Москва
16+
2 часа 4 минуты
Дата выхода в мире
17 июня 1975

Главный на свете фильм про акулу

На побережье острова Эмити находят останки девушки — жертвы акулы. Шеф полиции Мартин Броди намерен сообщить населению об опасности. Но мэр города, опасаясь массового отъезда туристов, уговаривает его не делать этого.

Актеры

Режиссер фильма «Челюсти»
Стивен Спилберг
73 года
фильмов: 43
Спилберг из поколения детей выросших на телике и фантастике, ужасах и «Сумеречной зоне», так что неудивительно, что его режиссерский дебют состоялся на ТВ. Сначала он снимал сериалы и всякие низкобюджетные хорроры (например, «Что-то зловещее») и не боялся прослыть простым ремесленником и «человеком системы», однако знакомство с большими авторами Нового Голливуда — Скорсезе, Копполой, Де Пальмой — способствовало тому, что и он проникся идеями авторского кино и личностного высказывания. Его виртуозный телевизионный триллер «Дуэль» понравился французской критике, а продюсеры так вдохновились высокими рейтингами, что попросили Спилберга доснять 15 минут, чтобы выпустить фильм в кинотеатрах. После этого авторские амбиции режиссера росли как на дрожжах: он хотел снимать не фильмы, а кинокартины, однако продюсер «Челюстей» Дэвид Браун убедил его доделать этот «очень, очень большой фильм, чтобы потом ставить картины сколько твоей душе будет угодно». «Челюсти» стали первым блокбастером в истории мирового кинематографа (справедливости ради надо заметить, что блокбастеры существовали и до этого, однако хоррор про большую белую акулу придал этому термину жанровую характеристику) и способствовали смерти авторского кинематографа в Новом Голливуде, но вместе с тем они превратили коммерческое кино в большое искусство — такой вот парадокс. Самому Спилбергу, кстати, приписывают не только изобретение блокбастера, но и хай-коцепта (высокого концепта), когда смысл фильма можно объяснить на пальцах. Несмотря на то, что в дальнейшем режиссер воплотил свою мечту в явь: одновременно с фильмами он ставил кинокартины, не покидает ощущение, что веселое приключенческое кино («Индиана Джонс», «Парк Юрского периода», «Приключения Тинтина») удается ему сильно лучше академической драмы («Список Шиндлера», «Мюнхен», «Линкольн»). А все потому, что в его развлекательных фильмах есть какая-то годаровская легкость — не зря же французский режиссер Клод Лелуш говорил: «В Спилберге мне больше всего нравится Годар».
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Станислав Ф.Ростоцкий
Фото Станислав Ф.Ростоцкий
отзывы: 195
оценки: 81
рейтинг: 374
9

Шериф курортного городка (Шайдер), прожженный до мозга костей рыбак (Шоу) и ученый-ихтиолог (Дрейфусс) вступают в противоборство с огромной акулой-людоедом, терроризирующей отдыхающих на побережье Новой Англии.

«Моби Дик» поп-культуры; стопроцентная классика, некогда обозванная «фильмом Роджера Кормана, только с большим бюджетом»; кино, придавшее понятию «блокбастер» жанрообразующее измерение. Но самое главное — до дрожи страшное кино (долгое время остававшееся самым прибыльным фильмом ужасов всех времен), после которого долго еще невозможно войти даже в распоследнюю подмосковную купаленку. Однако, несмотря на до сих пор впечатляющую механическую акулу (которую в Голливуде почему-то называют Брюсом), страх здесь скорее первозданный, абстрактный, не имеющий, подобно воде, определенной формы. Кардиограмма главной музыкальной темы Джона Уильямса, что мечется вверх-вниз, подобно пилообразным зубам, мочалящим живую плоть, заставляет сердце дрожать от предвкушения неизбежного кошмара — и катарсиса. Для разочарованного в жизни и по-достоевски потерянного шерифа Броди борьба с каракулой успешно заменила психотерапию. С не устающим визжать и жмуриться зрителем вполне может случиться то же самое.

4
0
...
1 июля 2002

Лучшие отзывы о фильме «Челюсти»

Фото Ваня Решетник
Фото Ваня Решетник
отзывы: 27
оценки: 82
рейтинг: 24
9

Нешуточные страсти
Фильму «Челюсти» уже столько лет, а его все равно смотрят и любят миллионы киноманов. Причем заметьте, что в 75 году не было таких ошеломительных спецэффектов, графики, декораций и многомиллионных бюджетов. Но при всем этом картина за 7 миллионов окупилась в 60 (!!!) раз и устрашает до сих пор. Да, конечно же, заметна некоторая угловатость и кукольность, но за это можно дать скидку.
Стивен Спилберг всегда умел и до сих пор умеет поражать. На тот момент даже несмотря на свой сравнительно юный, как для режиссера, возраст, ему удалось взбудоражить умы и устрашить скептиков. В моей памяти это одна из немногих картин, которая имела не только высокий рейтинг среди зрителей, но и среди критиков, что уже говорит о многом. До сих пор еще никому, насколько мне известно, не удалось повторить такой ошеломляющий успех в жанре ужасов. Если фильм продуман и проработан на все сто, то не нужно дорогих примочек и бутафории, можно пугать уже одним элементом неожиданности и нагнетанием животного страха.
Сюжет прост, как мир: на городок, который живет заработком от туристов нападает огромная акула, а нескольким смельчакам надо с ней расправится, иначе люди лишатся средств к существованию. Помимо этого, тут у каждого из смельчаков есть свои мотивы. Для кого-то это невиданное научное открытие (Хупер), а для кого-то способ отстоять свою территорию (Квинт). И на протяжении всего хронометража мы будем не просто наблюдать, как одно небольшое суденышко будет справляться с чудищем морским, но и услышим ряд сатирических и язвительных шуточек, а также вынесем одну небольшую мораль.

4
0
...
24 июня 2012
В духе «Челюсти»