Танцовщики читают стихи
Этот новый балет похож на урок даже по продолжительности — 45 минут. «Школьные годы» Дмитрия Кабалевского исполняют две пианистки на сцене, а текст Чуковского читают танцовщики. Действие спектакля Кирилла Симонова происходит в школе, где мы наблюдаем за детством заглавной героини, которой уже тогда предстоит стать жертвой буллинга. Но в финале всех ждет счастливый выпускной, который вырастет в веселую свадьбу, — и это классика жанра.
«Сны Мандарина. Соловей» — куклы в опере
Комическая опера Кюи сыграна с помощью театра теней, а в действии на музыку Стравинского играют по-европейски стильные куклы. В первой части спектакля плоские персонажи утрированно комментируют невероятные события об обретении потерянного сына. Вторая часть представляет возможность солистам спеться с теми, кто может без скидок сыграть Смерть или живую птицу. И все это благодаря художнику Виктору Антонову, который тонко обыгрывает китайские мотивы на камерной сцене Большого.
Куклы в драме
Помните мультфильм Эду арда Назарова про Пса и Волка с его знаменитыми «Щас спою» и «Шо, опять?»? В оригинале народная сказка называется «Серко» по имени Пса, ее-то и поставила режиссер Аделина Сапаева, сделав акцент на желании каждого персонажа не остаться в одиночестве в конце жизни. Конфликт обострен внешне: Волка играет актер, Пса — кукла. Но тем светлее финал.
Мюзикл в драме
Пермский «Театр-Театр» официально драматический, но очень часто и с успехом ставит мюзиклы и чуть реже гастролирует с ними в Москве. В 2019 году «Карлик Нос» был представлен на фестивале «Золотая маска» в восьми номинациях. Как заглавный герой становится заправским поваром, так и режиссер Борис Мильграм тщательно соединяет в своей постановке театральные ингредиенты: запоминающуюся музыку, острые актерские работы, впечатляющие маски и даже живую гусыню.
Мюзикл в куклах
Скрудж — это не только утка-скряга, имя персонажу мультсериала подарил герой Чарльза Диккенса. «Рождественская песнь в прозе» стала литературной основой для мюзикла в постановке Алексея Франдетти. Три устрашающих, но добрых духа переносят главного героя в прошлое, чтобы он смог исправить свои ошибки. И эти куклы, придуманные Виктором Плотниковым, с одной стороны, воздушны, с другой — оставляют на сердце тяжесть сожаления.
И еще куклы в опере
Слепая девушка, которая не знает, что есть зрячие. Карлик, который не знает, что он уродлив. Эти темы позволили режиссеру Денису Азарову объединить две одноактные оперы Петра Чайковского и Александра фон Цемлинского в один спектакль, в котором наравне с солистами и оркестром большую роль играют видео и огромные куклы. Действие сказок помещено в модные ВИП-интерьеры частной клиники и картину Веласкеса «Менины».
Опера в драме
Спектакль, основанный на написанном в XVI веке житии популярных ныне святых, стал лауреатом «Золотой маски» в номинации «Эксперимент». Одетые в черно-белую гимназическую форму молодые актеры разыгрывают эту противоречивую историю любви в окружении строгих парт, читая старинный текст и разбираясь в нем на наших глазах. И современность дает о себе знать не в модной сценографии или актуальной трактовке, а в свежем взгляде на актерское мастерство молодых исполнителей. В финале зрителей ждет бонус — мини-опера Александра Маноцкова на уже увиденный сюжет.
Перформативные практики в пространстве театра
Пространство наполнено музыкой, засыпано семенами, украшено изображениями с клеймами исчезнувших птиц-страстотерпцев и похоже скорее на храм, чем на учебное заведение. Зрители свободны в своих движениях. Вымершие виды пернатых вновь получат право голоса, и он оказывается во многом сильнее, эмоциональнее и даже понятнее, чем голос человеческий. Как-никак крылья роднят птиц с ангелами, и их здесь можно буквально примерить.