Ким Ки-Дук не перестает удивлять. Фильм нужно смотреть обязательно, так как этот фильм, как и другие картины режиссера переполнены житейской мудростью. Когда начинаешь анализировать фильм, встаешь на место героев и пытаешься понять, как бы я поступил на их месте в данной ситуации. Находишь интересные аналогии, например мне очень понравилось (возможно мое личное) сопоставление судеб главной героини фильма - проститутки и золотой рыбки, которая мелькает на экране в ключевые моменты. Находя такие аналогии понимаешь, что много что осталось незамеченным, и поэтому фильм нужно пересматривать через какой-то интервал времени. Первоначальное впечатление, что Ким Ки-Дук черезчур идеализирует образ проститутки, но продумав различные варианты создания образа, понимаешь, что в фильмах Ким Ки-Дука, как и в дзене, уже все находится на своих местах и ничего нельзя ни выкинуть, ни добавить.
не совсем понятный мне как европейскому зрителю сюжет. девушка, работающая проституткой, так страдает из-за своего занятия, а ведь ей всего 23 года - можно и новую профессию освоить, да и низкоквалифицированной работы в прибережном городишке хватает - и паспорт у нее никто не отбирал. если не отвлекаться на поиск причин, побудивших девушку к проституции (хоть это и мешает сочувствовать героине), то это история о завоевании любви и уважения. прежде всего у предвзятой дочери хозяйки отеля. ненависть к проститутке у нее сменяется любовью так постепенно, что сложно выделить, что же конкретно повлияло на столь разительные перемены. а уж что побудило дочь хозяйки заменить новоявленную подругу на боевом посту, это для меня и вовсе не понятно. хотя, возможно, все намного проще: Ким Ки Дук просто хотел сказать, что проститутки - тоже люди.
Этот фильм является, на самом деле, не менее ключевым для творчества Ки Дука, чем тот же «Плохой парень» или «Остров». Если последний принес ему всемирную славу, почет и пристальное внимание, то «Отель Птичья клетка» стал тем «розеттским камнем» творчества, от которого можно отталкиваться в изучении лент его более поздних периодов. Тут практически нет никакого насилия, зато есть все обязательные режиссерские темы от молчаливого героя/героини до проституции, плюс откровенная метафоричность происходящего в фильме, позволяющая проецировать социальные отношения в межличностном макрокосме ленты на всеобщие тенденции пусть и национального масштаба.
В небольшой отель под названием «Птичья клетка» приходит жить, а точней – работать молодая, красивая и, наверное, талантливая девушка. Впрочем, таланты, которые она надеется развить в отношении художественного творчества, остаются невостребованными. Что нужно обществу от нее – так это ее тело, которое, признаться, того заслуживает. Да она вроде и не против. С одной стороны ей не привыкать – ее бывший муж-бандит поощрял именно эту сторону ее профессиональной деятельности, при случае и без оного колошматя ее как следует и отнимая деньги. С другой – очевидно ей и самой нравится этот процесс.
Довольно быстро становится понятно, что фильм – о ханжестве. Маленький семейный незаконный бордель живет по своим, в том числе и моральным принципам. Клиентов для девушки находят быстро, но при этом по утрам заниматься «этим» не смей – смущаешь детей, которых у мамы и молчаливого папы целых двое. Младший сын, который мечтает стать фотографом, но при этом не прочь подслушать происходящее в комнате новой работницы и переспать с ней сам. И не очень красивая более старшая сестра, которая вроде бы и встречается с каким-то парнем, но при этом со злостью стесняется всего – от собственного дома, куда нельзя привести своего жениха, до собственного тела. В один момент все ее негативные эмоции сходятся на соседке-проститутке, которая символически виновата за детство, в котором друзей нельзя привести в свой дом, с другой – чудесная красавица, напропалую пользующаяся собственным телом. Естественно, как это бывает всегда у Ки Дука, все оборачивается совсем другими эмоциями.
С одной стороны, это еще одна интерпретация «Теоремы» Пазолини. С другой – в картине звучит довольно ясно тема, которая будет раскрыта 10 лет спустя другим режиссером, но по сценарию Ки Дука – «Красавица», где достаточно прямолинейно повествуется о проблеме трагической женской красоты. С третьей – «Отель Птичья клетка» однозначно социальный фильм, в котором не обвиняется или высмеивается, а просто иллюстрируется проблема, когда проституция – это, вопреки законодательству, норма общественного уклада, идущая в разрез с попытками отгородиться от низости и пошлости данного института услуг. Проще говоря, фильм о том, что на елку влезть и остаться при этом в штанах для простой человеческой психики – задача не из легких. Проще быть честным с собой, как бы низко в социальных слоях ты не витал. Опять же, золотую рыбку из стеклянной клетки всегда потом можно выпустить в море.