Премьеры, Драматический |
16+ |
Эдгар Закарян |
25 ноября 2023 |
Как часто мы оглядываемся и понимаем, что под силой воздействия внешних обстоятельств или собственных страхов совершили ошибку, изменившую всю нашу жизнь, и так хочется все исправить... Иногда это возможно...
Пьеса Алексея Арбузова "Мой бедный Марат" в моем восприятии обо всем сразу: о войне, о жизни, о мужестве, о потерях, о встречах, о жертвах, об ошибках, о шансах и о любви. Мне кажется, я бесконечно готова смотреть разные версии постановок по ее мотивам, и очередную, режиссера Эдгара Закаряна, мне выпала удача посмотреть в Театре на Таганке на сцене на Факельном. Многие знали этот камерный театр как "АпАРТе", я успела застать его таковым всего один раз. Могу отметить, что, на мой взгляд, ничего не изменилось - столь же уютно, столь же атмосферно, и столь же мощный спектакль.
Что с первых минут поразило меня в постановке так это излишне быстрая манера прочтения текста, словно звук ускорили в полтора раза. Могло бы показаться, что темп слишком быстрый, но внимание не отвлекали многочисленные декорации, лишний свет, громкие звуки, а потому оно цеплялось за слова, складывая их в объемную картину. По мере развития действия темп становился медленнее, вдумчивее, эмоциональнее. Словно сначала знакомили с историей, небрежно и стремительно происходящими событиями, постепенно погружая зрителя в историю героев, с годами превращающуюся в топкое болото. К тому же, в первые пятнадцать-двадцать минут быстрый темп воспринимается легко, а по мере его замедления уже как-то втягиваешься в сюжет, забывая про темп и будто бы утопая в происходящем. Не знаю, удалось ли мне передать это в тексте, но очень интересный эффект.
Мне очень понравилось, что постановка не перегружена декорациями. Позади сцены расположено окошко, за ним - световое панно с изображением домов, и создается впечатление, что окно действительно выходит на улицу. В то же время, сцена выглядит пустой и темной, угрюмой, бедной и печальной. В первой части мы видим кровать и шкафчик, во второй - стол со стульями, но больше и не нужно. Гораздо большее значение здесь играют детали, например, небольшой сахарок - заветная сладость или посылочка от мамы с фронта, нежели обстановка предполагаемой комнаты. Очень грамотно в спектакле продуманы и костюмы, прекрасно отражающие эпоху и предметы. Очень грамотно выстроены и мизансцены - несмотря на пустоту, сцена не казалась пустой. Все это прекрасно дополнялось светом и музыкальным сопровождением, еще больше усиливающими эмоциональную глубину постановки.
Но более всего я в восторге от актерской работы. Кто читал, тот знает, что пьеса состоит из двух периодов жизни трех человек: сначала мы узнаем об их встрече в войну в совсем юном возрасте, и потом перед нами уже взрослые люди, которые, однако, все еще живут воспоминаниями о тех днях. Максим Михалев, исполнивший роль Марата, Анастасия Лазукина в роли Лики и Иван Лоскутов в роли Леонидика великолепно сыграли героев и в юном возрасте, и в более взрослом. У них получились очень выразительные персонажи, которым веришь, вместе с которыми переживаешь особенно сильно. И это буря эмоций, которая начинается с жалости к детям войны, оставшимся в одиночестве и прибившимся друг к другу, и заканчивая сопереживанием к затянутым в любовный треугольник людям с непростой судьбой, людям полных жертвенности, мечтаний и любви. Я верила, действительно верила, забыв на время, что передо мной актеры на сцене, и да, я плакала в конце!
Несмотря на то, что постановка понятна даже неподготовленному зрителю, для более глубокого впечатления все же рекомендую предварительно прочесть пьесу. Хорошо зная сюжет, здесь можно сосредоточиться на режиссуре, актерской игре и на своих чувствах, возникающих от той или иной сцены спектакля. Выходя из зала, узнала, что расплакалась не одна я. В фойе с другими театралами мы долго обсуждали, спектакль "Мой бедный Марат", перечисляли друг другу понравившиеся режиссерские ходы, и все безоговорочно сошлись на том, что эта постановка в Театре на Таганке очень мощная, проникающая в самое сердце. Браво!
Пьеса Арбузова "Мой бедный Марат" повествует о первой чистой любви, зародившейся зимой 42 года в полуразрушенном доме блокадного Ленинграда, сложных взаимоотношениях трех юных героев Лики, Марата и Леонидика, которые считают себя почти взрослыми. Взросление происходит быстро, когда остаёшься совсем один и тебе необходимо выживать.
Очень тонкую и нежную ткань пьесы в Театр на Таганке слегка распустили, вытянули из неё отдельные нити и вплели новые. Швов не заметно.
Одна из вставок - расширение монолога Леонидика. Леонидик несомненно эрудит, поэтому его рассуждения о том, что ему этот мир абсолютно понятен, и он ищет только покоя и умиротворения, гармонии от слияния с бесконечным и вечным, возможно и воспринимались бы как воспевание свободы духа и одновременного признания своей ничтожности перед мирозданием, но.. Космичность провозглашаемого рассыпается от манеры подачи: режиссёр Эдгар Закарян или сам актёр Иван Лоскутов выбрали для образа Леонидика такую фишку как шепелявость. Видимо это было желание показать несуразность и детскость героя. Но поступки, как у большинства сверстников тех лет, серьёзные. Леонидик, как и Марат, как только достигает призывного возраста, отправляется сражаться на фронт.
Самое существенное изменение - вырезанный из оригинала пьесы фрагмент о ранении Леонидика, в результате которого он теряет руку и становится инвалидом. Это то обстоятельство, которое приводит его к окончательному выбору профессии - литературному труду, и, как мне кажется, является основополагающим при принятии решения Лики и Марата, о том с кем быть Лике в этом любовном треугольнике после войны.
Слова Леонидика:"Без тебя я пропаду", - не могут быть оставлены без внимания. Чувства и жалости, жертвенности и порядочности слишком велики у отзывчивостивлюблённых друг в друга Лики и Марата. А потому, Лика выбирает неустроенного Леонидика, а Марат уходит. При отсутствии ранения палитра причин такого выбора в спектакле заметно сокращена. Но это:"Я без тебя пропаду, " - остаётся главным стимулом сюжета.
Лишь в последней картине Леонидик избавляется от шепелявости. Логично: капризный говорливый ребёнок, каким он предстаёт в предыдущих сценах, не может принимать мужские решения. Ребёнка больше нет, есть серьёзный взрослый человек, которому тоже свойственна отзывчивость и понимание, что необходимо не только плыть по течению, держась за спасательный круг в виде Лики, и потихоньку топя её, но и самому выбраться из воды, чтобы построить в своей жизни что-то новое.
Сразу после просмотра, основным для меня было: пьесу невозможно осовременить, потому что, то было поколение с совсем другими идеалами. Как в сне Марата: на другом берегу наше прошлое, а на этом настоящее. И моста между ними нет. Вернуться назад невозможно. Вот только очень хотелось бы, чтобы, глядя в поток, видеть не мутную воду, а чистое течение, и перспективу, куда есть желание идти. К звездам, к свету. Кто тебя выдумал, звёздная страна?..