Киноафиша Москвы

Фильм Призрак

The Ghost Writer (2010, Франция, Германия, Великобритания)

7.4
оценить
14+
2 часа 8 минут
Дата выхода в России
5 августа 2010

Триллер Романа Поланского — совершенный по форме, но несколько мелкотравчатый по содержанию

«Призраки пера» — так зовут в издательском мире «литературных негров». Их жизнь и муки творчества никому не известны, но результаты их трудов становятся бестселлерами. Один из них погибает таинственной смертью — как раз накануне сдачи мемуаров Адама Ланга, бывшего премьер-министра Великобритании. Чтобы завершить мемуары, издательский дом нанимает его коллегу, профессионального «призрака пера», не подозревая, что этим шагом поставит жизнь героя книги под угрозу...

В ролях
Режиссер фильма «Призрак»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский

Станислав Зельвенский о фильме «Призрак»

отзывы: 1256
оценки: 887
рейтинг: 11679
7
Поланский против США

Молодого писателя (МакГрегор) нанимают в кратчайшие сроки закончить и от­полировать мемуары бывшего английского премьера Ланга (Броснан) — предыдущий литературный негр напился и вроде бы упал с парома. Премьер живет на пустынном американском островке, под усиленной охраной, с женой (Уилльямс), которая слишком заметно умнее его самого, и с секретаршей (Кэтролл), с которой он слишком явно спит. Пока писатель листает скучные мемуары, ­телевидение доказывает, что прошлое Ланга было весьма увлекательным: им интересуется Гаагский трибунал, всплывает история о похищении и пытках военнопленных, маячит тень ЦРУ.

«Призрак» снят изумительно, со старомодным, нездешним мастерством. Вечно серое небо, тревожное дыхание океана, плавные движения камеры, в которых откуда-то берется и угроза, и тайна. Один пролог на пароме — мастер-класс того, как фактически из ничего создать саспенс. Но еще не хватало хвалить Романа Поланского за хорошую режиссуру. Тем более когда речь идет о триллере — жан­ре, для которого Поланский сделал больше, чем какой-либо режиссер из ныне живущих, и в котором он с обычной уверенностью нащупывает любимый мотив: один против всех, чужак, влезший на незнакомую территорию и прогневивший неведомые, но безусловно могущественные силы. В данном случае к тому же в сюжете Роберта Харриса запрятана дополнительная ирония, поскольку ситуация зеркальна: козлом отпущения является не только главный герой, но и ви­новник его бед — премьер-министр, прозрачно срисованный с Тони Блэра (травлю бедняги в СМИ Поланский, понятно, живописует с особым удовольствием). И все же, все же. В «Призраке» есть что-то недостойное режиссерского таланта, что-то слишком мелкое для этого человека, снимающего, не исключено, свой последний фильм. Собственно, понятно что — тема, фактура, в которой мерещится слегка комическая сенсационность, отблеск включенного телевизора. ­Зловредные спецслужбы тут не условный противник, как в «Неистовом», — это просто спецслужбы. Для какого-нибудь блестящего ремесленника, условно­го Мартина Кэмпбелла, это было бы в порядке вещей. Но в случае с Поланским трудно избавиться от привкуса разочарования: человек, всю жизнь боровшийся с дьяволом (в облике ли женщины, соседей, капиталиста, немецких войск или попросту — дьявола) под конец решил побороться с Госдепом и ЦРУ.

22
0
...
19 июля 2010

Лучшие отзывы о фильме «Призрак»

Фото relay
Фото relay

relay о фильме «»

отзывы: 94
оценки: 567
рейтинг: 838
9

Трудно найти черную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет. ( Кун-фу-цзы)

Этот фильм надо смотреть дважды. При первом просмотре старый мастер с еле скрываемом удовольствием буквально водит зрителя за нос. Водит он его через чащу фальшивых жанровых клише и как бы банальных суждений о политиках к парадоксальному (ожидаемому и в то же время очень неожиданному) финалу. К тому же проделывает это с удивительным изяществом и кажущейся легкостью, свойственным профессиональному фокуснику. Зритель чувствует, даже знает, что его обманывают, внимательно таращит глаза на рукава и шляпу мастера, но все равно не понимает, куда пропадают деньги и откуда появляются голуби с зайцами.
Фильм во второй раз смотрится как сеанс разоблачения фокуса, когда иллюзионист медленно, с подобающими моменту объяснениями проделывает то же самое, все это дело кажется очень простым, а попробуй-ка, повтори.
Я люблю политические триллеры. Эту любовь к ним (а также к фантастике, этнографическим очеркам, историческим повестям и еще очень многим вещам) привил мне замечательный журнал «Вокруг света». Отчетливо помню, как в свои одиннадцать лет месяц за месяцем ждал нового номера с продолжением «Документа «Р»» Ирвинга Уолласа, первого сознательно прочитанным мной политтриллером, заканчивавшегося удивительными для меня, по тому времени, словами : « Если фашизм придет в Америку, то потому, что американцы проголосуют за него».
Считаю первым фильмом на эту тему, потрясшим мое воображение, конечно же, «Три дня Кондора» с Робертом Редфордом, Фэй Данауэй и Максом фон Сюдовым. Поэтому даже прекрасная игра Пирса Броснана и Юэна МакГрегора, отличная картинка и атмосферная озвучка «Призрака» не могла при первом просмотре отогнать назойливо преследовавшую весь фильм мысль: «Неужели Поланский опустился до этих штампов, достойных блогерских сплетен в охоте за лишний клик? Неужели желание отомстить за преследования (даже не важно, справедливые они или нет) убило в нем Мастера?»
Удивительно, но финал не принес ясного ответа. Лишь через некоторое время, медленно, как проявляющаяся в ванночке с раствором фотография, ко мне пришло понимание замысла режиссера.
Удачной мыслью, конечно, было использование своего положения преследуемого и легенды о марионеточности Тони Блэра в качестве дымовой завесы, за которой скрывается вечная для Поланского тема борьбы героя с подавляюще сильным противником, на деле переходящая в борьбу со своими страхами и комплексами.
Шуткой и стебом над способностью людей раздувать из любой мелочи сенсации можно было бы назвать все, что происходит в фильме, если бы это часто не заканчивалось трагическими событиями. Если бы исторические процессы не персонифицировались, а на известные личности во власти не переносились последствия этих самых процессов, жизнь людей стало бы намного скучней.
Поланского можно поздравить с очередным удачным фильмом, единственным недостатком которого, обусловленным выбранным мастером тонким художественным приемом, является лежащая на поверхности кажущаяся скучность и банальность. Что до игры актеров, помимо несомненно мастерской игры Броснана (страстная тирада о пользе проверок в аэропортах очень хороша) и МакГрегора( особенно удалось выражение лица во время поиска в Интернете), очень впечатляет Оливия Уильямс. Образ умной, волевой и едкой женщины ей очень идет. Финальные же кадры, перекликающиеся с кадрами собирания листьев на продуваемом всеми ветрами острове, ясно намекают нам о тщетности поисков скрытого смысла там, где все до банальности просто. Ведь на самом деле никакие черные силы не преследовали нашего героя, страшная и ужасная тайна оказалась никому не нужным секретом Полишинеля, а ПДД нужно соблюдать даже в политическом триллере.

35
0
...
10 августа 2010
Фото ВР-тринадцать
Фото ВР-тринадцать

ВР-тринадцать о фильме «»

отзывы: 95
оценки: 174
рейтинг: 217
7
Кто ж его посадит - он же памятник.

Очень добротное кино. Приятно смотреть. Актеры. Английский юмор. Самолеты, паромы, дизайнерская вилла, велосипед - все настоящее. Незначительные сюжетные несостыковки - это для художественной выразительности. Зато месседж про американский ВПК - работодателя европолитиков и генератор зла - ставит беглого режиссера как бы и на броневичок. Молодец Поланский.

5
0
...
7 сентября 2010
Фото Евпатий Букоян
Фото Евпатий Букоян

Евпатий Букоян о фильме «»

отзывы: 250
оценки: 263
рейтинг: 1122
7

Да, безусловно, этот фильм старомоден и старомоден именно по-хорошему. Отбросив GPS-навигацию в помогающем герою BMW и постаревшего Белуши, «Призрака» легко можно представить снятым и в семидесятых где-то аккурат между "Ребенком Розмари" и "Китайским кварталом" и в восьмидесятых-девяностых между "На грани безумия" и "Девятыми вратами". И в нашем времени тоже представить можно – легко, охотно и просто. Там где современному ремесленнику саспенса потребуется куча мала из рваного монтажа, эротических сцен с Шарлиз Терон и притянутых за уши неожиданных поворотов, Полански достаточно несколько раз плавно повести камерой, включить закадровую ритмично-зловещую музыку и поместить в кадр своего растрёпанного нездешнего героя со всеми его неприятностями. Уже нажитыми и теми, которые ещё предстоит нажить за скупое экранное время. Неприятности и МакГрегор (Николсон, Форд, Депп) их переживающий – это занимательно само по себе. Это атмосфера и стиль большого старого кино, где важен не только сюжет про политику, криминал и спецслужбы. А если вам важны только политика, спецслужбы и криминал – включите НТВ. Там, конечно, динамичней, и актуальнее.

4
0
...
11 августа 2010
Фото egik v tumane
Фото egik v tumane

egik v tumane о фильме «»

отзывы: 31
оценки: 56
рейтинг: 48
7

Когда ты всю жизнь живёшь "сам по себе", когда ты не знаешь каким словом назвать отношения с любимой женщиной, когда ты пишешь чужие книги, вернее не пишешь, а облекаешь их в удобоваримую форму, когда ты всегда за чьей-то спиной, когда ты не человек, а...призрак, внезапно, в твоей жизни наступает момент, момент ИСТИНЫ. У тебя есть выбор: остаться призраком или наконец-то почувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ. Ты выбираешь второе, пусть ненадолго, пусть на мгновенье, пусть ценой своей жизни, но, чёрт побери, насколько это прекрасно!!!

4
0
...
10 августа 2010
Фото Евгений Ткачёв
Фото Евгений Ткачёв

Евгений Ткачёв о фильме «»

отзывы: 661
оценки: 5182
рейтинг: 1196
9
Биографическая справка

Ювенильного англичанина (Юэн Макгрегор), занимающегося написанием биографий известных личностей, нанимают доделать мемуары британского премьер-министра по фамилии Лэнг (Пирс Броснан), так как предыдущий автор-призрак, напившись, вроде бы покончил жизнь самоубийством.

Премьер, на которого из телеэфира еженощно сыплются обвинения в потакание пыткам, продажности Соединённым Штатам и других чудовищных государственных преступлениях, вынужден коротать дни на американском острове (в Лондон ему путь, понятно, заказан) и производит впечатление человека, скажем так, не готового самостоятельно принимать важные решения — по крайней мере, он во всём следует советам жены (Оливия Уилльямс). Когда Лэнгу на горизонте станет маячит Гаагский трибунал, новый биограф премьера — путём неожиданных находок — начнёт понимать, что биограф предыдущий, возможно, не покончил жизнь самоубийством. И вообще — что-то в этих мемуарах явно не чисто.

Полански («Китайский квартал», «Неистовый») — чьи фильмы порой дублируют его собственную биографию (после «Ребёнка Розмари» была убита жена режиссёра — Шэрон Тэйт, а в «Пианисте» было показано не по наслышке знакомое Роману выживание в годы немецкой оккупации) в «Призраке» довольно увлечённо педалирует ситуацию человека, оказавшегося невыездным. Полански ведь и сам не так давно был арестован в Швейцарии полицией по одному старому делу и ордеру, выданному в США. Но главное, что за всей этой двойной подоплёкой не теряется сам фильм.

Отчасти это всё тот же «Неистовый»: хичкоковская история про «не того человека», оказавшегося перед превосходящим его по силам противником. Но неистовство «Призрака» невероятно живое — как будто Полански махом скинул годы и на дворе 80-е, а ещё лучше — 70-е. Кинематограф беспокойного присутствия во всей его красе и силе. Небо затянутое тучами, барабанящий по оконным стёклам дождь и заговор — пусть и лёгко считываемый (особенно после слово «ЦРУ»), но, тем не менее, вызывающей чувство полной безысходности. Да, Полански в своих фильмах не предусматривает хэппи-эндов. Равно как и сама жизнь.

4
0
...
4 августа 2010
Информация от прокатчика
«Призрак»
Информация предоставлена компанией «Централ Партнершип»
«Призраки пера» — так зовут в издательском мире «литературных негров». Их жизнь и муки творчества никому не известны, но результаты их трудов становятся бестселлерами. Один из них погибает таинственной смертью — как раз накануне сдачи мемуаров Адама Ланга, бывшего премьер-министра Великобритании. Чтобы завершить мемуары, издательский дом нанимает его коллегу, профессионального «призрака пера», не подозревая, что этим шагом поставит жизнь героя книги под угрозу...
В духе «Призрак»