Фильм

Фильм Бешеная

Rabid (1977, Канада), IMDb: 6.3

6.6
6.3
© New World Pictures
1/4

Фильм Дэвида Кроненберга про девушку с жалом

Девушку, попавшую в аварию, возвращают к жизни при помощи неких новых препаратов. В результате лечения у пациентки появляется жало, с помощью которого она с голодухи сосет кровь у людей.

СтранаКанада
ЖанрыУжасы
Продолжительность1 час 31 минута
Дата выхода7 апреля 1977
9

Кем/чем является Человек Кроненберга, Человек для Кроненберга, Человек по Кроненбергу? В сущности он тождественен как плоть-тело, плоть-разум, плоть-дух и плоть-сырье, причём его неосознанное порой существование в авторской киновселенной и трансгрессивно, и регрессивно. То, что раньше было триединством Тела, Разума, Духа по велению режиссёра превращается в Сырьё, в материал для экспериментов, развоплощается, чтобы более не быть прежним или же просто не быть. Оттого, пожалуй, столь характерна для режиссера медицинская тема, плодотворная своим очевидным натурализмом, к которому, впрочем, тоже всегда испытывал патологическо-болезненную нежность сам режиссер. Врачи — синоним Богу, в их власти наше тело, которое они перекраивают и перестраивают, пересоздают заново или же превращают в ничто, не леча, но калеча как само тело, так и разум. Проходящая через все творчество Кроненберга тема мутаций, бесспорно, пика своего достигла в «Мухе», возвратившей и возродившей в то же время эстетику классического хоррора пятидесятых, но до этого фильма был иной, ещё более мрачный Кроненберг, времён семидесятых, балансировавший на грани дозволенного в картинах того полуподпольного периода «Судороги», «Бешеная» и «Выводок». Картинах, где элемент фантастический в тягучем нарративе служил лишь обрамлением и оправданием привычной авторской самоцели к выкристаллизовывающейся притчевости; фильмы, формально грайндхаусные, становились площадкой для резких и четких социальных, политических или культурологических высказываний. Самоочевидно «Судороги» отвергали новомодные веяния сексуальной революции, Красного Мая; под обложкой перверсивно-агрессивного радикализма таился весьма архаичный посыл о том что не есть хорошо совокупляться со всеми подряд, тогда как «Выводок» констатировал смерть семьи в условиях всеобщей свободы, равной вседозволенности.

«Бешеная» — типичный социальный хоррор, упакованный в формат медицинских девиаций. При этом на уровне, близком к сатирическому памфлету, Кроненберг исследует социальную истерию через призму не сугубо общечеловеческого, но мужского-женского, преимущественно уделяя внимание Женскому. Конечно, тема Фрейда-Юнга в творчестве Кроненберга присутствовала всегда, и отнюдь не была завуалированной под толстым слоем толстых намеков, шифровок и кодировок. Однако в «Бешеной» сексуальный подтекст с тёмным психоаналитическим(читай — неизлечимо шизоидным) привкусом считывается сразу, как и то, что вампиризм по Кроненбергу перверсивен, а не просто сексуален и порочен. Его вампирша, ставшая таковой искусственно, своим мучительным существованием опровергает и отвергает то пресыщенное бытие Носферату/Дракулы, чья природа сексуальности, при всей подразумеваемой некрофилии, была мускусна и привлекательна. Вампиризм пробуждает в героине Мэрилин Чемберс все наихудшее, вампиризм как удобный символ социальной и сексуальной истерии, того, что грубо говоря называют бешенством матки, rabies uteri. Неудовлетворенная в должной мере Роуз в результате эксперимента становится вышедшим из-под контроля сексуальным хищником, передающим своё бешенство от одного партнёра к другому. Причём акты такой передачи лишены зримого орального или иного прямого сексуального контакта. Саму природу истерии, нимфомании, появившейся у героини в период когда секс без обязательств был в духе времени, духом этого самого времени, Кроненберг извращает до степени абсурда, перемещая голодную щель подмышку, делая из сексуального объекта субъект кошмара. В контексте дальнейшего творчества режиссёра «Бешеная» — не частный случай роковой авторской половозренческой идеологии, но при этом самый отталкивающий. Уравнивая по привычке секс и смерть, желание и страдание, страхи и трахи, Кроненберг в финале отрицает сексуальность как первопричину всего того зла, что было порождено и размножено. Секс=Смерть, и смерть эта в сочащейся соком похоти вагине, монологи которой Кроненберг превращает в кровавый дивертисмент по отстрелу всех, кому милы поллюции да революции.

4 июля 2015
7

Довольно странноватый сюжет весьма странного, но чем-то цепляющего раннего фильма от культового режиссера «телесных ужастиков» Дэвида Кроненберга – парень с девушкой попадают на мотоцикле в аварию из-за того, что один деревенский растяпа перегородил своим фургончиком дорогу. Девушку везут в ближайшую поликлинику, которой оказывается институт косметической хирургии, где местные умельцы делают ей пересадку кожи. Внезапно обнаруживается, что побочным эффектом операции оказывается развитие... странного органа подмышкой, который не только может колоть попавших в объятия людей, но и заражать их бешенством. Более того, заразившиеся бешенные люди превращаются в... вампиров и хотят отныне питаться исключительно кровью! Зараза начинает шагать по стране. Совершенно нелепый сюжет, который доводил до смеха даже режиссера, но который по каким-то причинам взял и выстрелил.

По сути, «Бешенство» очень похож на «Судороги». В обоих фильмах вирусной угрозе подвергается целый город, пораженные лишаются разума и проявляют агрессию по отношению к своим близким, а виновато во всем – вмешательство ученых в природу человеческого тела. Но «Бешенство» - на порядок более качественно сделанный фильм, обладающий большим размахом как в плане истории, так и в отношении потраченных средств и вовлеченных людей, что резко бросается в глаза. Не говоря уж о том, что Кроненберг смог сделать более качественные визуальные эффекты и, наконец, начать снимать вне пределов дешевых студий. Таким образом, «Бешенство» стало новой ступенью в творчестве канадского режиссера.

И вновь Кроненберг, снимая фильм исключительно жанровый, умудряется выделиться из толпы. К примеру, главным героем фильма является женщина, что было весьма смело и необычно для того времени. Более того, на главную роль режиссер планировал Сисси Спейсек, только что снявшуюся у Малика, но в последний момент Кроненберг передумал, так как не поверил в то, что она сможет выглядеть убедительно в ужастике (а зря, как показал более поздний фильм со Спейсек – «Кэрри») да и, опять же, она была уже довольно известна, поэтому это могло пагубно отразиться на смете съемок. В результате по совету Айвана Рейтмана, в будущем большого продюсера, режиссера и известного отца, на главную роль взяли порно-звезду культового масштаба – Мэрлин Чемберс.

В некотором смысле фильм несет весьма грозную политическую окраску. Совсем недавно по тем временам, в начале 70-х в Канаде Фронт Освобождения Квебека проводил несколько террористических операций, чем вызвал введение военных сил в город, объявление военного положения и массовые аресты, что сильно отразилось на общей впечатлительности канадского населения – это был чуть ли не единственный раз, когда они могли видеть вооруженных людей не по телевизору, а прямо на улицах. Учитывая, что «Бешенство» снимали как раз в Монреале, и в кадре попадаются периодически группы военных, параллель обретает весьма явные очертания.

Конечно, это не единственное, что видят зрители и критики в фильме. Как всегда это бывает с фильмами, построенными на ужасах вирусной инфекции, на поверхности всегда страхи перед собственно новыми вирусными болезнями, СПИДом и прочее. Да и не главное это для картины «Бешенство». В первую очередь, этот фильм – замечательный пример не очень дорогого, очень глупого, но очень целостного по всем параметрам фильма, который уверенно стоит на своей жанровой территории и грозит пальцами многим. Смотрите и учитесь, так сказать.

23 января 2012
1

Ужасно прямолинейный, плоский и примитивный фильм ужасов с невероятно красивой и сексуальной главной героиней - порно-звездой 70-х Мэрилин Чамберс - ради натурально глаз которой фильм и можно смотреть.

3 июля 2011
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про вирусы
Лучшие фильмы про вирусы
Лучшие фильмы про вирусы
Кинопремьеры недели: «Точка кипения», «Святым тут не место», «Эскортницы» и «Отряд «Призрак»
Кинопремьеры недели: «Точка кипения», «Святым тут не место», «Эскортницы» и «Отряд «Призрак»
Кинопремьеры недели: «Точка кипения», «Святым тут не место», «Эскортницы» и «Отряд «Призрак»
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Онлайн-премьеры недели: «Очень странные дела», «Оби-Ван Кеноби», «Домашнее поле»
Онлайн-премьеры недели: «Очень странные дела», «Оби-Ван Кеноби», «Домашнее поле»
Онлайн-премьеры недели: «Очень странные дела», «Оби-Ван Кеноби», «Домашнее поле»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость