Киноафиша Москвы

Фильм «Аватар»

Avatar (2009, США)

8
0:00 / 0:00
0:00

Аватар

Аватар (тизер англ.)

Аватар (тизер)

Смотреть трейлер

230-миллионный блокбастер Джеймса Кэмерона про то, как земляне обворовывают чужую планету

Расписание показов в формате 3D

Актеры

Режиссер фильма «Аватар»

63 года Фильмов: 16

Еще по дебютной короткометражке Кэмерона «Ксеногенезис» было понятно, что режиссера занимают роботы и технологии, но, что важно, технологии и искусство в его фильмах всегда шли рука об руку. Как бы ни изменил подход в работе со спецэффектами «Терминатор-2: Судный день», это, прежде всего, отличное кино, со своей философией. К слову, практически все картины Кэмерона отличает наличие глубоких смыслов, а также две его фирменные обсессии: атеизм и профеминизм. То, что режиссер — атеист, можно было догадаться по тому же «Судному дню» («Нет судьбы, кроме той, которую мы сами себе выбираем»), а то, что профеминист, — по тому, что в его фильмах и сценариях женщины (Сара Коннор в первом и втором «Терминаторе», Эллен Рипли в «Чужих», Мейси в «Странных днях», Макс в «Темном ангеле», Нейтири в «Аватаре»), как правило, сильнее мужчин. Но особенно ярко эти два мировоззрения Кэмерона нашли отражение в «Титанике» — мощнейшем профеминистском и антирелигиозном высказывании, в котором Кейт Уинслет высвобождалась из-под патриархального гнета и влюблялась в героя Леонардо Ди Каприо, увидевшего в ней равную себе личность. Помимо этого, Кэмерон один из самых влиятельных людей в киноиндустрии. Он побил пять финансовых рекордов: один с «Титаником», сняв самый кассовый фильм всех времен, а второй — с «Аватаром», когда снова проделал то же самое.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Антон Долин
отзывы:
81
оценок:
80
рейтинг:
1531
9

В далеком будущем парализованный морпех (Уортингтон) прибывает с агонизирующей Земли на райскую планету Пандора. Ему предстоит помочь людям обобрать туземцев, лишив их мест обитания и забрав из почвы ценнейшее полезное ископаемое во Вселенной. Вселившись в тело туземца-«аватара», он постепенно проникается ценностями коренного населения и возглавляет бунт против пришельцев.

Самый кассовый фильм не только XXI века, но и за всю историю кино, «Аватар» двулик, как его главный герой. Он утверждает гегемонию Голливуда в прокате — и вместе с тем свидетельствует о растущей ценности авторского кино: кто бы мог предсказать такой успех трехчасовому фильму по оригинальному сценарию и без популярных актеров в главных ролях, где единственной подлинной звездой был режиссер. Он оптимистичен, радужен, неправдоподобно живописен — и вместе с тем недвусмысленно предвещает скорую и окончательную гибель человеческой цивилизации (к финалу заставляя зрителей радоваться этому факту). Он является идеальным аттракционом, заставившим продюсеров снимать едва ли не каждый блокбастер в 3D, а социологов перестать твердить о скорой смерти кинотеатральной культуры, — и при этом полон провокационных, подрывных идей, от превосходства виртуального существования над реальным до пагубности технологического прогресса. Его без труда можно трактовать как критику внешней политики США и, шире, «власовщину», апологию предательства, да не только своей родины, но и всей расы, критическое отношение к которой Камерон выказывал неоднократно — в «Бездне», «Чужих», «Терминаторе-2». Но как бы ни ломали голову над «Аватаром» философы, повлиял он прежде всего на масскультуру. Отныне синекожие на’ви, в способность которых прельстить публику не верил ни один аналитик рынка, — неотъемлемая часть этой культуры, как и глуповато-счастливая улыбка простака-морпеха, неожиданно оказавшегося мессией.

2

Отзывы пользователей о фильме «Аватар»

Фото Иван Бурляев
отзывы:
2
оценок:
6
рейтинг:
175
9

Это *****Ц!!!
My heart is your avatar, mr. Cameron!

А теперь подробнее:
Не даром Джеймса Кэмерона на съемочной площадке называют Your Majesty!
Да, он король кинематографа! Ибо опять создал зрелище, которого ещё не было! Он по прежнему лучший режиссёр мира (по крайней мере для меня).
В детстве я был в щенячьем восторге от "Терминатора"...
Потом "Чужие" стал надолго моим любимым action фильмом...
Потом пришла пора T-1000 и "easy money" Джона Коннора в "Терминаторе-2"...
"Правдивую ложь" я уже ЖДАЛ, потому что её снимал Джеймс...
А когда вышел "Титаник", я несколько месяцев истязал себя непросмотром экранки.
Тогда, в 1997 году это было потрясение...
Сегодня, 17 декабря 2009-го я не спал всю ночь перед походом в IMAX на утренний сеанс... я боялся, что в этот раз, в циничные 33 года от роду, меня "не цепанёт" настолько, насколько я в глубине души надеялся, ожидая новую работу Маэстро!
Где-то рядом ходил Дэвид Финчер, поразивший три раза подряд: сначала "Семь", потом "Игра", ну и венец "Бойцовский клуб"... а дальше как-то сдулся (опять же лично для меня)... Но казалось, этот рекорд 3 картин подряд уже никто не побьёт... ведь Его Величество Кэмерон уж слишком затянул свою царственную паузу...
А сейчас я просто сижу и слушаю клацанье клавиатуры... когда кто-то, или что-то проходит через всю жизнь... и в определённый момент, вместо того чтобы разочаровать, поражает - возникают эмоции, после которых хочется побыть одному и молчать...
Спасибо Вам, Ваше Величество! Будьте Здоровы и Вечно Творчески Молоды!
И умоляю Вас, не делайте пауз длинной в 12 лет! Очень надеюсь, что запланированный на 2011 "Battle Angel" - не шутка!
P.S. В данном случае глупо говорить "must see", "все в кино"... ЭТОТ фильм посмотрят ВСЕ (желательно в 3D, иначе лишите себя СЛИШКОМ многого), ну а если лично Вам не понравится, то вспомните анекдот про Джоконду:
...- Она может позволить себе сделать для Вас исключение...

24.01.2010 (Update)
Двадцать четвёртого января 2010 года
В тридцать восьмой день от начала проката
"Аватар" стал самым кассовым фильмом всех времён и народов...

158
Фото Madana
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
93
9

Ошибка Д.Камерона, или Аватар в 4D

Ворвавшись на экраны стерео-турбулентностью красок, эмоций и экшена, Джеймс Камерон сумел, похоже, дать каждой зрительской аудитории свой повод для вострога.

Киноманы млеют от осязаемости созданного им CGI-мира, реалистичного до щетинки на загривке танатора. Фантастофилы уже резво заполняют страницы википедий и блогов — на полном серьезе! — особенностями состава пандорианской атмосферы и размножения тамошних вайперволков. Геймеры, должно быть, слюной исходят по плаг-н-плей птерозаврам и широкополосным интер-джунглям. Философы спорят о фильме как о евангелии от пантеизма. Даже экологи, правозащитники, противники войны в Ираке или (впишите сами) уже находят в «Аватаре» полезные для продвижения своих идей дидактические параллели. Остальным же нам как раз хватило междометий «супер», «здорово» и «круто» после сеанса, чтобы начать поглядывать на календарь в ожидании сиквела.

Однако один просчет Камерон все же допустил — и ни где-нибудь, а в самом названии фильма.

Нет, не потому, что название — это единственное, что роднит «Аватар» с индуизмом (и бдительным стражам православия можно расслабиться и не искать в нем диверсии по внедрению чуждой религии в российское нутро). А потому, что фильм истолковывает термин «аватар» с точностью до наоборот.

И даже неважно, что в индуизме слово «аватар» (санск. «нисхождение») забронирован за богом Вишну, регулярно являющимся на Земле. Проблема в том, что аватар всегда нисходит из высшего мира в низший, и по окончании просветительской миссии продолжает свой путь по мирам иным.

Между тем, почти сразу по воплощении «аватара» Джейка Салли на свирепой Пандоре «высший» мир землян в его глазах — и заодно и в наших— начинает быстро тускнеть и дурно пахнуть в сравнении с первозданной красотой внешнего и внутреннего мира туземцев. На этом контрасте земляне вдруг оказываются примитивными, «зажравшимися», алчными и жестокими циниками — что особенно заметно сквозь призму их технологического развития — в то время как «мартышки-аборигены» предстают благородными, чуткими и человечными . . . хм . . . людьми.

Так вместе с героем-«аватаром» мы оказываемся перед трудным, но неизбежным выбором между двумя расами и двумя мировоззрениями. И неумолимо делаем его в пользу культуры, цивилизованности и гуманности в синекожем, длиннохвостом и почти пещерном обличии.

Несостоявшийся «аватар» Джейк признаётся самому себе в видеоблоге: «Я понял, что раньше я все путал, что принимал сон за реальность, а реальность — за сон». При помощи своего дистанционно управляемого тела вновь обретя не только ноги, но и человеческое достоинство, свободу, близких, чьей любовью и доверием он дорожит и пытается завоевать любой ценой, спаситель вдруг становится спасенным, благодетель — облагодетельствованным. Низошедший «аватар» вдруг избирает участь беженца среди «дикарей» настолько цельных и гармоничных, что они не желают менять свое Дерево ни на какие дары «богов с неба» — даже на банку мягкого пива! В отличие от своего коллеги Нео из «Матрицы», Джейк, подключившись к «низшему», «иллюзорному» миру, внезапно прозревает, видя его как гораздо более подлинный, здравый и родной, чем свой собственный — и решает в нем остаться.

Что подводит нас к зудящему вопросу: Почему? И что же такое «культура», «цивилизация», «человечность»?

Не размениваясь, к своей чести, на привычный набор сюжетных линий для фантастического боевика, Джеймс Камерон делает именно этот вопрос четвертым измерением своего 3D-фильма — и сам убедительно на него отвечает: Только качества доброты, благодарности, почтения к старшим, самопожертвования, уважения жизни в любых ее формах, и, в конечном счете, смиренное признание зависимости от высшего разума природы делают нас достойными звания цивилизованного и культурного человека.

Противоположную альтернативу описывает сам Джейк Салли: «Как это обычно делается — если другие сидят на чем-то, что нужно тебе, ты сначала делаешь из них врагов, а потом уж поступаешь как с врагами» и «Они [земляне] уже убили свою мать». Вот вам портрет дикаря — плюс-минус космолет, боевой экзоскелет и автомат последней модели.

Возвращаясь к индуизму, трудно не заметить, что этот рубеж между человеком и дикарем полностью созвучен словам «Бхагавад-гиты» (16.1-4):

«Бесстрашие, постижение мудрости, щедрость, владение чувствами, аскетичность, простота, отказ от ненависти, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы качества достойных людей».

«Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — этими качествами отличаются нецивилизованные варвары».

Чтобы «нисходить» — то есть, чтобы быть Аватарой — сперва нужно быть на высоте. К несчастью для нашей цивилизации, пародией на которую стала колония землян-конкистадоров на Пандоре, оттуда, куда мы себя радостно загоняем, мы сможем только выкарабкиваться.

* * *

Закончился фильм, погас экран, и сняты с глаз 3D-очки. Если среди нас есть настоящий Аватар, поднимите, пожалуйста, руку. Или хвост.

74
Фото Дмитрий Чернышев
отзывы:
6
оценок:
8
рейтинг:
67
9

«Аватар» - нереально красивое зрелище. Смотрел в 3D и испытываю по этому поводу смешанные чувства. С одной стороны, очевидно, что визуализация в «объемном» варианте фильма выигрывает у «плоского». С другой - временами ловил себя на мысли, что «трехмерность», периодически выхватывающая из цельной картинки то одну, то другую сущность, в конечном итоге отвлекает, не дает сосредоточиться на фантастической красоте общих планов мира Пандоры.

Политический, социальный, моральный аспекты сюжета и основная его идея, безусловно, весьма актуальны на сегодняшний день. Но, все равно, в первую очередь - это именно зрелище. Как прекрасное полотно великого художника - сначала просто смотришь и наслаждаешься красотой. И лишь спустя какое-то время, начинаешь задавать себе вопросы...

56
Фото Глеб
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
64
3

Я поставил фильму двойку. Это "плохо", но не "ужасно". Ниже попытаюсь объяснить, почему.
Красивая картинка - да. Сказка - да. Единение с живой природой - да. Всё - да, но вот сюжет...
Нет, не избитость его мне не понравилась. Не одномерность. И даже не предсказуемость.
Мне не нравятся сказки, которые учат лжи и злу. И это - именно такая сказка. Феерия дурака, способного ради достижения своей цели на любую жестокость. Красиво поцарапанный полковник вызывает во мне гораздо больше положительный эмоций, чем главный герой просто потому, что полковник играет по правилам и честен до конца. А главный герой - циничный ублюдок, не осознающий своего цинизма из-за атрофированности эмоций как таковых, и только в новом теле эти эмоции ему открываются, потому и не понимает, в чём честь, а в чём - предательство.
Между тем он в самом деле - предатель.
Для того, чтобы повернуться против своих братьев по оружию, нужно быть либо очень слабым, либо очень сильным человеком. Но в фильме показан именно слабый. Сильный - показан в Апокалипсисе Копполы. Осознающий тщетность своих попыток куда-либо идти, но не умеющий стоять на месте. А в Аватаре - слабый.
Без душевных терзаний, без ломки, без осознания своей ответственности за гибель других, без комплекса обычных человеческих демонов он становится выхолощенной пустышкой, аутсайдером, вознесённым причудливым сочетанием судеб на вершину. Такие люди делают ради высоких целей революции, утопив в крови миллионы человек. Это страшные люди. А фильм учит, что такие люди должны быть, и они правы. Это страшно.
Страшно тем, что через десять лет на Пандору прилетят тяжелые бомбардировщики с термоядерными бомбами и уничтожат всё живое на её поверхности, а жалкие остатки соберут в чашки Петри, где скурпулёзные женщины-ученые-пацифистки будут досконально изучать их (они хотя и пацифистки, но почему-то деньги только у военных, а кушать хочется), а по результатам будет создан очередной непобедимый биотехнологичный экзоскелет морпеха.

35
Фото relay
отзывы:
94
оценок:
567
рейтинг:
1480
9

Биоматрица

Штирлиц заметил, как аватар Джека Салли соединился косичкой с веткой Дерева .
«Эсесовцев нам тут только не хватало!»- подумала Эйва.
«Биоматрица-а-а….»- успел смекнуть Штирлиц.


Когда первая стрела пробила бронеколпак вертолёта, мне показалось, что НФ плавно перешла в фэнтези. Затем вояка в механическом экзоскелете начал размахивать меганожом, как в каком-нибудь комиксе. Но меня это совсем не беспокоило, как и то, что при любом появлении на экране группы вертолётов у меня в ушах назойливо начинала звучать мелодия «Полёта валькирий», входя в диссонанс с саундтреком фильма.;)
«Аватар» пленил меня с первого же кадра и не отпускал до самого последнего. Благо режиссёр разбросал щедрой рукой по полотну сюжета о своём среди чужих, чужом среди своих, совсем как какие-нибудь гиперссылки в окне браузера, намёки на огромное количество любимых фильмов и книг.
Мастер и ремесленник, в принципе, работают с одинаковым сырьём, но у мастера получается шедевр, а у ремесленника – поделка. В том, что у Камерона получился очередной шедевр, у меня лично сомнений никаких нет. Имея сверхзадачу во что бы то ни стало оправдать огромный бюджет, мастер взял и сплавил в одно нераспадающееся целое сюжет, построенный на беспроигрышных клише и приёмах и красивейшем видеоряде. К тому же в картине, совсем как в старом добром вестерне, обаятельны практически все - что положительные герои, что отрицательные. Главный герой (Сэм Уортингтон), простой, но не тупой парень, вызывает сопереживание. Ведь на Пандоре он попал случайно и чужой практически всем. В начале фильма здоровые наёмники слегка презрительно относятся к нему из-за физического увечья, а учёные (особенно их руководитель (Сигурни Уивер)) вообще считают ещё и инвалидом умственного труда. Хотя сами учёные вполне адекватны и симпатичны, да и наёмники не бездушные роботы, а обычные люди. По-своему обаятельны бравый отставной полковник (Стивен Лэнг) и даже «успешный менеджер» (Джованни Рибизи), особенно когда с гипнотизирующей уверенностью они защищают свои взгляды. Лихая вертолётчица (Мишель Родригез), полностью раскрывающая тему невыполнения преступного приказа, к тому же и очень знойная женщина. А уж синие гигантские киски вызовут отторжение разве что у кошконенавистников.
Игра практически всех актёров достойна всяких похвал. Сэм Уортингтон отлично сыграл незамысловатую, но сильную и цельную личность, которую не сломило даже участие в многочисленных войнах, этакого иванушку-дурачка – с виду простоват, а такого по наворотит… Старушка Сигурни Уивер, как всегда, на высоте. С одной стороны «железная леди» от ботаники, с другой – по-матерински чутка и заботлива. Стивен Лэнг великолепно сыграл батяню-комбата и «оборотня в погонах» в одном лице, идеальную «машину для убийства», на все 100% уверенную в своей правоте. Мишель Родригес достойна Оскара за роль второго плана. Всего-то несколько реплик за весь фильм, но каждая подана очень чётко и ярко. Кстати, в русском переводе её зачем-то сделали грубее и пошлее, чем в оригинале.
Палитра затронутых тем по вышеупомянутой причине тоже очень широка- от войн за ресурсы до варварской вырубки «лёгких планеты» в устье Амазонки, от комплекса вины американцев перед индейцами ( вьетнамцами, иракцами) до анимистического единения с природой-матушкой, от нелёгкой участи инвалида в период кризиса до подчинения всего власти денег, от бессердечных (во всех временах) «успешных менеджерах» до отказа от выполнения преступного приказа. (В этом списке нет разве что тем теории заговора и нетрадиционной любви, за что Кэмерону отдельное спасибо.) Внешне одновременно следуя сюжетам о Покахонтас и лейтенанте Данбаре из «Танцующего с волками» и имея не меньше затронутых тем, чем в «Посылке» Келли, дабы избежать судьбы последней картины, Кэмерон сознательно сгладил некоторые очевидные для утопии о райских кущах углы. Как заправский социал-утопист, он умело обходит один из главнейших вопросов человеческого бытия- о свободе воли. Совершенно непонятна длина поводка, на которую отпускает коллективный разум планеты свои разумные создания. И ещё неизвестно, понравится ли Джеку жить в биоматрице. Это как в «Золушке»- ну вышла она за принца, и тут начались семейные будни…. Второй вопрос в том, сохранит ли душевное равновесие Эйва после вливания в неё достаточного количества сугубо индивидуалистичных земных разумов. Если «Аватар» будет коммерчески успешным, Кэмерон вроде собирается снимать трилогию. Вот тогда и посмотрим.

28

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «20 век Fox»

Джейка Салли (Сэм Уортингтон), морпеха-ветерана с парализованными ногами, отправляют разрабатываеть природные ископаемые на планету Пандора. В силу того, что тамошние условия совершенно непригодны для человека, исследователям приходится оперировать посредством аватаров — специальных клонов, при создании которых были совмещены ДНК человека и аборигенов, зовущихся На'Ви.