Театральная афиша Москвы

Театр на Таганке

7.5
Театр на Таганке
Один из самых известных за пределами страны российский театр. Был основан выпускниками Щукинского училища в 1964 году и открыт спектаклем Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», на тот момент затмившим собой все существующее. Мгновенно Таганка стала интеллигентской Меккой: здесь Высоцкий играл Гамлета, декламировали шестидесятники, здесь работали великий сценограф Давид Боровский и композитор Владимир Мартынов. В 1980-е, после отъезда Любимова за границу, произошел раскол театра — так по соседству появилось сомнительное учреждение: «Содружество актеров Таганки». После возвращения Любимова театр еще почти 15 лет продолжал активно работать, отмечать юбилеи и получать премии и ордена, пока не случился очередной внутренний скандал и демонстративный уход режиссера из театра. Недавно Департамент культуры десантировал сюда группу выпускников «Школы театрального лидера» во главе с режиссерами Дмитрием Волкостреловым, Семеном Александровским и художником Ксенией Перетрухиной.
касса+7 (495) 915 12 17
адрес
официальный сайт

Расписание спектаклей на
Май

поиск с билетами Выбор «Афиши»
сбросить все

Галерея

Рецензия «Афиши» на театр

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

Легендарный театр возник из курса Щукинского училища. К 35-й годовщине театра его организатор и лидер Юрий Любимов восстановил свой первый спектакль — «Добрый человек из Сезуана» Брехта. Каждый новый спектакль — а их 85-летний Любимов до последнего времени выпускал интенсивнее любого другого московского режиссера — доказывает живучесть таганковской эстетики. «Шарашка» по роману «В круге первом» Александра Солженицына, шекспировские «Хроники», «Сократ/Оракул» или «Евгений Онегин» — это, как правило, короткие и динамичные спектакли в жанре монтажа текстов и аттракционов. Большинство актеров труппы — молодые ученики Любимова. Надо видеть булгаковский «Театральный роман» — незлобивую пародию не только на мхат, чьей эстетике всегда противопоставлял себя Любимов, но и на сам Театр на Таганке.

Отзывы пользователей о театре «Театр на Таганке»

Фото Олег Татков
отзывы:
15
оценок:
17
рейтинг:
33
7

Мнение о спектакле "Король умирает" в театре на Таганке


«Трещина зависит от театра»…

Легенда о смерти в 1936 году в Ленинграде всемирно знаменитого академика Павлова ещё с институтской скамьи вызывала у меня отторжение своей абсурдностью...

Она напоминает смерть Сократа. Как известно, великого античного философа в Афинах приговорили к смерти, и он сам добровольно принял яд цикуты. После этого, дожидаясь смерти, спокойно беседовал с друзьями. Так и Павлов. Он созвал учеников и стал диктовать им свои ощущения. В этот момент пришел некий посетитель, но его не приняли, ответив: «Академик Павлов занят. Он умирает».

Смерть – понятие сакрально-архетипическое, заложенное в нас генетикой, независимо от того, нравится нам это или нет...

Я попал на премьерный пресс-показ пьесы «Король умирает» основателя «театра абсурда» Эжена Ионеско, поставленной великим польским режиссером Кшиштофом Занусси на сцене легендарной Таганки, буквально накануне вернувшись из чешского города Кралов Градец, где в прошлом году, чуть было не закончилась история этого театра…

Если просидеть полтора часа в театральном зале под непрерывный стрекот «навороченных» фотоаппаратов представителей «навороченных» информагентств, то, - как говорит ныне продвинутая молодежь, - «вштырит не по-детски»…


Исполнитель главной роли - актёр Валерий Сергеевич Золотухин, даже позволил себе немного «похулиганить» на авансцене – выдав посредине спектакля реплику - от себя, - и буквально глядя в глаза особенно назойливому фотографу, «расстреливавшему его в упор» из фирменного аппарата «Nikon»: «Пришли поснимать как я умираю? Снимайте»…


Режиссёр Кшиштоф Занусси – признался, что тема смерти, проходящая через многие его фильмы – результат, прежде всего, - его военного детства. Он – дитя войны, и период его взросления, пришёлся на время, когда к смерти относились как к обыденности – она была везде и жизнь не стоила ничего…

Пан Кшиштоф признался ещё и в том, что лично получил от Эжена Ионеско некую свободу действия относительно этого спектакля. И он не преминул ею воспользоваться, ставя пьесу «Король умирает» в нескольких театрах мира…

Отвечая на вопрос, чем спектакль на Таганке отличается от его же спектакля в Мюнхене, режиссёр Занусси сказал гениальную фразу: - «Трещина зависит от театра». Он, конечно же, отвечал очень конкретно, на вопрос, касающийся особенности декорации, но прелесть абсурдизма в том и состоит, что она рождает у кого-то «сон разума», а у кого-то богатый ассоциативный ряд. И относительно тени бывшего руководителя Таганки, в том числе….
В общем, как выразился Валерий Золотухин: «У кого, что болит, тот - то и видит»…
Пан Кшиштоф очень сильно ломает Гоголем рождённый, имперский русский стереотип поляка - «гонорового шляхтича». Ломает своим поведением, внешним видом и беззащитностью жестикуляции. Он – абсолютная его противоположность.
Вот как сказала о режиссёре и человеке Кшиштофе Занусси актриса Ирина Линд: «Естественная интеллигентность, аристократизм, огромное уважение к актёру пана Кшиштофа, - лично для меня было настолько неожиданными, что хотелось только одного, – сделать свою роль как можно лучше»...
Более того – сама методика постановки спектакля режиссёром Занусси вначале даже поставила актёров Таганки, - привыкших к абсолютному художественному (и не только – Авт.) диктату Юрия Любимова, - в личностный и творческий тупик. Пан Кшиштоф читку пьесы и разбор характеристик проводил в Варшаве в собственном доме, куда он пригласил актёров, принял их, опекал, показывал город, водил в театры и на выставки, – словом, – вёл себя по-человечески и как друг...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Театральный спектакль в постановке кинорежиссёра Кшиштофа Занусси получился очень, - по-делу, - кинематографичным. И очень, - по-таганковски, - злободневным….

Этим он очень сильно отличается от недавнего «кино–экзерциса» театрального режиссёра Мирзоева на тему пушкинского «Бориса Годунова».

Кинематографические свет и отточенность мизансцен, минимализм цвета в декорациях и актёрских костюмах. Средне-офисная мебель, песочные часы на столе, мобильник, инвалидное кресло и лифт.

Единственное яркое пятно – алое платье актрисы Ирины Линдт. В общем, как и её роль – единственного адекватного по-сути человека, насколько это возможно в ситуации абсурда…

Живые исчезают и появляются из лифта. Мёртвый уходит в трещину в стене…

Золотухин абсолютно прав заявив на послепремьерной пресс-конференции: - «Я чётко делю зрителей, который будут смотреть это спектакль на три категории. Это – те, кто пришёл посмотреть, как умирает король Беранже в пьесе Ионеско в исполнении Валерия Золотухина; те, - кто пришёл посмотреть, как умирает актёр Валерий Золотухин, и те, - кто пришёл посмотреть, как умирает нынешний руководитель Театра на Таганке (читай театр – Авт.). И каждому я постараюсь дать ответ».
За точность цитирования не ручаюсь (пишу по памяти – Авт.), но Валерий Сергеевич по-актёрски гениально решил свою сверхзадачу. К концу спектакля в зале остаётся всего лишь одна категория зрителей, сопереживающих каждому жесту и слову на сцене. А на ней, как выясняется к финалу спектакля, - пьеса не о смерти, а о жизни….
О жизни, которую мы привыкли не замечать в мелочной суете и абсолютно не ценим ….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Дух Любимова живёт на Таганке – живёт в его спектаклях, в неизменности интерьеров. Тень Любимова, как тень «отца Гамлета» витала в зале и во время спектакля, витала она и после него на встрече режиссёра и актёров с прессой….

Надо сразу оговориться, что решение поставить пьесу Ионеско на сцене легендарной Таганки, Кшиштоф Занусси принял задолго до драматических событий прошлого года на театральном фестивале в чешском Краловом Градце (символично, что Крал – по-чешски, - король – Авт.) и никак в этих событиях ни словом, ни делом, ни помыслом он не участвовал.

Сегодня спектакль Кшиштофа Занусси по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает» - ребёнок, который, - я очень надеюсь, - удачно пройдёт пубертат премьерных показов, возмужает и достойно войдёт в историю Таганки. Новой Таганки. Вечной Таганки….

P.S. Я сознательно написал слово «экзецис» с буквой «ц», что не соответствует нынешним правилам орфографии, но именно так писал Чехов.
Цитата: «Ярцева дома не было. Рассудина села за рояль и принялась за скучные, трудные ЭКЗЕРЦИСЫ, приказав Лаптеву не мешать ей. И он не развлекал ее разговорами, а сидел в стороне и перелистывал «Вестник Европы». «Три года» А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 9. М., "Наука", 1985. (http://ilibrary.ru/text/1251/p.14/index.html)

Фото Olya Glasova
отзывы:
31
оценок:
31
рейтинг:
5
7

Теперь точно. Вчера меня бессрочно пленила Таганка спектаклем "Мастер и Маргарита". Звезды сошлись - бушующая непогода на улице - потоки воды, поломанные деревья, ветер принудили меня несколько раз переодеться, потому что каждый выход на улицу заставлял промокнуть до нитки. Но не пойти в театр я не могла.
У меня был 13 ряд! Я знаю, многие говорят, что постановка именно этого произведения Булгакова часто сопровождается мистикой, примерно как "Вий" Гоголя. Но мне вся эта мистика была только в кайф!
Мне понравилось очень и очень! Я теперь понимаю, что значит - классическая постановка Любимова - это высокий уровень. Спектакль вышел впервые в 1977 году!!! И до сих пор считается классикой. Это о многом говорит. Сменяются актерские составы, а постановка остается.
Все понятно, параллельные сюжеты о Понтии Пилате и Мастере абсолютно компонуются. Кстати, хочу особенно отметить игру актера, игравшего Понтия Пилата, Ивана Рыжикова. Очень надрывно, убедительно, мощно. Голос мне его очень понравился - мощный и такой... мужской, при этом с четкой дикцией. Если говорить об актерах, еще хорошо выглядел Коровьев в исполнении Тимура Бадалбейли. Один из самых убедительных персонажей - именно Коровьев. А вот Воланд и Маргарита меня слегка смутили. Воланд вообще не имел ничего демонического, такой - "обычный дядя с претензиями на уникальность", а Маргарита... Возможно, я просто представляю ее себе иначе, а здесь эдакая Аксинья из "Тихого Дона"с грудным низким голосом, крепкой фигурой. Мастер рядом с ней выглядит заморышем совсем. Хорошее попадание в Иешуа - актер с такой страдальческой внешностью. В общем и целом хорошо, потому что сильные актеры прикрывали мощью тех, кто был бы должен блистать.
Не первый раз вижу в постановках на Таганке использование большого полотнища, многофункционально работающего почти в течение всего спектакля. И здесь это было к месту и хорошо.
Три часа и десять минут с одним антрактом, я вообще не заметила, как прошло время. На улице закончила бушевать природа, а я вся была во впечатлениях. Так меня пробрало, что потом до 2-х часов ночи заснуть не могла.
Артистов вызывали на "бис", были цветы, в зале не то. чтобы свободных мест не было - приставные стулья ставили!
Ходите в театр, ходите в одиночку и вместе, но лучше все-таки вместе!)

Фото Anton Okhotnikov
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
6
7

Признаюсь честно - за всю мою жизнь мне не попадалась более нудная и нечитаемая пьеса, чем "Сцены из рыцарских времён". Да, я понимаю, что Александр Сергеевич "Наше Всё" Пушкин уже начал подумывать о том, чтобы воскреснуть и отомстить. Но так или иначе, я повторю, что за всю свою жизнь я не встречал более скучного и не впечатляющего драматического произведения. Ну может быть за исключением ещё одного опуса, но мои школьные опыты не ставят в Театре на Таганке, что есть хорошо и хорошо весьма.
Но начнём.
Место действия - Театр на Таганке.
Действие - "Сцены из рыцарских времён" пьеса по произведениям А.С.Пушкина и Дж.Г.Байрона.
Что я увидел на сцене? Вспомнилось:
– Как же это могло случиться? – спросил я, наклоняясь к полу.
– Этого даже я не пойму, – ответил мне дорогой мой гость, – никто не поймет и даже никогда не узнает. Думаю, что это сделали Панин со Стрижом. Но как они это сделали – неизвестно, ибо это выше человеческих сил. Короче: это чудо.
Но это чудо совершили не Панин со Стрижом. Я аплодирую режиссёру Тимуру Бадалбейли и его единомышленникам, которые сумели из действительно скучного и незамысловатого (и для полноты ощущений незаконченного) сюжета сделать захватывающее действие. Что нужно для такого преображения? Всего лишь люди, талантливые и умелые люди, нужно немного Байрона, нужен режиссёр, который не боится нарушить традиции, ну и пожалуй нужно самое главное - нужна Таганка. Где, как известно всем понимающим людям, своя атмосфера.
Как уже говорилось, я человек дикий. Моего образования определённо недостаточно для профессионального критического разбора, но я могу оценить увиденное по главному для "конечного пользователя" (end user) критерию - понравилось или не понравилось. Было ли интересно. Почувствовал ли я настроение. Могу ли я теперь повторить свои слова насчёт "самого нудного и скушного драматического произведения"? Дайте мне минуту на размышление... И вот ответ. Нет. Не могу. Это было интересно, это было искренне, это было от души. Может быть я просто неправильно подошёл к прочтению текста? И поэтому я скажу спасибо господам актёрам - вы были хороши и вы сделали невозможное. Аплодисменты!

Фото Анастасия Субботина
отзывы:
69
оценок:
69
рейтинг:
7
7

Дайнюс Казлаускас посчитал сколько раз ставили спектакль "Чайка 73458" по пьесе Чехова на сценах всего мира. И его "Чайка" оказалась 73458-ой. И мне кажется, это непоследняя постановка. Премьера спектакля состоялась в театре на Таганке на прошлой неделе.
Очень приятно было увидеть Ирину Апексимову, директора Театра на Таганке, на сцене. И для меня было открытие, что в этом спектакле играет её дочь Дарья Авратинская. Дарья исполняет роль Нины Заречной, и исполняет прекрасно.
Помимо актерского дуэта, на сцене присутствует еще один дуэт - два Треплевых, иногда даже и одновременно или попеременно читают чеховский текст. Эти роли исполняют Александр Метёлкин (молодой Костя Треплев) и Юрий Смирнов (дух самоубийцы). Очень необычное режиссерское решение, неожиданное, но очень украсившее спектакль.
Очень чеховский спектакль, в текст не было внесено изменений, все было на своем месте.
Спектакль о любви, но о любви невзаимной, при чем у всех героев. Каждый любит того, кто не отвечает ему (или ей) взаимности. Вообще картина складывается печальная.
Ирина Николаевна Аркадина - Ирина Апексимова - настоящая Аркадина, какой она виделась при прочтении пьесы Чехова. Властная, строгая, но в тоже время актриса, которая играет всегда и везде. Сцена объяснения с Тригориным мне очень понравилась.
Константин Гаврилович Треплев – Александр Метёлкин - его было очень жаль, и именно в этот раз было понятно, почему он совершил такой поступок. Такая ранимая душа, такой тонко чувствующий, что по другому он не мог.
Петр Николаевич Сорин – Александр Резалин - одинокий человек, которого никто не слышал. Очень стильный персонаж
Нина Заречная – Дарья Авратинская - прекрасная Чайка с изломанной судьбой. Пронзительная сцена прощания с Костей
Илья Афанасьевич Шамраев – Сергей Векслер - яркий персонаж, особенно эффектным было его появление на сцене)
Маша – Юлия Куварзина - наверно самый запоминающийся персонаж - так сыграть боль, боль от неразделенной любви, боль от нелюбви к мужу. Сложный образ, но ей он удался на все 100. И даже сцена сравнения красоты с Ириной Николаевной - Маша была на высоте.
Полина Андреевна – Анастасия Колпикова - еще одна героиня с очень несчастной судьбой, такая грусть в глазах. Очень душещипательная сцена объяснения с врачом, так жаль её было...
Борис Алексеевич Тригорин – Василий Уриевский - талантливый драматург, искренно объясняющий Заречной, что он сломает её жизнь. Для него люди - лишь записи в книжечку для будущих произведений.

Сложный спектакль, но я еще не одной постановки "Чайки", легкой по эмоциям, не видела - уж слишком большая концентрация не-любви и не-взаимности.
Только небольшой совет, лучше брать билеты в левую часть зала, в правой, особенно на первых рядах за частью декораций не видно некоторых моментов, происходящих на сцене.

Фото Светлана Полет-Эмильянова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Таганка супер! Спектакль "Владимир Высоцкий". Артистам низкий поклон за то, что так хранят память своего артиста и нашего великого русского поэта. Очень жаль, что спектакль идет редко. Хочется на него приводить подрастающее поколение, которое можно воспитывать по творчеству Высоцкого. Удачи тебе, дорогая Таганка! Так держать!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить