Притча о человеческой природе в исполнении Патриции Аркетт, изображающей чересчур волосатую женщину, Тима Роббинса в роли профессора, считающего, что из обезьяны можно сделать джентльмена, и Риса Иванса в гриме натурального примата.
Трагикомедия |
16+ |
Мишель Гондри |
18 мая 2001 |
1 час 36 минут |
bacfilms.com |
Биолог Натан Брофман (Роббинс) привозит из леса выросшего среди обезьян Паффа (Айфанс) - и довольно быстро превращает его из почесывающегося полупримата в гладко выбритого джентльмена, рассуждающего о Бойсе и Дюшане. Но подруга Натана Лайла (Аркетт) считает, что Паффу нужно вернуться обратно в пампасы - против природы не попрешь. Лайла знает, о чем говорит: совсем недавно она была таким же, как Пафф, биологическим феноменом - чудным существом, покрытым шелковистой шерстью, названой сестрой волосатого человека Адриана Евтихеева, который, если кто помнит, красовался в учебнике биологии аккурат между "хвостатым мальчиком" и совсем уж запредельной "многососковостью". А когда на битву естества и научного расчета накладываются любовные интриги, то дело принимает совсем уж странный оборот.
В оригинале название картины звучит с точностью до наоборот: "Человеческая природа". Но разницы большой нет - в фильме Гондри (постановщика большинства самых известных клипов Бьорк) и сценариста Чарли Кауфмана (написавшего "Быть Джоном Малковичем") природа и цивилизация показаны в равной степени насмешливо и пренебрежительно: что называется, обе хуже. Пожалуй, именно этот насмешливый нигилизм хоронит любопытный замысел. Фильм (как, впрочем, в свое время и "Малкович") начинает казаться анекдотом-переростком, который длится чуть дольше чем следовало бы. Даже безупречная Аркетт, страдающая повышенной лохматостью и в ярмарочном балагане изображающая Квин-Конга, не способна сплотить его разрозненные гэги в нечто удобоваримо цельное. Вместо экологической сатиры, притчи о зове природы или просто забавной комедии выходит форменная неведомая зверушка. Перефразируя Венедикта Ерофеева - "Чарльз Дарвин, пляшущий матаню".
Первый фильм Гондри, снят по сценарию Чарли Кауфмана. Положительный Маугли/Шариков (которому, правда, никак не удается усмирить некоторые инстинкты), отрицательный Преображенский и мохнатая Патриция Аркетт дискуссионно раскрывают тему звериности/человечности цивилизации/природы.
Ростки будущего стиля Гондри явно различимы, но здесь восторгов еще не вызывают. Кауфман, впрочем, тоже.