БДТ им. Товстоногова
























Великий театр, осваивающий новые формы
- 3 июня, 1 и 2 июля, БДТ им. Товстоногова4 июня и 7 июля, БДТ им. Товстоногова8 июня и 25 июня, БДТ им. Товстоногова
Здание построено на участке графов Апраксиных в 1878 году (архитектор Фонтана). Прародителями собственно БДТ, возникшего в 1919 году, были Максим Горький, Александр Блок и актриса Мария Андреева. Теперь к пантеону создателей справедливо причислен еще и режиссер Георгий Товстоногов, который возглавлял театр в 1960-80-х и обеспечил его мировую славу. Нынешнюю славу самого звездного театра города составляют артисты, приглашенные, а подчас и воспитанные Товстоноговым: Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Андрей Толубеев. Последние пятнадцать лет театр возглавлял Лавров на правах худрука. Летом 2004 года появился еще и первый после смерти мастера главный режиссер — Темур Чхеидзе. С именем Чхеидзе связаны лучшие достижения нынешнего репертуара: «Борис Годунов», «Маскарад», «Копенгаген». У современного БДТ две серьезные проблемы: спектакли уровня антреприз, которые стряпает с местными знаменитостями режиссер Николай Пинигин, и фактическое отсутствие комедий. Лучшее, что создано в демократичном жанре, — мелодрама «Мотылек» по пьесе Петра Гладилина с Толубеевым в центре.
Очень крутой театр. Самый любимый. Очень хочу сходить на любимых актёров, всегда жду спектакля.
Смотрели 8.01.2015г. "Вассу Железнову" в ранней трактовке А.Горького.В главной роле С.Крючкова. Игра актёров доставила большой эмоциональный заряд.Но в каждой бочке мёда есть ложка дегтя это в адрес администрации!!! Всегда буду ассоциировать этот спекталь с лысиной впереди сидящего человека (второй литерный ряд от сцены).Неужели
при монтаже кресел было не сместить задний ряд на полкресла влево или в право ,как это например это сделано в театре Буфф. Работа звукооператора тоже далека от идеальной, Треть спектакля речь практически можно было распознать только по мимике актёров (гудки пароходов доставили истинное наслождение)! Так же почему то для посетителей не работает вайфай.
Театр, у которого осталась только слава. Великие актёры без режиссёра. Порой такое чувство, что на Фрейндлих и Басилашвили просто зарабатывают. Очень много скучных, отчего-то слишком затянутых спектаклей. Театр очевидно переживает кризис. На мой взгляд, внимания достойны лишь "Мария Стюарт" и "Старик и море".
Публика ex theatro, или в Лето одного года из ДК им.Горького.
Вы находили себя когда-нибудь во вполне интеллигентной толпе? Да, это не та толпа, что пихает Вас и Вашего дитятю при входе в дельфинарий. И не та толпа, которая толкается при выходе из крайне дорогого театра в самом центре города, которую только открыв глаза не спутаешь с толпой у входа на Чернышевскую часов этак в шесть пополудни. Но это совершенно уникальная толчея нарядно одетых индивидов с одухотворенными лицами, чье прошлое и будущее не понятно, но чье настоящее пышет спелым духом и довольной красотой.
Я себя в такой толпе однажды нашла. Везло. Это был вечер, даже поздний уже, в одиннадцать – начале двенадцатого белейшей и теплейшей, десятого июня 2011 года. И я, не затоптанная, не обтертая, не обтырканная локтями, спокойно пробиралась до своей заветной ступеньки на Нарвский эскалатор. Горельеф… Своды (пригнись о всяк, кто выше пары ярдов)… Шарканье глазами в поисках табличек с перечнем станций… Свобода: жду прибытия состава! Стоят, разгуливают, разговаривают. Четко слышны резкие возгласы тех, кто «не со мной». Таких мало. Но пронзительно. Зато «мои»-то…
…ДК Горького. С местом для курения в бывшем левом входе. Встречает довольно узкими дверями и не слишком официальными дамами-контролерами. Лестница направо (куда?), двери налево. Выбираю двери. По какой-то старой памяти. Тук – аквариум. Тук – дама с программкой. Надо, купила. 40 рэ – и я знаю, кто сегодня, кроме Олега Валерьяновича с Алисой Бруновной. Тук – тук – и я знаю, где моя ложа. Жарко. Воды. В закуток для мытья рук. ТАК! Место для курения же было этажом ниже! Страдаю, но руки чисты. Скорей: вода, и фотографии. Скудно, и вряд ли заменят. Но если долго смотреть, да с возможно близкого расстояния, можно добиться ощущения присутствия. То есть, отсутствия. В общем, чтобы «там».
Ложа, наконец, я досчитала до моей цифры. Табличку с номером ложи я заметила уже в антракте: высоко и не там, куда смотришь при входе (скорей – куда при выходе). С ложи не видать левой части сцены… (С ней я тоже познакомилась в антракте: о, сколько нам открытий чудных… антракт… ДК…). Но в целом - аккуратно, большо, и полно. Аншлаг. Звучит обобщенный звоночек мобильного телефона: объявляют о необходимости приглушить свои или выключить их вовсе. Фрейндлих, любимая моя. Басилашвили – обожаемый мой. Я выключила свой потенциальный крик еще до входа в теа… то есть, в ДК. Но благоговейно проверила, действительно ли я удушила входящие вызовы. Излишне, но память ведь нередко подменяет настоящее нещадным дежавю... Удостоверилась. Так я о «то есть, в ДК». Как забудешь об этом?
Спектакль прошел в угадывании слов и фраз. А ведь дикция Актеров – вне подозрения. Знаменитый своей «акустикой» (уступающей разве еще не знаменитой, но также безнадежной акустике концзала на Писарева) ДК Горького бесновато квакал и присвистывал на каждый звук моих любимейших. Здорово, что я в этом ДК смотрю и слушаю лучших Актеров, с лучшей дикцией и игрой. Не здорово, что лучшие Актеры с лучшей дикцией и игрой должны соревноваться с непробиваемой акустикой зала и непроглядными с не самых дешевых мест сценами. Почему Они там? И так – целый год?? Ссылка??? Дальность «полета» не пугает: метро – рядом; даже для тех, кто к нему не привык. Но удобно и быстро ведь. Но обреченность на кваканье вместо слов, на эхо – вместо фраз, на напряжение фантазии для угадывания декораций и напряжение слуха – для угадывания диалогов делает из спектакля какую-то анекдотическую пытку. Представляете себе: приходите Вы в ресторан, чтобы насладиться вкусом красиво поданного блюда, а Вам дают понюхать кастрюльку и угадать, что в ней? Вот… примерно так.
Но я лично не сдалась. Лично я – взяла «кастрюльку», и слопала ее содержимое, да смакуя. От меня не скрылось, что содержимое было замечательно ароматно, вкусно, неповторимо. Но кастрюлька да способ подачи… Ладно… Вот, зато: капельдинеры ДК были верхом учтивости: правда-правда, такое редко встретишь в дорогих театрах. В тех даже капельдинеры нередко напыщенны, хотя – личный опыт – зачастую не знают имен-отчеств ведущих актеров театра… Что-то навеяло…
Однако, вернемся к телефонам. Своя голова – раз (ну, подводит, я в курсе). Предупреждение – два (ну, кто-то не только без головы, но и опоздал – хотя, в общем-то, зачастую это одного поля ягоды-явления). У кого-то еще в начале первого отделения зазвенел мобильный - три… У кого-то чуть попозже. У третьего – еще чуть погодя… И во втором отделении – то же… Вопрос: после раз, два, и последующих наглядных звонков – у кого-то еще не дошли руки до борсетки с телефоном? Таки не дошли… Вплоть до последнего акта разнообразные типы звонков сопровождали театральное действо.
Был и еще один невиданный мною ранее на спектаклях наших Корифеев феномен. То был… то был… иностранец, не знающий ни слова по-русски. Ей-богу, тут я опешила. Вероятно, это было из серии «зато потом расскажу внукам, что видел собственными очами «павловых» да «кшесинских»». С той разницей, что тех надо было действительно «смотреть», а этих, что были на сцене 10-го июня – еще и слушать. Причем смотреть, если не слушаешь – было бы тоже удовольствием, но, опять же, для зрителей, хотя бы знающих актеров. А тут… Вот как бывает… Издержки? Это те самые издержки? Если так, то пусть это будут самые ужжжассссные издержки аншлага, какие только могут случиться в жизни актера. Но телефоны, плиз, даже те, кто «не копенгаген», надо ж выключать…
Овации, привычно, стоя. Сдержанность и достоинство лучших из лучших. Скромно уносимые бесконечные охапки букетов. Удаляются со сцены без экивоков. Были только что. И все. И ушли. И ясно, что сегодня, и далее – все лето уж точно – я их не увижу. Счастливо отдохнуть и вам, мои дорогие и любимые артисты. До новых встреч.
А я сливаюсь с жадно впитывающей свои потоки в недра прозрачных отверстий публики ex theatro. Не пихаемая, не обтираемая и не обтыркиваемая. Лишь изредка отвлекаемая от глубокого впечатления от спектакля и игры Актеров какими-то «не теми» возгласами. Возгласами «не в теме». Оглядываюсь – и сочувствую им. Им, кто не «экс»…
ЕБЖ,
Чацкая
P.S.: оценка 4 вместо бесконечных звездочек - это под влиянием акустического выбора, сделанного теми, кто за это в ответе. А Ф. и Б. - и в Африке, как говорится - лучшие, The best.
Атмосфера театра не создается сама по себе - она ведь складывается не только из удачности тех или иных постановок, но и того, насколько зрителю вообще комфортно в театре. На сегодняшний день БДТ явно нуждается в обновлении, начиная от работы гардероба до внешнего оформления зала. Пришедшие чуть ранее зрители толпятся в холле, потому что им банально некуда присесть. Такого понятия, как буфет практически не существует. В этом плане Михайловский театр куда больше позаботился об отдыхе и удовольствиях зрителя.
Покрытия балконных поручней в некоторых местах словно выгрызены, настолько плоха ткань. И даже не обладая брезгливостью - это просто неприятно.
Когда играют представители старшего поколения плохо слышно даже из середины партера. Не представляю, как должны прислушиваться те, кто сидит выше. К примеру, половина диалогов-монологов Басилашвили в "Дядюшкином сне" просто улетает в никуда! Уж при наличии современной аппаратуры звукорежиссеры могли бы наладить все должным образом?..
Несомненный плюс - бронирование билетов по оригинальной цене без накруток через интернет.
Это один из лучших театров страны, но на сегодняшний день он далеко не в лучшем состоянии, по отношению к своему зрителю и своим актерам, в том числе.