Триллер, Фантастика, Драма |
16+ |
Гарет Эдвардс |
13 марта 2010 |
30 сентября 2010 |
1 час 34 минуты |
monsters-film.ru |
Зонд НАСА с образцами инопланетной органики разбился над Центральной Америкой. Спустя шесть лет пол-Мексики превратилось в закрытую «зараженную зону», по которой ходят гигантские космические осьминоги, а Техас охраняют армия и стена на манер Китайской. Молодой фоторепортер (МакНейри) по просьбе владельца своей газеты помогает его дочке (Эйбл) добраться из южной Мексики домой в США; не попав на паром (и отчего-то не рассматривая путешествие самолетом), они идут через зону.
По завязке неизбежно напоминая «Район №9» (социальная метафора тут действительно есть, но она, в общем, остается на периферии), «Монстры» скорее осваивают сопредельные территории своего тезки «Монстро»: инопланетное вторжение, увиденное снизу, дрожащим глазом ручной камеры. Впрочем, все написанное выше и известное из рекламных роликов лишь вводит в заблуждение. Этот фильм — мелодрама, роуд-муви, никакой не хоррор и не Спилберг. Герои словно совершают трип по обочине фантастического блокбастера. До самого финала присутствие «монстров» обозначено тенью, намеком, трубным ревом за деревьями, далеким силуэтом в темноте — и личинками, которые, по правде, не отличишь от древесных грибов. Да и не очень о них герои беспокоятся. Снятый за три доллара на натуре и слегка дорисованный на компьютере фильм — про то, как парень неловко пытается завалить блондинку, а она вроде и не против, но дома жених ждет. Живая речь, живой монтаж, живая, но не укачивающая съемка с плеча. Будь этот Эдвардс, сделавший фильм почти в одиночку, еще чуть одареннее как сценарист, ему вообще бы не было цены — отношения героев так, к сожалению, и остаются схематичными. Но он нащупал верную интонацию, и на горизонте, ей-богу, что-то забрезжило — микробюджетный кинематограф ближайшего будущего, о котором заливаются очкарики-блогеры, едва ли не впервые кажется чем-то реальным. С одной стороны, тут есть и необходимый антураж, и обязательный месседж хорошего фантастического фильма: любая инопланетная форма жизни — гарантированно симпатичнее нашей. А с другой — гигантский осьминог ведь вполне может оставаться на заднем плане, если на переднем есть блондинка.
Итак, если вам нравятся такие фильмы про пришельцев и чудовищ, как «Война миров» (Спилберг, 2005), «Монстро» (Ривз, 2008), «Район № 9» (Бломкамп, 2009) и «Мгла» (2007, Дарабонт), то вам не стоит смотреть фильм Гарета Эдвардса «Монстры».
Атмосфера.
Обвешать все вокруг плакатами «Опасно. Зараженная зона», показать, как в небе летают военные самолеты и вертолеты — не значит показать атмосферу хаоса, ужаса и страха! Ведь зараженная зона — это не зона военного конфликта и даже не Чернобыль… Это место, где происходит необъяснимое и неизведанное: там на неведомых дорожках следы невиданных зверей!
Маленькое и хиленькое сражение против гигантского осьминога в самом начале интригует зрителя, показывая существо мельком и демонстрируя разрушения после битвы с ним, однако, вместе с тем и предвещает роковые 90 минут скучищи и неимоверного ожидания, которое не оправдывается даже в конце!
Я понимаю, что бюджет у ленты маленький и на затраченные деньги она смотрится «неплохо», однако, в сравнении с такими шедеврами, как «Монстро» и «Район № 9» со своими смешными бюджетами в 25 и 30 миллионов соответственно, «Монстры» просто камнем идут на дно, т. к. после просмотра охватывает негодование от неудовлетворенных ожиданий…
Неужели создатели не смогли насобирать еще денег, чтобы показать больше интересных монстров и батальных сцен?
Просто обидно, что весь фильм сопровождают канонады военной техники, которая активно идет вход где-то очень далеко и зритель вместо красивого экшна видит лица главных героев во весь экран (т. е. по сути — огромный кукиш). Иногда, правда, зрителю дают подачку в виде нескольких кадров с поломанной техникой, чтобы показать, насколько свирепы и смертоносны монстры!
Но, честно говоря, от лицезрения мест сражений начинает заедать тоска от очень плохой и дешевой графики… Видно же, что все это нарисовано!
Сие унылое действо напоминает богатый фуршет, где на столах расставлена различная вкуснятина, но вместо этого кормят одними сухарями, а под конец приносят бутерброд с маслом, выдавая его за черную икру! При таком развитии событий хочется спросить: «С каким настроением вы выйдете с такого вот фуршета?»
Чудища.
Сами монстры представлены только грибами-трутовиками, которые облепляют несколько деревьев, да огромными осьминогами… Оба вида имеют возможность излучать полученный свет (аля растения в мире Пандоры в «Аватаре»).
Не больше минуты дают полюбоваться на грибочки, а осьминогов вовсе показывают 3 раза в общем на 2 минуты экранного времени.
За этот маленький промежуток времени удается отметить поразительное сходство последних с огромными инопланетными машинами Триподами (фильм «Война миров»):
голова у осьминогов подсвечивалась красным свечением, они так же пользовались щупальцами для захвата жертвы и ознакомления с миром под их длинными ногами-щупальцами (помните момент в подвале сумасшедшего в фильме Спилберга? Примерно то же самое продемонстрировано и в ленте Гарета Эдвардса).
Графика.
Помимо «компьютерной» подбитой техники, всякий раз, когда показывали осьминогов, изображение становилось очень зернистым, что было отлично заметно на большом экране. А в первых двух появлениях к зерну добавили еще и изрядное количество дыма...
Наслаждайтесь, дорогие зрители!
Просто поразили своей алогичностью действия властей.
Спутник NASA с инопланетными бактериями упал в Мексике, после чего со стороны США выросла Великая Американская стена на манер китайской, а со стороны Мексики — заборчик, вероятно под напряжением («Парк Юрского периода»).
При этом зараженную зону никто не изучает! Почему бы не послать туда экологов и биологов, чтобы они смогли собрать образцы и найти действенное оружие? Бактерии попадают в реки, потом в океан и разносятся течением по всей планете! Неужели у политиков настолько куриные мозги, что они не понимают всей серьезности сложившейся ситуации?! Почему вояки сбрасывают лишь химикаты, да ведут прицельный обстрел по осьминогам?
Логичнее было бы применить напалм, ковровую бомбардировку, ну или нанести водородный/ядерный удар. Конечно, ущерб экологии был бы колоссальный, однако жизнь в Чернобыле после техногенной катастрофы продолжается. Там живут и работают люди (3 блок ЧАЭС был остановлен лишь спустя 14 лет после страшной аварии на 4 блоке).
Почему бы не рискнуть?
Однако этот фильм не предлагает никаких путей решения проблемы. Зараженная зона предстает бомбой замедленного действия и когда придет ее время — она взорвется и сметет с лица земли тот мир, который мы знаем сейчас! И от этой проблемы нельзя отрешиться или отгородиться высокой стеной.
Нужно было развивать фильм именно в этом ключе и делать установку на социальную проблему и драму, а не на молодежный слэшер, где вместо маньяка-убийцы пару раз показывают огромных осьминогов.
На передний план выставлены отношения молодых людей Эндрю и Саманты. Он фотограф, документирующий события, а она дочка босса Эндрю, которая едет к своему жениху в США. В самый неподходящий момент у них крадут паспорта, и незадачливая парочка отправляется через зараженную зону к своей демократической родине.
Атмосферу, которой и так-то, по сути, нет, убивают нелогичные действия героев и ужасные диалоги.
Самая главная глупость заключается в том, что они не надели респираторов/газовых масок в самом начале своей экспедиции, а лишь в самом её конце уже на границе! Между прочим, зона — это чуть ли не самое опасное место на планете, где все кишмя кишит чужими микроорганизмами! Мало того, что они могли стать банальными переносчиками, так зону еще и не охраняют, как следует! Зараза может спокойно и беспрепятственно расползается по континенту!
Диалоги.
Эндрю фотографирует труп чудища, Саманта с нервозностью и недовольством в голосе спрашивает:
- Что это ты делаешь?!
- Фотографирую тварь! — отвечает ей тот невозмутимо.
Вследствие пребывания на нашей планете монстров, погибли уже более 5,000 человек (только в Мексике)! Однако, когда у тварей начинается брачный период и главные герои видят часть их «ритуала», по лицу Саманты начинает течь слеза! Она выражает желание остаться с ними и не уезжать домой…
Эта сцена до тошноты пронизана пафосом и немым укором безжалостным людям, которые ущемляют права монстров на существование. Ведь они всего лишь хотят жить и размножаться!
Однако, в предыдущей сцене одна из таких тварей покромсала в мясо дюжину человек, включая невинного ребенка, как само собой разумеющееся! В этом моменте, кстати, было непонятно, каким образом у большинства жертв оказались вырванными ребра (у осьминогов все-таки щупальца, а не бензопилы).
В эволюционной цепи эти существа хотят вытеснить нас, людей! Нужно бороться с инопланетными захватчиками, а не жалеть их и проникаться сочувствием!
Из данного проекта, при желании, можно было выжать намного больше, чем просто мыльный пузырь, который, сверкнув пару раз, лопнул с треском…
Очень жаль…
Я узнал, что бюджет фильма $15 000 только после того, как пришел после просмотра домой и залез на Афишу, почитать отзывы.
После того, как я их почитал, я специально зарегистрировался, чтобы хоть как-то выразить свое уважение и восхищение человеку который за 15 тысяч снял фильм, который я бы назвал лучшим из увиденного мною за год.
Меня немного удивляют люди, которые прийдя на него хотели увидеть район
№9, Войну миров или еще что-то похожее. По-моему уже по трейлеру было ясно, что это не тупо-красивая-картинка-под-попконр. Не удивительно, что они разочаровались. Мне кажется, что умение некоторых рецензентов "рисовать на компе графику" (с) никак о качестве сего произведения не говорит, а говорит лишь о качестве самого рецензента. Я не хочу сказать, что я большой любитель арт-хауса и псевдонтелектуальщины, под дрожащую камеру и заунывную музыку. Мне просто нравятся хорошие фильмы и Монстры - именно такой фильм. Хороший в начале, в середине и в конце. В котором главные герои не монстры, а люди, как, мне кажется и должно быть в хорошем кино. Монстры лишь помогают автору показать нам то, что он хотел показать. Отличные диалоги, реалистичные отношения (я искренни переживал за Скута когда он пытался остаться у Уитни в номере), прекрасная музыка и щупальца на заднем плане. По-моему отлично. Атмосфера хоть куда. Обычно, если фильм хороший, он еще какое-то время живет в тебе. Монстров с его атмосферой хочется оставить внутри навсегда и периодически к ним возвращаться под чашечку кофе в уютной кафешке. Если вам нужен хороший фильм - Монстры именно то что надо.
Арт-хаус? Нет, скорее анти-трэш
Самый большой «недостаток» «Монстров» - его нарочитое анти-трэшевость, атмосфера какой-то полной естественности происходящего. Более того, впечатление нормальности производят и почти все люди (и даже нелюди) на протяжении всей картины. Редкое исключение (квакающая старуха, например), как всегда, только подтверждает правило. При всем безумии происходящего (на Земле всё мало-мальски значимое происходит не без примеси безумия), люди ведут себя совершенно естественно. Да, как всегда, кто-то попытается содрать побольше деньжат, а потом почти кинуть, а кто-то от чистого сердца предложит немного еды. Но никаких «безумных Максов» или «девушек на танке» в этом фильме вы не увидите. Главный герой- в меру циничный журналист, главная героиня- не слишком испорченная деньгами папаши девушка. Даже инопланетная живность, ведущая себя как слоны в посудной лавке, действуют, скорее всего, согласно только им ведомым инстинктам, что, согласитесь, тоже вполне нормально, как нормальна и защитная реакция людей. Единственная, пожалуй, ненормальность фильма- это то, что на полуголую симпатичную блондинку так никто и не покусился весь фильм. ГГ не в счет, конечно. Это как раз самая фантастическая вещь в «Монстрах», хотя ради общего настроя картины как раз это режиссёру можно легко простить.
Это кино напоминает игрушку, собранную в детстве из подручных средств по чертежу в «Юном технике». Вертолет, сварганенный из коробка спичек старого образца, кусочка лески, резинки, пары бусинок, палочек от мороженного и ещё пару мелочей, летал не хуже дорогой магазинной модели. Конечно, не слишком высоко и далеко, и это ещё при условии, что руки у юного авиаконструктора росли из нужного места, но все же летал он по-настоящему. Так и с фильмом «Монстры». У него копеечный бюджет, нераскрученные актёры, начинающий режиссер и сценарист. В нем нет даже дикого драйва, оригинальных идей и бесшабашной лихости «Района №9». Тем не менее, он мне понравился почти так же сильно, что и фильм Бломкампа. Почти, потому что с детства предпочитаю едкую сатиру Свифта и Салтыкова-Щедрина грустному юмору Джерома К.Джерома и Аверченко. Несомненно, если у Бломкампа фильм снят в духе первых, то у Эдвардса всё в стиле вторых. Хотя они и очень разные, даже почти противоположные по форме, но обе картины говорят нам об одном и том же - о любви вообще, о любви к людям и о любви между людьми. К тому же Эдвардсу чудесным образом удалось почти незаметно впихнуть в свой фильм огромное количество болячек человечества и Америки, в частности. Никто на словах не упоминает о Вьетнаме с Ираком, Бейруте и Сараево, урагане Катрина и, тем более, о Чернобыле. Однако то в разрушенном отеле привидится тень теракта где-нибудь в Нью-Йорке, Багдаде, Белфасте или Москве (какая, впрочем, разница где), то в «Великой американской стене» (воплощение в жизнь мечты американских правых) почудятся формы чернобыльского саркофага, усеянное обломками и опустошенное американское селение живо напомнит кадры репортажей о последствиях урагана, остов корабля на горке - о разрушительном цунами в Индийском океане. Пролог фильма- остроумная перекрестная ссылка на сегодняшние ночные патрули в Ираке, ракетные «точечные удары» двадцатилетней давности и, конечно же, «Апокалипсис сегодня» («та-а-тата-та-та-а…», ну, и так далее). Хотя сами осьминогообразные валькирии, буквально свалившиеся с неба (отдельное спасибо автору за вину НАСА, а не русских, как обычно), никакие не аллегории вроде террористов каких-нибудь, а просто очередная напасть на голову человечества. Напасть, за шесть лет успевшая стать занудной бегающей строкой в новостях и к которой местные привыкли, как к родной преступности и коррупции.
Худший фильм из всех что видел в жанре Арт-хаус.
Нет идеи.
Нет сценария.
Нет актерской игры.
Даже не ожидал, что настолько разочаруюсь.
Если мы когда-нибудь и увидим вторжение инопланетных беженцев, то произойдет это как-то вот так: тихо, неспешно, неотвратимо, без зависшего в небе звездолета и разрушенных за сутки небоскребов как в «Дне независимости». Разведывательный спутник НАСА с секретным грузом разбился в Центральной Америке; попавшая на него живность (моллюскообразные пришельцы размером в девятиэтажный дом) выползла и в течение нескольких лет расплодилась до такой степени, что над Техасом тот час залетали истребители, а через границу между Мексикой и США построили железобетонную стену. Спустя шесть лет после инцидента молодой фотожурналист Эндрю вынужден по поручению босса переправить через «зараженную зону» симпатичную туристку Саманту обратно домой. И все было бы хорошо, но сперва они не попадают на паром, потом теряют паспорта, потом застревают посреди джунглей, а потом огромная щупальца в тишине холодной ночи утаскивает вооруженных проводников.
Считаю своим долгом предупредить: кинопостеры, ролики издевательски нагло обманывают, обещая сайфай на большом экране. Этот фильм не похож ни новый «Кловерфилд», ни на спилберговские «Войны миров», ни на очередную социальную сатиру в духе «Района №9». Фантастики здесь не больше, чем свежих ананасов в колбасном отделе супермаркета. Лихое название Monsters вчистую дезориентирует немногочисленных зрителей: первое появление пришельца на экране случится, когда хронометраж ленты уверенно перевалит за шестьдесят минут – весьма шикарный трюк, на который решился бы лишь режиссер-дебютант и которым можно только восхищаться. И, что самое главное, понятно почему. Фильм-то не о бегающих кракозябрах и правилах выживания, а о немного других вещах.
Копеечные, снятые за пару недель, почти без сценария, с привлечением двух профессиональных актеров, «Монстры» - пример маленького фильма с большим сердцем. Два непохожих человека, оказавшихся вместе, стремятся вернуться домой – собственно вот и все кино. То ли роуд-муви, то ли история знакомства, то ли драма про людей, осознавших собственное одиночество. Он – «фотограф-падальщик», она – дочка богатого отца. У него шестилетний сын после случайной связи, у нее – важный жених и обручальное кольцо с бриллиантом. У них нет ничего общего, и возможно в другом месте и при других обстоятельствах эти двое никогда бы не познакомились. Именно поэтому, наверное, с некоторым содроганием ждешь появление кровавых культяпок, всех этих распахнутых челюстей с зубами-пилами, но режиссер Эдвардс специально не бросает героев в эпицентр, тактично оставляя компьютерных монстров стоять за околицей. Так что вместо погонь ужас здесь наводит сводящая с ума своей постепенностью неловкость ситуации, как два взрослых человека говорят вполголоса и стесняются трогать друг друга руками. Такая же примерно грусть настигает, когда в один прекрасный день ты обнаруживаешь себя в одежде и растрепанных чувствах лежащим рядом с подругой – и хоть ничего этой ночью между вами не было, проснувшись под утро, ты обнимаешь ее как родную.