Драма |
16+ |
Андрей Звягинцев |
21 мая 2011 |
29 сентября 2011 |
1 час 49 минут |
elena-movie.ru |
Елена (Маркина), крепкая тихая женщина за пятьдесят, в прошлом сиделка, теперь работает женой пожилого богача средней руки (что почти то же самое плюс постель и уборка по дому), а на карманные деньги содержит безработного сына и его равнодушную, стабильно увеличивающуюся семью. Муж (Смирнов) в перерывах между инфарктами активно посещает спортзал, за человека считает только блудную дочку от первого брака (Лядова), чей род занятий обозначен вежливым эвфемизмом «гедонистка», к жене относится, как к мебели. Устраивающий всех баланс нарушает необходимость срочно отмазать от армии Елениного внука-подонка: богач из принципа не дает денег, Елена идет за ответами в церковь, но подсказка, как водится, приходит с противоположной стороны.
Казалось, со Звягинцевым все понятно: за «Возвращением» и «Изгнанием» по всем правилам должны были последовать «Послание», «Явление» и «Всепрощение», еще полдюжины международных призов постепенно уменьшающейся значимости, веселые шутки дома, а там недалеко и до фильма с Жюльетт Бинош и участия в дурацких международных альманахах (последнее, к слову, уже). «Елена», однако, опровергает прогнозы самым счастливым образом. Автор вроде бы продолжает гнуть свою линию: перед нами притча, упакованная как бытовой триллер, на поверхности — классовая борьба в рамках отдельно взятой семьи, чуть глубже — знакомая по «Возвращению» коллизия о препирательствах человека с высшими силами. Педантичные мизансцены, традиционно самовлюбленная камера всегдашнего звягинцевского оператора Кричмана, Филип Гласс за кадром. Но, шагнув из мира разноцветных фотообоев, где обретались его прежние герои, в сегодняшнюю Москву (притом что «Елена» сперва должна была называться «Хелен» и происходить в Лондоне), Звягинцев будто бы выплюнул проглоченный в самом начале кинокарьеры аршин: он стал живей, остроумней (отдельная песня — аккуратно дозированные выходы артистки Лядовой), но самое главное — стоило ему чуть умерить высокопарность слога, сразу стало заметно, что говорит он, в общем, занятные вещи. Это как случайно забрести на воскресную проповедь и там услышать, что так и так, Бог был сварливый, равнодушный тип, которому не было дела до малых сих, а потом его убила одна добрая работящая женщина.
Прежде всего хочется сказать вслух, что не всё у нас настолько прискорбно в кинематографе, пока еще появляются новые работы таких режиссеров как Хлебников, или Звягинцев, третью полнометражную работу которого я сегодня имел удовольствие посмотреть. Оговорюсь, что предыдущие фильмы режиссера меня не сильно впечатлили. "Возвращение" по-своему просто хороший фильм, тем более как дебют. А "Изгнание" меня, честно говоря, сильно утомило, досматривал с большим трудом, несмотря на отличную операторскую работу.
"Елена" оказался фильмом отчасти подобным предыдущим, неторопливым и мягким, постепенно втягивающим в неспешное повествование. Но также и изрядно отличным - более профессиональным, отточенным, бьющим прямо в цель, заставляющим каждого посмотреться в специальное "зеркало" (в чем-то даже немного "фон Триеровского" толка). Начинается и завершается кино традиционно в духе Тарковского, впрочем не только нашему арт-хаусному кино это свойственно, понятное дело. Пересказывать сюжет я не стану, т.к. вы рискуете потерять удовольствие от просмотра. Надо отметить, что дело не в его необычности и прочем эдаком - просто в данном случае сюжет как с виду простенький, но невероятно цепкий каркас удерживает большую картину небольших деталей, символов, и в целом видимо "Елена" из таких фильмов, которые нужно смотреть не слушая и не читая никого до просмотра.
Ну если вдруг вы всё таки начали читать моё мнение, то не переживайте - времени я постараюсь занять немного.
К чему можно теоретически придраться?! Давайте попробуем. На мой взгляд лишь к двум пунктам.
- Затяжные сцены
Конечно вас может даже не просто раздражать, но и бесить, когда показывают по 10 секунд как человек лежит в кровати, затем еще 15 секунд сидит у зеркала, смотрит полминуты реального времени телевизор, и так далее. Честно говоря я и сам не очень люблю такие длинноты, однако в "Елене" удивительным образом они к месту, всегда есть чему зацепиться взгляду, в целом большая их часть мотивирована и оправдана. Да и в конце концов, кому как не любителям арт-хаусного кино уметь различать правильные "паузы" от неправильных. Как оказалось логика у зрителя работает довольно выборочно, особенно если перед просмотром начитаться разных фактов о фильме и его съемках, которые на мой взгляд лишь смазывают впечатления от картины (вроде того, что исполнитель роли Владимира на съемки и вхождение в образ затратил две недели, мол, чего ж так мало).
- Простой сюжет/Мало действия, и так далее
Вероятно вообще тема "простоты" сюжетов сродни размышлений о том, каков минимум нот полагается выдающемуся музыкальному произведению. Звягинцев "пишет" длинными мазками, и вроде бы получается с виду (если к тому же смотреть на ходу, не вникая) что-то простое, тем более этому способствует реалистичная бытовая тема (подкрепленная прямыми "цитатами" современных тв-программ, дебилизирующих население). Однако стоит присмотреться - в этом фильме хватает настоящего, не надуманного смысла, символов - всё очень органично переплетается, без лишнего цирка и извращений.
Фактически все актеры в фильме на своих местах, отличные попадания в типажи. Удалась как главная героиня, так и её муж, ужасны в своем "великолепии" и её сын со своей семьей. Отдельно стоит упомянуть и дочь мужа Елены - хорошо проработанный образ, не просто тупое зачитывание, казалось бы простой, роли.
Ко всему прочему фильм обладает отличной музыкальной темой (как никак, постарался сам Филип Гласс), пусть минималистичной (что впрочем и является особенностью таланта композитора) и редкой, но когда она появляется сердце сразу же ёкает и замирает в беспокойстве.
В этом плане, под пресловутую музыкальную тему, особенно хорошо врезается в память финал, после которого есть о чем подумать, хочется промотать и вспомнить некоторые эпизоды в голове - в общем, что как не это свидетельство того, что фильм вышел более чем занимательным и глубоким. В целом сюжет лично меня на протяжении всего фильма не раз заставлял вспоминать о Достоевском - жесткая мотивация у всех героев, много едкой психологии, да и в целом образы и главная дилемма, так сказать, трагедия Елены (как, всё таки, ключевого персонажа) проработаны бесподобно.
Напоследок упомяну, что фильм более чем достойно смотрится в кинотеатре, есть что поразглядывать, на что обратить внимание во время того как Звягинцев неспешно пишет своё полотно, в котором каждый к своему ужасу может даже отчасти приметить самого себя.
http://led--zepp.livejournal.com/
вечером случайно мы попали в кино на новый фильм Звягинцева "Елена". Такого великолепного, точного, безупречного, сильного, русского фильма я давно не смотрела. Я обычно очень придирчиво смотрю кино. В актерской игре, если честно, мало понимаю, но вот за работой сценаристов и режиссера слежу очень внимательно. Звягинцев и его команда сработали просто гениально. Давно я не получала такого колоссального удовольствия, потому что все очень верно: никаких надуманных диалогов, никаких лишних деталей и сцен, все эмоции выверены до слезинки и морщинки. Герои ведут себя сообразно образам, ни разу не выпадая. Ах!.. Про замысел я вообще молчу. Ох!.. В общем, must-переmust!
Смотрел новый фильм Андрея Звягинцева на последнем ММКФ... Улыбнул г-н Михалков, который во вступительном слове, внимательно посмотрев на зал со сцены, произнес важную фразу о том, что "Звягинцев сегодня собрал больше, чем "Трансформеры" Майкла Бея...". Если это действительно так, то у многих из нас есть удивительный шанс... остаться (или стать) Человеком, разменяв беспонтовую упыриную перспективу на светлый, но непростой путь в прекрасное Настоящее.
Итак, "Совсем другой Звягинцев" (c) Волобуева - точнее и не скажешь... Совсем иное кино, не только по картинке, настроению и атмосфере, но прежде всего, по абсолютно четкому социально-философскому контексту. Удивительный по своей силе message пригнул к экрану и заставил смотреть... Точнее, медленно читать достаточно неприятный диагноз (врач отвернулся к окну, пациент присел на кровать, на всякий случай). В фильме нет плохих и хороших (я знаю, что многие думают иначе) героев. В каждом из них я... узнал себя, свои страхи, ужимки, злость, ненависть, предательство, алчность и лень. Никогда прежде я не задумывался, а вот сейчас... пришло время. Достучался Звянинцев? Скорее, нет... Скорее, совпало... Соединилось вместе... Накатило и заставило измениться... Чего и Вам желаю)))
PS: Если эмпирически представить ситуацию, в которой все граждане нашей страны обязательно, от начала и до конца, посмотрят Елену... Уверен, для многих новый день начнется по другому. Но парадокс заключается в том, что смотреть этот фильм от начала до конца вряд ли способны многие))) Кому же захочется в "зеркале Звягинцева" увидеть свое собственное отвратительное отражение :) Удачного просмотра!
PSS: Всем Участникам проекта РЕСПЕКТ! Молодцы!
Вот фраза из одной пятизвёздочной рецензии "Очень качественное, умное, современное кино, обязательное к просмотру всеми, кто любит подумать над увиденным"
Ну да, конечно. На кого ставка? Кто таргет-групп сего очередного фестивального шедевра про русское национальное убожество? Любопытно, но как видно из комментов, многих нормальных людей это кино заставляет не подумать, а помучаться и потерпеть, маргиналам же думать во-первых нечем, во-вторых, даже если они и подумают, то поймут сей мессидж по-своему, в отличии от столь либеральных к жизненной этике эстетов. Они просто и тупо поймут, что кино сняли для них и про них, что победа за ними, что всё правильно, что их большинство, что они-норма жизни. И вот ведь, что самое страшное - они будут правы, если со всех экранов тв льются быдляцкие наши раши, реальные пацаны и иже с ними, если даже такие мэтры как Звягинцев, призванные нести высокие стандарты "разумного, доброго, вечного", опускаются до такого уровня и снимают абсолютно мутное и бесхребетное кино, не желая расставлять акценты, а просто смакуя мерзость. Если бы он (Звягинцев) чуть-чуть изменил сценарий, и внук был бы убит в драке, то это было бы более этично (и назидательно) в плане баланса преступление-наказание, в плане этического равновесия, и не делало бы терпил из тех, кто смотрит этот фильм, но еще не полностью абстрагировался от понятий нравственности, морали, справедливости и чести, от которых творец сего киношедевра явно отрёкся, как и от ответственности за последствия создания своего франкенштейна. Грустно. Все знают кто такой Звягинцев, но мало кто знает режиссёров Екатерину Гроховскую и Петра Стёпина, которые сняли замечательный фильм "Человек безвозвратный". Вот оно - настоящее человеческое кино, бескомпромиссное и тревожное, но в котором все акценты расставлены правильно, не западая на заветную поощряемую чернуху, по сравнению с которым Звягинскому творению можно поставить твёрдый и могучий кол. Очень рекомендую сравнить.
http://www.afisha.ru/movie/176899/?from_site=asearch
Очень навязчивое, претенциозное кино, вобравшее в себя все недостатки, которые только могут быть у этого жанра: тут и обязательный закос под Тарковского (типа, чтобы быть таким же крутым как он, надо по 15 минут показывать один и тот же кадр), и МОРАЛЬ (все буквы большие) которая прямолинейно вбивается в череп и, наверняка, идет еще где-то 25-м кадром, тут и типа русский реализм, который на поверку тот же лубок, только наоборот.
Иными словами, это как если бы Федя Бондарчук решил вдруг снять интеллектуальное авторское кино. Сюжет простой как пареная репа, образы плоские и почти карикатурные, саундтрек (в тех редких моментах когда он есть) - дешевый закос под Майкла Наймана, и самое главное - примитивнейшее морализаторство на тему семейных ценностей и конфликта бедных низов с зажравшимися верхами.
тут, конечно, можно возразить, что Звягинцев дает возможность зрителю и "поболеть" против главной героиней, которая в конечном итоге оказывается ни чем не лучше той стороны, с которой она сражается. И более того, может быть ради того только фильм и снимался, чтобы показать лицемерие этой псевдо-нравственной бедноты, которая идет на убийство и воровство чтобы продолжать спокойно плодить потомков-имбецилов. Но поскольку ни одному из героев сочувствовать совершенно не хочется, то играться в эти игры не получается, сторону выбирать нет никакого желания.
И кто теперь вернет мои 350 рублей и главное - два часа вечера пятницы?