Сторителлинг по сюжетам античных трагедий

Семеро артистов бодро и доступно, а также с чувством и без драматического напряжения, пересказывают своими словами два античных мифа: о царе Эдипе и царевне Медее. Первый, как известно, убил отца и женился на матери, слишком поздно поняв, что к чему. А Медея убила обоих своих детей из ревности к мужу. «Греки. Эдип. Медея» — третий и заключительный спектакль проекта «Истории Европы» (после «Истории о Зигфриде и Брунгильде» и «Спасти Британию!»). Режиссер — резидент Центра им. Мейерхольда с дипломом историка Ксения Зорина.

Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Греки. Эдип. Медея»

Фото Елена Беленькая
Фото Елена Беленькая
отзывы: 17
оценки: 16
рейтинг: 2
10
Греки о которых рассказывают истории, или «Какая чудная игра»!

Дело было в самые что ни на есть древнегреческие времена.
Жил-был царь. Звали его Лай. Судя по имеющимся сведениям, был он человеком неприятным, если не сказать плохим. И правил он семивратными Фивами (древнейшим городом Эллады, между прочим).
Когда у Лая и жены его, Иокасты, родился сын, царь велел проткнуть младенцу ноги. Зачем понадобилась такая немотивированная жестокость, сказать сложно, ведь потом ребенка нужно было отнести в лес и убить.
[От себя: О, безымянные рабы (слуги, девки-чернавки и пр.), что бы мы читали, если бы вы всегда выполняли такие поручения?]
Раб ребенка не убил. Он отнес младенца в Коринф, к царю Полибу и жене его Меропе. Они, недавно потерявшие собственного сына, нарекли мальчика Эдипом (что значит «пухлоногий», с распухшими ногами) и вырастили как родного.
Эдип вырос умным и красивым. Правда, ноги у него болели, поэтому ходил с посохом. Отправился он в Дельфы, к оракулу, чтобы тот помог ему как-то определиться с дальнейшей жизнью. Помог... Такое предсказал, что юноша отправился по направлению «куда глаза глядят». Глаза глядели в направлении Фив.
На распутье трех дорог Эдип поспорил с каким-то знатным путником и его слугами (вопрос о приоритетном праве прохода/проезда и сейчас стоит весьма остро). Ну... слово за слово... Эдип своим посохом убил всех, кроме одного слуги, который успел сбежать (и это важно).
[Опять от себя: Если бы Лай был вежливее, они с Эдипом спокойно разошлись бы в разные стороны. И если бы Лай не проткнул Эдипу ноги, у того не было бы с собой орудия убийства, т.е. посоха. Эдип не знал Лая, вообще, еще многие и многие годы даже не догадывался, кого убил]
Эдип явился в Фивы и спас их от Сфинкса, чудовища, которое истребляло жителей города. Благодарные фиванцы избрали молодого человека своим царем. А чтобы его власть была легитимной, Эдипа женили на недавно овдовевшей царице Иокасте.
Жили они долго и, по всей видимости, счастливо, потому что родилось у них четверо детей. Мальчики Этеокл и Полиник, девочки Антигона и Исмена.
[Эдип не знал, что Иокаста – его мать, Иокаста не могла узнать в нем давно утраченного сына. И Фрейд с его комплексами вообще ни при чем! ]
А потом хорошая жизнь закончилась, и наступил кромешный ужас...
Продолжение этой истории, а так же все о Медее, женщине, которая убила своих детей (а так же убила и расчленила собственного брата, но это к слову), вы узнаете, если посетите спектакль «Греки. Эдип. Медея».
Да, вот так подробно, с именами, уточнениями (возможно, было так, но говорят, что могло быть и эдак) и комментариями вам поведают эту и другие истории «Спектакли Ксении Зориной». И, думаю, вам это понравится! Потому что магия всех этих таинственных имен, ритм повествования, напоминающий прибой на Эгейском море, сами истории, страшные и прекрасные, вскоре заставят вас забыть о том, что перед вами пустая сцена (нет даже намека на декорации), а на ней люди в джинсах и прочей современной одежде... И вместо корон у них трикотажные шапочки. Но вам это будет совершенно безразлично, потому что надо услышать, прочувствовать, понять и наконец разобраться: кто же виноват? Чье преступление и за что наказание мы расследуем?
Все происходящее называется сторителлинг, т.е. рассказывание историй. И мы, каждый из нас, в принципе знакомы с этим жанром. Потому что это то, что делает (должен делать) хороший школьный учитель (особенно на уроках истории и литературы), если хочет, чтобы его услышали и поняли. Но вот так, в театральном пространстве, сторителлинг возник сравнительно недавно, прижился, расцвел, дал плоды. Думаю, перспективы еще более радужны, особенно при наличии таких талантливых людей, как Ксения Зорина и ее актеры.
А виноваты не Эдип, и даже не Лай с Иокастой (хотя мы все помним слова одного героя совершенно другой истории о том, что наказания без вины не бывает). Виноваты боги, потому что они играют с людьми, сплетая и разрывая нити их судеб. Это вам любой древний грек скажет.

Я очень благодарна театру Ксении Зориной за цикл «Истории Европы»: «Греки. Эдип. Медея» - думаю, понятно почему, «История о Зигфриде и Брунгильде» - с этого спектакля началось мое знакомство со сторителлингом и любовь к этому жанру (по секрету скажу, что эта часть еще сильнее греческой, все же смерть во имя большой любви...), «Спасти Британию! История про Мерлина, короля Артура и рыцарей Круглого Стола» - не видела еще, но планирую.

#moskvalublu, #moskva_lublu

Благодарю за приглашение «Спектакли Ксении Зориной» и СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu: https://moskva-lublu.livejournal.com/ !
Сайт «Спектакли Ксении Зориной»: http://www.zorina.theater/ , группы театра в соцсетях: в Фейсбуке: https://www.facebook.com/zorinatheater/ , Вконтакте: https://vk.com/zorinatheater

2
0
...
7 марта 2019
Фото Анастасия Кружево
Фото Анастасия Кружево
отзывы: 23
оценки: 23
рейтинг: 5
9
Это совсем не так, как если бы читал книгу.

Искусство рассказывать историю в постановке Ксении Зориной меня не перестает привлекать и приятно удивлять. Это мой второй спектакль из цикла "История Европы". Здесь больше игры актеров, хотя, конечно, главным является рассказ, история. Мы все читали Легенды и мифы Древней Греции в школе, это было давно... Очень давно, но на сцене рассказ, что как будто здесь и сейчас. Две истории, про судьбу и месть, про обычных людей и Богов, про подвиг и убийство. "Причем тут Медея?" Смотреть или слушать надо, жанр StoryTelling способствует развитию воображения, дает повод задуматься о том, что казалось давно известно.

2
0
...
6 марта 2019
Фото Елена Соколова
Фото Елена Соколова
отзывы: 34
оценки: 36
рейтинг: 13
10
Спасибо за героический спектакль о героях

Помните, как в школе мы все изучали мифы и легенды Древней Греции? Мальчики представляли себя могучими Зевсами, девочки - прекрасными Афродитами, и все мы жили в далекой и жаркой Греции у прекрасного моря. Мы побеждали драконов, выходили замуж за настоящих героев и получали царство в придачу. Благодаря этим мифам мы остаемся героями и во взрослой жизни. Об этом, давно забытом, но все еще актуальном, напомнил спектакль "Греки.Эдип. Медея" в театре Ксении Зориной.

Спектакль "Греки.Эдип. Медея" в театре Ксении Зориной - это несколько историй из цикла «Истории Европы», сочиненных артистами и режиссером по мотивам греческих мифов. Это история о человеке, который убил своего отца и женился на собственной матери, и история о женщине, которая убила своих детей, и история человека в одной сандалии.

Истории древние, а постановка новая. Этот спектакль - пример того, что современный театр не стоит на месте. Здесь зритель открывает для себя формат "сторителлинг": 7 актеров один за другим рассказывают свою мини-историю. Герои появляются в образах богов и одновременно простых смертных, они то играют, то становятся зрителями. Когда теряешь нить рассказанного, они начинают обсуждать произошедшее и напоминают основные моменты.

Спектакль захватывает внимание с первой секунды и держит его на протяжении всего действия в течение часа, вызывая симпатию к героям и, через симпатию, доносит до аудитории актуальность характеров, типажей, конфликтов.

Герои живут! Они любят всем сердцем и крепко дружат, отважно дерутся и вдохновляют других. И ты влюбляешься в них с первого взгляда и уходишь вдохновленный и окрыленный.

2
0
...
5 марта 2019
Фото Мария Н.
Фото Мария Н.
отзывы: 28
оценки: 30
рейтинг: 16
9

После замечательного спектакля "Колбаса/Фрагменты" очень хотелось вернуться на "Спектакли Ксении Зориной". Особенно интересовали "Истории Европы" - три спектакля в жанре сторителлинг по европейским мифам и легендам.
И вот я на "Греках"! И подвальчик "Площадки на Цветном" превращается в Древнюю Грецию, которая то ли там, далеко и давно, когда ещё не родились прадедушки наших дедушек, то ли здесь и сейчас...
Из грима - жженая пробка, из реквизита - палка и элементы костюмов (кепка, шапки и шарфы), декораций и вовсе никаких; по времени - всего час, по содержанию - пара мифов, рассказанных своими словами...
Но какое же это искреннее и живое! Сперва - просто увлекательный рассказ о древнегреческих богах и царях (а в Древней Греции как? кто кепку, то есть корону, надел, тот и царь). И выглядит-то он скорее как забавная игра в древних греков, и актёры больше дурачатся, чем играют. Но постепенно...
Темы-то вечные. Власть, любовь, предательство, смерть. Амбиции, месть, судьба - и вечная человеческая борьба с ней.
И Древняя Греция становится всё ближе, а актёры из рассказчиков превращаются в персонажей. Ясон, Медея, мстительная Гера...
И вечный вопрос - а как всё было на самом деле?
Тебе просто. Рассказывают. Историю. О древних греках и их странных представлениях о мире. Так кажется изначально.
В какой момент этот рассказ превращается в историю о тебе?
А в какой - вырывается из рамок законов древнегреческих мифов?
Человек всегда борется с судьбой, даже когда это невозможно. И в конце концов побеждает - пусть это горькая, страшная пиррова победа.
И история Медеи превращается в победу человека над богами. Победу, к которой остаётся очень много вопросов - но победу.
А история Ясона становится историей человека, который ничего не совершил сам - и след его затерялся...
"Греки. Эдип. Медея" - спектакль, оставляющий зрителя наедине с огромным количеством вопросов. Вечных и сиюминутных. И не о богах и героях - а о себе.
И точно эстафетную палочку, отдают нам в финале кусочек жжёной пробки...

2
0
...
7 марта 2018
Фото Elena Shmyreva
Фото Elena Shmyreva
отзывы: 131
оценки: 131
рейтинг: 19
7

С жанром сторителлинга познакомилась впервые на представлении "Греки.Эдип.Медея" театра Спектакли Ксении Зориной. Без декораций, с минимумом дополнительного реквизита актерский коллектив рассказывает историю мифологических героев. Рядом с именами главных героев всплывает еще множество персонажей, поэтому семи человекам на сцене за глаза хватает ролей, а порой какие-то роли предлагается примерить и зрителям. Для меня в первые пять минут чувствовалась некая несыгранность и напряжение. Но, то ли актеры настроились на нужную волну, то ли я сама приняла правила игры, через десять минут от моего внутреннего вопроса "зачем я трачу время на очередную самодеятельность" не осталось и следа.
О чем спектакль? О том, что от судьбы не уйдешь (Во всяком случае, по греческим канонам именно так). О том, как великие герои растворялись в истории. О том, какие страсти кипели у престолов и какое отношение ко всему этому имели боги.
Надо сказать, что современные костюмы артистов значительно приблизили далеких персонажей к нашим дням.Ну, а сама история с потерянными младенцами, усыновлениями, случайными и умышленными убийствами, раскрытием родственных связей — отличная канва для какого-нибудь бразильского сериала. Меняй имена и экранизируй как современность.
И к вопросу об экранизации: понравилось построение сцен, "раскадровка". Раз — рассыпалось одно действие, два — и уже что-то иное. При отсутствии какого-либо технического музыкального сопровождения, сделать повествование гармоничным и связанным — отличная режиссерская работа.Вот и загадка Сфинкса разгадана, вот и Эдип узнал все, что ему следовало узнать... А Медея? да причем тут Медея? Нет, про нее забывать нельзя! Нельзя забывать про потомков бога Солнца. И чтобы вы знали, что происходит с забывающими и неуважающими, мой совет СХОДИТЬ. И театр "Спектакли Ксении Зориной" вам напомнит.

2
0
...
5 марта 2018