Спектакль

Спектакль Хармс. Мыр

Постановка Гоголь-центр

Выбор «Афиши»
4.6
© gogolcenter.com
1/8

Феерический бессюжетный мюзикл по Хармсу

Небольшой, но мощный оркестр строгими мелодиями и ритмами в духе «Авиа» раскочегаривает механическое безумство: артисты под толстым слоем грима швыряются репликами из рассказов и записных книжек Хармса. В конечном счете этот бессюжетный мюзикл Максима Диденко с артистами «Гоголь-центра» претендует на воплощение (буквально — от слова «плоть») вселенной уникального писателя, демиурга вывихнутой реальности.

Возраст16+
Продолжительность2 часа

Участники

  21

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

7Феерический бессюжетный мюзикл по Хармсу

Полгода назад петербуржец Максим Диденко («Барбузоны», «The Drystone», «АХЕ») попробовал поставить мюзикл — такой, чтоб новаторски и наповал. В качестве труппы выступила знаменитая, готовая на все «Мастерская Дмитрия Брусникина», а сюжетной основой стало бесстрашно избранное наследие Исаака Бабеля — так получилась помпезная и несуразная «Конармия» в Центре им. Мейерхольда. Без этого бедового опыта, по-видимому, не случилось бы последующего успеха в выбранном жанре. Заменив Бабеля Хармсом, учеников Брусникина (гениальных во всем, что касается правдоподобия) учениками Серебренникова (гениальных во всем остальном), фонограмму на оркестр, а повествовательность на выразительность, Диденко явил высший на данный момент образец собственного метода: психованный лирический мюзикл.

Обычно мюзиклы рассказывают максимально простую историю с помощью общепонятных песен — но опус Диденко на главной, только что отремонтированной сцене «Гоголь-центра» создан по принципу прямо противоположному. Небольшой, но мощный оркестр строгими мелодиями и ритмами в духе «Авиа» (саундтрек заслуживает места на полке аккурат рядом с «Жильцом вершин» Хвоста и «Ауцыона») раскочегаривает механическое безумство: артисты с толстым слоем грима расхаживают по стенам, поют на шарах, обливаются краской и швыряются репликами из рассказов и записных книжек Хармса, намеренно не связанных в какую бы то ни было историю. Пока центральный персонаж — пожилой и усталый, всезнающий и молчаливый профессор Трубочкин (Болсунов) в цилиндре — восседает где-то сверху, глядя за горизонт, по авансцене вышагивает сатанинского вида паренек (Мухаметов) в прозодежде и чеканит с горящими глазами: «Здыгр аппр устр устр! Я несу чужую руку!» Сменяет его китаянка (Гэ) в фольклорном одеянии — тоненьким голоском она принимается раскладывать на витиеватую пентатонику хармсовские анекдоты про Пушкина.

Как и композитор Иван Кушнир, заменяющий арт-роком пресловутую балканско-цирковую музыку (в традиции постановок Хармса есть и такой штамп), Диденко легко сворачивает с проторенных троп, ведущих прямиком к банальностям. Из наследия гения русского авангарда он раздает актерам фрагменты дневниковых записей, некоторые короткие рассказы и даже детские стихи, минуя при этом не только «Старуху», самый заигранный театрами текст, но и собственно главную обэриутскую пьесу «Елизавета Бам». А когда дело доходит до знакомых всем со школьных лет историй про Пушкина с Гоголем, Диденко выводит на сцену анти-рассказчика — необъяснимого персонажа из китайского традиционного театра, словно цитируя первые сценические опыты ОБЭРИУ, где непременно появлялись танцовщица-каучук или полицейский в костюме пожарного.

Но главная победа — в содержательной части. Дело в том, что чуть ли не каждый спектакль по обэриутам на российской сцене оборачивается если не унылым вечером кривляний, так постановкой про 1937 год. Даже Роберт Уилсон (эстетике которого подражает в этот раз художник Павел Семченко), ставя «Старуху» с Дефо и Барышниковым, не удержался и во всю сцену растянул в финале тюремное (последнее) фото Хармса. Диденко удалось сохранить грациозную дистанцию к обеим крайностям: его модель вмещает запросто и то и это без потерь и потолка. Режиссер уловил связь вселенной последних авангардистов с музыкальной фактурой пионеров Ленинградского рок-клуба, ровно как и с вывихнутым сарказмом «Монти Пайтона» — а это немало; куда больше, чем обнаружить Библию в Бабеле. Видимо, энергия этого открытия настолько ошарашила авторов, что они даже несколько оробели, получив на выходе скорее шероховатую колыбельную, нежели атомную бомбу. Хотя претендовали, кажется, на второе.

28 апреля 2015
3

Ура! Можно наконец поздравить Гоголь-центр с появлением в репертуаре по-настоящему плохого спектакля. И все благодаря непревзойденному таланту (разве что Мирзоев талантливее по этой части) Диденко испортить все даже там, где испортить казалось бы невозможно. А вот и нет, гению под силу абсолютно все. Браво!
(пояснение - все по частям и нормально, местами даже неплохо, а вместе не собирается ни в какое мало мальски приемлемое целое, про цельное даже и речи нет)

28 марта 2015
9

Абсурд. Смеялась как ребенок во время сцены перемещения молодых людей ожидающих прибытия Профессора на руках ногами вперед с высунутыми языками. Очень понравилась игра актеров задействованных в других постановках (и чья игра великолепна в других постановках!). Михаил Тройник ("Мертвые души", "Пастернак", "Ивонна" Театра Наций) в "Хармсе" великолепен. Герой Михаила - один из Главных Героев (Андрей Семенович Ракукин) чья сюжетная линия идет через всю постановку и развивается. Его оппонент Петр Павлович Пакин в исполнении Риналя Мухаметова ("Арлекин") - великолепен. Плохиш, строящий козни герою Михаила. Поцелуи (особенно Редактора - Ильи Ромашко) и раскрепощенные сумасшедшие танцы художника Тутина в исполнении Александра Горчилина ("(М)ученик") - великолепны. Отсылка режиссера к злободневным вопросам. Курьер в исполнении Георгия Кудренко ("Мандельштам", "Пастренак") заряжающе танцует - также раскрепощенно и зажигательно как танцы Александра Горчилина. Понравилось как сыгран монолог Корректора о женщинах в исполнении Игоря Бычкова - как он правдиво падал в обморок. Филипп Авдеев ("Обыкновенная история", "Мандельштам") также великолепен в роли Топографа Петрова в группе молодых людей ожидающих встречи с Профессором и зажигательно танцует в образе Милиционера. Я сначала пыталась понять что происходит на сцене, найти "драму", а потом во время передвижения актеров на руках ногами вперед с высунутыми языками рассмеялась, расслабилась и прониклась режиссерским видением - на эмоциональном уровне. Поют, голоса великолепны, чистые, приятные. Живая музыка.

29 марта 2017
9

Это самая настоящая крутизна! Абсолютно мульти жанровая, очень многослойная постановка. Так обработать тексты Хармса – это дорогого стоит! Гениальная идея положить его стихи на музыку. И на какую музыку! Музыкальные номера один лучше другого. Из большого отряда исполнителей даже невозможно кого-то выделить. Сегодня был всего лишь третий официальный показ, а уже всё функционирует, как хорошо отлаженная машина: цирк, эстрада, драма, комедия, клоунада, акробатика, абсурд, всё смешивается в безумном калейдоскопе. Ехать смотреть обязательно! Не пожалейте 1ч.45м. своего времени.

30 марта 2015
9

Добро пожаловать в мир абсурда! Очень понравилось, хотелось разглядывать мимику актеров на каком-нибудь экране доролнительно))
Ярко! Небанально! Незабываемо!

6 февраля 2018
7

Хармс это совсем не моё. Однако спектакль смотреть было очень любопытно, не скучно и не утомительно. Режиссёр демонстрировал разнообразие выразительных средств, а актёры Гоголь-центра как обычно все необычайно хороши.

6 октября 2015
Все отзывы
5 спектаклей Москвы и Петербурга по произведениям Даниила Хармса
5
спектаклей Москвы и Петербурга по произведениям Даниила Хармса
5 спектаклей Москвы и Петербурга по произведениям Даниила Хармса
8 весёлых спектаклей, вообще не имеющих отношения к российскому образованию
8
весёлых спектаклей, вообще не имеющих отношения к российскому образованию
8 весёлых спектаклей, вообще не имеющих отношения к российскому образованию
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7
спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами
8 спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
8
спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
8 спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость