Рой и Френк — артистичные мошенники, работающие слаженным дуэтом в самых разных жанрах, — от надувательства доверчивых пенсионеров до аферы с лотерейными билетами. Однако в тот момент, когда парочка жуликов планирует очередную аферу, с Роем случается непредвиденное — исчезает его психоаналитик. И невротичный мошенник, страдающий агарофобией и синдромом чистых рук, начинает сходить с ума. Чтобы привести его в чувство, новый психоаналитик советует Рою наладить отношения с дочерью, которую тот не видел, кажется, с ее рождения. Однако девушка только подливает масла в огонь, предложив отцу научить ее всем приемам мошенничества.
Комедия, Криминальный |
14+ |
Ридли Скотт |
1 сентября 2003 |
1 час 56 минут |
Жулики Рой (Кейдж) и Фрэнк (Рокуэлл) готовятся к крупному делу, когда Рой, неврастеник, страдающий многочисленными фобиями, впервые встречается со своей 14-летней дочерью Анжелой (Ломан). Они постепенно находят общий язык, у девочки внезапно тоже обнаруживается криминальный талант, час икс приближается — но в финале, как и полагается в фильмах про аферы, все перевернется с ног на голову.
От тяжеловеса Скотта меньше всего ждешь «Великолепной аферы». Никаких панорам, армий, крови и пота: камерное, психологическое, маленькое кино. То ли комедия — но без взрывов хохота, то ли драма — но без уныния, то ли триллер — но, в общем-то, без саспенса. И надо сказать, съемки такого фильма в перерыве между «Черным ястребом» и грядущим военным эпосом «Триполи» — ход почему-то очень привлекательный. Кейдж, которого в последнее время принято не любить, довольно забавно изображает нервный тик и патологическую любовь к чистоте. Рокуэлл в меру порочен; Ломан в меру невинна. Сама афера вышла так себе: финал предсказуем уже в середине, концы с концами сходятся не везде. И фильм слегка разочаровывает во время просмотра. Но послевкусие оставляет правильное. Просто «Афера» — не про то, на что настраивают сюжет в пересказе и бодрое название: не про то, как вор у вора дубинку украл и так далее. На самом деле Скотт отвлекся от своих армий и панорам и сменил общий план на крупный, чтобы с изрядной долей меланхолии посмотреть на вполне заурядных людей — и обнаружить в себе куда больше нежности, чем можно было представить. «Великолепная афера» — про то, что хороший человек всегда остается в дураках. А злодеи — такие же хорошие люди, только чуть более веселые. И в этом смысле предсказуемость сюжета роли не играет. Всегда — значит всегда