Драматический |
18+ |
Максим Диденко |
2 часа |
Трясущийся всем телом Святой Себастьян трагически измазывает себя красной краской. Смуглый Иисус Христос превращается в коня. Группа молодых людей раздевается и, прикрывая гениталии ладошкой, принимается кричать и прыгать. Звучат строки из рассказов Бабеля об ужасах гражданской войны поверх громкой эклектичной музыки, мельтешит луч стробоскопа. Интересно вглядываться в лица, одно из которых разукрашено голубым и желтым.
Есть такой феномен — брусникинцы. Это двадцать три студента Мастерской Дмитрия Брусникина из Школы-студии МХАТ, которые уже играют вербатимы в «Практике», пьесы Курочкина в «Театр.doc», променады в Боярских палатах, перформансы в музеях и на уличных фестивалях. У них уже есть свой продюсерский штаб, своя армия поклонников и награды фестивалей; протежирует молодую команду, которой еще год учиться, лидер Le Cirque De Charles La Tannes Юрий Квятковский.
По сути, каждая новая работа курса — выполнение задания согласно учебному плану. Зачет по наблюдению вырос в документальный хит о жителях Москвы «Это тоже я»; экзамен по русской классике — «Бесы» в сводчатых залах Боярских палат; «Выключатель» в «Театр.doc» — работа с современным текстом. А «Конармия» — уже дипломная работа, то есть демонстрация приобретенных за годы обучения навыков: вокала, сценического движения, речи и т.д.
Действительно, в новом спектакле студенты поют, синхронно двигаются, неправдоподобно изгибаются и неистово играют на музыкальных инструментах. По ученическим меркам они, конечно, уже давно превосходят все прочие выпускные команды театральных вузов, как будто следуя проложенной до них «Седьмой студией» тропой. Но почти уже культовых «Отморозков» мы же судим по гамбургскому счету. Так что речь, конечно, не о студенческой работе, но об одном из самых многообещающих событий сезона.
В поисках своего Я этот феномен переходит из одних заботливых режиссерских рук в другие, и на вопрос «Почему Бабель, Библия и конвульсии?» ответ простой: потому что режиссер — Максим Диденко. Один из главных героев петербургской волны альтернативного театра, прошедший через опыты Антона Адасинского в театре Derevo и много сотрудничающий с АХЕ, нашел он себя в причудливом синтезе эстетик Пролеткульта и саундрамы — примерами могут служить плакатно-хулиганский «Ленька Пантелеев» в ТЮЗе им. Брянцева и немой, дерганый «Пассажир» (оба приезжали весной на «Золотую маску»).
В прошлом году Диденко на пару с Квятковским сочинили «Второе видение», спектакль-экскурсию по ожившим полотнам Ларионова и Гончаровой, где темные залы один за другим заполняются хоровым пением трудящихся, ползают причудливые человекообразные существа, уморительно сражаются краснеющие усатые силачи, а роль гида по выставке исполняет удивительно похожий на Курехина Василий Михайлов. В «Конармии» роли распределились похожим образом: интеллигента-рассказчика играет тот же Курехин, остальные — статисты и многоликая и фактурная, максимально слаженная биомеханическая масса революции, в которой нашлось место и усачам, и охающим крестьянкам. И снова ожившие картины — на этот раз не авангард, а Возрождение. Только если в первом случае монументальный пафос всегда оставлял иронический люфт, «Конармия» лишена иронии напрочь. И это, в общем, беда.
На голубом глазу изображать красной тряпочкой кровь; многозначительно являть на сцене распятие, подразумевая распятие; называть проверенную временем саундраму величественным словосочетанием «балет-оратория» — вы что, шутите? Павел Семченко вместо художественного решения пространства придумал поместить на сцену стулья и столы. Поскольку спектакль про войну, художник по свету Антон Астахов не поскупился на красные фильтры. У каждого артиста на щеке микрофон, чтобы перекричать фонограмму. Гигантские проекции букв, периодически торжественно сообщающие о месте действия. Словом, добро пожаловать в новаторский театр 1990-х.
Конечно, в спектакле есть мощные мизансцены — кровавые образы азартного самоистребления человечества (главная сцена внезапно передает зловещий привет Матиссу). В этих мизансценах суть зрелища, слова которому только мешают. Ведь как бы громко ни кричали текст артисты, рассказы Бабеля вряд ли составят конкуренцию новостной ленте с каким-нибудь наболевшим тегом.
Главное — досадно. Досадно, что в РАМТе тем временем показывают безукоризненный спектакль для 50 артистов «Нюрнберг» — про плохих немцев и коварных американцев. Грамотный свет, актерская грация, филигранно решенные массовые сцены, исторические костюмы с иголочки. А тут — здравая попытка переосмысления собственной истории, просеянная через решето компромиссов, на выходе оказывается не более чем талантливым студенческим спектаклем.
КОНАРМИЯ ТРАВИТ БАБЕЛЯ И МЕНЯЕТ ЛОШАДЕЙ
Просмотр от 25.02.2018
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ.
Они поют, поют про мак, про ветер, про гречиху. Они поют и их звонкие, пронзительные, чуть срывающиеся голоса, многократно усиленные динамиками, заливают все пространство зрительного зала, резонируя под ложечкой у зрителя! А дальше будут: и физические перетаскивания грубо сколоченных столов и венских стульев, и бесконечная игра с красными краской и тканью, превращая их - то в кровь, то в саван, то в символ надежды, с белым тальком, пушащимся в свете софитов, словно пыль под копытами лошади. Будут и разрывающие горло тексты, и молодецкие пробежки обнаженных мужских тел по авансцене, и древко в горле, и пластиковая бутылка между ног, наполненная водой, с отвинченной крышкой.
Но сейчас, они поют, поют срывающимися голосами гимны этой жизни – такой желанной и такой беспощадной.
ЧТО ЭТО БЫЛО.
«Конармия», по произведениям Исаака Бабеля, изначально поставлена какстуденческий спектакль в 2014 г. Вот уже 2 года ее играют на площадке центра им. Мейерхольда, открывающего двери всему новому и актуальному.
«И стали мы жить с Настей, как умели, а уметь мы умели. Всю ночь нам жарко было, зимой нам жарко было, всю долгую ночь мы голые ходили и шкуру друг с дружки обрывали».
КТО ЭТО ПРИДУМАЛ.
Режиссер, хореограф, педагог Максим Диденко, совместно со студентами Школы-студии МХАТ.
«Поповская, заседательская ординарнейшая бричка по капризу гражданской распри вошла в случай, сделалась грозным и подвижным боевым средством, создала новую стратегию и новую тактику, исказила привычное лицо войны, родила героев и гениев от тачанки».
КТО ЭТИ ЛЮДИ.
Их 17, молодые, но уже известные, получившие определение «феномена» театральной Москвы, выпускники школы-студии МХАТ, мастерской профессора Д.В. Брусникина – «брусникинцы». Они же и явились соавторами постановки, основанной на студенческих этюдах к главам «Конармии».
«Головной эскадрон лениво запевал похабные куплеты. В хвосте пыхтели усталые оркестры».
ЧЕГО ОНИ ХОТЕЛИ.
Безусловно, эмоциональной основой постановки стала рефлексия на тему межгосударственных конфликтов и межнациональной ненависти в современном мире. Передача этих ощущений через показ страданий и ужасов войны есть ведущий лейтмотив данного синтетического театрально-хореографического перформанса.
«Я зажег фонарик, обернулся и увидел на земле труп поляка, залитый моей мочой. Она выливалась у него изо рта, брызгала между зубов и стояла в пустых глазницах».
НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ.
Родившееся из этюдных зарисовок и включающее в себя физический театр, элементы хореографии, клоунады, скоморошества, декламирования текста и пение - это действие, за годы своего существования, приобрело множество определений: плач, балет-оратория.
Еще, это как-то,удивительным образом похоже на эстетику пропагандистских театрально – музыкально – литературных композиций 70-80 гг. ХХ в., переосмысленных на современном уровне. Энергия надрыва и быстрота действия этой эстетики, к сожалению, разрушают всю поэтичность произведения самого Бабеля. Взяв «Конармию» как основу сюжетно-бессюжетной линии, сам Бабель создателями был «отправлен в расход».
Лиричность, бытовая простота, небрежность к жизни в гражданской войне, в которой по-еврейски есть только жизнь, здесь и сейчас, а больше нигде жизни нет, порождающие леденящий страх перед обыденностью смерти, заменены душераздирающими криками и стонами молодых дочерей, потерявших своих отцов и сыновей, отправивших в расход «своих».
«И, товарищ, – от этих дел я как-то желаю повеситься».
КОМУ ЭТО НУЖНО.
Молодым любителям театра, разрушителям театральных традиций, да и апологетам традиционных решений, посмотреть его было бы неплохо. Оратория получилась яркой, заводной, гротесково-театральной.
«– Кушай, – сказал он мне, – кушай, пожалуйста. Я принял милостыню от Грищука и съел его яблоко».
И все же, как они поют!
Клим Галёров
Максим Диденко нашел способ привлечь внимание к темным сторонам российской истории в условиях тотальной адаптации к насилию.
Над сценой надпись огромными неоновыми буквами: «Кладбище в Козине». На сцене семнадцать юношей и девушек безмолвно и неподвижно сидят за длинным столом. Потом кричат так, что закладывает уши. Взвиваются через минуту и, будто в замедленной съемке, с нечеловеческими усилиями и мукой на лицах, таскают по сцене столы и стулья, выстраивая из них причудливые декорации. В этот момент кажется, будто это не отдельные люди, а антропоморфное нечто ритмично содрогается в конвульсиях под жуткую музыку. Очередная трансформация, и вот уже бойцы конной армии дословно поют текст Исаака Бабеля: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря…». Так начинается балет-оратория «Конармия», поставленная Максимом Диденко в театре имени Мейерхольда с актерами мастерской Дмитрия Брусникина.
Режиссер не первый раз обращается к 20-м годам прошлого века. Сначала был мюзикл «Ленька Пантелеев», получивший несколько номинаций на «Золотую маску», затем «Второе видение» ─ перформативный альманах по картинам художников-авангардистов того времени. Диденко интересен период революции и последующие десять лет. По его словам, с одной стороны это «тектонический сдвиг» истории, с другой, накопленное в этот период культурное наследие было аннулировано репрессиями и второй мировой войной. «Мне очень интересно наладить с этим временем связь», ─ говорит Диденко.
Действие «Конармии» происходит во время Советско-польской войны в 1920 году. Первая Красная Армия под командованием Семена Буденного движется по России в сторону Польши, чтобы захватить Варшаву.
В подходе к повествованию сохранен мозаичный стиль Бабеля. Спектакль пульсирует отдельными, не связанными линейным сюжетом, эпизодами.Режиссер, будто Джексон Поллок нашего времени, хаотично разбрызгивает кровавые сцены по полотну спектакля. Герои и место действия меняются стремительно и непредсказуемо. Аскетичные декорации Павла Семченко, состоящие только из массивных деревянных столов и стульев, помогают в этом. Они превращаются то в кровать, то в закрытые ворота, то в распятие, то в братскую могилу. Коктейль событий дополняется смесью жанров, культур и ритуалов разных народов. Еврейские ритуальные танцы перемежаются военными маршами, актеры поют то на манер украинских народных песен, то превращаются в католический хор, то исполняют рэп. Обрамляет спектакль жутковатая электронная музыка Ивана Кушнира, написанная специально для «Конармии».
Сшивается происходящее на сцене невыносимой атмосферой. Опьянение безнаказанностью соседствует со страхом и безумием. Фанатичная вера в революцию ─ с растерянностью от того, что старые ориентиры потеряны, а новые призрачны. «Хорошие дела делает хороший человек. Революция ─ это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди. Но поляки тоже злые люди. Кто же скажет Гедали, где революция и где контрреволюция?», ─ вопрошает один из героев спектакля.
Особого внимания заслуживает визуальный язык спектакля. Диденко щедро использует метафоры и аллюзии, расширяя оригинальный текст Бабеля и, возможно, выражая свое понимание того времени. Красноармейцы под звуки дудочки юродивого превращаются в баранов, и пастырь им теперь революция. Христос перевоплощается в коня, потому что для бойца на войне он и есть спаситель, от которого зависит жизнь и смерть. Женский крик затыкается древком от красного знамени. Умерших забирает женщина в красном ─ Богородица и революция в одном лице.
Но режиссер не просто эффектно пересказывает Бабеля, упражняясь в оттачивании своего визуального языка. В одном из интервью Максим Диденко сказал: «Одна из важнейших задач театра и вообще искусства – сознательно освещать тёмные углы нашей памяти». В «Конармии» он не забывает об этой миссии и показывает то, что Бабель оставлял за кадром, отстраненно и без эмоций описывая зверства красноармейцев.
«Потом в комнату вошли казаки. Они захохотали, схватили Сашку за руку и кинули с размаху на гору материй и книг», ─ пишет Бабель. У Диденко этот эпизод превращается в сцену группового изнасилования. «И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики», ─ так Бабель описывает убийство контрабандистки, пытавшуюся провезти в поезде соль. В спектакле зрителям показывают долгую агонию выброшенной из поезда, а потом застреленной женщины под песню «Убей ее из винта». Подобными приемами режиссер побуждает зрителей, знакомых с первоисточником, обратить внимание на то, как незаметно для человека смещаются границы допустимого под воздействием адаптации к насилию.
При этом все ужасы войны в «Конармии» показаны символично. Убийство ─ это облачение в красную ткань, пулеметная очередь ─ удары мокрых простыней по полу, изнасилование ─ танец обнаженных казаков вокруг лежащей на столе девушки. Эти символы легко считываются зрителями и обостряют восприятие. Возможно, режиссер сделал это намеренно, зная, что реалистичное изображение насилия, которое каждый день можно увидеть по телевизору или в Интернете уже не трогает, а лишь способствует тому, что оно становится будничным, а не шокирующим.
После первого раза постановка понравилась, но особенных эмоций не вызвала.
Отличная сценография, работа с текстом, актеры, все хорошо, но "не радует".
Перечитал Конармию, сходил второй раз, и вот на второй раз зацепило уже полноценно.
Очень советую прочитать книгу, это именно тот случай когда знание материала помогает.
Особенно радует что в мастерской Брусникина так много хороших, подающих надежды молодых актеров, которым интересно и которые любят свою работу.
Конармия в Мейерхольда в рамках фестиваля НЕТ это видимо досадная случайность. Я видел студенческие спектакли до этого. Некоторые были даже очень удачными, например Машина в постановке Панкова в Гоголь-центре. Сегодня я пытался найти хоть что то хорошее все мучительные час 50, у меня не получилось. Перегруженный, некраси вый, сырее сырого спектакль с неумной работой режиссера, дурно спетый, дурно станцованный, дурно сыгранный. На сцене из 18 человек не оказалось ни одного, кого хотелось запомнить. Это было не просто плохо, это было очень очень плохо. Брусникинцы? Вы шутите? Кто эта безликая масса?
Максим Диденко и Иван Кушнир. В принципе на этом рецензию на любой спектакль можно и заканчивать. Ну что ещё нужно говорить? Этим сказано всё.
Это практически must have современного театра. Этот тандем всегда нов, дерзок и искромётен. Позади уже "Чёрный русский" и "Пастернак. Сестра моя жизнь" от этих гениальных ребят, а впереди ещё несмотренные "Хармс. Мыр" в ГЦ (стыдоба то какая) и "ЦИРК" в Театре Наций (но это скоро - билеты куплены).
Итак, КОНАРМИЯ. Одно то, что вообще-то в этот вечер, позднее, играли Ливерпуль - Спартак, уже было авантюрой. Два спектакля за вечер - это откровенно много и один из них был обречён на провал. Однако, бывают приятные исключения, как выяснилось. Бывают даже чудеса.
Вообще спектакль немало нашумевший. Если почитать прессу, даже провокационный. Но предлагаю забить на все сложившиеся об этой постановке штампы и просто погрузится в атмосферу… войны. Как написано выше, спектакль выстроен по мотивам рассказов Бабеля, которого я, разумеется, не читал… Что, разумеется, и не обязательно. Потому что это Максим Диденко и его прочтение.
Главная тема - это война. Война, как молох, который перемалывает всё человеческое в каждом. Война, как полное уничтожение любых принципов, догм и накопленных ценностей. Война, как освобождение зверя: и общего, и личного. Стираются любые границы, ломаются любые люди, обесценивается любая жизнь. И почти никакого текста, никакого прямого повествования. Тот текст, что есть, как правило, поётся или танцуется. И действительно, разве передать словами весь тотальный ужас войны, эту глобальную личностную деструкцию, происходящую вокруг. Поэтому основной приём - танец и музыка. И спектакль этот - не текст, не сюжет, не логика. Этот спектакль - чувство, ощущение, дрожь, трепет… мучительное осознание беспомощности перед страшным Зверем.
Очень уместно и своевременно вплетены в спектакль и библейские сюжеты. И они не противостоят войне, как ни странно. Где-то даже её оправдывают. Спаситель, который на войне конь. Вера, которая слепа. Страдание, которое необходимо. Нет противоречий. Война и тут - обычное дело. К ней привыкаешь. Она - часть человеческой природы.
В ролях заняты молодые, неизвестные широкому кругу, актёры. Выпускники мастерской Дмитрия Брусникина. "Брусникинцы" считаются авангардом сегодняшнего Театра. Ребята очень талантливые, открытые новому и уже прошедшие серьёзную школу Театра.doc и "Практики". Пётр Скворцов ("Ученик" из фильма Серебренникова), Василий Буткевич (из "Тряпичного союза"), Марина Васильева (Маша из "Нелюбви") создают прекрасные очень чувственные образы. Ещё одно доказательство, что смерть российской актёрской школы - это выдумка из разряда "при коммунистах такой херни не было".
18+. Да. И жёсткий. Не бескомпромиссный. Но жёсткий. Конечно, для счастливчиков, видевших "Машину Мюллер", это детский утренник. Но для большинства шоковые моменты неизбежны. Не стану повторяться и объяснять, почему всё это совершенно оправдано и даже продиктовано самой темой спектакля. В конце концов, каждый решает для себя сам, какие приёмы выбирать, чтобы раскрыть то, что хочется сказать. Максим выбрал такие приёмы. В моём случае они оказались эффективными (не путать с эффектными). Также каждый выбирает и формы донесения "информации" до себя. Кто-то читает в Вики статью "половое созревание", кто-то смотрит фильмы Валерии Гай Александровны Германики. Я лично меньше всего хотел бы, чтобы сцена группового изнасилования была явлена актёрами со всеми, вплоть до верхней, застёгнутыми пуговицами. Есть, конечно, и грань. Но я режиссёру доверяю в первую очередь, когда на спектакль иду. Максим моё доверие в очередной раз оправдал.
В общем, если вы чувствуете, что стали черствы, так сказать, не чутки к драмам, просто другим людям или событиям. Когда вас не торкает ни один фильм. Когда не выносит за пределы нашей галактики ни одна книга. Когда вы потеряли вкус к жизни, а так хочется опять его почувствовать - вам на этот спектакль.
И когда я шёл по ночной Москве. Спартак проиграл 0-7 (это был театр одного актёра)… Падал крупный снег и сразу таял. Казалось бы бесполезная нулевая работа небесной канцелярии. Но я понял. Весь этот вечер, все эти сегодняшние спектакли - они про обнуление. Такое полезное и такое необходимое порой каждому из нас.
Рекомендации:
1. Поклонниками современного театра, авторских прочтений и молодых актёров
2. Поклонникам музыки вообще и музыки Ивана Кушнира в частности. Я мало что смыслю в выстроенных и упорядоченных определённым образом звуках, у меня нет слуха, я отвратительно пою. Но. Всё, что я услышал от Вани - это шедеврально. И почему это не продаётся на дисках и в интернете, я категорически отказываюсь понимать.
3. Любителям пластики и танца. Как же круто всё выстроено в этом спектакле. Все сценические композиции продуманы и совершенны. Все на своих местах, каждое движение - высказывание. Очень круто!
4. Любителям повоевать на диване, "повторить" и доказать очень бы рекомендовал. Они б не поняли нихера, конечно, но "я хотя бы попытался" бы.
Не рекомендован:
1. Последовательным противникам голого тела на сцене. Я искренне понимаю их принципы, но искренне же не могу их разделить.
2. Это не классика, поэтому ценителям правильных "вишнёвых садов" точно не сюда.
3. Людям расчётливым, приверженцам незамутнённой логики и искателям причинно-следственных связей во всём. Эта постановка про ощущения. Результатом вашего похода на этот спек точно не будут прорывная идея, ценное знание или полезная информация.
#ЗИМНИЙ_МАРАФОН #центрмейерхольда #спектакль #театр #диденко #конармия #кушнир #война #обнуление #прикоммунистахтакойхернинебыло