Кто видел этот спектакль в детстве, вряд ли забудет эмоциональную сцену, когда кота еще без сапог выбрасывают за ворота вслед за хозяином. Впечатляет в спектакле и другой, тоже чисто кукольный трюк — игра масштабами. В роли Людоеда — актер в ростовой к укле, который страшит на контрасте с обаятельными курносыми персонажами. Театр Образцова — рекордсмен среди спектаклей-долгожителей в своем репертуаре, найти информацию о них можно на сайте театра в объемном разделе «Золотой фонд».
С 1950 года эта постановка идет до сих пор в неизменном виде, с двумя антрактами и не старомодными, а самыми что ни на есть старыми декорациями и костюмами, похожими на картины Васнецова с их узорными лестницами и расшитыми кокошниками. С годами актрисы меняют роль Аленушки на роль кикиморы, заботливо передавая бережно сохраненное наследие новым исполнителям. А дети спустя почти 70 лет все так же справедливо удивляются полету ступы с Бабой-ягой.
Премьера спектакля, состоявшаяся 60 лет назад, пришлась по душе даже автору, «дедушке Корнею». Обновленные куклы и тени рассказывают поучительную историю победы доброго доктора над коварным разбойником, успевая при этом дать знать, что травмы персонажей-зверушек лечатся легче людских.
Занятые родители нанимают себе в помощь «домомучительницу», одинокий ребенок в свою очередь становится другом «мужчины в полном расцвете сил» с пропеллером на спине. Зрители многих поколений вспоминают колокольчик, благодаря которому Карлсон всегда услышит Малыша. Спектакль, в котором блистал Спартак Мишулин, не стал с новыми исполнителями хуже, но так или иначе выглядит сегодня как добротно сколоченное ретро — за одним исключением: долгие годы мальчика играла миниатюрная актриса-травести, теперь же в роли Малыша — молодой актер.
Классическая постановка Малого театра вот уже почти 40 лет представляет старинную нравоучительную комедию, как она была написана, без радикальных жестов со стороны театральных интерпретаторов. Сегодня пьесу Фонвизина школьникам приходится читать со словарем, и сценическое воплощение — один из вариантов сделать понятным комплексы и стрессы подростка конца XVIII века.
Команда из США поставила этот спектакль 35 лет назад, и с тех пор он идет с неизменным успехом. Многонаселенная композиция, сохранившая большинство сюжетных поворотов этой увлекательной истории, позволяет как посмеяться над шалостями в классе, так и испугаться при встрече со смертельной опасностью в мрачной пещере.
Опера всегда масштабна, даже когда рассказывает о победах и злоключениях крошечных существ. А Дюймовочка, как никакая другая сказочная героиня, достойна воплощения на сцене музыкального театра — с ариями о нежелательном замужестве под землей и счастливой свадьбе в небе. И все это в окружении хора и кордебалета, рядом с которыми даже распустившийся цветок выглядит царственной каретой.