Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Только Бог простит» (Франция, Таиланд, США, Швеция, 2013)

4.9
оценить
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Artur Sumarokov
отзывы:
714
оценок:
2570
рейтинг:
717
7

Гангстер Джулиан, удачно сбежавший от американской карающей руки правосудия в мекку всех оторв и криминальных элементов Бангкок, руководит там официальным бойцовским клубом, в котором, однако, регулярно устраиваются крышесносные хэнговеры с блэкджеком, шлюхами и последующим промискуитетом с высоким содержанием кокса, героина и веществ поопаснее. Когда его старшего брата Билли крайне жестоко убивают, мать Джулиана и Билли, властная супермегера Кристал с манерами повзрослевшей О-Рен Ишии и отапгрейдженной Кэтрин Трэммел, призывает сына отомстить за смерть брата. Маховик обоюдоострой вендетты запущен, и кровь будет литься реками, и гирлянды внутреннностей усеют грязные улицы Бангкока. И не будет никому прощения, и распятый Бог отринут своими грешными детьми…

В то время как один чрезвычайно знаменитый датчанин по имени Ларс все свои последние картины посвящает русскому гению Андрею Тарковскому, попутно нещадно тролля истеблишмент комизмом, физиологизмом и религиеведением, другой, чуть менее знаменитый, но уже успевший стать культовым, датчанин Николас Виндинг Рефн, ныне довольно прочно и успешно обосновавшийся на гламурных голливудских холмах, устраивает для себя весьма увлекательные синефильские игрища, посвящая свои картины сумрачному гению сюрреализма Алехандро Ходоровскому и не только ему одному. В карьере Рефна на всем ее протяжении нет ни одного похожего между собой по стилистике фильма: откровенно настроенная на тарантиновщину трилогия «Дилер», открывшая миру Рефна как такового; беспощадные по реализму и психологизму «Истекающий кровью» и «Страх Икс», шокирующе-натуралистичная и основанная на древних сказаниях «Вальгалла», переосмысленная режиссером в духе экзистенциализма; статичный парафраз скорсезевского «Таксиста» «Драйв». Последняя на данный момент времени режиссерская работа Рефна, отмеченная и вторым после «Драйва» сотрудничеством режиссера с Райаном Гослингом, фильм «Только Бог простит» 2013 года, формально принадлежащий к неонуару и гангстерскому кино, нещадно освистанный во время премьерного показа в Каннах, стала фактически квинтэссенцией художественных изысканий Николаса Виндинга Рефна, его, если угодно, программным киноманифестом, представляющим из себя по сути авторский эксперимент и арт-перформанс без примесей сюжетной линейности и ординарности, синефильским путешествием Рефна в мир немыслимой силлогичной жестокости, богоборчества и агностицизма, кровавой мести и экзистенциального или трансцендентального кошмара.

В фильме Рефна безошибочно можно найти прямые художественные переклички как со «Святой кровью» Алехандро Ходоровского, дешифровавшей в свое время каноны хичкоковского «Психо»(Джулиан отчасти является переосмыслением образа Феникса из того давнего хоррора, да и эпизод с отрубанием рук есть более чем прямой связью фильма Рефна с картиной Мастера Ходо), так и с богатым наследием Такеши Китано(в картине находят свое отображение классические «Сонатина», «Точка кипения» и «Жестокий полицейский»; впрочем, «Только Бог простит» подыгрывает всем без исключения шокерам из Азии, возводя до эстетического абсолюта жестокость в фильме), Дэвида Линча(мотивами из «Шоссе в никуда», «Синего бархата» и, конечно же, «Твин Пикса» фильм пронизан чуть ли не с первых кадров), Квентина Тарантино(дамоклов меч «Убить Билла1-2" висит над фильмом ощутимо) и Гаспара Ноэ. Но в сумме такой адский кинематографический «коктейль Молотова» получился как нарочито претенциозным, виртуозно-глянцевым и выхолощенным, так и переполненным смысловыми пластами творением, сложносконструированной философской притчей о борьбе внутри индивидуума Бога и Дьявола, а также историей патологической и сотканной из фрейдистских кошмаров материнской любви, подпорченной Эдиповым комплексом.

Фактически центральным персонажем в структуре фильма становится не Джулиан и Чанг, две стороны единого целого, а Кристал в блестящем исполнении Кристин Скотт Томас, эдакой безумной «леди Макбет бангкокского уезда», которая в своем стремлении отомстить не остановиться ни перед чем. Роковая женщина, обреченная на погибель. Ядовитый плющ, душащий в своих ласковых материнских обьятиях. Мразь и ангел в одном лице. Герой же Райана Гослинга, непрощенный, но ищущий прощения и у себя, и у Бога, в которого, он, впрочем, верит явно не столь истово, являет собой классический образ неприкаянного героя-одиночки, обреченного не на погибель, а на вечные поиски себя в мире, в котором ему и нет места как такового, ибо он подобен кастанедовскому Воину. И вновь отголосками звучат в фильме как откровенно попсовые вестерны, олдскульные боевики и образцы нуара, так и творение Алехандро Ходоровского «Крот».

Структурно и композиционно фильм Рефна также отчетливо перекликается и с традиционным тайским театром теней Хон, сюжеты в котором основываются на Рамакаене, а именно фильму присущи чрезмерная театрализованность, декоративность вкупе со стильной игрой светофильтров, подчеркнутая условность и недосказанность основного действа, гипнотизирующее музыкальное сопровождение, погружающее в атмосферу ужаса, сюжет лишь формальность, немногословные герои с четкой расстановкой их в плане характеризации, но без ухода в конкретику. По сути все без исключения герои ленты носят маски, и это исключительно маски демонов, снять которые им режиссер не позволяет, превращая фильм в сплошной метафорический ребус. Но кто там, под масками? Человек или Бог? Воин или маньяк? Перерожденный или не успевший еще родиться? Прощенный или не способный на прощение? За изысканной вязью многоцветного визуального ряда таится мрачная история о трех неприкаянных душах в современном мире, все больше погружающихся во тьму, в свой личный Ад. Еще никогда Рефн не заглядывал столь глубоко в человеческую натуру и увидел он там лишь сердце тьмы и густой морок. Если человек себя простить не в состоянии, то и Бог ему уже не поможет. А человеку самому трудно быть Богом и вершителем чужих судеб, даже если он считает обратное. Иногда и человеком непросто остаться, если все вокруг напоминает силлогичный карнавал из крови, убийств и девиаций. Трудно остаться человеком, если брат твой бесславный ублюдок, а мать — извращенная сучка, ведь и ты тогда не лучше них.

1
0
30 августа 2014
Фото D. Monroe
отзывы:
343
оценок:
343
рейтинг:
509
7

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ ДЖУЛИАН, СИДИТ В ПУСТОМ, НОЧНОМ ЗАЛЕ БОЙЦОВСКОГО КЛУБА В БАНГКОКЕ. Кроме него, в здании, еще охранник. Последние дни, тяжело повлияли на его эмоциональное восприятие мира, на его чувства, рефлексии. Возможно, даже на всю жизнь в целом. Этими днями, можно подвести, некоторую черту, в его непонятной и бурной жизни. Была жизнь, до этих дней, и есть жизнь, после этих дней. Это словно новый отчет, новое перерождение. В эти самые дни, не стало его старшего брата. Его наставника, его путеводителя по этой самой жизни, где есть место насилию, наркотикам, боям. Его нашли изрезанным и избитым на кровати, в пустой комнате отеля. Там-же, лежал труп молодой девчушки, с которой он переспал, а потом зверски убил. Смерть за смерть. Отмщение, за отмщение. Его голова, заполнена будоражащими мыслями. К нему во сне, постоянно является немолодой мужчина-таиландец. У него в руках, острый тесак, которым он готов отрубить ему руки. Тесак заносится, и Джулиан просыпается в холодном поту. Попрощавшись с охранником, он вышел на улицу. Ночной рынок Бангкока, не спит. Вдруг, прямо перед собой, он видит спину человека, который постоянно приходит к нему во сне. Он бежит за ним, пытается догнать. Вбегает в пустой переулок, он понимает что это лишь его очередной всплеск расстроенного сознания. Он должен, что-то делать, что-то предпринять, чтобы найти убийцу брата, и порадовать свою маму, которая прилетела в Бангкок, узнав о смерти сына. Спустя несколько дней, он увидит того самого человека из сна вживую. И он, будет готов к мести. Очередной фильм, датского режиссера Рефна, похож на чье-то болезненное сознание, сознание человека который готовится к мести всей своей жизни. Фильм, погружает нас в сознание, которое уже ничего не боиться, и действует на чистых рефлексах. Сознание, которое ничем не спасти, и ничем не утешить. Этот фильм, как сон наяву. Мы не можем различить, где сон, а где живой разум. Сон, который в итоге, дойдет до своего логического конца. Фильм, изобилующий жестокими кровавыми сценами, стал одной из лучших работ Райана Гослинга. Фильм, с прекрасной операторской работой, которая плавно погружает своего зрителя. Фильм, с прекрасной музыкой, которая не только становиться фоном, но и помогает довести, все моменты до крайней точки. Фильм, который похож на резкое падение, при гололеде. Также резко, и также чувствительно.

0
0
17 октября 2013
Фото Greyscale
отзывы:
60
оценок:
119
рейтинг:
291
1

Некоторые фильмы следует показывать разве что, кхм, в музеях киноискусства. То есть, выпуская картину в широкий прокат, авторы наверняка представляют себе среднестатистического зрителя, который придет на сеанс. Должны ли все они прийти с киноэнциклопедией, а также стопкой всякой психологической литературы? Возможно, Рефн так и думает. Не вижу смысла пересказывать сюжет, все и так уже не раз слышали про драйв... Гослинга, его брата, клуб муаи таи и бывшего копа.

В "Драйве" при всех его несовершенствах он со своими бесконечными оммажами попал в десятку. Тут и приятная музыка, и запоминающийся образ главного героя, и романтика какая-то.

В "Только Бог простит" он вернулся к фирменному стилю "а вот посмотрите как я еще умею". Невнятный сюжет, сомнамбулические персонажи, скандинавская тормознутость и восточная одержимость местью, наконец, вульгарный фрейдизм. Эстеты скажут, ведь настоящее искусство может не только дарить удовольствие и подталкивать к размышлениям, но и фрустрировать, и даже вызывать отвращение! Но, позвольте, господа ценители истинного искусства, вы когда в кинотеатр заходите, обычно даете деньги за билет, а? Или, может быть, даете кому-нибудь по морде? Или мочитесь на лицо? Нет?

Оммажи оммажами, аллюзии аллюзиями, заимствования заимствованиями. Пародии сменяются самопародиями. Всего этого в "Только Бог простит" предостаточно. Только фильма нет. Не складываются эти огрызки в нечто, что можно было бы с чистой совестью назвать "фильмом". Как справедливо заметил кто-то из зарубежных критиков, это лишь "акт кинематографической дефекации". И больше ничего.

1
0
13 января 2014
Фото Aleksandr Astakhov
отзывы:
89
оценок:
104
рейтинг:
223
5

Николас Виндинг Рёфн ворвался в мировой прокат пару лет назад, представив на суд зрителей высокохудожественный и без сомнения интересный "Драйв" с Райаном Гослингом. Эксплуатируя привычный образ романтического героя, Рёфн инвертировал амплуа Гослинга, заставив поклонниц закрывать глаза от ужаса, а мужчин одобрительно кивать, сочувствуя мотивам героям и методам решения проблем. Молотком.

Спустя всего год и не желая отказываться от рвущей шаблон и однажды сработавшей формулы, Николас снова объединяться с уже ставшим звездой и не растерявшим ванильного обаяния Гослингом для исследования глубины рефлексии криминально ориентированных американцев. Сменив географию для нового неонового сеттинга и возможности наблюдать героев в непривычных и зачастую чуждых для них обстоятельствах.

Бангкок. Наши дни. Бежавший от правосудия на родной земле Джулиан руководит подпольным залом по боям муай тай и параллельно ведет дела по сопровождению наркотраффика. Вместе со своим старшим братом, которому Тайланд поставляет развлечения иного рода - безнаказанное насилие над несовершеннолетними девочками. Безнаказанное до встречи с отставным полицейским Чангом, имеющим свои представления о справедливости и возмездии. Теперь перед Джулианом стоит сложный выбор: внять голосу разума и принять факт неизбежности такого финала для садиста брата или пойти на поводу у деспотичной матери (в блистательном исполнении Кристин Скотт-Томас), требующей голову убийцы на десертной тарелке. Кровавый финал неизбежен.

Но кровавый и метафоричный финал не является для Рёфна самоцелью. Он пошел дальше "Драйва", практически убрав диалоги и заменив их многозначительными немыми сценами под национальную музыку, статичной пластикой и впечатляющими декорациями в дрожащем неоновом муаре. Сложно поверить, но у Николаса получилось снять кино и рассказать историю практически без диалогов. Заглавные герои Рёфна медленно пересекают границы, томно закатывают глаза и резко разрывают липкую тайскую ночь звонким и таким американским fuck-ом. Герои, сами того не подозревая, претерпевают трансформацию из существ высших в обычных, отвлекаясь на призрачную вседозволенность и эксплуатируя статус граждан гордого демократического государства (и здесь очевидна наглая спекуляция стереотипным образом американца в глазах жителей стран третьего мира). Они переживают свой личный внутренний конфликт, основанный на наборе стандартных (если не банальных) комплексов, и теряют связь с реальностью, упуская момента выхода из создавшейся ситуации. Проходят точку невозврата. Сказанными словами, поступками, взглядами.

Душная и откровенно надуманная история. Слишком простая для хорошего экзотического нуара и слишком сложная из-за лишней перегруженности образами и визионерством. Но как кино, как работа оператора, воплощающего видение режиссера, этой картине есть чему поучить многих. Лента вполне может со временем стать культовой и войти в историю как прекрасная и изящная пустышка, выстраданнаяи вымученная талантом создателей, но так и не нашедшая отлика в сердцах киноманов.

0
0
22 января 2014
Фото Kino Kefal
отзывы:
29
оценок:
91
рейтинг:
194
9

Почти все, что делает Рефн это гениально! Наверное потому, что он гений! Так что даже если он снял, что то не особо гениальное, это все равно гениально! Ведь он же гений! А гений делает все гениально, соответственно тому что он гений. Так что Рефн гений и все что он делает это гениально!

0
0
16 августа 2013
Фото eska
отзывы:
114
оценок:
153
рейтинг:
110
7

После гимна 1970-м – Драйва – Рефн замахнулся на азиатский кинематограф. Вышло хорошо. То есть плохо выйти не могло, поскольку Рефн из тех, кто понимает, где проходит граница пошлости. Это очень важное качество, им обладают немногие режиссеры. В декорациях пластмассовой тайской попсы режиссер снимает классическую драму, герои которой вовлечены в круговорот мести и убийства в силу обстоятельств и в силу закона чести. Часто говорят, что в этом фильме нет положительного героя. Это не так. Героев даже двое, и трагедия заключается в том, что им приходится бороться друг с другом. И прощать. Полезное, по-хорошему неторопливое кино о совести, как Боге внутри себя получилось, если разобраться.
Ну да свет с раскадровкой – гениальны, но это уже общее место.
Единственно, перед просмотром стоит уяснить, что при всем обилии кровищи тут не будет аттракциона на манер КиллБилла, зато и зубодробительного тарантиновского морализаторства тоже не будет.

0
0
25 августа 2013
Фото Milan Lock
отзывы:
19
оценок:
19
рейтинг:
84
5


У Рефна ад - это Бангкок наших дней. Он кроваво-красный, в виде нескончаемых коридоров, исписанных драконами, витринами с проституками и торговцами тяжелых наркотиков.
Дьявол у Рефна имеет женское обличие Кристин Скотт Томас, которая ведет себя самым арогантным образом, унижает всех с кем общается, публично сравнивает половые органы своих сыновей, причем в их присутствии.

Если в Драйве Рефн замахнулся на Манна, то в Only God forgives на весь азиатский кинематограф вцелом. И абсолютно заслуженно эта попытка увенчалась провалом. Удушающего холода, кроме адской брезгливости, на протяжении всей ленты не возникало. То есть, медитативные паузы, похожие то ли на галлюцинации, только на паралельную реальность, возможно, совсем не оправданы. При довольно рваном монтаже, да и мертвой по сути камере, главное внимание вообще мечется, между достаточно проработанной историей, которая кому-то напоминает Древнюю Грецию, кому то Талион в религиях, но которая еще до примитива банальна, и сочным видеорядом, который портят то примитивная музыка, то сам скрипт. То есть, когда тот же Тарантино козырнул бы либо диалогом, либо недевральной съемкой снизу, то Рефну просто нечем.

Герои поют смешное караоке, отрезают друг друга уши и руки, и все это под метания Джулиана, который то дерется (хотя дракой это избиение нашего любимого мачо в одну калитку назвать сложно) с местным полицеским, то ковыряется в чреве собственной матери. Короче, находится в состоянии полной невменяйки с задумчивым лицом кота.

И если есть ад, то должен быть Бог. Хотя все критики в Боге видят этого самого полицейского, более всего на эту роль подходит сам Рефн. Возможно это и фильм-самолюбование. Именно он решает, кто выживет в этой мясорубке, он выносит приговоры, он милует. Он прощает.

2
0
23 июня 2013
Фото ФРАЙ
отзывы:
72
оценок:
73
рейтинг:
47
7

С нами бог

Отбрасывая высосанные из тростника икзистынцыализм и феласафию, - лицензии к новому Рефну, которого только бог простит, гласят что это кино о том, как человек бросил вызов богу и проиграл.

Так и подмывает спросить: во что играл?

По сюжету в три буквы, аутичный наркоторговец с щенячьими глазами всё того же Раяна Гослинга (бьюсь об заклад, что после каждого тягучего дубля Раян заходился здоровым смехом) вынужден мстить инфернальному, словно сошедшему со страниц древних писаний, тайскому копу за убиенного брата-отморозка. То, что господину раскрошили череп за дело и дело по всем понятиям закрыто, - никого не волнует, особенно властную мамику братьев-поехалов. Так и началась череда кровавых, извращенных и очень томных разборок, в которых справедливо победил Товарищ 87 со своим карающим завулонским мечом.

С тобой никто не играл!

Кубрик умер; Линч не снимает; Ноэ снимает, но раз в декаду - и Нико, из них не являясь никем, пытается усидеть сразу на всех седалищах. Снято с диким, неудержимым понтом, и это даже эффектно, и антагонист получился как всегда шикарнее протагониста, - но, тем не менее, это шаг вперед и два назад. Вывернуть "Драйв" наизнанку и, поколупавшись в его кишках, отправить в "Вальгаллу" - это и есть "Только бог простит".

Ну, зато можно снова поупражняться в дезигне: порисовать красивые постеры да нарезать хипсто-гифок.
Даже фильтры не нужны - встроены по умолчанию.

2
0
25 июля 2013
Фото KinoWriter Unknown
отзывы:
28
оценок:
28
рейтинг:
43
5

Николас Виндинг Рефн — самый загадочный визионер современного кино. Его проекты своеобразны, беспощадны и порой, мерзки, но представленные им мерзости начинаешь принимать за особую форму искусства и глубоко восхищаться увиденным. После триумфального «Драйва», датчанин берет курс прямиком в Азию и представляет новый амбициозный проект «Только Бог простит», который в мае с неостанавливающимся шумом был принят на Каннском кинофестивале. Мнения разнообразны, многочисленные пинки в сторону фильма, а также и массы восторгов — то, что нужно фильму для интриги, а Рефну удалось вооружиться до зубов зрительскими эмоциями.

Фильм открывается и закрывается практически одинаково. Только начиная смотреть на экран, ты постепенно впадаешь в эту галлюциногенную атмосферу, (Во многом благодаря невероятно сочным операторским приемам, например, сцены в отелях, коридорах и клубах, переполненные неоновой стилистикой вовсе завораживают глаз и не желают отпускать), а когда зритель окончательно становится гостем этого сюрреалистического кошмара, то выйти из него позволит лишь Бог в «шкуре» тайского полицейского Чанга, который карает провинившихся саблей. Увиденное, признаться, тяжело адекватно воспринимать, но Рефну за столь смелую и необыкновенную задумку определенно стоит поднять большой палец вверх. Если и его новый проект неспособен стать мастерским содержанием и адекватно высказанной мыслью, то уж точно способен претендовать на одну из главных визуальных роскошностей этого года. И говоря прямо, «Только Бог простит» претендует на звание полноценного фильма с большим трудом, ибо увиденное легче назвать «видеоартом». Искусство, требующее исключительно визуального разбора и анализа привлекательной формы, нежели туманного и скомканного в одну кучу содержания.

Если блестящий «Драйв» был направлен на более широкую аудиторию и мог смело покорять кинотеатры, то следующий проект Виндинг Рефна умело обходит массы и широкий фанатский круг того же режиссера. «Только Бог простит» — слишком личное, глубокое и таинственное для обыкновенных зрителей зрелище, которое Рефн может сполна называть «своей собственностью», являющуюся искренним «подарком» и данью многим известным и неизвестным постановщикам, которые повлияли на творчество Николаса. Нам временами сложно толком разобрать происходящее, но правильнее добиваться визуального экстаза, нежели восторгов от сюжетного содержания. Еще один мастерский пример, когда нерушимая, ослепляющая форма побеждает содержание, хотя и в «Драйве» данный трюк действовал куда успешнее.

Здесь можно увидеть достижение визуального насилия, направления его в отдельную категорию искусства, а также очевидна мифическая тематика попытки сражения человека с Богом, который предстал в самом необыкновенном воплощении. Все происходящее ведется к одному закономерному эпизоду, который тонко и очень логично завершает фильм. Остается лишь ждать удачный момент, когда будет совершена кара Бога. (Это кино именно о нем, он ключевая фигура картины, несмотря на присутствие известного Райана Гослинга, которому остается лишь блуждать по сюрреалистическому миру Тайланда)

0
0
28 октября 2013
Фото Слава Черный
отзывы:
15
оценок:
16
рейтинг:
20
9

"Только Бог простит" (Only God Forgives), реж. Н.В.Рефн (2013).

«Только Бог простит» - это не фильм в привычном смысле слова. Скорее это некая тягучая синефильская субстанция, состоящая из ночных огней азиатского мегаполиса, грешного мира подпольных дельцов, страха и смерти. Главный герой картины, владелец клуба тайского бокса и наркоторговец Джулин (Райан Гослинг) вынужден мстить за смерть своего брата, который в свою очередь зверски убил проститутку, за что и расплатился. На этом настаивает его властная мать, в потрясающем исполнении К.С.Томас. Для нее умерший сын был любимчиком, ее гордостью. Младший сын Джулиан должен стать проводником ее мести, семья ничего не прощает. Вторым главным персонажем фильма является местный отставной полицейский Чанг (Витхая Пансрингарм), молчаливо прибывающий на места преступлений и забирающий жизнь у виновных, либо отсекающий им запястья. Возможно, это и есть тот самый персонифицированный Бог из заглавия фильма. Бог, который ПРОСТИТ, только наказав.

Рефн в очередной раз дает зрителю и самому себе урок своеобразной «маскулинности». Главный герой фильма проходит проверку на состоятельность перед лицом неизбежного Фатума. Он оказывается в центре кошмара с кроваво-красным антуражем и медиативным процессом наказания за грехи. Джулиан мстит, чтобы доказать свою силу матери, а может просто по наитию, потому что так заведено. Почти все персонажи фильма увязли в смертоубийственном мареве. Для них это единственный способ существования. Рефн здесь – безжалостен. Казалось бы, любви не место в этом мире, но, как и в «Драйве», персонаж Гослинга движем ею. Пусть эта любовь к матери и граничит с ненавистью, исковеркана комплексами Джулина, но все же. Согласно режиссеру, привычные проявления Любви невозможны в мире жестокости. В мире Джулиана и его семьи. Поэтому приходится говорить на понятном всем языке. Языке силы и кровной мести. Убей и будь любим. Ты ведь настоящий мужчина.

В целом, произведение «Только Бог простит» выглядит как навязчивое блуждание по чистилищу в статичных восточных декорациях. Чистилищу, которое создал автор, любящий азиатское кино, в том числе категории «Б», филигранный стилист, волюнтарист от режиссуры. Ему плевать, что его ленты одновременно заимствуют приемы многих режиссеров. Творческая натура хочет снимать так, значит будет так. Четкий, расшифрованный смысл его экзерсисов всегда ускользал от зрителя. Кайф всегда таился в пугающей атмосфере происходящего.

После премьеры на Каннском фестивале 2013 года большинство критиков просто уничтожили ленту. Ее посчитали скорее прямолинейным видеоартом, чем кино. Я, напротив, не считаю картину провалом режиссера, его ошибкой. Жанровый дистиллят, который получился у Рефна – завораживает. Звучит монотонно, но погружает в транс. Гослинг невероятно оловянный и в этот раз. Но он прекрасен как мужественный «мангуст», застывший перед лицом неизбежного. Онемевший, не в силах высказать свое жалкое «слово» в лицо матери, но бесстрашный в бою. Кристин Скотт Томас, исполнившая роль матери, наоборот, предельно монструозная и энергичная. Она есть решимость, сгусток боли. Ее уже ничем не остановить. Пожалуй, лишь рассекающим ударом острого меча по груди.

Режиссер говорит и о несвободе выбора человека. Герои фильма обречены. Они не могут вырваться из лап насилия. Насилие существует помимо их воли, оно растворено в липком воздухе Бангкока. Также как и «ответственность» за него. Изменить божественный порядок, бросив вызов Богу в вопросе кого помиловать, а кого покарать - Джулиан не в состоянии. Тем не менее, только ему дается право выбора. Он «дрогнет» в конце ленты и не убьет маленькую дочь полицейского, и это тот самый жест, который остается лично за героем. Жест «не-насилия», сбереженный только для себя. Он подарит ему спасение. И правда, «мужчины» почти во всех работах Рефна в итоге демонстрировали робкие жесты "гуманизма". Именно это не позволяет считать их законченными варварами и монстрами. Только гуманизм здесь особый, с кровавым лицом. Ведь нутро современного «героя» изуродовано болью, "иной" язык коммуникации разрушен. «Герой» – особое существо, что-то среднее между животным и человеком, вынужденное с остекленевшими глазами бороться за собственную жизнь и жизнь близких ему людей. Узник и свободный, одновременно.

Хочется отметить, что Рефн говоря о насилии, не использует методы предельного реализма. Это отличает его от других современных авторов. Язык его кино, в первую очередь, должен быть понятен зрителю, выросшему на массовом кинематографе. «Страх Икс», «Валгалла», «Бронсон», «Драйв», «Только Бог простит» - это не элитарные потуги, как считают некоторые критики. Это кинофильмы хилого «задрота-киноманьяка», который хочет поверить в собственную мощь, в способность нести ответственность за своих близких, даже ценой неминуемой смерти. Быть Сильным, в конце концов. И здесь кино уже становиться частью внутреннего мира автора. А позднее, и самого зрителя.
Технически картина сделана отлично. Оператор Ларри Смит и композитор Клифф Мартинес нашли гипнотический баланс. Сцена поединка на ринге между Джулианом и Чангом - попросту бесподобна. Именно здесь мы в полной мере видим: и обреченность борьбы против Рока, и презрение к «слабому» со стороны женщин, и тупую боль от ударов. Сценарные лакуны, зияющие на всем протяжении фильма вторичны для общего впечатления. Как и выверенный сюжет в структуре лихорадочного сна. Зритель просто должен почувствовать соприкосновение с вязким миром Рефна. Получить жесткий удар по лицу в мрачном коридоре. Или даже подставить руки под карающий клинок Бога.

0
0
3 ноября 2014
Фото Вера Глущенко
отзывы:
5
оценок:
192
рейтинг:
11
9

Два брата (Джулиан - Райан "Светочейрефновских" Гослинг и Билли - Том Бёрк) толкают наркоту под прикрытием муай-тай клуба в Бангкоке. Одной темной тайской ночью Билли жестоко убивает несовершеннолетнюю проститутку с ангельским взором, за что, в свою очередь, не менее жестоко убиваем безутешным отцом юной жрицы. В Бангкок из Америки выписывается экзальтированная мать обоих братьев с четкой программой "не забуду, не прощу" (пергидрольная блондинка Кристал в исполнении Кристин Скотт Томас), параллельно на авансцену выходит Немезида в образе внешне ничем не примечательного тайского копа на пенсии по имени Чанг (местная звезда Витхая Пансрингарм). Начинается кровавая баня.

Прочитали? А теперь забудьте. Сюжет здесь, как и в "Драйве", как и "Пушерах", в пересказе больше подходит для какого-нибудь боевика категории С, снятым начинающим борзым студентом, насмотревшимся Скорсезе и разного рода азиатского треша. Рефну он нужен лишь как неизбежный каркас, на который он с удовольствием нанизывает все свои любимые элементы - свет, цвет, музыку, отчаяние, богоборчество, замирающие жесты, физическую боль, весь свой эстетический морок, невыносимую до рези в глазах красоту.

Дальтоник Рефн, конечно, визионер до фанатизма. Тем, кому в кино дороже всего сермяжная правда жизни и чистота смысла, "Только Бог простит" покажется туманным психоделическим фокусом и, вполне вероятно, ничего кроме раздражения не вызовет. Зато тем, кто любит кино именно за кинематографичность, за то самое чувство, от которого попкорн так и остается остается несъеденным, Рефн приготовил целый пир. Выстраивая каждый кадр как полотно в Эрмитаже, режиссер делает так, что картинка перед глазами буквально сразу гипнотизирует зрителя. Практически неважно, кто там кого зачем куда и за что, когда перед тобой царственная Скотт Томас в окружении витражного калейдоскопа или неспешно снимающий перед боем пиджак Гослинг с каким-то кроваво-красным тайским божеством на заднем плане. Изредка выходя на дневной свет, фильм тут же стремится вернуться в более органичный мрак, подсвеченный неоном, разбитый узорчатый сеткой окон и штор, нарядный, как новогодняя елка, и жуткий, как кошмар при высокой температуре. Атмосфера морока и сна, начиная с визуальных переходов, заканчивая играми с логикой, связывает весь фильм в единое целое, делая его гораздо ближе, например, к "Твин Пиксу", чем к "Драйву".

Игры с разумом убирают сюжетную линию совсем уже до вспомогательного уровня. Настолько, что уже начинаешь сомневаться, а живы ли изначально были герои. По сценарию, конечно, да, все-таки, проходя по грани абсудра, Рефн еще ни разу ее не переступил. Но вот в самом начале Билли стоит у тела растерзанной им девушки и даже не то, что не пытается сбежать - просто криво ухмыляется, зная, что его ждет дальше. Вот его брат Джулиан вызывает на бой главного антагониста. Wanna fight? Что? Да он закурить мог бы с тем же выражением попросить. Как и сам бой - честное слово, влюбленным в Гослинга фанаткам лучше эту сцену пропустить. Вот любовная линия - любовная ли она вообще? В единственной относительно романтической сцене у Джулиана буквально связаны руки. Практически каждый из героев с самого начала несет в себе обреченность и печать смерти, действуя скорее как в агонии, чем как в попытке спастись или победить. 17 реплик Джулиана, да и без них мог бы обойтись. Рефн, как и "Вальгалле", где главный герой вообще отказался разговаривать, снова над нами издевается. Хотели бодрый боевик про кровавую месть с азиатским колоритом? Да вот вам, получайте, и не жалуйтесь.

Ну и отдельный номер - это роль Чанга, отставного копа, единственного персонажа, которому в фильме отведены какие-то смыслообразующие реплики. Загадочный то ли крестный отец местной мафии, то ли сенсей на заслуженном отдыхе, он снова берет на себя функции карающего божества с четким моральным кодексом, развлекающий подчиненных задушевными песнями в караоке в свободное от пронизывания людей (фирменно по-рефновски, изобретательно и подробно) время.

Рефн - киноманьяк-задрот и не пытается скрыть это. Тут вам и Вонг Кар Вай, и Пак Чан Вук, и Дэвид Линч, и Джонни То, и Абель Феррара, и даже простигосподи Ларс Фон Триер, и все они в щедрых пропорциях смешаны в совершенно адский коктейль. Тот же финт ушами Рефн проделывает с классической символикой - миф об Эдипе, миф об Иакове - любители поумничать могут до хрипоты уличать режиссера в буквальной экранизации старых историй. Однако сила Рефна как раз в том, что, используя все возможные штампы и цитаты, он - в отличие от многих своих коллег по цеху - ставит их на службу собственным целям без всякого кокетства и настолько органично, что даже сам ухитряется иронизировать над этим (как, например, в сцене, где мать объясняет нежелание Джулиана принести ей голову убийцы своего брата банальной завистью к размеру его члена).

Это, пожалуй, первый фильм Рефна, получивший самые противоположные оценки и мнения, и это совершенно объяснимо. Говорят, в Каннах зрители смотрели фильм в гробовой тишине, а после финальных титров в сопровождении криков "Бу!" и восторженных оваций чуть ли не лезли в драку. И, вероятно, это как раз та реакция, которая может быть даже лучшей наградой режиссеру, чем любые статуэтки. А критики - ну да что ж с ними поделать. Бог простит.

5
0
24 июня 2013
Фото Артем Сарафанов
отзывы:
5
оценок:
8
рейтинг:
4
7

Каков вывод?.. Среди хаоса и мрака есть и самые мерзкие персонажи - злобные кровожадные карлики, примеряющие на себя одежды того, кого в этом хаосе точно нет. Ну и мразь же ты ушастая! - думал я весь фильм, - маленькая инфернальная обезьянка. Собирательный образ местечковых "диктаторов"-психопатов, князьков банановых республик... О чем-то еще вроде думал, но уже не помню - о чем.

0
0
27 сентября 2013
Фото Борис Купець
отзывы:
5
оценок:
9
рейтинг:
2
7

Оммаж Ходоровскому или зачем мужчине руки, если он не способен на месть ?

В 2013 году наиболее ожесточённую полемику среди кинокритиков (в особенности русскоязычных) вызвали два фильма. Первый – «Upstream color» Шэйна Кэррата. Второй – фильм датчанина Николаса Виндинга Рёфна «Only God forgives».
Как и полагается, часть критиков (крайне немногочисленная) причислила новый фильм Рёфна к статусу шедевров, остальные же фильм распяли, а многие и попросту заклеймили его как один из худших фильмов 2013 года.
Лично у меня больше вопросов вызвало то обстоятельство, почему именно новое творение Рёфна стало главным камнем преткновения года ? Возможно, виной этому усиленная PR – кампания фильма организаторами Каннского кинофестиваля, и, как результат, завышенные ожидания как зрителей, так и кинокритиков, не были удовлетворены после просмотра фильма.
В то же время, претензии, выставленные критиками персонально Рёфну и его фильму, в частности : пресловутая претенциозность, доминирование формы над содержанием, невнятность и непонятность многих сюжетных ходов фильма, обилие немотивированной жестокости и насилия в кадре и т.д. с тем же успехом применимы к предыдущей работе датского режиссёра «Драйв». Однако к «Драйву» критики были более чем благосклонны, в то время как «Только Бог простит» разгромлен в пух и прах.
Мне кажется, что как и в случае с «Антихристом» другого скандально известного датчанина Ларса фон Триера, который тоже был освистан в Каннах в 2009 году, отправной точкой для обсуждения фильма и практически главным мерилом его достоинства и качества стали финальные посвящения обоими авторами своим любимым режиссёрам и духовным отцам : фон Триером – Тарковскому, а Рёфном – Алехандро Ходоровскому.
И именно в случае с Рёфном посвящение позволяет без труда понять о чём собственно говоря был снят его фильм. Совершенно очевидно, что Рёфн вдохновлялся уже давно ставшей классической работой мексиканского визионера – «Святая кровь» (1989). Поэтому тем, кто не понял, откуда в «Только Бог простит» взялись демоническая мамаша, отрубания рук и главный герой – слабовольный и слабохарактерный сын, который и шагу не может ступить без разрешения матери, рекомендую сначала посмотреть фильм Ходоровского перед тем, как критиковать фильм Рёфна.
Главной темой, которой посвящены оба фильма, является месть. В данном случае Рёфн рассматривает месть сугубо в самурайском ключе, рисуя в образе таинственного тайского полицейского воплощение самурайского кодекса чести поведения. Если тебе нанесено оскорбление, оно должно быть адекватно отомщено. Здесь не важны никакие моральные оправдания или отговорки. Действие влечёт за собой ответное действие. Око за око, зуб за зуб. Никакие сомнения неприемлемы. Если у тебя есть руки, ты можешь держать меч, и следовательно можешь отомстить; если ты не можешь отомстить, то руки тебе не нужны. Отсюда, становится понятным и название фильма, поскольку в мире, который сконструировал Рёфн, прощение невозможно.
По большому счёту, в фильмографии Рёфна уже был фильм, главный герой которого не был способен на месть, хотя имел для этого все предпосылки, - это «Страх Х» с Джоном Туртурро в главной роли . Таким образом «Тольrо Бог простит» в некоторой степени является не только вольным ремейком фильма «Святая кровь» Ходоровского, но и авторимейком раннего фильма Рёфна «Страх Х».
В любом случае, никто не сможет отрицать, в независимости от того, понравился ли ему фильм или нет, что героиню Кристины Скотт Томас забыть невозможно.

0
0
6 декабря 2013
Фото Владимир  Набоков
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
1

В Бангкоке у владельца боксерского клуба Джулиана гибнет брат. Джулиан сходу решает отомстить, но гнев его быстро тихнет: за убийцей стоит опасный офицер полиции Чэн, разборки с которым могут плохо кончиться, да и брат, оказывается, перед смертью убил малолетнюю проститутку, за что и поплатился жизнью. Прибывшая в Бангкок мать Джулиана требует от сына мщения, несмотря ни на что.
Если добавить к этому описанию еще ровно два предложения, синопсис фильма «Только Бог простит» будет изложен полностью. Николас Виндинг Рефн уже упаковывал масштабный роман Джеймса Саллиса в 90 минут боевика («Драйв») — и уж тем более не спасовал перед стостраничным сценарием, ободрав его, как липку, до размеров сериального эпизода. В фильме почти нет событий, как нет движения в кадре — вместо этого набор статичных планов, сменяющих друг друга с явной неохотой. Рефн не в одном интервью говорил о том, что он «режиссер-фетишист» и снимает исключительно то, что интересно ему самому. В «Драйве» под нож пошли автомобильные погони (хотя исходный материал и название фильма, вроде как, обязывали). В «Только Бог простит» к ним присоединились драки, диалоги и практически все, что сегодня принято называть кино. Получился герметичный, ожесточенный артхаус, яростно отталкивающий любого зрителя. Если следовать логике фильма, интересны Рефну только ультранасилие и подсвеченный неоном Райан Гослинг. Ближе к финалу два этих объекта режиссерского интереса сливаются в один — видимо, идеальный с точки зрения автора — образ. Гослинг со зверски разбитым лицом, стоящий под неоновой лампой — вот законченный продукт творчества датского вундеркинда. Если вдруг лично у вас он не вызовет интереса, не расстраивайтесь — так и было задумано.

2
0
25 июля 2013