Московский театр юного зрителя появился в 1920 году благодаря Анатолию Луначарскому — в период, когда по всей стране стали появляться театры, чей репертуар был ориентирован исключительно на молодых зрителей. Это ограничивало и выбор материала к постановкам: главной целью ТЮЗов было воспитание детей, поэтому в афише МТЮЗа значились такие спектакли, как «Путь далекий», «Двенадцать месяцев», «Первая любовь». МТЮЗ несколько раз кочевал из одного здания в другое и только после Великой Отечественной войны получил помещение в Мамоновском переулке. К этому моменту в труппу театра пришли актеры из других ТЮЗов. Широкую известность МТЮЗ приобрел уже под руководством Генриетты Яновской, которая выпустила спектакль «Собачье сердце» по Булгакову. Так театр освободился от назидательной и образовательной миссии и приобрел творческую свободу. Вскоре в МТЮЗ пришли режиссер Кама Гинкас и сценограф Сергей Бархин. Спектакли этого творческого союза многократно удостаивались престижных наград и ездили на гастроли по всему миру. Среди значимых постановок МТЮЗа: «Иванов и другие», «Черный монах», «Играем „Преступление“», «Золотой петушок» и другие. В 2011 году здание Московского ТЮЗа было отреставрировано. Помимо Основной сцены, появилось второе камерное пространство со своим обширным репертуаром — сцена «Игры во флигеле». Это здание с многовековой историей, хранящее в себе память о Москве 1812 года. Стены, пол и потолок внутри выкрашены в белый цвет.
Сегодня в афише Московского ТЮЗа можно найти не только спектакли для детей и подростков, но и постановки для взрослой аудитории. Театр активно приглашает к сотрудничеству молодых режиссеров и работает с современной драматургией. Среди спектаклей МТЮЗа значатся «Где мой дом» Камы Гинкаса, «Кроткая» Ирины Керученко, «Мария Стюарт» Петра Шерешевского, «Маленький господин Фридеман» Андрея Гончарова, «Пингвины» Жени Беркович и другие.
Узнать расписание спектаклей и купить билеты в Московский театр юного зрителя вы можете на сайте «Афиши». Здесь же можно почитать отзывы театральных критиков и реальных зрителей, посмотреть фотографии спектаклей и узнать больше об авторах постановок, а также найти адрес и время работы театра.
+7 (495) 699 53 60 |
Москва, Мамоновский пер., 10 |
moscowtyz.ru |
Вконтакте |
Театр Генриетты Яновской и Камы Гинкаса — сильнейший режиссерский театр Москвы. Никаких поддавков со зрителем и уступок конъюнктуре. Лучшие спектакли идут в малых пространствах — фойе, репетиционной комнате, на отгороженной от зала сцене. Фирменный знак МТЮЗа — чеховская трилогия в постановке Гинкаса: «Черный монах», «Дама с собачкой» и «Скрипка Ротшильда». Типичная интонация Театра юного зрителя — жесткая и беспощадная. Последняя премьера Яновской — «Трамвай «Желание», свежайшая постановка Гинкаса — инсценировка легенды о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Гинкас назвал эту притчу «Нелепой поэмкой», и это самый отчаянный из спектаклей, появившихся на московской сцене в последние годы.
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» впервые, еще до появления в печати, была поставлена Генриеттой Яновской в Театре МТЮЗ в 1987 году. Но я смотрела не эту версию, а премьеру прошлого года в постановке режиссёра Антона Фёдорова.
Действие начинается как театр в театре — на наших глазах собирают декорации, ставят свет, расставляют реквизит, актёры ещё не в образе. Но постепенно, сначала с появлением Шарика (пожалуй самый яркий герой спектакля), а затем во время операции по созданию «нового» человека спектакль разворачивается по произведению Михаила Афанасьевича.
Профессора Преображенского играет Игорь Гордин, мне было очень любопытно увидеть этого актёра именно в этой роли, но увиденное оказалось совершено не моё — мне не удалось за вальяжными манерами и высокомерием увидеть умного и интеллигентного профессора.
Под стать ему доктор Борменталь (Илья Шляга), прилипала, который рассчитывает на премию и успех от научного открытия профессора. Проблемы подопечного после операции его не волнуют, лишь бы обед подали.
А вот Полиграф Полиграфович в исполнении Андрея Максимова — очень интересный образ. Андрею верилось начиная с его появления на сцене после операции с забинтованной головой, видя, как трудно Шарикову научиться ходить, наблюдая за его перемещениями по сцене на костылях и на носках ботинок. Этот персонаж вызывает желание только заботиться о нем, чем и занимаются Зина (Алла Онофер) и Дарья Петровна (Екатерина Александрушкина). Но не успев до конца очеловечиться, он уже размахивает револьвером в лицо «папаше».
В постановке есть и интересные, и забавные моменты — электрогитара вместо балалайки, песня Ваенги вместо тоста Шарикова и прочие дополнения к повести Булгакова (но не все они приятны уху, иногда был шок от речи актёров).
Скажу честно - на этот спектакль шла с опаской, отнюдь не все, что ставит Петр Шерешевский, мне нравится. Даже жаловалась перед началом подруге, что вот, мол, никак не попаду на "Собачье сердце"... Но вышли из театра мы обе под большим впечатлением. Подруга сказала: "Это так надо было: если бы тебе досталось "Собачье сердце", мы бы не увидели этого спектакля".
Возможно, не всем спектакль так отзовется, но нам очень понравился. Очень. Настолько, что мы вообще не заметили, как пролетели эти 3,5 часа. Он поразительно человеческий. Тут нет ничего надуманного, книжного, нет каких-то диалогов или монологов из серии "так надо, положено и т.п.". Надо ТАК думать, реагировать, чувствовать. Тут люди транслируют те реакции, не всегда последовательные и логичные, которым веришь, потому что в жизни чаще всего бывает именно так - не "как надо", а "как получилось". И в момент сильнейшего потрясения не размышляешь над вселенскими проблемами, не ищешь решения, не испытываешь каких-то надуманных литераторами чувств, а циклишься на какой-то фигне - например, почему вдруг ударила левой, когда на самом деле правша...
И история очень человеческая, правдивая. О любви и нелюбви. О том, что можно расшибиться в лепешку для своего мужа, но не добиться этим ни-че-го. И еще остаться виноватой... Он и она. Она - бросила для него любимую работу, вытащила с того света, много лет расплачивается с долгами за его операцию (не сказав ему о кредите) и всячески ублажает его дома, растит детей. Он - новоиспеченный директор банка, уставший от нее и от жизни, готов свалить при любом удобном предлоге, не испытывает не то что чувства долга (это вот как раз из серии книжного уже, нынче модно говорить о своих границах, неприкасаемой внутренней жизни и тому подобном, какой такой долг...), но даже обычной благодарности, еще и жену обвиняет во всех тяжких...
Прекрасная, потрясающая работа Полины Одинцовой. Мне и раньше нравилась эта актриса, но здесь просто потрясла. Петр Шерешевский использует в своих спектаклях экраны. Обычно мне это не нравится, но здесь они позволяли видеть крупные планы, и это было чрезвычайно важно. К тому же, не было моментов, когда действие видишь ТОЛЬКО на экране, как в некоторых спектаклях, тут всегда можно было смотреть на сцену (но взгляд все равно невольно переходил на экран...)
Вообще, актеры понравились все (только Илья Смирнов показался слишком молодым для директора банка, но это я уже придираюсь)), но Полина на сцене все эти три с лишним часа, и я не увидела ни секунды фальши. БРАВО!!!
Кстати, имена персонажей совпадают с реальными именами актеров. Потому что пьеса написана ими всеми вместе "поверх знаменитого «Кукольного дома» Генрика Ибсена" (цитата с сайта театра). И то, что им не надо называть себя придуманными именами, еще больше добавляет достоверности в действие.
А еще понравилось, как перекликалась картина, висевшая в гостиной героев, с жизнью главной героини, недаром я ее поставила в начало поста. Вот это желание победить в одиночку, никому не быть обязанной... ладно, не буду спойлерить, и так много наговорила.
Спектакль зацепил за душу, разбередил ее, растревожил. Пожалуй, это лучшее, что я видела у Петра Шерешевского. Все работает на эмоцию, при этом никаких попыток эпатажа, никакой пошлости, веришь каждому слову и каждой реакции. И на сцене видишь не актеров, а персонажей.
После обновления репертуара, самого театра (частично, правда, обновили), прихода нового ведущего режиссера театр преобразился. 80% постановок - наивысшего качества (и смыслы, и форма, художественное оформление, игра актеров), - для самого искуренного и взыскательного зрителя.
Рекомендую от души!
Смотрела здесь "Записки покойного Белкина". Этот спектакль – своего рода сложный узор, переплетение нескольких историй, которые вместе создают совершенно новый смысл. В постановке приводятся две истории из тех пяти, которые составляют этот цикл повестей: "Метель" и "Выстрел", а также воспоминания современников и цитаты из Википедии. Как и бывает обычно у Камы Гинкаса, повествование довольно сложное, с необычными образами и метафорами: усадьба родителей Марьи Гавриловны состоит из трех ящиков с надписью "не кантовать", ездят молодые на гироскутерах, а синий пластиковый чехол от гироскутера - непременная принадлежность молодого поклонника барышни. А метель, которая начинается, когда они уговорились тайком уехать в церковь обвенчаться, получает свой собственный образ - голые деревья, перевернутые ветвями вниз.
Постепенно начинает вырисовываться главный сюжет постановки, можно сказать сверхсюжет - о судьбе и роке. А финал такой, что дыхание перехватывает от неожиданности и кристально ясного, наконец, понимания того, каким был этот сверхсюжет, о чем рассказывала эта постановка с первой до последней минуты!
Школьников сюда вести вряд ли стоит. Но продвинутая молодежь и взрослые, особенно те, кто любит Пушкина (а кто же его не любит из русских людей?) – будут не просто впечатлены, а прямо-таки потрясены!
Советую посмотреть!
Спектакль «Записки покойного Белкина» в МТЮЗе – смелая попытка режиссёра Камы Гинкаса переосмыслить пушкинские повести для современной молодежи. Использование нестандартных элементов и приемов – гироскутеры, смартфоны, повторяющаяся считалка, рубленная речь с паузами – создают необычную атмосферу и заставляет внимательнее следить за сюжетом и тем, что говорят актеры.
Постановка оригинальна, но неоднозначна. Безантрактный формат может утомить взрослого зрителя.
В целом, спектакль интересен. Рекомендую к просмотру подросткам и тем, кто открыт к экспериментам в театре.