Москва

Биография режиссера
Стэнли Кубрик

Stanley Kubrick

Холодный формалист, социальный пессимист, мрачный сатирик и один из величайших режиссеров на свете

Нью-йоркский еврей, затем перебравшийся в Великобританию — и оставивший глубокий след в мировом кинематографе. Еще в школе увлекся фотографией и, в конце концов, стал штатным фотографом журнала Look. Но настоящей страстью Кубрика было кино. Он начал снимать в 23 года, а на его визуальный стиль особенно повлиял Макс Офюльс. Самобытность Кубрика, пожалуй, заключается в том, что он, как и Бергман, всегда был режиссером-одиночкой: его нельзя отнести ни к классикам авторского кино, ни к нью-йоркским телевизионным режиссерам, пришедшим в кинематограф в 50-е и 60-е годы, ни к режиссерам Нового Голливуда. А гений Кубрика состоит в том, что он отчетливо понимал, что хоть кино делают свет и звук, не стоит забывать и про драматургию — в основе большинства его фильмов лежит какое-то литературное произведение. При этом Кубрик увлекался не только литературой, но и живописью, классической музыкой. Саундтрек «2001 год: Космическая одиссея», например, целиком состоит из классических произведений (несмотря на то, что изначально была заказана оригинальная музыка к фильму). Именно «Одиссея», к слову, стала опус магнумом Кубрика. В этой грандиозной научно-фантастической картине, похожей на духовный опыт, режиссер достиг невиданных высот профессионального мастерства, хоть и был за это прозван холодным формалистом. Действительно, Кубрику претили идеалистичность и сентиментальность (поэтому он отрекся от «Спартака») — и больше были присущи мрачная сатира и социальный пессимизм, смешанные с гротеском и абсурдом. Таковы, например, «Доктор Стрейнджлав», «Заводной апельсин», «Цельнометаллическая оболочка». Тем не менее непонятно, как после «Лолиты» и «Барри Линдона» кто-то способен обвинить его в бесчувственности. До сих пор перфекционист Кубрик, попробовавший себя в самых разных жанрах (от нуара «Убийство» до хоррора «Сияние») и привнесший что-то новое в каждый из них, остается одним из влиятельнейших кинематографистов на свете. Многие мечтают, а кому-то даже удается (Кристофер Нолан, Дэвид Финчер) быть похожими на него. В целом это очень понятное и распространенное, но крайне трудновыполнимое желание — быть Стэнли Кубриком.

Дата смерти
3/7/1999 (70 лет)
Место рождения
Нью-Йорк, США
Фильмов
Образование
Городской колледж Нью-Йорка
Оскар
1 награда, 6 номинаций
BAFTA
1 награда
Золотая Малина
1 номинация
Другое
1 награда
8.2
1980
8.2
1971
8.2
1987
8.1
1968
7.4
1975
7.4
1999
7.1
1962
Материалы о Стэнли Кубрике