Второй фильм Гарета Эдвардса, автора неплохого британского ужастика «Монстры», — и очередная попытка перенести на американскую почву главное японское чудовище. Напомним, что в прошлый раз за дело брался известный разрушитель городов Роланд Эммерих и потерпел полную неудачу: режиссер без особого пиетета воспользовался Годзиллой лишь как поводом вновь сровнять Нью-Йорк с землей. Эдвардс же обещает подойти к задаче с большей основательностью и вернуться к духу японского оригинала 1954 года — и уже очевидно, что его фильм получился лучше пиротехнического детища Эммериха. Помимо Годзиллы в фильме стоит ждать еще двух монстров, а в главных ролях задействованы Аарон Тейлор-Джонсон и Элизабет Олсен.
Боевик, Приключение, Фантастика, Катастрофа |
12+ |
Гарет Эдвардс |
14 мая 2014 |
15 мая 2014 |
2 часа 3 минуты |
godzilla-film.ru |
В 1999 году на Филиппинах японский ученый (Ватанабэ) с помощницей (Хокинс) разглядывают колоссальный скелет, обнаруженный под землей. Тут же имеется что-то вроде яиц и след, ведущий к океану. В Японии тем временем американский инженер Броди (Крэнстон), работающий на атомной электростанции, в свой день рождения спешит на службу, поскольку из-за подозрительной сейсмической активности объявлена тревога. Станция взрывается, жена инженера (Бинош) гибнет. Спустя 15 лет в Сан-Франциско Броди-младший (Тейлор-Джонсон) возвращается к жене (Олсен) и сыну из армии, где он служил сапером, но, не успев толком раздеться, улетает в Японию — отца, все эти годы убежденного, что со взрывом дело было нечисто, задержали в зоне карантина. Выясняется, что в развалинах электростанции власти стреножили гигантского радиоактивного комара и изучают его.
Чтобы добраться до собственно Годзиллы, пришлось бы пересказывать фильм до середины: заглавный герой впервые появляется в кадре ровно через час после титров. То, что действие стартует в 1999-м, может показаться ниточкой к предыдущей американской версии, всеми осмеянному фильму Эммериха 1998 года, но это не так: Гарет Эдвардс начинает с чистого листа и даже корректирует Годзиллову мифологию. Из метафоры атомного века, продукта ядерных испытаний и бомбардировок Японии, монстр у него превратился в нечто прямо противоположное — воплощение сил природы, которой, как терпеливой домохозяйке, приходится убираться после устроенной неразумными гостями вечеринки, правда, задевая иногда подолом еще неразбитые бокалы.
Эдвардс прославился несколько лет назад фильмом «Монстры» — снятой примерно на бюджет премьерного банкета «Годзиллы» фантастической мелодрамой о парочке, которая пробирается из Мексики в США через зону, кишащую инопланетными чудищами. Самих чудищ при этом практически не видно, от чего фильм только выиграл. И если в тот раз остроумный минимализм можно было списать на отсутствие денег, теперь уже понятно, что это осознанная режиссерская стратегия. Эдвардс все время норовит засунуть монстров куда-то на задний план, а если показывает, то, как правило, через призму человеческого восприятия, в панике, с земли. Это не «Монстро», конечно, но уж точно и не «Тихоокеанский рубеж». Фильм из-за этого, может быть, выглядит менее парадно — города вдобавок рушатся в неизменном полумраке, — но не менее эффектно. Несколько сцен «Годзиллы» — в общей сложности минут 15–20, например, коллективный парашютный прыжок — сделаны по-настоящему здорово.
Но фильм, к сожалению, идет не 15 минут, а все 120. И на остальные 105 минут свежее видение автора не распространяется — это обычная голливудская штамповка, которая заставляет задаваться обычным вопросом: почему нам приходится ради нескольких ярких эпизодов терпеть все эти тягомотные предварительные ласки? Ясно, что совсем без «развития характеров» не обойтись, но тут есть две стратегии. Первая — Эммериха: девушка видит парня по телевизору, тут же понимает, что это ее судьба, и действие спокойно мчится дальше. Вторая — Спилберга: война миров — ничто по сравнению с тонко прописанными отношениями дочери и ее блудного отца. Обе по-своему хороши (и эммериховская «Годзилла» на самом деле — море удовольствия), но Эдвардс выбирает промежуточный и самый унылый путь. Как бы предлагая нам сопереживать героям, однако ровным счетом ничего для этого не делая. Все человеческое здесь — механистичное, предсказуемое и, если уж на то пошло, унизительное для участников. Зачем фильму Бинош, крупнейшая европейская актриса, которая гибнет еще до того, как опоздавшие рассядутся по залу? Зачем британская звезда Хокинс, номинантка на «Оскар», с тремя ничего не значащими репликами? Дэвид Стратэрн в служебной роли без начала и конца стоит в военной форме и говорит что-то вроде «мы прищучим эту тварь», Кен Ватанабэ щурится и теребит молескин. Главный герой, Тейлор-Джонсон, полтора часа просто переезжает из одного места в другое с одним и тем же пресным выражением на лице.
Это барское, расточительное отношение к талантам — такой же элемент голливудской гигантомании, как злоупотребление спецэффектами, которые Эдвардс по мере сил старается притушить, приспособить к реальности. Нежелание или неумение дать собственным героям живые реплики и подлинные эмоции — признак то ли высокомерия, то ли творческой беспомощности. Это фильм, который благородно хочет, чтобы гигантская рептилия не загораживала человека, но в результате вызывает ровно обратную реакцию: парень, подвинься, из-за тебя Годзиллу не видно.
Мы все любим разрушения в фильмах. Мы все любим больших грозных монстров. Мы все любим когда человек побеждает больших монстров.
Но что мы видим в этом фильме? Годзилла дерется с двуми другими уродцами. А людишки они так, сбоку, ничего не решают. Для сокращения хронометража их вообще можно было выкинуть из фильма, и урезать фильм до 80 минут (ведь главный герой погибает на 20ой минуте).
Про графику, я вам так скажу: для 2014 года она никакая. Ну просто никакая. И все ее недочеты усиленно скрыли ночными кадрами: аля ночью и так ничего не должно быть видно.
На фильм я шел чтобы получить ощущение страха, напряжения и беспомощности перед этим огромным ящером. Но вы этого не получите: все слишком сыро, нет переживаний, нет драмы, нет трагедии. Все это больше похоже на компьютерную игру.
Слишком большую картину доверили слишком неопытному режиссеру.
Вердикт: идем на фильм, если есть лишние деньги и время.
P.S.: 3D как обычно на очень слабом уровне.
Я очень живо представляю себе, как рождался фильм "Годзилла" 2014 года. Режиссер Гарет Эдвардс (не путать с Эвансом) пришел к продюсерам и начал рассказывать, что же должно происходить в новом блокбастере:
- Ну, короче, там вначале немного будет Хайзенберга, только без бороды, чтобы ничего не подумали. А главным героем будет американский солдат, похожий на братьев Кличко. Этот американский солдат едет в Японию, а там катастрофа, бдыщ, буууууууууууууууууууууууууууууууууууум, и тут он оказывается на Гавайах, а там тоже беда. У солдата есть еще жена - медсестра или врач - она самоотверженно заботится о раненых...
***спустя 15 минут***
Американский солдат, рискую жизнью, спасает мальчика из терпящего крушение поезда...
***спустя полчаса***
Русская подлодка висит на дереве...
***спустя час***
Американский солдат вызывается добровольцем на самоубийственную миссию и чуть было не погибает...
***спустя полтора часа***
Американские солдаты молятся Богу и благодарят Его за возможность защитить свою великую нацию. А потом прыгают с парашютом и там огоньки такие в небе... воооооооооот...
- Замечательно!!! Прелестно!!! Нам очень нравится!!! А где... эти, ну, как их там... сражения монстров? Ведь мы все-таки решили назвать фильм "Годзилла", название "Клинический патриотизм №6534423" мы убрали, не будем так вот сразу в лоб, преподнесем зрителю сюрприз... кроме того, Годзиллу уже придумали за нас, то есть, нам, в общем-то, почти и делать-то ничего не надо.
- Монстры подерутся минут 10 в конце. И хорош. Бюджет-то нерезиновый. Попробуй сегодня найми Жюльет Бинош на 3 минуты, дорогое удовольствие, знаете ли. Или Хайзенберг этот ваш, зазвездился совсем...
- Замечательно, мистер Эванс! Вы знаете, чего хочет зритель! Он хочет не тупых монстров на 80% экранного времени, как в каком-нибудь "Тихоокеанском рубеже", ему интересна настоящая драматургия и берущие за живое истории простых американских солдат-героев! Приступайте к съемкам завтра же! Но сцену, где Годзиллу награждает медалью американский президент все же пока не снимайте, надо же что-то оставить на сиквел!
-----
Вот так или примерно так. Если серьезно, единственный плюс фильма - Годзилла вернулся к истокам, то есть к своим японским корням, и снова стал жирным. И да, Годзилла стреляет из пасти. И да, его актерская игра единственная в фильме заслуживает похвалы, хоть его роль даже не второго, а одиннадцатого плана. Сочувствие вызывает только Годзилла, но не третий брат Кличко, не Брайан Крэнстон, который снялся именно в такой роли, за которые его десятилетиями не замечали, не Жюльет Бинош и не пацан-аутист, с одинаково безразличной физиономией смотрящий по телевизору, как монстры крушат небоскребы и уезжающий от матери с незнакомой тетей на автобусе прямо в лапы к тем самым монстрам.
Лапка ящера наступающая на такси, корабли волочащиеся у этого ящера на хвосте, дыры в небоскребах, Жан Рено жующий жвачку дабы скосить под американцев - вот таких мелочей, за которые мы любим плохой фильм "Годзилла" Эммериха тут не хватает, да это и ладно. Тут годзиллы самой по себе не хватает - вот это уже обидно. Монстры весь фильм какие-то левые. Нормальные себе монстры такие в целом, милые порой, самец самке принес боеголовку, а она трется головой об его голову, ми-ми-ми. Но мы же на Годзиллу пришли. Линия заложенная Джей Джей Абрамсом - делать максимально реалистичные и типа-вроде драматичные блокбастеры тут не работает. Сюжет сумбурный и сложный. Драйва и лихости Эммериха или Бея тут не и в помине. У того же Гильермо дель Торро в "Тихоокеанском рубеже" все намного азартнее и динамичнее смотрелось. Красиво управляться с большим бюджетом - это тоже ведь не так просто. Хотелось бы вменяемого сиквела, где Годзиллы будет больше, и она будет драться с кин-конгом, русскими и метеоритом.
Я сначала удивился, отчего такой рейтинг у фильма, в котором первый пяток трупов появляется в течение первых же пяти минут? Потом понял - из-за сценария. Если вам больше 12 лет, то смотреть ЭТО будет тяжело.
ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕР:
"Сюжет" примерно такой: в далекие времена на земле существовали большие существа, питающиеся радиацией. Вот, они повылезали все в 50-х годах ХХ века, и их начали мочить новыми ядреными бомбами, маскируя сей факт под наземные испытания. Думали, что замочили всех, ан нет. На Филиппинах рождается комар-переросток, скрещенный с летучей мышью, и прямиком прет в Японию, на Фукусиму ибо чует за много километров, где зарыта радиация. Разломал местную АЭС и сожрал все энергоблоки. Его решили сохранить, так как он помогает бороться с этой самой радиацией, экологию сохраняет. Сидел он в коконе, потом ему надоело, он как крикнет, а ему из хранилища ядерных отходов (!) в Неваде (!!!) отвечает самка. Они захотели любви, и самец полетел к ней на свиданку, ломая все вокруг. Невоспитанного комара услыхал еще и спящий Годзилла, который решил свиданки не допустить, ибо нефиг его будить. Годзила проснулся и поплыл мешать им на Гавайях.
Самка, почему-то, больше похожа на паука-переростка, от любви резко стала ростом 90 метров и понеслась навстречу своему возлюбленному, ломая Лас-Вегас. Армию и флот оба любовника отгоняли электоромагнитным импульсом. Самка почему-то в какой-то момент оказалась "залетевшей" непонятно от кого. То ли от Годзиллы, то ли от комара, то ли от главного героя.
Люди решили выманить монстров подальше от разумного человечества, используя в качестве приманки - две бомбы по 100500 мегатонн. Их, кстати, легко переносят 4-5 спецназовцев на руках, сильные ребята. Монстры бомбы жрут, а еще трогательно дарят друг-дружке, - "ми-ми-ми".
Нажравшись бомб, самка отложила своих детишков в количестве 1000 особей, совсем как в фильме "Чужие". Дети тоже греются от бомбы, жрут так сказать радиацию. Тут пришел Годзилла - кто, мол, отец? Не я? Да я вам всем бошки поотрываю. Скандал, драка, разломанные небоскребы.
Главный герой под шумок подпалил детишек, а сам уплыл на катере с украденной у монсторов мегабомбой. Его спасли на вертолете, а бомба взорвалась, но никого не задела, так как отплыла от берега метров на 500.
Тут и сказке конец, злые комары и пауки подохли, Годзилла типа тоже, а потом он оказался живой и ушел плавать в океан, но обещал вернуться.
Вот это пришлось мне посмотреть только что. Сходить можно, только если вы очень любите смотреть на бессмысленные сцены разрушений, взрывающиеся вертолеты, цунами и бессвязную беготню героев по всему земному шару. Да, кстати, все американские солдаты на 90-метрового монстра ходят с М-16. Очень помогает, говорят.
Можно конечно было бы порассуждать про крах кинематографа вообще и Голливуда в частности и расцвете эры компьютерных игр, что «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке». Но нет, не буду- это уже общее место- сколько об этом уже сказано.
Дрянь полнейшая, но даже эту дрянь можно было бы сделать поприличнее. Понятно, обманули, изнасиловали, но «а поцеловать?»
Ведь зритель выходит из зала просто «офигевшим» от увиденного. Начнем со слова «увиденного». Минут через пять после начала просмотра замечаешь, что народ суетливо начинает протирать выданными салфетками волшебные очки. Потому что никакого три и даже два дэ он не видит. Видит как в почти полной темноте кто-то месится, а кто — непонятно. С экрана вроде бы подсказывают: Годзилла, но он опять ничего не видит и начинает протирать. Теперь о Годзилле. С трудом верится, что массовый зритель массово знаком с миром японских комиксов и был поклонником похождений всех этих гигантских бабочек Мотр, Минилл, Гамер и прочих кайдзю. Понять специфику взаимоотношений этих чуждых «героев», не будучи почитателем — ну это как без подготовки оказаться на спектакле китайской оперы. Зритель, как и с три дэ в смятении: ребенок на соседнем кресле непрерывно спрашивает ошалевшую маму: мама, а Годзилла хороший? И мама не знает что ответить, потому, что она ожидала, Годзилла будет уничтожать человечество, или хотя бы Нью Йорк, а она, или он, или оно пытается помешать спариться каким то неведомым Гнусам. А за Гнусов она не платила деньги, платила за Годзиллу, три дэ, или хотя бы хороших актеров.
Но с актерами тоже заминка: великая Бинош, неведомо как очутившаяся в этом трэше, погибает чуть ли не на первых минутах, другой актер, смутно похожий лицом то ли на бритого Гендальфа, то ли еще кого то, но тоже вроде бы знакомый, погибает чуть позже. Остается лишь один знакомый актер Ватанабе, но учитывая, что он в Голливуде стал штампом некоего японца, неважно кого, японца и все, это не спасает. Остаются безвестные актеришки второго и третьего плана, периодически мелькающие на экране, когда камера отрывается от потных Гнусов, которые пытаются спариться и существа, напоминающего Годзиллу, которое зачем то им мешает. Правда, а зачем?
Действительно, зачем?! Если это фантастика, то пусть себе спариваются, если сказка, а Годзилла — это типа Ильи Муромца, то конечно да: спариваться этим гадам нельзя позволить! Но если сказка, то причем здесь авианосец, самолеты, боеголовки? Это явно чувствует и адмирал, которому явно хочется долбануть по тварям чем то волшебным, ну типа супербластером, а еще лучше вызвать Гамеру- гигантскую летающую черепаху, и тогда все, капец. Но капец наступает, как и положено в сказке, без всякого участия самолетов, бомб, авианосцев и подводных лодок. Мудрая Годзилла побеждает плохих Гнусов и уплывает себе в синее море.
Всем хорошо: продюсерам, кинопрокатчикам, бездарным режиссерам- еще бы — это вам не старый классический блокбастер, где нужны хорошие режиссер и сценарист- нет, тут бездонная пропасть всех этих кайдзю, порожденных то ли больной, то ли слишком чуждой фантазией. А зритель, что зритель: нет плохих фильмов, есть маленькие рекламные бюджеты. Протрут волшебные очки салфеточкой и будут смотреть, как миленькие. Куда они денутся!?
Отдельное "спасибо" т.н. кинокритикам, по сути ставшим подразделением промоутерских компаний по продвижению, а по существу Продаже фильма (товара). Когда они пишут свои вирши по поводу явно коммерчески бесперспективных фильмов, на которые не заряжены все эти залы с три дэ, аймакс, очками, тут они еще могут позволить высказать личное мнение, вспомнить, чему учили в каких-никаких, но гуманитарных вузах. Но если, о ужас, речь идет о блокбастере, а следовательно о гонорарах по продвижению, тьфу- продаже товара, куда девается всё: образование, просмотренные фильмы Годара, Трюффо, Бунюэля и Тарковского?! Читаешь и диву даешься и понимаешь, что на глазах у людей лежат монеты, но нет, не для того, чтобы заплатить Лодочнику, всё проще: ужин в пафосном ресторане за мясцом с кровью и красным такого то года. Там, за мясцом, подшофе можно, конечно, сказать собрату по перу: "Старик, знаешь, как меня все это достало!" Старик понимающе кивнёт: работа, блин, ничего не поделаешь.
Так было в свое время уничтожено доверие к т.н. СМИ. Но ведь сайты уже тоже оказывается СМИ! И логика та же...
Будущее за самиздатовскими тетрадочками, которые будут читать по ночам, а потом передавать доверенным, уважаемым людям.