Боевик, Приключение, Фантастика, Новогодние |
14+ |
Джеймс Кэмерон |
10 декабря 2009 |
17 декабря 2009 |
2 часа 42 минуты |
В далеком будущем парализованный морпех (Уортингтон) прибывает с агонизирующей Земли на райскую планету Пандора. Ему предстоит помочь людям обобрать туземцев, лишив их мест обитания и забрав из почвы ценнейшее полезное ископаемое во Вселенной. Вселившись в тело туземца-«аватара», он постепенно проникается ценностями коренного населения и возглавляет бунт против пришельцев.
Самый кассовый фильм не только XXI века, но и за всю историю кино, «Аватар» двулик, как его главный герой. Он утверждает гегемонию Голливуда в прокате — и вместе с тем свидетельствует о растущей ценности авторского кино: кто бы мог предсказать такой успех трехчасовому фильму по оригинальному сценарию и без популярных актеров в главных ролях, где единственной подлинной звездой был режиссер. Он оптимистичен, радужен, неправдоподобно живописен — и вместе с тем недвусмысленно предвещает скорую и окончательную гибель человеческой цивилизации (к финалу заставляя зрителей радоваться этому факту). Он является идеальным аттракционом, заставившим продюсеров снимать едва ли не каждый блокбастер в 3D, а социологов перестать твердить о скорой смерти кинотеатральной культуры, — и при этом полон провокационных, подрывных идей, от превосходства виртуального существования над реальным до пагубности технологического прогресса. Его без труда можно трактовать как критику внешней политики США и, шире, «власовщину», апологию предательства, да не только своей родины, но и всей расы, критическое отношение к которой Камерон выказывал неоднократно — в «Бездне», «Чужих», «Терминаторе-2». Но как бы ни ломали голову над «Аватаром» философы, повлиял он прежде всего на масскультуру. Отныне синекожие на’ви, в способность которых прельстить публику не верил ни один аналитик рынка, — неотъемлемая часть этой культуры, как и глуповато-счастливая улыбка простака-морпеха, неожиданно оказавшегося мессией.