Фильм

Фильм Нечто

The Thing (1982, США), IMDb: 8.1

7.9
8.1
Предоставлено пользователем: Алиса
1/15

Американские полярники борются с инопланетной тварью

Команда ученых американской исследовательской базы в Антарктике борется с инопланетной тварью, пробудившейся после тысячелетней спячки во льдах.

СтранаСША
Продолжительность1 час 49 минут
Дата выхода25 июня 1982
Возрастное ограничение18+
Карпентер всегда любил вестерны, но дебютировал с научно-фантастической комедией «Темная звезда», сценарий к которой написал автор «Чужого» Дэн О’Бэннон. Через пару лет режиссер снял свой первый шедевр — триллер «Нападение на 13-й участок», вдохновленный вестерном «Рио-Браво» Говарда Хокса. В нем режиссер продемонстрировал свое, пожалуй, главное умение: при минимальном наборе художественных средств добиваться грандиозного эффекта. Того же эффекта он добился в слешере «Хеллоуин», в котором саспенс создавался только за счет напряженной музыки (фирменный карпентер-кор) и геометрии пространства. Впрочем, режиссер преуспел не только в хоррорах («Туман», «Нечто», «Кристина», самый страшный фильм на свете — «В пасти безумия»), но и в сердитой и постапокалиптической фантастике: «Побег из Нью-Йорка», «Чужие среди нас», «Побег из Лос-Анджелеса». Не все картины Карпентара были удачными, как в финансовом, так и в художественном плане («Элвис», «Проклятие деревни Мидвич», «Вампиры»), но Карпентер не боялся экспериментировать и мог снять как крайне лиричное («Человек со звезды», «Воспоминания человека-невидимки»), так и гомерически смешное кино («Большой переполох в маленьком Китае»). В нулевые он практически оставил режиссуру и сделал разве что «Призраков Марса» да две по-хорошему сумасшедшие серии для хоррор-альманаха «Мастера ужасов» («Сигаретный ожог» и «Дитя тьмы»), а в десятые — скромную по художественным амбициям, но виртуозную по исполнению «Палату». Зато Карпентер не оставил сочинение музыки — и с разницей в год выпустил две пластинки: «Lost Themes» и «Lost Themes II».

Рецензия «Афиши» на фильм «Нечто»

9

Отрезанная от мира американская экспедиция в Антарктике сталкивается с инопланетным гостем, вселяющимся в живых существ и превращающим их тела в агрессивные комки вывернутой наизнанку плоти.

Ремейк («Нечто из иного мира» Кристиана Ниби и Говарда Хоукса) и экранизация («Кто идет?» Джона Кэмпбелла) совсем не требует знания ни книги, ни фильма-оригинала. С сюжетом о блуждающем из тела в тело пришельце Карпентер работал не как режиссер, а скорее как ваятель, используя актеров вместо глины. Исключительно мужские туловища (из женщин в фильме — только закадровый компьютерный голос тогдашней карпентеровской жены Адриенны Барбо) претерпевают на экране мало с чем по сию пору сравнимые изменения, вызывающие у зрителя спазмы мазохистского восторга. В самой пульсации кровоточащей и поводящей щупальцами биомассы, а вовсе не в экологических или социальных метафорах кроется основной смысл всего предприятия. В «Нечто», первой части своей апокалиптической трилогии, Карпентер, до очевидности завороженный Лавкрафтом, показал, как невыразимый и бесформенный ужас трансформирует внешнюю оболочку, тело. Для того чтобы потом в «Князе тьмы» (1987) проделать схожую процедуру с человеческим разумом, а в «В пасти безумия» (1995) — и с самой душой.

12 мая 2007
9

Не понимаю, как такой фильм может иметь оценку 3,5.. Видимо, оценивали те, кто посмотрел его первый раз недавно.. Я первый раз смотрела наверное лет 20 назад, и на тот момент это было более, чем круто. Хотя, фильм гениальный, и это должно быть видно и в наше время. Сейчас таких ужасов не снимают. Сейчас бензопила и все умерли.. Кровь, кишки и тошнотики.. А в те времена ужасы были больше триллерами. В первую очередь сюжет, интрига, игра актеров.. А сейчас какие актеры.. Какая разница, кого крошат на куски в данный момент.. В общем, фильм отличный! 5+

13 октября 2011
9

Фильм великолепен! Это классика жанра ужасов; must see всем, кто является любителем этого жанра.

Атмосфера фильма невероятна: возникает ощущение, что действия разворачиваются не «где-то там», а буквально рядом с тобой. В фильм нетрудно поверить в плане происходящего, т. к. слишком хорошо это преподнесено и актерской игрой, и режиссером (Джон Карпентер), и операторами. Нагнетающая ужас мелодия, развивающиеся события в картине, отношения людей между собой, страх и панические настроения, неизбежность и фатальность — все на высшем уровне.

Режиссер и сценарист мастерски играют на нервах, поскольку главным врагом является не только инопланетное НЕЧТО, но и сами люди, готовые из-за подозрения и страха пережечь друг друга огнеметами.

Все эффекты делались без использования компьютерной графики, что пошло картине на пользу, так как смотрятся они натурально и реалистично.

Писать про этот фильм можно подробно и много, но лучше «один раз увидеть, чем сто раз услышать», как гласит русская народная пословица.

Особо хотел бы порекомендовать любителям фильмов в стиле «Чужой».

19 апреля 2009
9

Ученые американской научной полярной станции в Антарктиде сталкиваются с довольно странной картиной – за убегающим во всю прыть песиком мчатся обезумевшие суровые норвежские ученые с недвусмысленными намерениями и оружием в руках. Добродушные американцы решают вступиться за пса, но бормочующие что-то невнятное на своем норвежском, норвежцы довольно быстро и нелепо погибают. Бедолагу-псину решают оставить на станции вместе с остальными лайками, но, как оказывается чуть позже, сказывается это совершенно губительно для всей станции, и у норвежцев действительно были веские причины нападать на собаку, в облике которой, на самом деле, скрывается пришелец, который прибыл отнюдь не с мирными намерениями – в свое первое же проявление он убивает всех псов в псарне и нападает на одного из служащих, однако монстра убивают, но не совсем, так как монстр умеет перевоплощаться во все, до чего прикасается, а значит, уже где-то разгуливает в облике одного из местных парней. А может и не одного. Чтобы выяснить, кто же заражен, а кто – нет, достаточно провести анализ крови. Но и это оказывается не так просто – хитрый чужак из другой вселенной начинает одного за другим убивать ученых. Важный камерный ужастик, ставший в свое время новым словом в жанре «запертые в закрытом пространстве люди пытаются выяснить, кто из них заражен». «Вторжение похитителей тел» и «Чужой», а также куча других фильмов, черпает свою силу именно из этой версии «Нечто».

«Нечто» стал первым фильмом, который Карпентер делал на большой студии – на очень популярного режиссера охоту выиграли люди с «Юниверсал», которые подкупили Карпентера возможностью снять высокобюджетный (по его рамкам) римейк фильма «Нечто из иного мира», который когда-то снял его любимый режиссер Говард Хоукс. Изначально, правда, на проекте фигурировал другой режиссер – автор «Техасской резни бензопилой» Тоб Хупер, но тот не смог написать впечатляющий сценарий, поэтому на проект поставили Карпентера с его командой. И он, к удивлению многих, решил не делать прямого римейка фильма Хоукса, а снял свою версию того самого рассказа «Кто идет?», который лежал в основе первой экранизации (у Хоукса, к примеру, тварь не умела перевоплощаться в людей, как это было в рассказе и во второй версии, за авторством Карпентера). Для режиссера было очень важно снять фильм о том сорте ужаса, каким он восторгался еще будучи школьником – когда простому человеку или группе людей противостоит неведомая, сверхъестественная, но безликая сила (так, к примеру, он снимет еще два фильма в этом же направлении – «Принц тьмы» и «В пасти безумия»).

Большое спасибо за то, каким получился фильм, Карпентер должен сказать специалисту по визуальным эффектам Тому Боддину, который не только смог воспроизвести, но и придумал идею о том, что монстр в «Нечто» не имеет какой-то определенной формы, а трансформируется (зачастую прямо на глазах зрителя) в каждый раз новое, составное ужасное тело. Это вносит в фильм новый уровень ужаса, так как зритель, вроде уже увидевший облик монстра, к его новой форме каждый раз оказывается не готов. Эффект, пусть и не такой уж сложный, но невероятно действенный.

Не меньшую роль в окончательном торжестве фильма над зрителями является участие в нем сценариста Билла Ланкастера, который неожиданно (ибо специализировался на детской фантастике) сумел добавить к действительно пугающим сценам атмосферу безумия и тотальной паранойи. Да, «Нечто» стал первым фильмом, который Джон Карпентер снял на основе сценария, который написал не он сам, однако, надо отдать должное, писался он под полным контролем самого режиссера, который настолько проникся первыми страницами Ланкастера, что решил отдать ему право написать весь сценарий целиком, лишь добавляя в него некоторые детали, не более того.

Бюджет фильма составил 10 миллионов долларов и этого должно было хватить на то, чтобы снять самый визуально сложный фильм в карьере Карпентера, а-то и всего жанра ужасов на тот момент целиком. Все съемки на натуре делались в довольно сложных условиях зимы Канады, где была построена целая станция, которая потом использовалась для съемки одного из лучших эпизодов сериала «Секретные материалы», во многом напоминающих историю «Нечто». Остальное же снимали на студии в «Юниверсал», однако и тут все было не так просто – для того, чтобы сцены, снятые на студии соответствовали натурным (к примеру, из ртов актеров должен идти пар), помещение приходилось охлаждать до невероятно холодных значений на градуснике.

Отдельного упоминания заслуживают эффекты, которые стали революцией в жанре. 35 человек по 14 часов в день, семь дней в неделю, на протяжении нескольких недель кадр за кадром снимали движения монстра, впервые в истории Карпентера, завысив первоначальный бюджет еще на полтора миллиона. Процесс был невероятно трудоемким и физически тяжелым, что буквально истощило всех, кто принимал в нем участие, однако результат оправдал все те силы и эмоции, которые были в него вложены. Правда, не сразу.

Для создания дополнительного ощущения реалистичности и атмосферы клаустрофобии, все декорации были раскрашены в различные глухие оттенки серого, синего, светло-коричневого, дизайн сцены подразумевал максимальный реализм и достоверность. Карпентер старался не нагнать фантастических цветов и декораций, а наоборот – приглушить их искусственность, дабы компенсировать нереальность существа и ввести зрителя в состояние, когда он эмоционально сопереживает героям потому, что верит в реальность происходящего. Впрочем, как раз в том, что касается трансформации монстров, пришлось пойти другим путем и вместо ожидаемого месива из крови и плоти, художники были вынуждены использовать неестественные цвета, чтобы фильм прошел требования MPAA, а зрителей не стошнило в первые же полчаса просмотра.

Однако, вопреки всей чудесной работе, что была проделана над фильмом во всех ее проявлениях, по выхода картины в прокат ее ждала довольно печальная судьба. Сначала оказалось, что фильм выходит среди таких мощных хитов того времени, как «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта, «Стар Трек 2» и «Инопланетянин» Стивена Спилберга. То есть, когда фильм начал пропадать с экранов кинотеатров, собрав чуть больше заявленного бюджета, народ с «Юниверсал» начал нервничать. А тут еще и критики все, как один, ополчились против нового фильма Карпентера, обвиняя его в кровожадности, мрачности и желании довести зрителя до тошноты.

Миру потребовалось почти десять лет, чтобы понять, что же на самом деле снял Карпентер. Это было не только новое слово в иллюстрации монстров, не только умело и жестко развешенная паутина паранойи и клаустрофобии. Карпентер заставил зрителя задуматься о том, насколько уязвимо, хрупко и тонко устроено человеческое тело. Режиссер заставил зрителя думать не только о увиденном на экране развлечении, но и подсознательно задуматься о том, о чем зритель не очень хочет думать, по крайней мере не во время просмотра столь кровавого фильма.

Конечно, если сравнивать этого инопланетянина с тем милашкой из фильма Спилберга, то выбор будет сделан однозначно, особенно в начале 80-х. Кинематографу нужно будет огрубеть, а зрителю – подготовиться к таким фильмам, как «Нечто». И только в начале 90-х картина наконец получит должное признание. В печать выйдет комикс по мотивам фильма, на телевидении и кино станут появляться ленты, напрямую цитирующие «Нечто», а сама картина прочно и надолго войдет в списки лучших ужастиков в истории кино и любимых фильмах тех, кто действительно любит жанр ужасов.

30 апреля 2012
9

Мало кто знает, что это кино приквел фильма 1951 года "Нечто из иного мира" (The Thing From Another World).
Если "читать" фильм между строк, то главная идея фильма о том, что иногда в обычном с виду человеке может скрываться чудовищный монстр и единственный выход - это уничтожить его, пока он не создал таких же...

22 апреля 2012
9

Классика жанра фантастика, и в то же время великолепный атмосферный фильм ужасов.
Периодически пересматриваю. И даже с современным уровнем технологий смотрится на одном дыхании, захватывает и впечатляет. Особенно хорошо идёт зимой, в сильный мороз и вьюгой за окном..
Всем советую, оценка 3,5 абсолютно неадекватна, так как даже 5 - это слишком мало, чтобы оценить шедевр.

15 декабря 2009
Все отзывы
Читайте также
Самый полный гид по фильмам Джона Карпентера («Хеллоуин», «Побег из Нью-Йорка») — лучшего жанрового режиссера на свете
Самый полный гид по фильмам Джона Карпентера («Хеллоуин», «Побег из Нью-Йорка») — лучшего жанрового режиссера на свете
20 октября 2021
12 важных фильмов для Ильи Найшуллера
12
важных фильмов для Ильи Найшуллера
17 марта 2021
15 фильмов с запоминающимся саундтреком Эннио Морриконе
15
фильмов с запоминающимся саундтреком Эннио Морриконе
6 июля 2020
15 фантастических фильмов, изменивших мир
15
фантастических фильмов, изменивших мир
31 марта 2020