После «Елены» Андрей Звягинцев продолжает разбираться в особенностях мироустройства, синтезируя из не самой приятной социальной динамики проницательную интерпретацию современной российской политической повестки. Главный герой Николай живет с семьей в доме с отличным видом на море. Идиллию портит местный мэр, решивший аннексировать эти земли под свои нужды. Борьба чиновника и просветленного работяги обрастает криминальными разборками, разбитыми сердцами, библейскими аллюзиями и вечными трагедиями, из которых на безупречно снятый Кричманом север под музыку Гласса вылезает страшный русский Левиафан.
Драма |
18+ |
Андрей Звягинцев |
23 мая 2014 |
5 февраля 2015 |
2 часа 21 минута |
В северном городке на берегу моря автослесарь Сергеев (Серебряков), живущий с женой (Лядова) и сыном-подростком от первого брака, пытается бороться с коррумпированным мэром (Мадянов) — тому зачем-то понадобилась земля, на которой стоит сергеевский дом. Помогать слесарю из Москвы приезжает его армейский друг-адвокат (Вдовиченков), у которого есть на мэра некий компромат.
Благодаря нюансам современной дистрибуции видеоконтента «Левиафан» выходит на широкий экран не до, а после того, как его битый месяц обсуждали все, от министра до возмущенных доярок, — редкая, завидная судьба. Неоднократно и подробно высказались не только создатели фильма, но и его герои, включая, собственно, заглавного. Как известно уже лет сто, произведение искусства существует не в вакууме — в зависимости от контекста оно может терять какие-то свойства или приобретать новые, живя и развиваясь до тех пор, пока на него смотрят. Проект «Левиафан» за январь 2015 года стал гораздо больше и, по правде говоря, интереснее, чем фильм «Левиафан».
Несмотря на свой тяжеловесный символизм, «Левиафан» внезапно и, вероятно, к удивлению авторов, оказался идеальным фильмом для России эпохи троллинга. Страна, где троллинг стал основой сперва внутренней, а потом и внешней политики, отчаянно нуждается в высказываниях, от которых можно отталкиваться. Полемических и в идеале открытых для интерпретаций. Сомнительный опрос. Неосторожное интервью. Не там устроенный концерт. Главное, чтобы у общества была возможность откомментировать, а потом откомментировать комментарии и мягко погрузиться в изматывающий, ни к чему не ведущий спор. Чем более общо и «универсально» была изначально сформулирована проблема, тем проще людям, которые придут ее технично забалтывать.
И вот появляется Андрей Звягинцев, который иначе формулировать не хочет и, кажется, не умеет. Он говорит о конкретных, приземленных и болезненных вещах: о безнадежности провинциальной жизни, о коррупционном альянсе власти и церкви, об алкогольном ступоре, в котором пребывают избиратели и прихожане. Но смотрит на Россию-2014 через призму вечности, как он, и не только он, ее понимает: Книга Иова, Филипп Гласс, могучие волны бьются о берег, на котором валяются огромные обглоданные каркасы метафор. Это консервативный, позавчерашний киноязык, который именно в силу своей тривиальности, укорененности в пыльной традиции влет считывается в любой точке земного шара. Ровно так в приличных домах хоть Москвы, хоть Каира, хоть Лос-Анджелеса глубоко взрослые люди представляют себе усредненно-европейское приличное кино. Сравните с тем, что сделали с той же Книгой Иова несколько лет назад братья Коэн.
Занятно, что ура-патриоты вменяют Звягинцеву в вину некое очернение российской действительности, в то время как режиссер последовательно, фильм за фильмом занимается обратным — поэтическим приукрашиванием местного быта, переводом его на артхаусное эсперанто. В первых двух работах Звягинцева стремление воспарить над географией принимало почти комические формы. В «Левиафане» автор сознательно старается зацепиться за отечественные реалии, но редко продвигается дальше икон на торпедо и «Владимирского централа». Потому что он остается чистоплюем, он рассказывает историю про кровь, сперму и блевотину, но, вообще-то (и его можно понять!), не хочет ничего этого видеть. Как только пахнет жареным, камера элегантно отъезжает или вовсе прикрывает глаза и переключается на красивую актрису Лядову в шейном платочке.
Гражданская солидарность велит верить этому фильму — вероятно, благонамеренному и, как выяснилось, по нынешним временам довольно смелому (еще недавно никому не приходило в голову награждать за храбрость картины Бориса Хлебникова или Алексея Мизгирева, не говоря уж про Балабанова). Но единственному, кажется, кому в нем безоговорочно веришь, — второстепенной героине Анны Уколовой, живому человеку среди актеров, понуро обменивающихся корявыми, сериального качества репликами, которые, как слишком многие могли убедиться, сильно выигрывают в переводе. В «Левиафане» есть концепция, но в нем нет сердца — и вопрос, почему герои поступают так, а не иначе, быстро теряет смысл; они делают так, как нужно Звягинцеву, они иллюстрируют его тезисы — кроме фигуры режиссера, в фильме просто никого нет. А режиссер не дает собственным персонажам задышать, потому что бездыханные — порой в прямом смысле — они лучше встраиваются в его масштабное полотно с величественными пейзажами и тщательно пережеванными идеями. В фильм, где подросткам приходится жечь костры непременно на руинах старой церкви, где образ свинства проиллюстрирован свиньями, где рожи чиновников укоризненно смонтированы с крупным планом Иисуса Христа.
Звягинцев прямолинеен и внятен, как никогда прежде. Но притча сегодня — мертвый, ненужный, в конечном итоге вредный жанр. Может ли произойти, происходит ли в России что-то подобное? Разумеется, да — и в глубине души это знает любой человек, который провел здесь хотя бы неделю. Означает ли это, например, что Россия — страна, покинутая Богом? Этот вопрос не имеет и не может иметь ответа, он мигом переводит неудобную публицистику в комфортное пространство кухонного диалога. Сперва нужно договориться, что такое Бог. Был ли он здесь. Если был, то когда перестал быть — при Владимире Владимировиче, при Иосифе Виссарионовиче, при Александре II Освободителе? В общем, это тема для длинной, яростной, бессодержательной дискуссии.
«Расчеловечивание». Ходил такой термин летом, думаю, многие его помнят. И вот именно это слово приходит на ум в процессе просмотра фильма. Одни отрицательные персонажи, ни одного не то чтобы положительного, даже нейтрального ни одного нет, даже 2-го плана – одни уроды. Пьяные, унылые, злобные, грубые, матерящиеся, лживые, блядующие, коррумпированные уроды-унтерменши. Не люди, а карикатуры на людей, которым не грех повесить в машине три иконки, и рядышком же три фотки голых баб. Нет ни одного праведника – такую страну не грех и «атомным оружием бомбить» (с) – для «демократической цивилизации» – никакой потери, мир только лучше станет.
Фильм всех и каждого макает в дерьмо на потеху голливудской публике. Повсюду разруха, запустение, грязь, мерзость, как после адского апокалипсиса. Такова Россия, месье…
Оскар столь конъюнктурному фильмецу наверняка выдадут, только, пожалуй, уместно было бы давать позолоченную не статуэтку, а бутылку водки – всё же, как ни как, главная героиня фильма.
Ещё сложилось такое ощущение, что историю «киллдозера» (Марвина Химейера) или Иова сюда приплели исключительно в рекламных целях – в фильме нет ни на грамм ничего похожего. Да и вообще, вот не знал бы, что кино 2014 года – решил бы, что снято оно лет 20 назад, в середине 90-х и о 90-х. Этакая вариация на тему а-ля «Груз-200».
Единственное – красивейшие виды – но тут спасибо природе, создавшей их, ну и может ещё оператору, снявшему их.
В общем, кино мёртвое, и уже изрядно смердящее. Смотреть нечего и незачем.
Надеюсь, хотя бы в прокате заслуженно провалится.
Убеждаю себя в том, что к такому кино нельзя подходить с мерками «плохо-хорошо- не про нашу жизнь». Наверное, жанр и автор не тот. Да и заявка на все эти фестивали тоже предполагает особенность монтажа, сценария и прочего. Поэтому Левиафан я воспринимаю также, как к картине великого художника, даже если это «Черный квадрат». Нужно оставить мораль за бортом и оценить невиданное для нашего нынешнего кинематографа мастерство сценария, съемок и монтажа.
Все сделано так идеально, фильм как идеально скроенный мужской костюм… пуговка к пуговке… ни одной лишней петельки, сидит как влитой. Все идеально – актеры, сюжет, сценарий, операторская работа. Неидеально впечатление от истории. Потому что под занавес фильма впечатлительный человек точно впадет в отчаяние, еще раз поняв, в какой говно-стране он живет. И если совсем слаб духом – выход один – с утеса в воду, предварительно помолившись. По версии режиссера, русский человек так и сделает, следуя своей религиозности, привязанности к родовому дереву и месту, где привык жить.
И вот тут я не согласна. Я не согласна со всей российской жизнью и с типичными русскими характерами, которые мы носим в себе с рождения, по версии Звягинцева. Когда смотрела фильм, постоянно внутренне спорила со всеми героями, ну не в таких они безвыходных ситуациях, чтобы так легко сдаваться и складывать руки и оружие, а вместо этого брать стакан и начинать хлестать водяру. Но если принять фильм как искусство – то это не иначе как гипербола ... без нее в отражении действительности никак не обойдешься. А еще мне не близка неизбывная российская тоска по местам, где жили все родственники и вот это языческое отстаивание границ. Места на земле много… глобализацию никто не отменял… Понятно, что опять нам рассказали про чернушную российскую действительность – про то, что правды никак и нигде не найдешь, и ушлые наши современники укатали бога отстаивать их греховные интересы. Все это я и так вижу каждый день, но все равно – как же талантливо Звягинцев мне рассказал про мою жизнь. И я не согласна с теми, кто считает фильм русофобским, он про нас –про страну- мазохистов. Хотите снова погрузиться в страдания, как трудно и тяжело живется русскому человеку. Вот и получайте - выходите на очередной круг страданий о себе, своей судьбе и стране в целом.
Ну и коротко: отличная операторская работа, отличная натура, отличные актерские работы, отличная музыка. Об этом уже все написали.
Пальма за сценарий, беусловно оправдана. Режиссура отличная и отличнейшая, но провисает на третьей четверти, физически не хватает дыхания, да и водку хлещут уже как-то карикатурно. Будто бегун на дальней дистанции решил рассказать историю после пробежки, но потом вновь собирается с силами и заканчивает внушительным кошмаром.
Мне кажется, я даже понимаю, почему они не спешат показывать фильм в РФ — Звягинцева и Роднянского просто застегают нагайками, а ваенгу будет снова ТРИСТИ!11! — но при этом это один из самых патриотичных фильмов, что я видел. Любовь, с которой Звягинцев показывает страну, фактуры, детали, характеры, диалоги, — это вам не михалковская любовь, это любовь как она есть.
Живёт в далёкой российской провинции совестливый и рукопожатый человек и автослесарь Колян (играет его не менее совестливый и рукопожатый канадский актёр Серебряков). У Коляна "счастливая", крайне толерантная и рукопожатая семья.. Сынок, которого папаня "любя" фигарит по голове учит "уму- разуму" и заставляет называть "мамкой" мачеху, которую пацанёнок люто ненавидит. И "любящая" Жена.
Типичный диалог "любящих" супругов
Он- "я тебя люблю"
Она- "я знаю".
А вокруг рукопожатого Коляна и его Жены живёт Практически Постоянно Пьяное Население (ПППН). Никого не хочу этим оскорбить, но я с секундомером в руках хронометрировал. бОльшую часть экранного времени в кадре есть кто- нибудь пьяный! Ну не повезло Коляну с народом, бывает...
ПППН, в отличие от любого совестливого и рукопожатого человека- хлещет водку из горла и матерится. Хуже ПППН в фильме только две вещи Церковь и Власть.
Коварная Власть решила построить центр связи на Священной Земле Совестливого Коляна. Власть, как следует из материалов дела, зачитываемого в фильме Священную Землю Совестливого Коляна не за просто так забирает, а за деньги, своевременно известив его об этом за год. Колян жадничает и находит подставную фирму , которая оценивает этот участок в пять раз дороже его реальной стоимости, но суд с этой подтасовкой не соглашается, и тогда Рукопожатый Колян при помощи своего старого "друга" Адвоката решает шантажировать местного Мэра, который, как "понятно" любому совестливому человеку ясное дело, редкий мерзавец, просто "по определению" Адвокат, который Коляну настоящий "друг" и по дружески потрахиваетвводит свой Нефритовый Стержень в Красный Грот жены Коляна, решает срубить с Мэра деньжат за компромат, который у него есть, и сюжет развивается дальше.
Колян с Адвокатом едут на день рожденья к Менту (ещё одному "другу" Коляна. На ДР все пьют не чокаясь, палят по бутылкам, а поскольку Мент взял с собой табельный АК бутылки быстро закончились и Мент достал заранее заготовленные портреты членов Политбюро и Ленина. Пока прикручивали "мишени" Адвокат с Женой Коляна уединились для очередных потрахушек разучиваний поз «Верхом на черепахе» и «Низкорослая сосна» , но за этим занятием их спалил кто- то из детишек. И Колян, как- то нетолерантно и не совсем рукопожато вешает Адвокату люлей. После чего оттраханная осчастливленная Адвокатом Жена приползает обратно к Коляну и спрашивает его, не хочет ли он от неё ребёнка. Ура- ура! Толерантность и рукопожатость восторжествовали! ...
Кстати о детишках. Детишки у ПППН в этой фильме отборные! Почти все поголовно курят, бухают, а один- самый совестливый и рукопожатый развлекается поджигая кошку и совершенно не считая это каким- то там !"грехом"!
Тем временем коварный Мэр сыграл на жадности Адвоката, и посулив ему денег - вывез за город. Денег он Адвокату не дал, а дал тоже, соответственно, люлей. От которых Адвокат обосрался со страху крайне испугался, и бросив и "друга" Коляна и свою пару раз "возлюбленную"- сдристнул сбежал в Москву. Пока Адвокат спасает свою обосранную со страху крайне ценную ему шкуру и слушает стук колёс в поезде на Москву- Колян с особым цЫнизьмом йаростно пердолит удовлетворяет Жену на глазах у своего сына и, соответственно, её пасынка, чем наносит мальчику тяжёлую психологическую травму. У мальчика случается истерика и он верещит "папапрогониеё!"! А поскольку у жён совестливых людей тоже очень тонкая душевная организация, то она идёт и кончает с собой спрыгнув в море с обрыва. Колян решает, что Жена сбежала к Адвокату, который по тихому хапнул денег с Мэра и отвалил. Что очень характерно. Видимо для каждого совестливого и рукопожатого человека это типичное поведение и он сам на месте Адвоката поступил бы именно так. Но труп Жены всплывает, коварный Мэр фабрикует против Коляна уголовку и того сажают на пятнарик строгача пятнадцать лет строгого режима. Такая вот печальная история... Да, чуть не забыл про Церковь. которая в этой фильме крышует Власть, а та, в свою очередь кормит эту жуткую Церковь. Аффтары этого потенциально оскароносного фильма, снимают истинную ПравдуЪ, а для пущего правдоподобия делают из настоящей старой церкви - съёмочный павильон. Причём снимают они там притон. где дети ПППН жгут костры (возможно и ту самую кошку), курят и бухают. Что же хорошего в этом фильме, спросите вы меня дорогие мои читатели? И я вам отвечу. Снимали этот замечательный с точки зрения каждого рукопожатого и совестливого человека, фильм- в Териберке, на берегу Баренцева моря. В видеоряде, местами, присутствуют очень красивые виды природы Русского Севера. И это единственное в этом фильме, что не вызвало тошноты у меня - обычного, традиционно ориентированного человека.
В чём же Дао этого фильма? Что же есть в нём Левиафан? А вот об этом я расскажу вам в комментарии.
С вами был смиренный Бхагван Шри Япутра
Чудовищная серая мрачная чернуха. Ощущение после просмотра фильма не из приятных. Эмоционально воспринимается как Груз 200. Серая, мрачная, холодная Россия, пьянство, повальная деградация всех, нищета и разруха. И ничего хорошего. То есть вообще ничего хорошего показано не было. Образ героев понятен на 100% начиная с первого диалога, сюжет тоже предсказуемый. Что хотел изобразить Звягинцев? Борьбу человека с "сильными мира сего" ? Это у него явно не получилось, ни сильных мира, ни борьбы там не было. Пару алкашей делили халупу на протяжении всего фильма. Которую в реальном мире просто бы купили и всё.
Для тех кому понравился - советую побиться головой об стену. Я предполагаю, что мир в процессе беспрерывного биться об стену становиться реально мрачным и печальным. Желательно перед этим уехать в Капотню февральским вечером, тогда всё будет вдвойне печальней.
О фактах
Всмотритесь в фильм внимательно и Вы не найдёте вообще ничего кроме мрачной чернухи. Задумайтесь, что даже местное население взбунтовалось против этой картины, из за того, что их жизнь изобразили в таком ужасном свете.
О влиянии фильма
Чтобы протащить такое дерьмо до Оскара нужен был очень хороший ресурс. Согласитесь, что фильм очень очень далеко от Оскаровского уровня, как Титаник, Форрест Гамп, Гладиатор, Храброе сердце и т.д. и т.п. Даже номинация на Оскар вынудит серьёзную часть аудитории увидеть что русский человек - это пьющая деградирующая скотина, живущая во мраке, нищите и холоде. А уж если не дай бог этот высер больного воображения получит Оскар... Это будет катастрофа.