«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника

24 сентября 2021
Евгений Ткачёв
24 сентября 2021
В Сочи завершается фестиваль «Кинотавр», а «Афиша» рассказывает про один из главных фильмов этого смотра — удивительный (почти что) боевик Алексея Чупова и Натальи Меркуловой про Союз 1930-х годов и решившего покаяться за страшные грехи сотрудника НКВД.
  • Как клип Shortparis «Говорит Москва», только идущий два часа

    Два наблюдения по поводу 32-го «Кинотавра». Первое: по ощущениям актер Юрий Борисов снялся во всех фильмах фестиваля. На самом деле только в пяти, но вообще, это очень удачный год для артиста, ведь с ним на фестивале в Каннах были «Петровы в гриппе» и «Купе номер шесть», в Локарно — «Герда», а в Венеции — «Капитан Волконогов бежал». Второе: над этим «Кинотавром» незримо витает дух создателей фильма «Брат» — режиссера Алексея Балабанова и актера Сергея Бодрова-младшего. Судите сами: на открытии про этих легендарных кинематографистов был показан док «Нас других не будет», в новом фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз» снялась дочь Бодрова — Ольга, художником-постановщиком картины «Ничья» выступил сын Балабанова — Петр, в полнометражном и короткометражном конкурсе были фильмы («Общага» и «Степка»), сделанные под сильным влиянием «Груза 200», а художником по костюмам «Капитана Волконогова» стала Надежда Васильева — вдова Балабанова.

    Собственно, одежда в фильме Меркуловой и Чупова («Интимные места», «Человек, который удивил всех», «Колл-центр») — отдельная песня. Все энкавэдэшники как на подбор одеты в красные костюмы и штаны с лампасами, которые реальные сталинские силовики, конечно же, не носили. И вообще, несмотря на то что действие картины происходит в страшном 1938 году, это какой-то альтернативный Советский Союз с Ленинградом, разрисованным граффити с картинами Малевича, Филонова и Петрова-Водкина, и летающими по небу дирижаблями. По сюжету в рядах энкавэдэшников начинаются чистки. Первым из окна вылетает майор Гвоздев (неожиданно инфернальный Александр Яценко): его то ли выбросили, то ли он выбросился сам. Затем в кабинет к начальству начинают вызывать других сотрудников — разумеется, на расстрел. В этой ситуации только капитан Волконогов (Юрий Борисов) чувствует, что запахло жареным, и потому пускается в бега. На его поиски отправляется харкающий кровью майор Головня (не менее инфернальный Тимофей Трибунцев), но Волконогов оказывается проворным малым и уходит от погони. А затем к нему приходит призрак убитого сослуживца Малека (Николай Кукушкин), говорящий, что если капитан не добьется прощения хотя бы у одной из своих жертв, то отправится в ад. Вооружившись списком адресов, Волконогов отправляется к родственникам несчастных, чтобы вымолить прощение, но сделать это оказывается ой как непросто.

    Новый фильм Меркуловой и Чупова — кино совершенно незаурядное, к тому же содержащее вечно актуальный месседж, посвященный полицейскому беспределу и произволу высших эшелонов власти. В 2013 году на том же «Кинотавре» режиссер Юрий Быков представил своего «Майора», явно вдохновленного кейсом майора Евсюкова, но Меркулова и Чупов копают глубже, во времена сталинских репрессий, когда началось расчеловечивание целого народа («Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?»). А еще они на нехитрый концепт (упырь-энкавэдэшник, ища прощения, начинает понимать объемы зла, которое он сотворил) надевают очень нарядную форму. На что это похоже? На клипы группы Shortparis, а конкретно — на «Говорит Москва», даром что в конце ленты звучит кавер коллектива на песню «Полюшко-поле». В фильме остро чувствуется влияние русского авангарда — быть может, нашего главного художественного подарка миру. При этом не стоит ждать от картины психологического реализма. Это очень концептуальное искусство с умозрительной конструкцией и героями-функциями. Это не люди, а дель-артовские маски.

    Вообще, для кого-то внешняя сторона картины может стать настоящей проблемой. Фильм выглядит настолько стильно, что можно даже подумать, будто Меркулова и Чупов эстетизируют пытки, но, разумеется, это не так. «Капитан Волконогов» — не зрительская версия «Дау», а жанровое кино, которое в развлекательной форме (по темпоритму это почти что боевик) рассказывает о том, что главный герой тогда добьется прощения, когда поймет, что жертв больше, чем имен в его папке. И что ад это мы сами. Единственный минус картины — зашкаливающий пафос некоторых сцен (особенно финальной). Уже по предыдущим работам Меркуловой и Чупова было видно, что им иногда отказывает чувство меры: например, лихо начавшись, сериал «Колл-центр» затем выродился в какой-то несусветный треш. С «Капитаном Волкогоновым» этого, к счастью, не происходит: форма тут в основном дружит с содержанием. Ну и в целом это самая зрелая работа режиссерского дуэта, которая неспроста на «Кинотавре» удостоилась продолжительных зрительских оваций на заключительных титрах.

«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника
«Кинотавр-2021»: «Капитан Волконогов бежал» — эстетский экшен про беглого энкавэдэшника
24 сентября 2021
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
19 октября 2021
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Вторжение», «Корпорация “Заговор”»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Вторжение», «Корпорация “Заговор”»
19 октября 2021
Концерты недели в Москве: Tale of Us, Solomun и «Всадники ЖКХ»
Концерты недели в Москве: Tale of Us, Solomun и «Всадники ЖКХ»
19 октября 2021