На задворках России молодой ветеринар Егор (Степан Девонин) живет в пристройке рядом с тренировочной станцией для охотничьих собак. С собаками он находит общий язык быстрее, чем с людьми, но это не означает, что Егор не хочет стать своим для семьи ворчливого хозяина станции Николая Ивановича (Дмитрий Поднозов): его жены (Екатерина Васильева), дочери (Яна Сексте) и внука (Витя Оводков). Вслед за «Комбинатом «Надежда» Наталия Мещанинова снова погружает нас в гиперреалистическое пространство, снятое как будто бы без кожи. «Сердце мира» — очень тактильное кино, игровое, но с приемами из документального (что не удивительно, Мещанинова начинала как документалист). Это путешествие не в сердце мира, а в сердце главного героя, который сначала весь в себе, а потом потихоньку начинает снимать свой хитиновый покров — и все это на фоне невероятной фактуры и живности: лисы, барсуки, цыплята. Егору придется нелегко с людьми: у него, как и у мальчика из сербского фильма «Ничье дитя», сердце зверя. А известно: тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком (и Егор как никто другой близок к этому). Но тот, кто находит в себе силы остаться человеком, тоже может получить от мира сторицей. Победитель «Кинотавра-2018».
Драма |
18+ |
Наталия Мещанинова |
9 июня 2018 |
27 сентября 2018 |
2 часа 4 минуты |
В лесном хозяйстве на притравочной станции, где охотничьих собак можно испытать в охоте на лис, живет такой парень Егор (Степан Девонин). Он за кров помогает хозяину станции Николаю Николаевичу (Дмитрий Поднозов) и его семье всячески следить за животными: может и раны залечить, и лис покормить, и прибраться. Да и людям он ни в чем не отказывает, что в итоге оборачивается против него самого. Он отзывчив даже к группе молодых защитников прав диких животных, которые ополчились на их станцию. Судя по звонку и разговору о матери, в штыки он воспринимает только свою прошлую жизнь, от которой сюда сбежал. Но по правилам драматургии на притравочной станции вскоре жизнь заставит безобидного Егора ощетиниться и показать звериный оскал.
После болезненного и нецензурного игрового дебюта «Комбинат «Надежда» новый фильм Наталии Мещаниновой может показаться сглаженным по всем углам кино с собачками. Вместо рвущихся персонажей, за которых ранее цеплялся документальный глаз Мещаниновой, теперь она отдает предпочтение менее явным героям, чей взгляд будто бы направлен куда-то внутрь, оттого его сложнее выразить. В Школе документального кино Марины Разбежкиной, откуда изначально вышла Мещанинова, есть такое хитрое упражнение — снять кино про «скучного человека». Скучного не потому, что он неинтересный, а потому, что он не очевидный герой, но если копнуть, то у всех течет своя драматургия. Вот Егор из «Сердца мира» — именно такой герой. Степан Девонин («Шапито-шоу») его ненавязчиво воплотил, за что получил персональную награду на «Кинотавре» за лучшую мужскую роль.
Простой на первый взгляд фильм Мещаниновой на самом деле любопытно устроен. В нем есть несколько слоев, через которые эхом друг от друга передается чувство несправедливости, словно по кругам на воде (фильм начинается с касания водной глади). Есть животный мир, где подрали собаку, а неприспособленные лисы не могут выжить в дикой природе. Есть суровый глава базы, который по-хозяйски снисходителен к Егору и всегда может обидеть. Есть его семейный круг, где жена (Екатерина Васильева) срывается от запоев мужа, а дочь (Яна Сексте) — от своего одиночества. Есть группа защитников животных, которые тут выступают фактически антигероями. И, наконец, есть сам Егор, у которого давно сердце не на месте и нет своего дома, поэтому каждый толчок в его сторону отзывается еще больнее. Это фильм про тонкие мембраны между этими мирами. И режиссер, как эхолокатор, прислушивается к этой системе, чтобы услышать стук того самого сердца мира. Мира как спокойствия, что дало столь высокопарное название фильму.
Сон — единственное успокоение, которое может себе позволить Егор. Неслучайно он так часто спит в фильме (в обнимку с собаками или козлятами). Несмотря на то что Мещанинова по-прежнему удивительно точна и документальна в передаче фактуры, местами сама природа выталкивает фильм куда-то в другие измерения то ли сна, то ли мифа, переплетая людей и зверей, словно в сказочном лесу. В финале волшебный снег будто бы припорашивает столь ритуальную метафору о том, что человек, как и зверь, все-таки может найти пристанище и прощение. Ранее в такой поэтичности концовок данный автор, кажется, замечен не был.
Даже в популярной «Аритмии», сценарий к которой писала Мещанинова, концовка производила более разительный документальный эффект. «Сердце мира» на него совсем не похоже, хотя тоже создавалось при участии Бориса Хлебникова, но вряд ли фильм так же бомбанет и станет «Аритмией» этого года. Он более замкнутый в себе и не такой мелодраматический. Он скорее похож на другое кино по сценарию Мещаниновой — «Войну Анны» Алексея Федорченко, где тоже тщательно выстраивается сновидческий микромир с крысами, кошками, утятами и собаками. Мещанинова теперь предъявляет запертых в себе героев, которые живут в своих каморках или конурах, пока где-то идет война, умирают родные, рушится прошлое. Но в этих капсулах жить хоть и, казалось бы, безопаснее, но гораздо трагичнее и даже страшнее. Наверное, именно такое кино более адекватно времени и говорит что-то важное про нас сейчас. Если это и шаг назад, то это капитуляция перед милосердием самой жизни. Если это и кризисный фильм, то это кризис человека, который ненадолго уснул от болеутоляющего, но его еще не усыпили навсегда.
Приходилось наслышаться немало жутких рассказов об этих самых тренировочных станциях для собак, потому шли на фильм с легкой опаской. Однако спешу заявить, что «Сердце мира» - это то кино, которое необходимо посмотреть каждому взрослому зрителю. Здесь нет глупых шуток, перестрелок или погонь. Данный рассказывает о том, как выковывается характер и что порой животные гораздо ближе к нам, нежели иные люди. Очень было непросто наблюдать за тем, как разворачивается история главного героя. На сеансе меня одолевали самые разные эмоции. И это очень хорошо. «Сердце мира» дарит нам пищу для мозгов и растопит даже самое черствое сердце.
О любви. Режиссёр пытается чуть "встряхнуть" зрителя, и дать возможность задуматься о том, что для нас заключается в слове "Любовь". Какая она: любовь к ребёнку, непредсказуемо-шаловливому. К отцу, который может раз в два года выпить, но только ты знаешь как ему помочь и занести в дом. О любви между мужчиной и женщиной, чувственности прикосновений к телу и постижения физического единения, от которого ощущается тепло желания. Об уважительном отношении к животным, которые не на бумаге - братья наши меньшие, способные согреть в холодном лесу, а уход которых - глубоко лично переживаешь. Об отношении к людям вокруг тебя, и о том как важна семья и обретение душевного и физического равновесия в мире. Фильм не изменит вашу жизнь, но сделает ее осмысленнее и вас чуть чуть добрее.
Атмосфера фильма «Сердце мира» - серо-мрачная с вкраплениями очень светлого зеленого цвета (действие происходит посреди девственного леса), что на мой взгляд помогает глубже погрузится в происходящее. Глубинка при этом выглядит невероятно живописно, от ее видов захватывает дух. Камера медленно блуждает с камня на воду, лодка бежит по течению дикой речки, лиса крутится в клетке. Здесь большое количество по-настоящему красивых кадров, словно застывшие фотографии. Я получила эстетическое удовольствие от работы оператора и выбора места съемок.
Несмотря на ощущение безысходности и тоски, вероятно, так и задуманное режиссером-женщиной, здесь нет откровенного насилия, злобы и чернухи. Как, например, бывает у моего любимого Балабанова. Наоборот, всевозможные зверушки разбавляют атмосферу ленты своим непосредственным поведением.
Некоторые фильмы особо не ждешь, а они берут и выстреливают. Пример тому «Сердце мира», прекрасная драма о том, как важно оставаться человеком даже вдали от больших городов, где основу «общества» составляют барсуки, лисицы, собаки и медведи. Фильм вышел неописуемо красивым и пронзительным. Режиссер заставила нас на себе прочувствовать, каково это следить за животными и готовить их к охоте. Но и без человеческих чувств здесь тоже не обходится, ведь романтике место всегда найдется. Так что смотрим, удивляемся, переживаем и обсуждаем