Театральная афишаМосквы

Театр на Таганке

7.9
оценить
Театр на Таганке
Один из самых известных за пределами страны российский театр. Был основан выпускниками Щукинского училища в 1964 году и открыт спектаклем Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», на тот момент затмившим собой все существующее. Мгновенно Таганка стала интеллигентской Меккой: здесь Высоцкий играл Гамлета, декламировали шестидесятники, здесь работали великий сценограф Давид Боровский и композитор Владимир Мартынов. В 1980-е, после отъезда Любимова за границу, произошел раскол театра — так по соседству появилось сомнительное учреждение: «Содружество актеров Таганки». После возвращения Любимова театр еще почти 15 лет продолжал активно работать, отмечать юбилеи и получать премии и ордена, пока не случился очередной внутренний скандал и демонстративный уход режиссера из театра. Недавно Департамент культуры десантировал сюда группу выпускников «Школы театрального лидера» во главе с режиссерами Дмитрием Волкостреловым, Семеном Александровским и художником Ксенией Перетрухиной.
касса +7 (495) 915 12 17
адрес
развернуть
режим работы пн-вс 11.00–15.00, 16.00–20.00
официальный сайт

Расписание спектаклей на
Ноябрь

Поиск С билетами Выбор «Афиши»
сбросить все

28 ноя. 19:00 и еще 1 показ

8.4

27 ноя. 19:00

6.6

28 ноя. 20:00

6.9

22 ноя. 19:00 и еще 1 показ

Рецензия «Афиши» на театр

Фото Елена Ковальская
отзывы:
871
оценок:
240
рейтинг:
1107

Легендарный театр возник из курса Щукинского училища. К 35-й годовщине театра его организатор и лидер Юрий Любимов восстановил свой первый спектакль — «Добрый человек из Сезуана» Брехта. Каждый новый спектакль — а их 85-летний Любимов до последнего времени выпускал интенсивнее любого другого московского режиссера — доказывает живучесть таганковской эстетики. «Шарашка» по роману «В круге первом» Александра Солженицына, шекспировские «Хроники», «Сократ/Оракул» или «Евгений Онегин» — это, как правило, короткие и динамичные спектакли в жанре монтажа текстов и аттракционов. Большинство актеров труппы — молодые ученики Любимова. Надо видеть булгаковский «Театральный роман» — незлобивую пародию не только на мхат, чьей эстетике всегда противопоставлял себя Любимов, но и на сам Театр на Таганке.

1

Отзывы пользователей о театре «Театр на Таганке»

Фото Олег Татков
отзывы:
15
оценок:
17
рейтинг:
33
7

Мнение о спектакле "Король умирает" в театре на Таганке


«Трещина зависит от театра»…

Легенда о смерти в 1936 году в Ленинграде всемирно знаменитого академика Павлова ещё с институтской скамьи вызывала у меня отторжение своей абсурдностью...

Она напоминает смерть Сократа. Как известно, великого античного философа в Афинах приговорили к смерти, и он сам добровольно принял яд цикуты. После этого, дожидаясь смерти, спокойно беседовал с друзьями. Так и Павлов. Он созвал учеников и стал диктовать им свои ощущения. В этот момент пришел некий посетитель, но его не приняли, ответив: «Академик Павлов занят. Он умирает».

Смерть – понятие сакрально-архетипическое, заложенное в нас генетикой, независимо от того, нравится нам это или нет...

Я попал на премьерный пресс-показ пьесы «Король умирает» основателя «театра абсурда» Эжена Ионеско, поставленной великим польским режиссером Кшиштофом Занусси на сцене легендарной Таганки, буквально накануне вернувшись из чешского города Кралов Градец, где в прошлом году, чуть было не закончилась история этого театра…

Если просидеть полтора часа в театральном зале под непрерывный стрекот «навороченных» фотоаппаратов представителей «навороченных» информагентств, то, - как говорит ныне продвинутая молодежь, - «вштырит не по-детски»…


Исполнитель главной роли - актёр Валерий Сергеевич Золотухин, даже позволил себе немного «похулиганить» на авансцене – выдав посредине спектакля реплику - от себя, - и буквально глядя в глаза особенно назойливому фотографу, «расстреливавшему его в упор» из фирменного аппарата «Nikon»: «Пришли поснимать как я умираю? Снимайте»…


Режиссёр Кшиштоф Занусси – признался, что тема смерти, проходящая через многие его фильмы – результат, прежде всего, - его военного детства. Он – дитя войны, и период его взросления, пришёлся на время, когда к смерти относились как к обыденности – она была везде и жизнь не стоила ничего…

Пан Кшиштоф признался ещё и в том, что лично получил от Эжена Ионеско некую свободу действия относительно этого спектакля. И он не преминул ею воспользоваться, ставя пьесу «Король умирает» в нескольких театрах мира…

Отвечая на вопрос, чем спектакль на Таганке отличается от его же спектакля в Мюнхене, режиссёр Занусси сказал гениальную фразу: - «Трещина зависит от театра». Он, конечно же, отвечал очень конкретно, на вопрос, касающийся особенности декорации, но прелесть абсурдизма в том и состоит, что она рождает у кого-то «сон разума», а у кого-то богатый ассоциативный ряд. И относительно тени бывшего руководителя Таганки, в том числе….
В общем, как выразился Валерий Золотухин: «У кого, что болит, тот - то и видит»…
Пан Кшиштоф очень сильно ломает Гоголем рождённый, имперский русский стереотип поляка - «гонорового шляхтича». Ломает своим поведением, внешним видом и беззащитностью жестикуляции. Он – абсолютная его противоположность.
Вот как сказала о режиссёре и человеке Кшиштофе Занусси актриса Ирина Линд: «Естественная интеллигентность, аристократизм, огромное уважение к актёру пана Кшиштофа, - лично для меня было настолько неожиданными, что хотелось только одного, – сделать свою роль как можно лучше»...
Более того – сама методика постановки спектакля режиссёром Занусси вначале даже поставила актёров Таганки, - привыкших к абсолютному художественному (и не только – Авт.) диктату Юрия Любимова, - в личностный и творческий тупик. Пан Кшиштоф читку пьесы и разбор характеристик проводил в Варшаве в собственном доме, куда он пригласил актёров, принял их, опекал, показывал город, водил в театры и на выставки, – словом, – вёл себя по-человечески и как друг...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Театральный спектакль в постановке кинорежиссёра Кшиштофа Занусси получился очень, - по-делу, - кинематографичным. И очень, - по-таганковски, - злободневным….

Этим он очень сильно отличается от недавнего «кино–экзерциса» театрального режиссёра Мирзоева на тему пушкинского «Бориса Годунова».

Кинематографические свет и отточенность мизансцен, минимализм цвета в декорациях и актёрских костюмах. Средне-офисная мебель, песочные часы на столе, мобильник, инвалидное кресло и лифт.

Единственное яркое пятно – алое платье актрисы Ирины Линдт. В общем, как и её роль – единственного адекватного по-сути человека, насколько это возможно в ситуации абсурда…

Живые исчезают и появляются из лифта. Мёртвый уходит в трещину в стене…

Золотухин абсолютно прав заявив на послепремьерной пресс-конференции: - «Я чётко делю зрителей, который будут смотреть это спектакль на три категории. Это – те, кто пришёл посмотреть, как умирает король Беранже в пьесе Ионеско в исполнении Валерия Золотухина; те, - кто пришёл посмотреть, как умирает актёр Валерий Золотухин, и те, - кто пришёл посмотреть, как умирает нынешний руководитель Театра на Таганке (читай театр – Авт.). И каждому я постараюсь дать ответ».
За точность цитирования не ручаюсь (пишу по памяти – Авт.), но Валерий Сергеевич по-актёрски гениально решил свою сверхзадачу. К концу спектакля в зале остаётся всего лишь одна категория зрителей, сопереживающих каждому жесту и слову на сцене. А на ней, как выясняется к финалу спектакля, - пьеса не о смерти, а о жизни….
О жизни, которую мы привыкли не замечать в мелочной суете и абсолютно не ценим ….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Дух Любимова живёт на Таганке – живёт в его спектаклях, в неизменности интерьеров. Тень Любимова, как тень «отца Гамлета» витала в зале и во время спектакля, витала она и после него на встрече режиссёра и актёров с прессой….

Надо сразу оговориться, что решение поставить пьесу Ионеско на сцене легендарной Таганки, Кшиштоф Занусси принял задолго до драматических событий прошлого года на театральном фестивале в чешском Краловом Градце (символично, что Крал – по-чешски, - король – Авт.) и никак в этих событиях ни словом, ни делом, ни помыслом он не участвовал.

Сегодня спектакль Кшиштофа Занусси по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает» - ребёнок, который, - я очень надеюсь, - удачно пройдёт пубертат премьерных показов, возмужает и достойно войдёт в историю Таганки. Новой Таганки. Вечной Таганки….

P.S. Я сознательно написал слово «экзецис» с буквой «ц», что не соответствует нынешним правилам орфографии, но именно так писал Чехов.
Цитата: «Ярцева дома не было. Рассудина села за рояль и принялась за скучные, трудные ЭКЗЕРЦИСЫ, приказав Лаптеву не мешать ей. И он не развлекал ее разговорами, а сидел в стороне и перелистывал «Вестник Европы». «Три года» А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 9. М., "Наука", 1985. (http://ilibrary.ru/text/1251/p.14/index.html)

2
Фото Анна Ланина-Абрамова
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
14
10
Пища для ума или радость для глаз?


Я сегодня не поленилась и посчитала, что с начала сезона я посетила 15 спектаклей в разных театрах, но мою личную пальму первенства я отдаю «Басням»

Мне повезло дважды — я не читала программку и описание до спектакля, поэтому я воспринимала все всей душой, глазами, разумом, через призму своего я, и этот процесс был очень увлекательный

А второе — это беседа с директором театра Ириной Апексимовой после спектакля, где она давала комментарии, спрашивала мнение зрителей о постановке.

Еще перед началом она сказала, что Басни это для тех, кто быстро чувствует, быстро переживает и тонко воспринимает происходящее. Наверное, эти напутственные слова усилили восприятие — я буквально ловила каждый жест, звук, движение.

Почему то я готовилась к танцам без слов. Но (Слава Богу!) это не балет. Даже не современная хореография. Это пластический спектакль для драматических актеров. Именно то, что я давно хотела посмотреть! Но есть слова. Есть звуки. Есть диалоги и декламация.

Есть тонкая игра звучаний, на пример муж Вороны из басни — Лис, которого зовут Карл, наверное, потому что это любимое Карр вороны

Герои басен одновременно узнаваемы и неожиданны, сложности добавляет то, что герои параллелятся во времени — есть молодой и старый Лис-Карл, молодая и старая ворона и тд, у них свои взаимоотношения, они выходят со страниц своей истории и переходят в другие, рождая неожиданные союзы и отношения.

В таких взаимосвязях появляется место для смешного и для трагичного (мартышка и очки в этом прочтении пронизывает, а история курицы просто таки берет за душу)

И линь одного героя я не могла разгадать. Я думала это Бог, но оказалось, что это Мораль, которая (который), по задумке режиссера персонаж отрицательный, «убивающий все живое»

Сложно не согласиться с этой мыслью, но потом начинаешь задумываться – а лучше ли было бы в аморальном обществе? В общем, этот образ самый неоднозначный.

Можно долго перечислять что понравилось - темп, напряжение, игра контрастов – легкого и тяжелого, звука и пластики (великолепной, разной!, интересной), смеха и слез,- захватило, закружило и не отпускало до самого конца

Это одна из тех премьер, на которые надо идти!

Благодарю СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ https://moskva-lublu.livejournal.com/ - путеводитель по самым интересным мероприятиям Москвы.

Спасибо Наталье за приглашение и помощь https://pamsik.livejournal.com/

0
Фото Елена Беленькая
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
0
8
«Вий» в «Театре на Таганке», или «Поднимите мне веки!»

Начну с довольно объемного предисловия.
Спросите у любого учителя литературы. Он ответит, что основная его задача – формирование у учеников любви к чтению, к классике, особенно, конечно, отечественной. И вот он учит, дети читают… И ничего не понимают. Потому что маленькие еще. В итоге остается ощущение «поставленной галки», когда человек много лет спустя точно знает: «Я это читал. Не понравилось, ну и ладно». Вот и я твердо знала, что я «Вия» читала. Без особого восторга, просто прочитала и все. И никогда у меня не было желания вернуться к этому тексту. Даже классический советский фильм с прекрасной Панночкой – Натальей Варлей не вызвал абсолютно ничего… Ну, как сейчас помнится, с детства не пересматривала.
Короче говоря, к моменту, когда я собралась на рок-н-драму «Вий» в «Театр на Таганке», про Хому Брута я помнила… благодаря повести-сказке братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Там среди сотрудников НИИЧАВО есть некий Хома Брут, алкоголик и дебошир. Про него даже стихи в стенгазете писали: «Позорят славный институт такие пьяницы, как Брут». Кстати, некий Вий, Хрон Монадович, там тоже упоминался. Вот такой «стартовый капитал».
А тут! И Хома, и Панночка, и гарные хлопцы Явтух, Дорош, Спирид! И вообще, ГОГОЛЬ! И «Театр на Таганке», возможно уже не такой, как когда-то, но молодой, интересный, имеющий свой стиль.
Очень скоро стало понятно, что Гоголь, конечно, имеет непосредственное отношение к происходящему на сцене, но… в то же время и не совсем.
«Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал»,- писал Гоголь. И рассказанная им история – классическая сказка, поучительная и назидательная. Мистическая повесть о том, что такое страх. Мне кажется, вопрос волновал Николая Васильевича. И потом он продолжил его изучение, в «Петербургских повестях», например.
А в «Театре на Таганке» играют любовь. И Хома не только со страхом своим борется (за душу страшно конечно же, да и за тело), он с любовью к Панночке сражается. Учитывая жанровую принадлежность спектакля, никто не ждет длительных монологов и разъяснений. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» («Если бы Панночка, но живая и с характером приветливым...» - это из другой «оперы»). Экзистенция – в стихах, в музыке, в движении... За три ночи Хома переживает все муки влюбленного, только усугубляемые тем, что предмет его страсти – нежить. А ему нравится жить. Он принимает свою жизнь такой, как она есть, и боится ее потерять.
Гоголь завершает свою повесть однозначно: Хома испугался и умер. Не Вий его убил, а страх. В истории на Таганке конец показался мне открытым. В анонсе на сайте театра пишут, что «Вий» – «это история большого искушения, которое может подстерегать каждого человека и которому нельзя поддаться и невозможно противиться. Искушения, где искусительница сама оказывается жертвой». Я так и осталась в сомнениях по поводу того, поддался ли Хома Брут искушению. Но зашел он на этом пути достаточно далеко. И Панночка вызывает скорее не страх, а сочувствие. Она потеряла свою жизнь, но продолжает бороться за любовь...
Понятно только одно. Недаром, как мне кажется, слова «Поднимите мне веки» произносит (и даже неоднократно) не Вий, который вообще в театральной версии отсутствует, а Хома. Поднимите веки – откройте глаза – научите любить...
Вот я и рассказала главное. Об остальном. Неожиданно трепетное отношение к гоголевской прозе (учитывая игру со смыслами) удачно сочетается с поэтическими текстами рок-барда Вени Д’ркина (Александр Литвинов). Если уж знакомиться с современной поэзией, лучше так. Кстати, в текстах есть один небольшой, но интересный «сюрприз» совсем от другого автора. Сохраню интригу, но, люди, которые хорошо помнят советское кино, удивятся.
Музыка сначала оглушает (а чего еще ждать от рока?). Потом я адаптировалась. Но... были моменты, когда от громкости страдали тексты. Что-то с этим надо делать. Вообще, музыкальная составляющая очень важна для создания атмосферы, для понимания происходящего. Не случайно парящие в воздухе музыкальные инструменты окружают героев. И музыканты постоянно на сцене, практически вовлечены в действие.
Про режиссера Александра Баркара раньше не слышала. Теперь постараюсь следить за его творчеством.
Актеры произвели очень хорошее впечатление. Особенно исполнители главных ролей, Александра Басова (Панночка) и Филипп Котов (Хома Брут). Александра – не классическая красавица, но созданный ею образ притягивает. Мне кажется, она играет безнадежно влюбленную, которую постоянно бросает от надежды к отчаянию. Филиппа я видела в нескольких спектаклях «Таганки», но в данном случае он, конечно, привлек особое внимание. Его персонаж показался мне не менее мистическим, чем окружающая нечисть. И еще один момент. Гоголь называет Хому Брута философом, скорее иронически, отмечая его место в иерархии семинарии. В спектакле этот герой, возможно, и есть настоящий философ, стремящийся во всем «дойти до сути».
Итог. В последние годы слышала много критического о «Театре на Таганке». Да и сама не могу утверждать, что понравились все спектакли, увиденные там. Сейчас скажу: театр не умер после ухода Мастера. У театра началась совсем новая жизнь. Можно сказать, что появился «новый формат», где есть место и традиции любимовской Таганки. Например, когда-то давно я видела, как Юрий Петрович Любимов смотрел свой собственный, и далеко неновый спектакль. Видно было, что он продолжает работать над ним. Сейчас почти всегда в фойе и в зале вижу Ирину Апексимову. Думаю, она так же живет этим театром, как ее предшественник.
Радует и внимание к деталям. Так, например, у спектакля «Вий» две программки, одна традиционная, вторая весьма необычная.

Не могла фотографировать во время спектакля. И не стала пользоваться снимками с сайта театра. Думаю, желающие сами найдут и посмотрят. В качестве иллюстрации – 2 мои фотографии.
@Moskva.Lublu
#moskvalublu, #moskva_lublu

Сайт «Театра на Таганке»: http://tagankateatr.ru/
Театр в соцсетях:
https://www.facebook.com/tagankatheatre
https://vk.com/tagankatheatre
https://www.instagram.com/teatrnataganke/

Благодарю СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu и лично https://pamsik.livejournal.com/

0
Фото Мария Сергеева
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
1
10
Сильный, глубокий спектакль

Первое, что хочу написать - это выразить восхищение режиссеру спектакля - Андрею Кайдановскому. В спектакле, он виртуозно сочетает энергию и пластику, юмор и мораль, молодость и старость. Он вдохнул новую жизнь в известные всем басни. Разернул их к зрителю совершенно новой, непривычной стороной. Показал всю их глубину.

Один из интересных моментов спектакля - это то, что мы не знаем какие басни использовал режиссер, а значит мы их угадываем. Получается спектакль-загадка. И для меня это добавляет ему еще больше интереса. Спектакль очень динамичен, сцены сменяют одна другую, надо быть очень бдительным и внимательным, чтобы ничего не пропустить. Ведь у каждой басни своя мораль.

А что такое мораль? Мораль, это то, что остается от басни, то зачем басня и была написана. Чтобы мы узнали, как делать не надо. А может быть еще и осудили, тех кто поступил не правильно. Мораль осуждает слабость, опрометчивые поступки людей, а потм уже и их самих. И это один из ключевых моментов спектакля - показать, что совершать и принимать эти поступки не страшно! Это нормально. Мы можем простить, помочь и поддержать, вместо того, чтобы осуждать. Но, чтобы это сделать, нужно залезть в шкуру другого, поставить себя на его место. Готовы ли вы к этому?

В спектакле есть моменты, и актеры, которые оставили неизгладимое впечатление. Настолько сильное, что я до сих пор вспоминаю эти моменты, вспоминаю актеров, восхищаюсь их игрой. Ведь только великолепная игра актера может донести до нас всю важность того, что хотел сказать режиссер. И здесь это получилось на сто процентов, или даже на двести.

Я уверена, что этот спектакль надо посмотреть всем. Он заставлять задумать о жизни, о ее восприятии, об отношениях с другими людьми. Он затрагивает большой спектр эмоций, в нашей обычной, человеческой жизни. Позволяет, практически, посмотреть на себя со стороны. Где и когда, мы можем получить такой опыт? Это очень редко, поэтому и очень ценно.

0
Фото Olya Glasova
отзывы:
44
оценок:
45
рейтинг:
5
7

Теперь точно. Вчера меня бессрочно пленила Таганка спектаклем "Мастер и Маргарита". Звезды сошлись - бушующая непогода на улице - потоки воды, поломанные деревья, ветер принудили меня несколько раз переодеться, потому что каждый выход на улицу заставлял промокнуть до нитки. Но не пойти в театр я не могла.
У меня был 13 ряд! Я знаю, многие говорят, что постановка именно этого произведения Булгакова часто сопровождается мистикой, примерно как "Вий" Гоголя. Но мне вся эта мистика была только в кайф!
Мне понравилось очень и очень! Я теперь понимаю, что значит - классическая постановка Любимова - это высокий уровень. Спектакль вышел впервые в 1977 году!!! И до сих пор считается классикой. Это о многом говорит. Сменяются актерские составы, а постановка остается.
Все понятно, параллельные сюжеты о Понтии Пилате и Мастере абсолютно компонуются. Кстати, хочу особенно отметить игру актера, игравшего Понтия Пилата, Ивана Рыжикова. Очень надрывно, убедительно, мощно. Голос мне его очень понравился - мощный и такой... мужской, при этом с четкой дикцией. Если говорить об актерах, еще хорошо выглядел Коровьев в исполнении Тимура Бадалбейли. Один из самых убедительных персонажей - именно Коровьев. А вот Воланд и Маргарита меня слегка смутили. Воланд вообще не имел ничего демонического, такой - "обычный дядя с претензиями на уникальность", а Маргарита... Возможно, я просто представляю ее себе иначе, а здесь эдакая Аксинья из "Тихого Дона"с грудным низким голосом, крепкой фигурой. Мастер рядом с ней выглядит заморышем совсем. Хорошее попадание в Иешуа - актер с такой страдальческой внешностью. В общем и целом хорошо, потому что сильные актеры прикрывали мощью тех, кто был бы должен блистать.
Не первый раз вижу в постановках на Таганке использование большого полотнища, многофункционально работающего почти в течение всего спектакля. И здесь это было к месту и хорошо.
Три часа и десять минут с одним антрактом, я вообще не заметила, как прошло время. На улице закончила бушевать природа, а я вся была во впечатлениях. Так меня пробрало, что потом до 2-х часов ночи заснуть не могла.
Артистов вызывали на "бис", были цветы, в зале не то. чтобы свободных мест не было - приставные стулья ставили!
Ходите в театр, ходите в одиночку и вместе, но лучше все-таки вместе!)

0

Галерея