500 лет cо дня открытия Америки - большой юбилей великого события. Изображение новой страницы в истории всего человечества и людей, которые открыли эту страницу - непростая задача, но Ридли Скотт и другие создатели "1492" справились с ней великолепно.
История Колумба - история человека, который стремился открыть Рай на земле, и достиг его, но не смог в нем остаться. Человека, который смог претворить свою Мечту в реальность, но не смог справиться с ней, когда она стала реальной.
Хотя и описывая легендарные события, Ридли Скотт делает это без прикрас, показывая жадность, жестокость и кровь, сопровождавшие великое открытие, не обеляя и самого Дона Кристобаля Колона. Но, кроме реализма, фильм также наполнен мистикой, которая могла быть, а могла и не быть среди этих кишащих москитами островов полтысячи лет назад, но, безусловно, присутствует в нашем сегодняшнем взгляде на эти события. Не последнюю роль в ее создании сыграл яркий саундтрек Вангелиса и, конечно, чудесная игра Жерара Депардье, Сигурни Уивер и Армана Ассанте (которого я не узнал до самого конца фильма).
Что касается исторических неточностей (которые есть, но их немного), нужно помнить, что "1492" - не документальный фильм, а эпическое полотно, и в этом качестве он с блеском исполняет все, чего мы могли ждать.
Руки, которые построили Америку могут быть в грязи и крови, но, тем не менее, они сделали то, чего не смогли другие.
Есть фильмы-катастрофы, или блокбастеры.
А "1492"- масштабное полотно. 2,5 часа экранного времени не проглотишь так же легко, как "проходные" фильмы, выходящие сейчас.
К просмотру этого фильма надо быть готовым - это не лёгкое и приятное времяпровождение, скорее это некое испытание, требующее определённого настроя, готовность к созерцанию (как поход в картинную галерею), по-другому вы просто не станете его досматривать.
Дикари, нападавшие на испанских колонистов - воплощение зла, чудовища, потерявшие людской облик, прячущиеся за масками, пожирающие трупы врагов и украшающие святилища человеческими останками.
Очень точная фраза одного из аборигенов в ответ на вопрос "почему вы убили наших людей и повесили их?" - "Вы же распяли своего бога".
Основная (и довольно предсказуемая) драма Колумба в том, что занимаясь построением идеального общества в Новом Свете, он не успел воплотить в жизнь свою мечту: открыть материк.
Попытка построить город будущего по чертежам флорентийского архитектора Леонардо да Винчи не увенчалась успехом.
Условно, конечно, но его карают небеса: налетевший ураган смёл построенные дома, нанёс непоправимые разрушения, а молния ударила прямо в крест на церкви. Дворяне, заставленные работать наравне с простолюдинами, оклеветали Адмирала, за что он был лишён звания вице-король Вест-Индии, а также всех своих званий и привилегий и заточён в тюрьму.
Через весь фильм проходит тема борьбы: за правое дело, за свою истину, за новый мир, .за попытки изменить существующее положение дел.
Колумб не боится королевы, златолюбие также ему чуждо, и когда она предлагает ему свободу, он просит о том, чтобы ему позволили исследовать открытые земли Нового Света.
Совет, не признававший взглядов Христофора Колумба и отказавший ему в экспедиции в самом начале фильма, в заключительной части признаёт его правоту - справедливость восстановлена.
Судя по всему, фильм снят к 500-летней годовщине открытия Америки.
Отсюда и образ Колумба в фильме: герой, первооткрыватель и мечтатель. Имя которого помнят и чтят и по сей день.
Об этом же и последняя фраза фильма:
"Жизнь гораздо богаче самого пылкого воображения"