Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года

27 января 2022
Муслим Камалов, Алексей Филиппов, Евгений Ткачёв
27 января 2022
Уровень российского кино неуклонно растет, о чем красноречиво свидетельствуют не только кассовые сборы коммерческих фильмов, но и международное признание авторских картин. «Афиша» собрала подборку отечественных лент, выхода которых мы ждем с особым нетерпением. Берегите себя и не забывайте про меры безопасности в кинотеатрах!
  • Драма о московском закладчике

    Полнометражный дебют режиссерки Екатерины Селенкиной (отметилась ранее короткометражкой «Сторге»), впервые представленный в рамках «Недели критики» Венецианского кинофестиваля-2021. В центре сюжета этого практически бессловесного докуфикшена в стиле медленного кино Джеймса Беннинга — молодой москвич, зарабатывающий на жизнь закладчиком наркотиков. Кипящее в каждом кадре 16-мимллиметровое зерно у оператора Алексея Курбатова контрастирует с абсолютно субъективным цифровым присутствием главного героя — весь фильм построен на фрагментах самоуничтожающейся переписки, выбором новых точек для закладок в интерактивных онлайн-картах и молчаливо-тревожных путешествиях по московским трущобам и окраинам.

  • К якутской семье подселяется русский каторжник

    Снятая под продюсерским присмотром Бориса Хлебникова, драма Владимира Мункуева, который, как и Алексей Балабанов в «Кочегаре» (точнее, в его вставной новелле), экранизировал произведение «Хайлак» польского этнографа Вацлава Серошевского. По сюжету в конце XIX века в якутскую семью (Павел Колесов и Ирина Михайлова), недавно потерявшую второго ребенка, подселяют русского каторжника (Сергей Гилев), который начинает вести себя как хозяин и разрушать ее изнутри. «Нуучча» (так на якутском называют русских) прочитывается как кино антиколониальное, снятое в русле деколониального поворота, происходящего сейчас в мировом искусстве и культуре. Стоит сказать, что как рефлексия якутского народа о русском колониализме картина выглядит впечатляюще. Интересной получилась роль и у Сергея Гилева, который в этот раз, в отличие от «Чик», решил не делать из своего персонажа совсем уж инфернального упыря, а сыграть скорее на отрицательном обаянии. Однако, несмотря на достоинства, есть у картины и недостатки. В первую очередь они касаются драматургии. Две трети картины занимает тягучая экспозиция (точнее, зарисовка из якутской дореволюционной жизни), а центральный конфликт заявляется ближе к финалу — и как-то криво. Якутское кино, конечно, в топе, и «Нуучча», безусловно, симпатичная работа, но утверждать, что это шедевр, как едино(душно) делают российские кинокритики, мы бы не стали.

  • Новая криминальная драма Кирилла Соколова («Папа, сдохни») про три поколения русских женщин

    Несколько лет назад Кирилл Соколов нашумел своим режиссерским дебютом «Папа, сдохни» про семейные разборки (кажется, на Западе картину оценили даже больше, чем в России). Его вторая работа «Оторви и выбрось» снова семейная драма, но еще и роуд-муви. В центре истории три поколения одной семьи: Вера Павловна (Анна Михалкова), ее взрослая дочь Оля (Виктория Короткова) и маленькая внучка Маша (София Кругова). По сюжету Оля выходит из тюрьмы и забирает дочь, а за ними в погоню бросается компульсивная героиня Михалковой в компании одноглазого полицейского (Александр Яценко, который должен играть абьюзера, но в итоге традиционно играет романтического тюфяка). Это очень миллениальское по интонации кино: все за всеми гонятся, много стреляют и много ругаются, иначе говоря, режиссер делает все, чтобы зрители ни на секунду не заскучали. Но то, что у Соколова получилось в «Папа, сдохни» (конфликт отцов и детей под густым тарантиновским соусом), в «Оторви и выбрось» работает уже не так хорошо, а тарантиновские приемы по второму разу не производят такого же впечатления. Но все равно это достаточно весело и еще невероятно кроваво!

  • Экранизация романа Виктора Пелевина про вампиров и баблос

    Виктор Гинзбург продолжает экранизировать Виктора Пелевина: после завирально-мистического «Generation П», прощавшегося с мифическим котлом 90-х, настала пора конспирологической вампирской саги о мироустройстве с древнеегипетским прононсом. Вампиров и богов играют Оксимирон, Павел Табаков, Андрей Смирнов, Владимир Епифанцев и прочие лица из разных миров отечественной культуры.

  • Как клип Shortparis «Говорит Москва», только идущий два часа

    Несмотря на то что действие картины происходит в страшном 1938 году, это какой-то альтернативный Советский Союз с Ленинградом, разрисованным граффити с картинами Малевича, Филонова и Петрова-Водкина, и летающими по небу дирижаблями. По сюжету в рядах энкавэдэшников начинаются чистки. Первым из окна вылетает майор Гвоздев (неожиданно инфернальный Александр Яценко): его то ли выбросили, то ли он выбросился сам. Затем в кабинет к начальству начинают вызывать других сотрудников — разумеется, на расстрел. В этой ситуации только капитан Волконогов (Юрий Борисов) чувствует, что запахло жареным, и потому пускается в бега. На его поиски отправляется харкающий кровью майор Головня (не менее инфернальный Тимофей Трибунцев), но Волконогов оказывается проворным малым и уходит от погони. А затем к нему приходит призрак убитого сослуживца Малека (Никита Кукушкин), говорящий, что если капитан не добьется прощения хотя бы у одной из своих жертв, то отправится в ад. Вооружившись списком адресов, Волконогов отправляется к родственникам несчастных, чтобы вымолить прощение, но сделать это оказывается ой как непросто. Новый фильм Меркуловой и Чупова — кино совершенно незаурядное, к тому же содержащее вечно актуальный месседж, посвященный полицейскому беспределу и произволу высших эшелонов власти. А еще они на нехитрый концепт (упырь-энкавэдэшник, ища прощения, начинает понимать объемы зла, которое он сотворил) надевают очень нарядную форму. На что это похоже? На клипы группы Shortparis, а конкретно — на «Говорит Москва», даром что в конце ленты звучит кавер коллектива на песню «Полюшко-поле».

  • Мальчик устраивает охоту на убийцу своего отца: игровая картина от режиссера документалки «Про рок»

    Крепкий триллер видеосервиса Start про то, как на русском Севере, в поселке, живущем по зэковским понятиям, бывший урка (инфернальный Павел Деревянко) убивает отца школьника, и тот решает отомстить. За помощью он обращается к новому физкультурнику (Юра Борисов), приехавшему на этот край света с женой. Художественным руководителем картины выступил Алексей Федорченко («Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции»), и это чувствуется, особенно в сценах празднования Масленицы, напоминающих «Солнцестояние» Ари Астера. Однако, несмотря на такое сравнение, «Подельники» не «возвышенный хоррор», а просто неплохо снятое жанровое упражнение, в том числе за счет колоритного сеттинга.

  • Александр Кузнецов покоряет пермские земли и сердце ведьмы

    Экранизация одноименного исторического романа плодовитого отечественного писателя Алексея Иванова («Географ глобус пропил»), в которой роль Михаила, князя Перми Великой Камской, сыграл артист Александр Кузнецов («Большая поэзия»). По сюжету к пермскому правителю возникают вопросы у Великого князя Московского (Федор Бондарчук), который отправляет на Северный Урал войска, чтобы поставить молодого управленца на место. Ко всему прочему Михаил влюбляется в местную ведьму-ламию Тиче (Елена Ербакова), способную принимать облик рыси. Фильм еще в нулевые должен был снимать создатель «Бригады» и «Боя с тенью» Алексей Сидоров, но проект заморозили, а права перешли другой кинокомпании. В итоге режиссером «Пармы» стал Антон Мегердичев («Бой с тенью-2: реванш», «Движение вверх»). В размашистой ленте также снялись Евгений Миронов, Алексей Розин, Сергей Пускепалис, Виталий Кищенко, Елена Панова и Роза Хайруллина.

  • Ладо Кватания дебютирует с триллером про серийного убийцу

    Дебют в большом кино постановщика музыкальных клипов Хаски, «Ленинграда» и Оксимирона Ладо Кватании. В центре мрачного криминального триллера следователь по особо важным делам Исса Давыдов (Нико Тавадзе), который занимался расследованием серии громких убийств. Спустя 10 лет, по информации одной из выживших жертв, выясняется, что за решеткой сидят невиновные люди. Ошарашенный Давыдов решает докопаться до истины и найти реального убийцу. Суровый триллер, явно вдохновленный ранними работами Дэвида Финчера, нашел признание среди критиков — картина получила «Специальное упоминание жюри за первый игровой фильм» на кинофестивале в Сиджесе.

  • Драма Романа Каримова о коронавирусных реалиях и расплате за врачебные ошибки

    Режиссер хитовых «Неадекватных людей» Роман Каримов снял новый фильм о ситуации пандемии коронавируса. Действие картины разворачивается в марте 2020 года, накануне первого локдауна: герой ленты Виктор, оставивший карьеру врача после фатальной ошибки и занявшийся фармацевтическим бизнесом, пытается забрать мать с подозрением на COVID-19 из больницы, но медучреждение оперативно закрывается на карантин. Виктору предстоит побороть собственные страхи, снова став врачом, и проникнуть в больницу. Сценарий к ленте Каримов написал вместе с автором-дебютантом Андреем Гончаровым.

  • Александр Петров изображает Есенина в новом фильме Клима Шипенко

    Режиссер «Текста» и «Холопа» Клим Шипенко разворачивается на 180 градусов в сторону исторической мелодрамы о поэте Сергее Есенине, на роль которого был выбран перспективнейший (но уже примелькавшийся везде) российский артист Александр Петров. Шипенко, самостоятельно написавший сценарий, расскажет о последних днях из жизни поэта: Есенин, задумавший бежать из СССР при поддержке своей возлюбленной Айседоры Дункан, спешит на границу, для чего ему нужно доехать до Риги. Но по воле случая поэт останавливается в Санкт-Петербурге и попадет в серьезную передрягу, из которой пытается выбраться на встречу с любимой. Помимо Петрова в картине сыграли Кристина Асмус, Сергей Гилев, Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин и Кирилл Нагиев.

  • Андрей Зайцев снял сиквел истории о современных Ромео и Джульетте в декорациях российских панелек

    Сиквел отечественной подростковой сoming-of-age-комедии режиссера Андрея Зайцева («Блокадный дневник»). К своим ролям вернутся Глеб Калюжный и Ульяна Васькович, для которых картина Зайцева открыла двери в мир кино. В продолжении мелодрамы речь пойдет о повзрослевшем Леше (Калюжный), когда-то влюбившемся в Вику (Васькович). Оригинальная картина в 2020 году набрала на YouTube более 100 млн просмотров, что и повлияло на решение Андрея Зайцева снять сиквел.

  • Сергей Безруков и Сергей Кемпо против Третьего рейха на процессе века

    Снятая на основе романа «На веки вечные» историка и юриста Александра Звягинцева драма режиссера Николая Лебедева, рассказывающая о Нюрнбергском процессе — суде над обвиняемой в беспрецедентных военных преступлениях правящей элитой Третьего рейха.
    Режиссер Николай Лебедев определяет жанр картины как детективно-шпионский триллер. Из всего сюжета выхвачен отдельно прошедший всю Вторую мировую войну Игорь Волгин (Сергей Кемпо), которому в составе советской делегации предстоит быть переводчиком на процессе. Также в фильме сыграли Сергей Безруков, Евгений Миронов, Игорь Петренко и Вольфганг Черни. Специально для съемок в одном из павильонов «Мосфильма» была возведена точная копия зала №600, где проходили заседания Международного военного трибунала в 1945–1946 годах.

  • Александр Горчилин становится клипмейкером в России 1990-х

    Григорий Константинопольский («8 1/2 долларов, «Русский бес») ностальгирует по 1990-м в новой полуавтобиографической работе, ведь он сам когда-то снимал музыкальные клипы для «Машины времени», Аллы Пугачевой и других звезд российской поп-музыки. Структурно картина состоит из четырех больших новелл, связанных между собой сквозным героем — московским клипмейкером Гришей Византийским (тонко!), которого сыграл Александр Горчилин. Начинающий режиссер будет строить карьеру в эпоху лихих девяностых и участвовать в авантюрах своих друзей: клипмейкера Васи Кополла (Александр Кузнецов), сценаристки Тони Водкиной (Мария Шалаева), Армена Петросяна (Арам Вардеванян) и бандита по кличке Бобер (Владимир Епифанцев). Кроме того, в фильме Константинопольского снялись Николай Фоменко, Александр Молочников, Риналь Мухаметов, Игорь Верник и Роза Хайруллина.

  • Первый игровой фильм о Чебурашке

    Совместный проект студии Yellow, Black and White и «Союзмультфильма»: live-action-версия истории знаменитого анимационного героя, созданного Эдуардом Успенским. По сюжету Чебурашка попадает в маленький городок у моря, где встречает Гену, мальчика, который не умеет говорить, странную женщину, которая хочет купить его для своей внучки, и многих других уже знакомых персонажей. Таким образом, режиссер фильма Дмитрий Дьяченко (трилогия «Последний богатырь») отвечает на волнующий вопрос: что, если Чебурашка существует на самом деле? Роль добродушного садовника Геннадия исполнил Сергей Гармаш, а мимику и голос большеухому Чебурашке, созданному с помощью CGI, подарила Ольга Кузьмина («Кухня»).

Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
25 российских фильмов и сериалов, которые покажут на фестивале «Кинотавр-2021»
25
российских фильмов и сериалов, которые покажут на фестивале «Кинотавр-2021»
25 российских фильмов и сериалов, которые покажут на фестивале «Кинотавр-2021»
«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника
«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника
«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника
Лучшие российские авторские фильмы 2021 года
Лучшие российские авторские фильмы 2021 года
Лучшие российские авторские фильмы 2021 года
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость