Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Тупик

Cul-de-sac, Великобритания, 1966
Преступники скрываются в доме у чудаковатого художника и его жены

Плохо спаренные молодожены (Плезенс и Дорлеак) поселились на пустынном острове в замке, где Вальтер Скотт написал «Роб Роя», чтобы скрыться от света, а оказались заложниками двух пожилых непутевых гангстеров (Стэндер и МакГоуран); теперь все, переругиваясь и кровоточа, ждут у моря погоды.

  • Тупик – афиша
  • Тупик – аф�иша
  • Тупик – афиша
Триллер
Роман Полански
1 февраля 1966
1 час 52 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Романа Полански

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1042
1 мая 2006

Плохо спаренные молодожены (Плезенс и Дорлеак) поселились на пустынном острове в замке, где Вальтер Скотт написал «Роб Роя», чтобы скрыться от света, а оказались заложниками двух пожилых непутевых гангстеров (Стэндер и МакГоуран); ­теперь все, переругиваясь и кровоточа, ждут у моря погоды.

Когда лысый муж, по прихоти жены напяливший ее комбинацию, помога­ет перенести из машины раненого гангстера, тот на минуту очухивается, смотрит на размалеванное лицо Дональда Плезенса в фате и, узнавая, со смесью надежды и отвращения стонет: «Дорис!» Второй английский фильм Поланского полон таких маленьких недобрых ироний; он только из них и состоит. Тут нет ни переломных событий, ни строгой линейной драмы, но от злой шутки к злой шутке, от перебранки к нервному срыву Поланский с потрясающей самоуверенностью гонит действие к неизбежной развязке. Одной из ироний стало то, что сам фильм, окаймленный более броскими «Отвращением» (1965) и «Ребенком Розмари» (1968), как бы провалился в щель во времени. Но если он и не канонизирован, то только по вине собственной намеренной «незначительности» и уникальности ­тона, в котором сарказм, достигнув крайней точки, парадоксально оборачивается состраданием — и наоборот. Не поняв еще больше, чем обычно, как относиться к высказыванию Поланского, история сделала вид, что его вообще нет.

2
0

Отзывы

7
NOW RU
80 отзывов, 92 оценки, рейтинг 20
17 сентября 2013

Двое преступников, Дики и Элби, после неудачного дела, оказываются в ловушке. Они застревают в сломанном автомобиле посреди водного пространства, окружающего, находящийся на полуострове одинокий особняк. Оба бандита ранены и Дики ничего не остается, кроме как оставить своего истекающего кровью товарища в машине, и попробовать попытать счастья с хозяевами. Что ему с успехом и удается — карикатурная супружеская пара, капризная и своенравная Тереза и бесхарактерный Джордж, влюбленный в нее по уши, оказываются легкой мишенью для манипуляций. Но когда к ним в гости приезжают друзья, Дики приходится разыгрывать из себя прислугу до тех пор, пока не приедет его босс. Ситуация переворачивается с ног на голову, а отношения героев, каждый из которых пытается гнуть свою линию, накаляются до предела.

Один из главных свободных художников кинематографа второй половины двадцатого века, Роман Полански — фигура сама по себе такая же необычная и своеобразная, как и его фильмы. И «Тупик», снятый им в 1966 году, до сих пор считается как режиссером, так и его поклонниками, фильмом, наиболее показательно отражающим основные мотивы в его творчестве. «Тупик» замыкает трилогию отчуждения, начатую «Ножом в воде» и продолженную Поланским в «Отвращение». Снова его герои оказываются в замкнутом пространстве, эмоциональном «тупике», создающим все условия для раскрытия и исследования их личности и внутренних мотивов их поведения. Грубый, но прямой и честный Дики сталкивается с мягким как тесто Джорджем и манипуляторшей Терезой в фактически нерешаемом конфликте интересов, провоцирующем между ними бесконечные противоречия. А сам Поланский, будто опытный ученый-исследователь, наблюдает за своими героями через камеру, как через лабораторное стекло, постоянно подкидывая им новый материал для выяснения отношений, попутно раскрывая перед зрителем характер каждого из них. «Тупик» и действительно обладает почти всеми из привычных атрибутов, свойственных фильмам постановщика. Изрядные порции черного юмора чередуются с непредсказуемостью сюжета и фирменными для Поланского психологическими изысками. Также свойственная ему абсурдность ситуаций в «Тупике», по сравнению с другими его фильмами, достигает максимума — особенно, когда, Дики приходится разыгрывать из себя гувернера перед неожиданными гостями. По сути своей, «Тупик» объединяет в себе практически все жанры и мотивы, к которым Поланский обращался за свою долгую и насыщенную карьеру. Тут и комедия положений («Что?»), и детектив («Китайский квартал»), и криминальная драма («Неукротимый»), не говоря уже о самом иронически-драматическом настрое картины и узнаваемых в своей характерности персонажей. Возможно, если говорить об интересности просмотра «Тупика» с чисто зрительской стороны, перечисленные фильмы стоят и большего внимания, как жанровые и более цельные. Но, с точки зрения самого постановщика и контекста его творчества в целом, «Тупик» переоценить невозможно. Картина, важная для самого Поланского, стоит у истоков его карьеры в кино, а значит имеет огромную ценность прежде всего именно для него, а значит и для тех, кто его ценит — настоящих, преданных зрителей.

1
0
7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
21 марта 2012

Неудачливые грабители пытаются скрыться от погони, заехав в совершенно случайно подвернувшийся поворот и въезжают в стоящую неподалеку от дома автомашину. Дело в том, что они ранены и более легко отделавшийся Джордж (Дональд Плизанс) отправляется в шикарную усадьбу, чтобы сориентироваться на местности и понять, что делать дальше, оставив тяжело раненного напарника Альби (Джек МакГоурен) в машине. Неподалеку на песке загорает красотка Тереза (Франсуаза Дорлеак – старшая сестра Катрин Денев) вместе со своим любовником Сесилом (Уильям Франклин), пока муж катается на паруснике. Тереза – нимфоманка, но Джорджу на это наплевать, ему нужно только дозвониться до своего заказчика, чтобы тот помог им выбраться. Так жизнь группы людей меняется довольно непредсказуемым образом – в один момент Джордж вынужден играть роль батлера, чтобы приехавшие гости не догадались, кто он есть на самом деле.

Известно, что для того, чтобы снять этот фильм, идею которого Полански вынашивал долгое время, ему пришлось снять в Британии ради денег фильм «Отвращение». Вообще-то, там была еще одна картина, несколько иного плана, более близкая к «Тупику» - черная комедия про американского дантиста, который ездит по Европе в поисках идеальной жены, так как его землячки ему надоели, однако сценарий купили на одной из американской студии, да и отправили в архив.

Фильм полон интересных персонажных и поведенческих инверсий как социального, так и сексуального характера. Казалось бы, Джордж – бандит и вероломный грабитель – должен брать под контроль весь этот замок, но на деле оказывается вовлечен странными хозяевами поместья в какую-то странную игру, жертвой которой становится он сам. С другой стороны – забавно как жена нимфетка пытается переспать со всеми, кто попадается ей на глаза, за исключением собственного мужа. Даже когда тот, казалось бы, делает то, что должно поднять его статус как самца, она все равно выбирает любовника.

За этой довольно забавной комедией положений, как можно поверхностно попробовать, но без особой надежды на успех, охарактеризовать фильм, скрываются весьма серьезные и тонкие аллюзии на более глубокие и важные вещи – от форм Беккета и Ионеску до сартровского экзистенционализма. Впрочем, более интересно сравнить персонажи двух сестер – Катрин Денев и Франсуазы Дорлеак, являющиеся прямыми противоположностями. Тогда как Карол из «Отвращения» страдает от ужаса перед проявлениями сексуальности в душном городе, Тереза наслаждается оным на лоне редконаселенной сельской местности. Причем Франсуазу взяли на главную роль в последний момент, так как снимать было некого, и даже ради этого немного поправили сценарий (изначально Тереза не была француженкой).

Вполне возможно, «Тупик» является самым оригинальным в и не без того разнообразном творчестве фильмом Полански, полным здорового абсурда, зачатки которого назревали еще во времена его работы в Польше, но только в Британии набрались достаточного уровня мастерства и зрелости. Кроме того, фильм сделан исключительно здорово в плане изобретательности использования натурных съемок – столь изящно, богато и подробно в то время не многим это удавалось. Иными словами, когда Полански говорит, что это его самый любимый фильм и он хотел бы снимать только такое кино, его можно, в принципе, понять.

1
0
9
Just_K
12 отзывов, 13 оценок, рейтинг 8
2 марта 2010

На первый взгляд, британец Джордж смог реализовать свою мечту — поселиться с молодой женой Терезой в средневековом особняке на побережье и услаждать свой духовный мир тем, что когда-то здесь жил и творил Вальтер Скотт.

Однако, вглядываясь в несчастное лицо Джорджа, начинаешь понимать, что не все так безоблачно. Уединение не приносит радости, жена, похоже, изменяет ему с одним из приезжающих гостей. Случаются и кратковременные проблески веселья — например, милейшая сцена с переодеванием, но в целом их совместная жизнь омрачается непониманием.

Неизвестно, сколько продлилось бы это вялое плавание по жизни, если бы не внезапное появление двух бандитов, которые, к слову сказать, настойчиво ассоциируются у меня с «джентльменами удачи» — то ли из-за их поведения, то ли из-за русского дубляжа с характерным голосом. Один из них (Ричард) начинает терроризировать семейную пару, в то время как его напарник медленно загибается от полученных «профессиональных» ран.

Бытовые передряги — если, конечно, можно так назвать вмешательство гангстеров в частную жизнь семейной пары, накладываются на внутренние метания главного героя. Недомолвки с женой усиливаются, когда она начинает испытывать странные чувства к Ричарду и по-детски добивается его внимания -этот «стокгольмский синдром» в сочетании с природной изменчивости Терезы впоследствии сыграют злую шутку.

Актеры максимально входят в роль. Прекрасен Дональд Плезенс в роли измученного интеллигента-подкаблучника с загадочным прошлым (в фильме несколько раз упоминается некая Агнес, которая, видимо, как-то связана с женитьбой Джорджа и его переселением на остров). Отлично справляется с ролью нервно-инфантильной француженки Франсуаза Дорлеак (сестра Катрин Денев, трагически погибшая вскоре после съемки «Тупика»). Очарователен Лайонел Стэндер в образе бандита с грубыми замашками и неуловимым флером благородства.

Абсурдность происходящего к концу фильма достигает своего апогея. Пелена ненормальности укутывает всех героев, а вместе с ними и зрителей. В тупик попадают и Джордж, поневоле ставший убийцей, и запутавшаяся в собственных желаниях Тереза. «Тупые ослы!» — успевает выкрикнуть перед смертью Ричард. И в чем-то он, признаться, прав. Чрезмерная сосредоточенность на своих переживаниях и слепота по отношению к ближнему делает человека заложником ситуации. Прилив отрезал героев от «нормального» мира, а их дальнейшее поведение исключило малейшую возможность благоприятного исхода.

Полянскому удалось мастерски передать атмосферу безысходности, стремительно вырастающую из невозможности бандитов покинуть остров и неспособности супругов договориться. Все его фильмы по-своему интересны, но эту картину сам режиссер относит к числу своих любимых. И не случайно «Тупик» — коктейль, составленный из психологического саспенса в духе Хичкока (между прочим, любимого режиссера Полянского) и бунюэлевского абсурда — получил в 1966 году «Золотого медведя» — главный приз Берлинского фестиваля.

1
0
7
17x17
258 отзывов, 293 оценки, рейтинг 169
24 июня 2008

Джордж, Тереза

Уставший американский бизнесмен-буржуа Джордж (Donald Pleasence) со своей молодой сексапильной женой француженкой Терезой (Francoise Dorleac) уединяются на необитаемом острове (подобрано отличное название Holy Island) где-то в Шотландии в надежде обрести покой.
Сам остров весьма с необычной историей - когда-то на нем жил и писал свом романы сам сэр Вальтер Скотт. Попасть на него можно только в часы отлива - и, надо же, именно так на него и попадают два раненых бандита Ричард и Альфи, пытающиеся скрыться от полиции в результате неудавшегося ограбления банка.
Вскоре от полученных ранений Альфи умирает, и на острове остаются трое человек, которые устанавливают между собой весьма странные отношения.

Ричард, Джордж, Тереза

Таким образом в замкнутом пространстве имеется столкновение двух сословий - высшего и низшего.

Интеллект Vs Сила, Толерантность Vs Брутальность.

Субтильный Джордж совершенно не может оказать никакого сопротивления Ричарду, чем еще больше разочаровывает и так разочарованную в нем Терезу.
Тереза хитрее и кажется даже сильнее, но она тоже боится Ричарда, который похоже чувствует себя в замке полным хозяином.

Ричард, Тереза, Джордж

А вскоре на остров приезжают странные друзья Джорджа, перед которыми приходится разыгрывать комедию, в которой брутальному Ричарду отведена роль слуги. А ещё у одного из друзей в машине есть ружье, которое, как известно, обязательно должно выстрелить...

1
0

Подборки Афиши
Все