемую коричневую жидкость из ПРОЗРАЧНОГО стеклянного сосуда (прозрачное стекло впервые было изготовлено лет через 800 после описываемых событий, и не в Египте). Сосуд вообще сильно напоминал литровую бутылку коньяка VSOP со смытой этикеткой. В те времена это могло быть в лучшем случае пиво, крепкие напитки появились примерно через 2000 лет.
Фараон в процессе обсуждения активно жует жвачку (раньше даже в американских фильмах фараоны и прочие римляне и греки этим не занимались, надо отдать должное).
Кульминацией было появление на этом военном совете подобия ФЛИПЧАРТА (ну, доска такая, на которой бумага большого формата крепится для рисования всяких схем, в Америке организация без флипчарта - это вроде как и не организация вообще), только на этом египетском флипчарте - закреплен ПАПИРУС :-). Причем один папирус того размера, как показан в фильме - примерно метр на полтора (они там с легкостью чиркают на нем стрелочки туда-сюда - "первая колонна марширует, вторая колонна марширует"), стоил в те времена примерно как 3-4 годовых оклада чиновника средней руки...
Я все ждал, что у фараона во время того военного совета в кармане пейджер запищит или сотовый зазвонит, или кто-то из генералов пачку Мальборо и зажигалку вытащит из кармана...
А, чуть не забыл - нашествие лягушек и потопление войска фараона приливом нарисовано мультипликаторами красиво. Минут 10-15 смотреть можно. Остальные три часа - тоска зеленая.
Я вот только одного не пойму, зачем пытаться снимать кино по известной почти всему миру книге, священной для как минимум трех религий (евреев, христиан, мусульман), и при этом почти каждый эпизод ее пытаться всячески "улучшать" всевозможной глупой отсебятиной?
Кстати, очень сомнительный подзаголовок "Цари и боги" - сколько там царей? Два (старый и молодой фараоны)? Моисей был пророк, царем не был точно, т.к. даже не довел евреев до самой земли обетованной, где (теоретически) мог бы царствовать.
И сколько в фильме богов? Один вроде? Или считаем фараонов по совместительству богами? Вроде бы ни один египетский бог (Ра, Изида, и др.) в фильме и не назван даже, не говоря о деятельном участии в истории.
Подзаголовок явно лишний, и своей "логичностью" сильно напоминает название книги О. Генри "Короли и капуста" (где нет ни слова ни о королях, ни о капусте).

12
0
1
Alexander Demko
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 15
8 января 2015
Инструкция о том, как не надо снимать фильмы, основанные на библейском сюжете.

Первое впечатление после просмотра фильма: мерзкое кино. Да, в чём-то оно красивое, в чём-то эффектное, неплохая игра актёров, неплохие спецэффекты, возможно неплохие с точки зрения истории декорации… но кино само по себе мерзкое. И на это есть свои причины.

Во-первых, нужно понять, зачем все эти истории записаны в Библии. В Ветхом Завете описано множество различных событий, на примере которых раскрывается характер Бога. На конкретных примерах этих исторических событий мы видим, как Бог выстраивал отношения с людьми. Для нас это служит к наставлению (1Коринфянам 10:11), так как помогает правильно понимать Бога и строить с Ним личные отношения. Да и вообще, когда мы говорим о смысле всего происходящего, о смысле нашей жизни, то он и заключается в том, чтобы возвеличить Бога в своей жизни, сформировать о Нём правильное представление у окружающих людей (1Петра 2:9). Этой цели служит Библейское повествование исхода евреев из Египта. А как дело обстоит с фильмом? Как в фильме раскрывается характер Бога? В фильме Бог представлен мальчиком-подростком о_О. Мальчиком-подростком, желающим отомстить за угнетение Израильского народа египтянами. Почитайте книгу Исход (вторая книга Библии). Проследите, как Бог раскрывается через события, описанные в этой книге. Обратите внимание на величие Бога, которое было ясно каждому еврею, вышедшему из Египта. Обратите внимание на то, как Бог общался с Моисеем, как Бог давал 10 заповедей… Все эти события вызывают чувство трепета и благоговения перед Богом. То, как Бог представлен в фильме, вызывает негодование и отвращение.

Во-вторых, Моисей представлен в фильме гордецом, постоянно указывающим Богу, что Ему нужно делать. "Ты меня постоянно не слушаешь" - сказал Моисей в фильме Богу о_О. Это Моисей, который в Библии назван "кротчайшим из всех людей на земле" (Числа 12:3). Кротость - это качество абсолютного смирения перед Богом. В фильме же Моисей представлен дерзким и непослушным.

В-третьих, история с агнцами. Моисей в фильме говорит "Нам надо смазать косяки кровью агнцами. Я точно не уверен, но если это поможет, мы будем славить агнцев во веки" о_О. Кого мы будем славить? Бога, давшего спасение, или агнцев? Смысл этого события - феноменальный для всей истории искупления человечества. Так как смерть невинных агнцев, благодаря крови которых остались живыми первенцы Израильского народа, является прообразом смерти Иисуса Христа, благодаря Крови Которого люди могут быть искуплены от вечной смерти (1Коринфянам 5:7 - "Пасха наша, Христос, заклан за нас"). Слово Пасха (с еврейского - пейсах) переводится как "пройти мимо". То есть как Ангел Губитель тогда прошёл мимо тех домов, чьи косяки были помазаны кровью невинного агнца, так и в будущем Бог во время изъявления Своего гнева пройдёт мимо тех людей, сердца которых помазаны Кровью Иисуса Христа. В фильме этот момент смазали, а эмоциональный упор сделали на смерти первенцев: "Как вы можете поклоняться Богу, который убивает детей?!" прозвучали в фильме слова фараона. Та же реакция была слышна и у некоторых зрителей из зала: "Бог убил ребёнка! Ах…".

То есть вроде факты передали, но где-то недосказали, где-то придумали своего… И в итоге суть так извратили, что, я думаю, лучше такие бы фильмы не снимались вообще. Так как эффект от просмотра скорее всего будет негативный. Типа "Вот Он какой - библейский Бог…". А Он совсем не такой!

"Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (К Римлянам 11:36).

Вот и получается: вроде красиво, вроде бы передали фактологическую картину библейского Исхода… А кино получилось мерзким.

2 из 10

11
0
3
Андрей Руденко
18 отзывов, 16 оценок, рейтинг 60
3 января 2015

Очень хочется писать гадости, но буду сдержан. Три отличительных черты фильма: 1. С Ветхим Заветом и историей фильм имеет мало общего. 2. Фильм заявлен как блокбастер, но эпичных битв не будет вообще, совсем, то есть ни одной. 3. Актерская игра отвратительна, говорю честно, как поклонник Бэйла.
Реально кино один сплошной маразм, основанный на библейских мотивах. Рамзес дебил, с этим сразу надо смириться, он до самого конца отрабатывает диагноз. Моисей из бравого воителя становится за 9 лет пастухом, а потом тайным предводителем концессии евреев Египта. Причем последнее это производная от удара кирпичом по голове. Имеет свойство тренировать войско из евреев прям в анклаве, не взирая на египетскую стражу и объявление о розыске Моисея. Бог в виде капризного мальчика: видимо тонкая аллегория молодой веры, исполнено бредово и богохульно. Чудеса Моисея списаны на его неграмотность: ну не знает он ни приливы, ни отливы, спасается случайно. При всей сдержанности, фильм мерзкий и затянутый. Страдания евреев нулевые, по сравнению со страданиями египтян. Цель фильма осталась неизвестной. На месте режиссера я бы добавил еще американский флаг в конце, чтоб окончательно добить зрителя. Мнение: просмотра не достойно!

11
0
9
Артем Томбасов
199 отзывов, 315 оценок, рейтинг 321
5 января 2015

Я принял решение никогда не читать отзывов перед предсказумо хорошим фильмом.. Это мешает смотреть. Мысли путаются..
И снова повторюсь, зритель зажрался. Либо некомпетентен

10
0
...

Подборки Афиши
Все